НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область) от 02.04.2019 № 2-1584/19

Дело №2-1584/2019

Мотивированное решение изготовлено 02 апреля 2019 года.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 марта 2019 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Лабутиной Н.А.,

при секретаре Максимовой Д.С.,

с участием истца Синельникова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синельникова Андрея Владимировича к акционерному обществу «АльфаСтрахование» о восстановлении водительского класса, коэффициента КБМ по полису обязательного страхования автогражданской ответственности, внесении изменений в АИС РСА по договору обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО),

УСТАНОВИЛ:

Синельников А.В. обратился в суд с иском к АО «АльфаСтрахование» о восстановлении водительского класса, коэффициента КБМ по полису обязательного страхования автогражданской ответственности, внесении изменений в АИС РСА по договору обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

В обоснование заявленных требований указал, что 28.02.2018 ответчиком в отношении автомобиля «Тойота» оформлен полиса со сроком страхования с 28.02.2018 по 27.02.2019. Страховая премия составила 13144 рубля 66 копеек.

02.03.2018 в связи с внесением изменений в договор страхования ответчиком оформлен полис Доплата страховой премии составила 688 рублей 03 копейки. В связи с этим внесена доплата.

Согласно сведений представленным страховщиком, класс по договору страхования ОСАГО установлен в размере 3, что соответствует коэффициенту бонус-малус равному 1.

Истец ежегодно страхует свою гражданскую ответственность и имеет многолетнюю историю страхования, в связи с чем, при заключении договоров ОСАГО имеет право на повышенный водительский класс по ОСАГО, от которого зависит возможность получения скидок за безаварийную езду по системе «бонус-малус» за счет применения понижающего значения КБМ при расчете страховых премий по ОСАГО.

15.09.2016 в отношении гражданской ответственности истца ПАО «СК «Росгосстрах» заключило договоров со сроком действия с 15.09.2016 по 14.09.2017 с присвоением класса страхования 12, что соответствует коэффициенту бонус-малус равному 0,55.

Однако при оформлении полиса ПАО «СК «Росгосстрах» для истца применен начальный водительский класс «3-х» (КБМ=1), что подтверждается сведениями из АИС РСА.

В связи с этим истец обратился в Первомайский районный суд г.Мурманска с требованием внесения изменений в АИС РСА, установлении достоверного класса страхования.

Поскольку в настоящее время в отношении истца оформлен полис с указанным классом 3, истец обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений, предоставив заверенную копию решения Первомайского районного суда г.Мурманска.

Однако до настоящего времени ответчиком требование не удовлетворено, водительский класс в полисе страхования не изменен.

Истец считает, что наличие у него начального водительского класса «3» по спорному договору ОСАГО не отвечает объективной реальности, сведения о его страховании имелись у страховщика, ответчик не был лишен возможности провести корректировку.

18.09.2019 истец обратился в АО «АльфаСтрахование» с заявлением о восстановлении водительских классов, предоставлении сведений о страховании, внесении изменений в договор страхования, а также перерасчете страховой премии.

27.09.2018 в адрес истца направлено уведомление об отказе в пересчете коэффициента и изменении водительского класса.

Таким образом, истец, осуществив доплату страховой премии в размере 688 рублей 03 копейки, понес необоснованные убытки. В добровольном порядке страховщиком убытки истца не компенсированы.

Просил признать за истцом право на установление водительского класса по договору страхования равный «13» и коэффициента бонус-малус равный «0,50». Обязать АО «АльфаСтрахование» произвести пересчет коэффициента бонус-малус и класса страхования по договору страхования , произвести пересчет страховой премии по полису страхования , внести изменения в АИС РСА о предыдущих периодах страхования, указав достоверный класс страхования и коэффициент бонус-малу. Взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей, почтовые расходы в размере 250 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб.

Истец Синельников А.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Представитель ответчика АО «АльфаСтрахование» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образов, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что документов подтверждающих подачу заявлений о внесении изменений в АИС КБМ по полису в электронном виде через сайт страховщика, истцом не представлено. Просит отказать в удовлетворении исковых требований. В случае удовлетворения исковых требований просил снизить размер услуг представителя в соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда, а также рассмотреть дело без его участия.

Выслушав истца исследовав материалы настоящего дела, материалы дела №2-3411/2018, суд приходит к следующему.

Пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает необходимость соответствия договора обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В соответствии с подпунктами 1 и 6 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Согласно пункту 2.1 Положения о Правилах ОСАГО, страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.

В силу подпункта «а» пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», один из коэффициентов, входящих в состав страховых тарифов, устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», автоматизированная информационная система обязательного страхования создается, в том числе, в целях применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпункта «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, и содержит сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах и иные необходимые сведения об обязательном страховании. Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков.

В соответствии с Указанием Центрального Банка РФ от 19.09.2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов, аналогично установлено, что один из коэффициентов страховых тарифов находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент КБМ). Приложением утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, которые определяются началом годового срока страхования и концом годового срока страхования, начиная с «М», «0», «1», «2»... до «13», влияя ежегодно на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая ее размер.

В целях применения коэффициента «бонус-малус» в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» создана и функционирует Автоматизированная информационная система обязательного страхования (АИС РСА), оператором которой является Российский Союз Автостраховщиков.

В силу статьи 9 этого же Закона, страховщик обязан применять при расчете страховой премии действительные коэффициенты КБМ.

Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности (пункт 7 статьи 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

При превращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования пункт 10 указанной статьи Закона об ОСАГО).

Согласно Положению Центрального Банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователю сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования (АИС РСА) и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, 27.02.2018 между ФИО1 и АО «АльфаСтрахование» в отношении автомобиля «Тойота» заключен договор ОСАГО, страховой полис со сроком страхования с 28.02.2018 по 27.02.2019 Страховая премия составила 13144 рубля 66 копеек, к управлению транспортным средством допущен ФИО1

02.03.2018 Весниным А.И в отношении автомобиля «Тойота» внесены изменения в договор страхования с АО «АльфаСтрахование» оформлен полис

К управлению транспортным средством допущены ФИО2 и Синельников А.В. Страховая премия составила 688 рублей 03 копейки.

Согласно сведений представленным страховщиком, класс по договору страхования ОСАГО установлен в размере 3, что соответствует коэффициенту бонус-малус равному 1.

15.09.2016 между Холодиловым Ю.Н. и ПАО СК «Росгосстрах» в отношении автомобиля «Volvo ХС60», г.р.з. заключен договор ОСАГО со сроком действия с 15.09.2016 г. по 14.09.2017. К управлению транспортным средством допущен Синельников А.В. с присвоением класса страхования 12, что соответствует коэффициенту «бонус-малус» равному 0,55.

Согласно сведениям АИС PCА № 62659228 от 16.09.2017 г. в связи с тем, что не найдено ни одного страхового возмещения коэффициент бонус-малус в отношении Синельникова А.С. на 05.09.2017 равен 0,55, водительский класс равен 12.

Согласно сведениям АИС PCА от 24.01.2019 КБМ по договору ОСАГО серии равен 1.

Сведений об иных обстоятельствах, которые могли бы служить основанием для снижения водительского класса и коэффициента «бонус-малус» у сторон не имеется, суду не заявлено.

Решением Первомайского районного суда г.Мурманска от 12.07.2018 удовлетворены исковые требования Синельникова А.В. к ПАО «Росгосстрах» о восстановлении водительского класса, коэффициента КБМ по полису обязательного страхования автогражданской ответственности, внесении изменений в АИС РСА по договору обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

Указанным решение постановлено: «Обязать ПАО СК «Росгосстрах» в лице филиала в Мурманской области произвести корректировку коэффициента бонус-малус (КБМ) и класса страхования и внести изменения в автоматизированную систему обязательного страхования о КБМ в размере 0,55 и классе водителя равном 12 на начало срока страхования по договору обязательного страхования автогражданской ответственности (страхователь ФИО4.).

18.09.2019 истец обратился в АО «АльфаСтрахование» с заявлением о восстановлении водительских классов, предоставлении сведений о страховании, внесении изменений в договор страхования, а также перерасчете страховой премии.

27.09.2018 в адрес истца направлено уведомление об отказе в пересчете коэффициента и изменении водительского класса.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела письменными доказательствами, которые соответствуют принципам относимости и допустимости, не оспорены сторонами, потому принимаются судом в качестве доказательств по делу.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд находит обоснованными требования истца в части возложения на ответчика обязанности при расчете коэффициента страхового тарифа использовать данные последнего полиса обязательного страхования автогражданской ответственности серии ЕЕЕ № 0376910676, согласно которому истец допущен к управлению транспортного средства, в период с 15.09.2016 по 14.09.2017, с КБМ=0,55, класс – 12

На основании установленных по делу обстоятельств, исследовав сведения о страховании истца из АИС РСА, суд установил, что ответчиком при заключении договора , согласно которому истец допущен к управлению ТС, был применен недостоверный коэффициент КБМ = 1, водительский класс - 3, в связи с чем нарушенное право истца подлежит восстановлению, путем признания за Синельниковым А.В. права на 13-й класс на момент окончания годового срока страхования по договору обязательного страхования автогражданской ответственности серии - за 2016 - 2017 г., с возложением на АО «АльфаСтрахование» обязанности внести в автоматизированную систему страхования РСА соответствующие изменения в сведениях о страховании автогражданской ответственности.

Доводы ответчика о том, что поскольку Полис был заключен в виде электронного документа, то изменения в Договор ОСАГО должны осуществляться в электронном виде, признаны судом не состоятельными.

Так, согласно пункту 1.11 Положения о Правилах ОСАГО после получения страховщиком от страхователя заявления в электронной форме, подписанного в соответствии с требованиями настоящего пункта Правил, об изменении сведений, указанных ранее в заявлении о заключении договора обязательного страхования в электронной форме, страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска исходя из страховых тарифов по обязательному страхованию, а страховщик - внести изменения в страховой полис обязательного страхования (в случае если сведения, об изменении которых заявляет страхователь, ранее были отражены в полисе обязательного страхования). В этом случае страховщик в срок не позднее двух рабочих дней с момента уплаты дополнительной страховой премии, а в случае если сообщенные страхователем изменения сведений не требуют доплаты страховой премии - не позднее двух рабочих дней с даты получения страховщиком заявления об изменении сведений направляет страхователю переоформленный (новый) полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанный в порядке, предусмотренном настоящим пунктом Правил. В случае если сведения, об изменении которых заявляет страхователь, ранее не были отражены в полисе обязательного страхования и не требуют их отражения в полисе обязательного страхования, страхователю в сроки, предусмотренные настоящим абзацем, направляется электронное уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона "Об электронной подписи", об учете страховщиком измененных сведений.

Бремя доказывания наличия правовых оснований, обосновывающих факт занижения водительского класса Синельникова А.В., лежит на страховой компании, поскольку обязанность производить правильный расчет страховой премии, вносить корректные сведения в АИС РСА, производить сверку сведений, представленных страхователем со сведениями АИС РСА, выявлять несоответствия, допущенные при страховании, возложена законом на страховщика.

В силу статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 (ред. от 29.06.2010) «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», поскольку моральный вред определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае (п.25).

Учитывая конкретные обстоятельства дела, степень вины ответчика, суд полагает разумным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.

Согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимые расходы.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии со статьей 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из материалов дела следует, что расходы истца на оплату услуг представителя составили 15000 рублей, что подтверждается квитанцией от 10.01.2019.договором об оказании юридических услуг от 13.01.2019, распиской в получении денежных средств по договору.

При определении размера компенсации расходов на оплату услуг представителя, с учетом требований статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает фактические услуги, оказанные представителем, в том числе количество и сложность изготовленных документов, и полагает разумным взыскать в пользу истца 10000 рублей.

В силу статей 94, 98 ГПК РФ почтовые расходы в сумме 250 рублей, суд признает необходимыми и понесенные истцом в целях предъявления иска в суд и признает их подлежащими возмещению истцу за счет средств ответчика.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Синельникова Андрея Владимировича к акционерному обществу «АльфаСтрахование» о восстановлении водительского класса, коэффициента КБМ по полису обязательного страхования автогражданской ответственности, внесении изменений в АИС РСА по договору обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) – удовлетворить.

Обязать акционерное общество «АльфаСтрахование» произвести корректировку коэффициента бонус-малус (КБМ) и класса страхования и внести изменения в автоматизированную систему обязательного страхования о КБМ в размере 0,50 и классе водителя равном 13 на начало срока страхования по договору обязательного страхования автогражданской ответственности (страхователь ФИО5).

Взыскать с акционерного общества «АльфаСтрахование» в пользу Синельникова Андрея Владимировича судебные расходы в размере 10250 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, а всего 10750 рублей.

Взыскать с акционерного общества «АльфаСтрахование» в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н. А. Лабутина