НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область) от 27.07.2023 № 2А-2743/2023

Дело № 2а-2743/2023

УИД 48RS0002-01-2023-001723-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2023 года г. Липецк

Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Лагуты К.П.,

при секретаре Меренковой Л.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску УФНС России по Липецкой области к Анохиной И.А. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

УФНС России по Липецкой области обратилось в суд с административным иском, в котором просило взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на доходы за 2021 год в размере 6568 руб. В обосновании административного иска указано на то, что Анохиной И.А. предоставлена налоговая декларация по налогу в отношении доходов физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2021 год. Сумма налога согласно данной декларации составила 6568 руб. Анохиной И.А. направлено требование № 6774 об уплате недоимки, которое также не было исполнено. Административный истец обращался за выдачей судебного приказа о взыскании недоимки и 23 сентября 2022 года судебный приказ был выдан, однако определением от 21 октября 2022 года судебный приказ был отменен. Административный истец просит взыскать в судебном порядке указанную недоимку.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом, представлены письменные пояснения по делу.

Административный ответчик Анохина И.А. в судебном заседания против удовлетворения требований возражала, ссылаясь на то, что налог ею был оплачен одновременно с подачей декларации, что подтверждается чек-ордером от 27 апреля 2022 года. Также указано на пропуск срока обращения в суд и неполучения требования об уплате недоимки.

Выслушав административного ответчика Анохину И.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции на дату возникновения обязанности по уплате налогов) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1).

Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.1).

В соответствии со статьёй 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу (пункт 1).

Согласно пунктам 2, 4 и 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Пунктом 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности (пп.2 п.1). Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (п.2). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (п.3). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.6). Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей (п.7) Авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода (п.8).

Как предусмотрено статье 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса (п.1). В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), налоговые вычеты, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники выплаты таких доходов, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода (п.4).

Согласно пункту 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Таким образом, исходя из указанных выше положений закона, суд приходит к выводу, что законодатель разграничил понятия авансового платежа и суммы налога, и установил различные сроки их уплаты.

Как следует из материалов дела Анохина И.А. зарегистрирована в качестве адвоката.

28 апреля 2022 года ею подана налоговая декларация формы 3-НДФЛ за 2021 год, в соответствии с которой ею получен доход в размере 50526 руб. 90 коп., сумма налога от указанного дохода составила 6568 руб. Также в указанной декларации указана сумма исчисленного авансового платежа за первый квартал (стр.200) – 4359 руб., за полугодие (стр.201) – 268 руб., за девять месяцев (стр. 202) – 10217 руб.

Как следует из выписки КРСБ, а также письменных пояснений административного истца сумма 4359 руб. и 5858 руб. - это авансовые платежи.

Как указано выше авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода (п.8 ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование № 6774 по состоянию на 19 мая 2022 года об уплате налога на доходы физических лиц в размере 4359 руб. со сроком уплаты налога - 26 апреля 2021 года и 5858 руб. со сроком уплаты налога – 25 октября 2021 года. В требовании установлен срок исполнения – не позднее 05 июля 2022 года.

Сведения о направлении указанного требования подтверждается отчетом об отслеживании отправления АО «Почта России» ПС «Регион курьер+» со штрих-кодом .

Из имеющихся в деле доказательств суд приходит к выводу, что указанные в требовании № 6774 задолженности относятся к авансовым платежам за первый квартал и девять месяцев, что следует из сумм и сроков уплаты налога. Кроме того, данное требование направлено до истечения срока уплаты налога (не позднее 15 июля), что также свидетельствует об отнесении требования к авансовым платежам.

Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваются в течение налогового периода, а, следовательно, в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.

Авансовый платеж по НДФЛ не является налогом, поскольку окончательная сумма налога определяется по итогам налогового периода - 30 апреля 2022 года за 2021 год.

Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, позволяющих налоговому органу взыскивать с налогоплательщика суммы авансовых платежей, поскольку принудительное взыскание возможно только в отношении недоимки по налогу.

Задолженность по данному налогу может возникнуть только после 15 июля календарного года, следующего за отчетным.

В соответствии со статьями 45 и 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, неуплаты пени и штрафа налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени или штрафа; в случае неисполнения указанного требования принимается решение о взыскании налога, сбора, пени или штрафа.

Таким образом, налоговый орган не вправе осуществлять принудительное взыскание авансовых платежей по НДФЛ, а требование о взыскании налога по НДФЛ в размере 6568 руб. в адрес налогоплательщика не направлялось. Письменные пояснения представителя административного истца о том, что сумма налога подлежит расчету из авансовых платежей, указанных в требовании № 6774 не свидетельствует о направлении именно требования о взыскании недоимки по налогу.

В связи с отсутствием доказательств исполнения налоговым органом обязанности по направлению в адрес административного ответчика требования о взыскании недоимки по налогу, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не был соблюден порядок взыскания налога и соответственно отсутствуют основания для взыскания указанной недоимки в судебном порядке.

На основании изложенного в удовлетворении административного иска надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления УФНС России по Липецкой области к Анохиной И.А. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2021 год отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено – 10 августа 2023 года