НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 09.12.2021 № 12-1029/2021

УИД: 51RS0001-01-2021-003896-64

Дело № 12-1029/2021

РЕШЕНИЕ

9 декабря 2021 года г. Мурманск пр. Ленина, д. 54

Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Макарова И.С., рассмотрев жалобу должностного лица – директора ООО «Колорит» Чуманина А.В. в лице защитника Алымовой Т.А. на постановление ИФНС России по г. Мурманску № 519021112001560000005 от 19.05.2021 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ИФНС России по г. Мурманску № 5519021112001560000005 от 19.05.2021 директор ООО «Колорит» Чуманин А.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей.

Полагая постановление необоснованным, Чуманин А.В. в лице защитника Алымовой Т.А. обратился в суд с жалобой на постановление, указав, что Чуманин А.В. был добросовестно уверен в отсутствии нарушений с его стороны в 2019 году. В настоящее время им устранены допущенные нарушения, более выплаты в наличном виде иностранным сотрудникам Общества не производятся, причем, устранение состоялось еще до вынесения постановления. Также просят учесть, что никакого существенного вреда от действий Чуманина А.В. не причинено ни государству, ни обществу, вредных последствий не наступило. Следовательно, есть все основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с чем просят отменить постановление, восстановив срок на подачу жалобы, поскольку он пропущен по уважительной причине, и ограничиться устным замечанием.

В судебное заседание Чуманин А.В. защитник Алымова Т.А. не явились, извещались надлежащим образом.

Представитель административного органа ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы отзыва на жалобу, пояснив, что в данном случае ссылка на малозначительность не может рассматриваться как обоснованная в свете позиции Верховного Суда РФ, выраженной еще в 2005 году в Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5. Наступление вредных последствий с учетом диспозиции статьи не требуется, речь идет о соблюдении именно валютного законодательства при осуществлении расчетов, неважно по каким основаниям, с иностранными гражданами и нормы Закона были те же самые и в 2019 году, соответственно, изменение судебной практики здесь ни при чем. Чуманину А.В. назначено минимальное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Просила в удовлетворении жалобы отказать.

С учетом вышесказанного в соответствии со статьями 25.15, 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие лица, привлеченного к административной ответственности, защитника.

Заслушав представителя налогового органа, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Считаю обоснованным восстановить срок обжалования с учетом представленных доказательств уважительности его пропуска.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определен порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ).

Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ определены основные используемые понятия:

- валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ);

- резидентами признаются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, и постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (подпункты «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ);

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» (подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ);

- нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ (подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ);

- к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ).

Следовательно, использование валюты Российской Федерации в качестве средства расчета между резидентом и нерезидентом и ее отчуждение нерезиденту является валютной операцией.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «Колорит» (далее - Общество) в 2019 году заключены трудовые договоры с физическими лицами, являющимися гражданами иностранного государства – Республики Узбекистан, а именно: ФИО2ФИО3ФИО4ФИО5ФИО6ФИО7ФИО8ФИО9ФИО10ФИО11 которым по условиям договоров заработная плата выплачивалась в наличном виде через кассу Общества.

Согласно материалам дела, директором Общества в 2019 году являлся Чуманин А.В. и согласно платежной ведомости № 000012 от 23.12.2019 именно он расписывается как законный представитель Общества – директор в том, что выплачена заработная плата за декабрь 2019 года от имени резидента – Общества - нерезидентам – иностранным гражданам – работникам Общества путем выдачи на руки указанным лицам наличной валюты РФ в размере 94447 рублей в общей сумме. Также и в расходных кассовых ордерах № 145-154 Чуманин А.В. указывается как лицо, осуществляющее возврат НДФЛ данным работникам от имени Общества, получившим на руки денежные средства на общую сумму 14111 рублей.

Согласно представленным сведениям Управления по вопросам миграции УМВД России по Мурманской области, вышеуказанные иностранные граждане видом на жительство в РФ не документировались.

С учетом положений ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ ООО «Колорит» является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и соответственно, резидентом, (п.п. «в» п. 6 ч. 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ), а вышеупомянутые граждане иностранных государств на дату выплаты заработной платы и возврата НДФЛ из кассы Общества являются нерезидентами (п.п. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ № 173-ФЗ).

Произведенный 23.12.2019 должностным лицом Общества расчет по заработной плате, выразившийся в выдаче (отчуждению) физическим лицам – нерезидентам валюты Российской Федерации в наличной денежной форме из кассы ООО «Колорит» и возврат НДФЛ, также в наличном виде через кассу Общества, являются валютными операциями между резидентом и нерезидентом, согласно требованиям п.п. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ.

Вместе с тем, ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного закона.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона РФ № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен также частью 2 статьи 14 Закона РФ № 173-ФЗ.

Передача резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы и возврат НДФЛ наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации в перечень исключений не включен.

Учитывая изложенное, осуществление ООО «Колорит» валютных операций по выплате заработной платы и возврату НДФЛ нерезидентам без использования банковского счета в уполномоченном банке свидетельствует о совершении Обществом незаконной валютной операции.

Совокупный анализ материалов дела указывает, что налоговым органом не было допущено существенных процессуальных нарушений, статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ИФНС России по г. Мурманску при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдена, поскольку установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, согласно статье 26.1 данного Кодекса, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается: ответом УВМ УМВД России по МО от 10.02.2021 № 80/5-1714; ответом УВМ УМВД России по МО от 08.04.2021 № 80/5-5184; пояснением ООО «Колорит» № 03 от 01.02.2021 с перечнем всех иностранных работников Общества; письмом № 04 от 01.02.2021 ООО «Колорит» за подписью Чуманина А.В., согласно которому направлены копии документов на 19 иностранных работников; письмом № 01 от 22.01.2021 за подписью Чуманина А.В. о направлении документов на запрос налогового органа; расчетной ведомостью за декабрь 2019 года; оборотно-сальдовой ведомостью за 2019 год; платежной ведомостью № 000012 от 23.12.2019; расходно-кассовым ордерами от 23.12.2019; приказом № 7 от 10.04.2012; копия решения № 1 единственного участника ООО «Колорит» о продлении полномочий Чуманина А.В. от 19.01.2020, трудовыми договорами с ФИО2ФИО3ФИО4ФИО5ФИО6ФИО7ФИО8ФИО9ФИО10ФИО11 протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела.

Ссылка на малозначительность в данном случае оценивается как необоснованная, с учетом разъяснений Постановления Пленума ВС РФ № 5 от 24.03.2005.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В данном случае административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба, административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, в не зависимости от наступления вредных последствий либо причинения вреда.

В связи с этим, поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которые установлена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении руководителя юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Оснований для применения ст. 4.1 в части снижения суммы штрафа и ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей замену штрафа на предупреждение не имеется, поскольку штраф назначен в минимальном размере, а также с учетом того, что в данном случае речь идет об обеспечении экономической безопасности государства, борьба за которую предполагает преодоление оттока капитала, противодействие коррупции и криминальной экономике. Допущенное же нарушение создает потенциальную возможность свободного использования неконтролируемых финансовых потоков в самых разных целях, вплоть до терроризма, что влечет прямую угрозу безопасности Российской Федерации (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах вынесенное постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление ИФНС России по г. Мурманску № 519021112001560000005 от 19.05.2021 о привлечении должностного лица – директора ООО «Колорит» Чуманина А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу Чуманина А.В. в лице защитника Алымовой Т.А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в течение 10 календарных дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья: И.С. Макарова