НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 09.03.2011 № 2-810

                                                                                    Октябрьский районный суд города Мурманска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Изготовлено: 09 марта 2011 года

Дело №2-810/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2011 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего федерального судьи Свиридовой Ж.А.,

при секретаре Макаровой О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Забудского В.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Мурманской области об обязании присвоения звания «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

Забудский В.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Мурманской области об обязании присвоения звания «Ветеран труда».

В обоснование требований указал, Дата он был награжден знаком ЦК ВЛКСМ  2 степени. С Дата ему назначена пенсия по старости. Согласно справке с места работы ФГУП ****, его трудовой стаж в календарном страховом исчислении составляет .... лет 10 меся­цев и 27 дней. Наличие такого стажа работы и награждение знаком дают ему право на получение звания «Ветеран труда». В Дата Забудский В.А. обратился в Государственное об­ластное учреждение «Центр социальной поддержки населения г. Мурман­ска» ****ского окружного отдела с заявлением о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». Дата был получен ответ, содержащий отказ во включении его кандидатуры в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». Данный отказ был основан положениями подпункта 2.5.1.8 пункта 2 Административного регламента, а именно тем, что награждение знаком ЦК ВЛКСМ  2 степени может являться ос­нованием для присвоения звания «Ветеран труда» только при условии на­личия записи в трудовой книжке, подтверждающей факт работы в системе этой организации. Посчитав, что указанный выше подпункт Административного регла­мента противоречит статье 7 Федерального закона «О ветеранах» он обратился в суд с заявлением о признании частично недейст­вующим подпункта 2.5.1.8. регламента. Дата Мурманский областной суд вынес решение, которым требования в указанной части удовлетворил, признав подпункт 2.5.1.8. недействующим в части слов «в системе которых проте­кала работа награжденного согласно записям в его трудовой книжке». Ре­шение сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу. Посчитав, что препятствия для получения звания «Ветеран труда» устранены, Дата он вновь обратился с заявлени­ем о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив все необходимые документы.

Дата ГОУ «ЦСПН г. Мурманска» уведомило его о вклю­чении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», а сам список направлен ответчику. В этот же день из Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской об­ласти ему было направлено письмо-уведомление об отказе в присвоении звания.

Отказ мотивирован тем, что не только п.2.5.1.8. Адми­нистративного регламента, но и пункт 2.5.1.9. требует наличия записи в трудовой книжке, но пункт 2.5.1.9. никем не обжаловался, не отменен и поэтому является основанием для отказа в присвоении звания.

Истец считает отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы.

С учетом изложенного просит суд, признать отказ Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области от Дата в предоставлении звания «Ветеран труда» не законным и обязать Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области присвоить ему звание «Ветеран труда».

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд своих представителей.

В судебном заседании его представители настаивали на удовлетворении заявленных требований, приводили доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. До рассмотрения дела по существу направил в суд письменный отзыв, в котором указал, что согласно постановлению Правительства Мурманской области от 10.11.2010 года № 506-ПП «О мерах по реализации постановления Губернатора Мурманской области от 22.10.2010 № 124-ПГ» Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области реорганизовано в форме выделения из его состава Министерства труда и социального развития Мурманской области с соответствующим распределением функций между этими исполнительными органами государственной власти.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 19.12.2005 № 163-ФЗ) порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 24.06.2009 № 264-ПП, приказом Министерства от 29.10.2009 № 421 утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверений ветерана труда» (далее - Административный регламент). Текст Административного регламента опубликован в газете «Мурманский вестник» за 18 января 2011 года № 6 (4899), стр. 3,4.

Согласно подпункту 2.5.1.9 Административного регламента, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде центральных общественных организаций, массовых движений, которые через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, участвовали в управлении государственными и общественными делами (медали, знаки, значки, почетные грамоты, грамоты, похвальные грамоты и др.), предоставляют помимо заявления и документов, указанных в подпункте 2.5.1 Административного регламента, выписки из трудовых книжек, подтверждающие факт работы в системе этих организаций, объединений.

Исходя из изложенного, полагает, что награды ЦК ВЛКСМ могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда» только в отношении граждан, награжденных за многолетнюю и плодотворную работу в системе ВЛКСМ, т.е. состоящим в штате ЦК ВЛКСМ либо в штате организации, подведомственной ЦК ВЛКСМ.

В связи с тем, что Забудский В.А., награжденный знаком ЦК ВЛКСМ  II степени, не предоставил документы, подтверждающие факт работы в системе ВЛКСМ, основания для присвоения ему звания ветеран труда не имеется.

Просит рассмотреть исковое заявление Забудского В.А. в отсутствие представителя Министерства.

Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статья 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает, что ветеранами труда являются лица:

1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";

2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что приказом Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области от 29 октября 2009 г. N 421 утвержден Административный регламент Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги "Присвоение звания "Ветеран труда" и выдача удостоверений ветерана труда".

В соответствии со статьей 14 Устава Мурманской области, принятого Мурманской областной Думой 26 ноября 1997 года, исполнительную власть в Мурманской области осуществляют Губернатор Мурманской области - высшее должностное лицо Мурманской области, Правительство Мурманской области -высший исполнительный орган государственной власти .... и иные органы исполнительной власти, образуемые в соответствии с уставом области.

В силу статьи 1 ЗМО от 29.12.2007 года №1063-01-ЗМО «О системе органов исполнительной власти Мурманской области» систему органов исполнительной власти Мурманской области составляют: Правительство Мурманской области -высший орган исполнительной власти Мурманской области; иные органы исполнительной власти Мурманской области: министерства, комитеты, управления, государственные инспекции.

Согласно статье 4 приведенного Закона, министерства Мурманской области являются органами исполнительной власти Мурманской области, осуществляющими функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики, в том числе нормативно-правовому регулированию в наиболее важных сферах деятельности, определяемых Правительством Мурманской области, функции по контролю и надзору в этих сферах деятельности, а также функции по оказанию государственных услуг, правоприменительные функции.

Министерство в пределах своих полномочий издает постановления (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации), распоряжения и приказы, в том числе нормативно-правового характера.( часть 5 статьи 4 Закона Мурманской области от 29 декабря 2008 года №1063-01-ЗМО).

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения и социального развития Мурманской области, утвержденному постановлением Правительства Мурманской области от 24 июня 2009 года № 264-ПП, министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по формированию государственной политики Мурманской области и реализации государственной политики, а также по нормативно-правовому регулированию в сферах охраны здоровья граждан и социального развития, функции по контролю и оказанию государственных услуг в этих сферах, а также функции по осуществлению полномочий органа опеки и попечительства (за исключением опеки и попечительства несовершеннолетних).

Министерство издает постановления, распоряжения, приказы в пределах своих полномочий.

Как установлено пунктом 11.1 Регламента исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 25 сентября 2009 года № 447-ПП, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Мурманской области издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, законов Мурманской области, постановлений и распоряжений Губернатора, постановлений и распоряжений Правительства, а также по инициативе исполнительных органов в пределах их компетенции.

Нормативные правовые акты могут издаваться исполнительными органами в виде постановлений (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации), распоряжений и приказов.

Распоряжение и приказ исполнительного органа государственной власти Мурманской области - правовые акты нормативного характера, принятые по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа государственной власти Мурманской области, имеющие обязательную силу для должностных лиц и организаций, которым они адресованы. ( пункт 11.2. I Регламента)

Приказ Министерства от 29.10.2009 № 421, которым утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверений ветерана труда» вступил в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2009 года.

Регламент обладает всеми существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт поскольку содержит правовые нормы обязательного характера, рассчитанные на неоднократное применение, определяющие функции Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области - исполнительного органа государственной власти Мурманской области по предоставлению гражданам государственной услуги по "Присвоение звания "Ветеран труда" и выдача удостоверений ветерана труда".

Пунктом 2.5. Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги "Присвоение звания "Ветеран труда" и выдача удостоверений ветерана труда" установлены требования к составу документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Подпункт 2.5.1. Регламента предусматривает, что для предоставления государственной услуги заявители предоставляют в учреждение по месту жительства документы:

- заявление о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" (приложение N 3);

- удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

- подтверждающие награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации;

- подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде;

- подтверждающие начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны;

- подтверждающие стаж работы, службы (для лиц, указанных в абзаце 5 пункта 1.5 Административного регламента);

- 2 фотографии размером 3 x 4 с указанной на обороте фамилией заявителя.

Согласно пункту 2.5.1.8. Регламента, в качестве документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде, заявители предоставляют удостоверения к ведомственным наградам (нагрудным знакам, нагрудным значкам, почетным званиям, медалям и др.) либо почетные грамоты, грамоты, благодарности, похвальные листы, дипломы, вымпелы и другие награждения за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, учрежденные в установленном порядке, награждение которыми конкретного лица произведено Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, Президентом СССР, руководителями союзных органов государственной власти СССР, руководителями органов государственной власти РСФСР, руководителями общественных организаций, массовых движений, которые через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, участвовали в управлении государственными и общественными делами. При этом все официальные документы о награждении должны содержать обязательные атрибуты: подпись должностного лица в ранге руководителя (первого заместителя руководителя, заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти и соответствующую печать.

Пункт 2.5.1.9. Регламента устанавливает, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде центральных общественных организаций, массовых движений, объединений, которые через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, участвуют (участвовали) в управлении государственными и общественными делами (медали, знаки, значки, почетные грамоты, грамоты, похвальные грамоты и др.), предоставляют помимо заявления и документов, указанных в подпункте 2.5.1 Административного регламента, выписки из трудовых книжек, подтверждающие факт работы в системе этих организаций, объединений.

В судебном заседании установлено, что Дата Забудский В.А. был награжден знаком ЦК ВЛКСМ  2 степени.

С Дата ему назначена пенсия по старости. Согласно справки с места работы ФГУП **** от Дата, трудовой стаж Забудского В.А. в календарном страховом исчислении составляет .... лет 06 месяцев и 19 дней.

В Дата Забудский В.А. обратился в Государственное областное учреждение «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» ****ского окружного отдела с заявлением о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Дата был получен ответ, содержащий отказ во включении его кандидатуры в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». Данный отказ был основан положениями подпункта 2.5.1.8 пункта 2 Административного регламента, а именно тем, что награждение знаком ЦК ВЛКСМ Дата 2 степени может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда» только при условии наличия записи в трудовой книжке, подтверждающей факт работы в системе этой организации. Посчитав, что указанный выше подпункт Административного регламента противоречит статье 7 Федерального закона «О ветеранах», Забудский В.А. обратился в суд с заявлением о признании частично недействующим подпункта 2.5.1.8. регламента.

Дата Мурманский областной суд вынес решение по делу № **, которым требования в указанной части удовлетворил, признав подпункт 2.5.1.8. недействующим в части слов «в системе которых протекала работа награжденного согласно записям в его трудовой книжке». Решение сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу.

Дата Забудский В.А. вновь обратился с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив все необходимые документы.

Дата ГОУ «ЦСПН г. Мурманска» уведомило истца о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», а сам список направлен в Министерство здравоохранения Мурманской области.

Дата Министерством здравоохранения Мурманской области Забудскому В.А. было направлено письмо-уведомление об отказе в присвоении звания. Отказ мотивирован тем, что не только п.2.5.1.8. Административного регламента, но и пункт 2.5.1.9. требует наличия записи в трудовой книжке, но пункт 2.5.1.9. никем не обжаловался, не отменен и поэтому является основанием для отказа в присвоении звания.

Суд полагает отказ незаконным и не обоснованным.

Согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2).

Статья 11 ГПК РФ предусматривает, что суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Из положения Административного регламента следует, что к ведомственным знакам отличия в труде отнесены знаки, звания, медали и другие награды за труд, решение о награждении которыми конкретных лиц произведено руководителями (их заместителями) органов государственной власти и ведомств Российской Федерации, бывшего СССР, РСФСР, общественных организаций, массовых движений, в системе которых протекала работа награжденного, согласно записям в его трудовой книжке. Кроме того, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде центральных общественных организаций, массовых движений, объединений, которые через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, участвуют (участвовали) в управлении государственными и общественными делами (медали, знаки, значки, почетные грамоты, грамоты, похвальные грамоты и др.), предоставляют для присвоения звания помимо заявления и документов, указанных в подпункте 2.5.1 Административного регламента, выписки из трудовых книжек, подтверждающие факт работы в системе этих организаций, объединений.

Из изложенного следует, что Министерством здравоохранения и социального развития Мурманской области фактически определено понятие «ведомственного знака отличия в труде», присваиваемого в том числе и федеральными органами государственной власти Российской Федерации, что противоречит положениям пункта «с» статьи 71 Конституции Российской Федерации, принципу разделения власти между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Между тем, статья 7 Федерального закона "О ветеранах" не содержит положений о том, что ведомственные знаки отличия в труде присваиваются лицам, которые работали в системе органов государственной власти, ведомств и организаций, руководителями которых принято решение о награждении.

Понятие ведомственного знака отличия федеральным законодательством не определено.

Между тем, награждение ведомственным знаком отличия в труде возможно не только граждан, работавших в системе органов государственной власти и ведомств, в том числе бывшего СССР и РСФСР, но и иных лиц, показавших успехи и достижения в труде. Правом решения вопросов о награждении ведомственными знаками отличия наделены общественные организации, представительные и исполнительные органы государственной власти, выполнявшие легитимно предоставленные им полномочия к данной сфере.

Так, согласно приказу Министерства Энергетики РФ от 14 июля 2008 год № 11 «О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации» к награждению ведомственными наградами Министерства энергетики РФ могут быть представлены как работники Министерства, его территориальных органов и подведомственных Министерству организаций, так и работники иных организаций.

Ведомственными знаками отличия в труде Министерства промышленности и торговли Российской Федерации наряду с работниками аппарата Министерства, его территориальных органов, предприятий, организаций и учреждений, находящихся в ведении данного Министерства могут награждаться также работники других предприятий сферы деятельности Министерства Приказ Минпромторга России от 27.06.2008 г. № 8 «О ведомственных знаках отличия в труде Министерства промышленности и торговли Российской Федерации»).Действовавшим ранее Положением о знаке ЦК ВЛКСМ, которое принято постановлением бюро ЦК ВЛКСМ 24 марта. 1981 г., было предусмотрено, что знаком  награждаются комсомольцы, юноши и девушки - активные участники Всесоюзного социалистического соревнования за выполнение решений ХХУ1 съезда КПСС, плановых заданий одиннадцатой пятилетки, добившиеся высоких трудовых достижений, успешно сочетающие ударный труд, общеобразовательную и политическую учеб и активную общественную деятельность.

Награждению подлежали рабочие и специалисты предприятий, различных отраслей промышленности, сферы торговли и обслуживания.

Знак ЦК ВЛКСМ 2 степени присваивался за успешное выполнение и перевыполнение годовых плановых заданий и социалистических обязательств, достижение высоких показателей в соревновании, строгое соблюдение технологического режима, требований стандартов, бережное отношение к материальным ценностям, высокую организованность и дисциплину.

Таким образом, указанная общественная организация обладала правом присвоения награды за успехи в труде работникам различных предприятий и организаций.

По смыслу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального Закона «О ветеранах», к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых принято в соответствии с нормами действующего или ранее действовавшего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями.

Определяя в Административном регламенте, что в качестве ведомственных знаков отличия в труде могут учитываться знаки, звания медали и другие награды за труд, решение о награждении которыми конкретных лиц произведено руководителями (их заместителями) органов государственной власти и ведомств Российской Федерации, бывшего СССР, РСФСР, общественных организаций, массовых движений, в системе которых протекала работа награжденного, согласно записям в его трудовой книжке, Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области исключило возможность принимать в качестве основания присвоения звания «Ветеран труда» значительный объем ведомственных знаков отличия в труде, решение о награждении которыми принималось иными органами, имеющими или имевшими полномочия принимать соответствующие решения.

Это влечет граждан права на присвоение им звания «Ветеран труда», гарантированного статьей 7 Федерального Закона «О ветеранах».

Поэтому суд приходит к выводу, что требования подпункта 2.5.1.9 пункта 2.5 Административного регламента в части предоставления выписки из трудовой книжки, подтверждающие необходимость истцу состоять в штате ЦК ВЛКСМ либо в штате организации, подведомственной ЦК ВЛКСМ не соответствует правовому акту, имеющему большую юридическую силу и лишение истца права на присвоение звания «Ветеран труда», гарантированного статьей 7 Федерального Закона «О ветеранах».

На основании статьи 7 ФЗ «О ветеранах», руководствуясь статьями 56,57, 191-194, 197, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать отказ Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области от Дата в предоставлении Забудскому В.А. звания «Ветеран труда» незаконным.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области присвоить Забудскому В.А. звание «Ветеран труда» и выдать удостоверения ветерана труда.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Мурманский областной суд, через Октябрьский районный суд г. Мурманска, в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Ж.А. Свиридова