НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область) от 26.03.2018 № 2А-633/2018

Дело №2а-633/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 марта 2018 года г. Липецк

Октябрьский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего судьи Грабовского Д.А.,

при секретаре Беляевой А.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Зотова Юрия Алексеевича к ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Липецке по Липецкой области, ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка об обязании совершить действия по возврату страховых взносов, пени,

УСТАНОВИЛ:

Зотов Ю.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Липецке по Липецкой области, ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка о признании незаконным решения № от 14.03.2017 года, обязании совершить действия по возврату излишне взысканных (оплаченных) страховых взносов, пени в размере 288 772,63 рублей, ссылаясь на то, что 12.01.1999 года Зотов Ю.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, 22.09.2017 года он прекратил предпринимательскую деятельность. В период с декабря 2016 года по 14.03.2017 года с ИП Зотова Ю.А. были излишне взысканы страховые взносы. Также ИП Зотов Ю.А. сам излишне уплатил страховые взносы. В постановлении Конституционного Суда РФ №27-П от 30.11.2016 года было указано, что положения п. 1 ч. 8 ст. 14 ФЗ №212-ФЗ от 24.07.2009 года и ст. 227 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Таким образом, не только сумму доходов, но и сумму расходов необходимо учитывать при определении платежа с доходов свыше 300 000 рублей, что не учтено органом пенсионного фонда. Из полученного акта сверки от 09.10.2017 года, представленного истцу УПФР в г. Липецке, у Зотова Ю.А. имелась задолженность по неуплаченным взносам за 2014 год в размере 54 114,23 рублей, за неуплату которой начислено пени в сумме 13 311,91 рублей. При этом сумма фиксированных платежей за 2014 год составила 17 328,48 рублей, истцом обязанность по оплате фиксированных страховых платежей исполнена в полном объёме, что подтверждается указанным актом сверки. При этом согласно налоговой декларации за 2014 год ИП Зотовым Ю.А. был получен доход в сумме 7 021 783,60 рублей, расходы в 2014 году составили 6 724 462,60 рублей, то есть, сумма доходов за минусом суммы расходов составила 297 321 рубль. На основании решений № от 14.03.2017 года и № от 14.03.2017 года со счета ИП Зотова Ю.А. были также излишне списаны денежные средства в размере 34 164,86 рублей, что подтверждается соответствующими инкассовыми поручениями и платежным ордером № от 16.03.2017 года. Также 01.11.2016 года УПФР в г. Липецке было выставлено требование об уплате недоимки за 2015 год в размере 140 096,21 рублей, которая состоит из недоимки по страховым взносам в размере 130 275,60 рублей и пени в размере 9 820,61 рублей. Зотов Ю.А. произвел оплату данного требования в полном объёме, что подтверждается платежными поручениями № и № от 16.11.2016 года. В то же время согласно налоговой декларации Зотовым Ю.А. был получен доход в 2015 году в сумме 14 160 402 рубля, расходы составили 13 532 101 рубль. Сумма дохода для расчёта взносов составила 628 301 рубль, в связи с чем сумма взносов, подлежащая уплате за 2015 год составляет 3 283,01 рублей, а сумма фиксированного платежа за 2015 год составляет 18 610,80 рублей, она была уплачена истцом 22.04.2016 года. Кроме того, 02.12.2016 года со счета Зотова Ю.А. было списано 9 820,61 рублей, что подтверждается инкассовым поручением №. Согласно налоговой декларации за 2016 год сумма доходов, полученных ИП Зотовым Ю.А., составила 12 456 764 рубля, расходы за 2016 год составили 11 779 456 рублей, в связи с чем сумма взносов, подлежащая уплате за 2016 год составляет 3 773,08 рублей. Сумма фиксированного платежа за полный 2016 год составляет 19 356,48 рублей. Зотов Ю.А. обязанность по уплате фиксированного платежа за 2016 год исполнил полностью, что подтверждается актом сверки, также 22.03.2017 года им были оплачены страховые взносы на пенсионное страхование в сумме 108 464,03 рублей, то есть, Зотов Ю.А. вновь переплатил страховые взносы за 2016 год в сумме 104 690,95 рублей. 08.12.2017 года административный истец направил в адрес УПФР в г. Липецке заявление о возврате излишне уплаченных и взысканных страховых взносов за 2015-2016 годы, а также заявление о снятии задолженности за 2014 год, однако решений по данным заявлениям получено не было.

В дальнейшем административный истец неоднократно уточнял исковые требования, в итоге, ссылаясь на те же доводы, просил обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке Липецкой области совершить действия по возврату излишне уплаченных страховых взносов в пеней Зотову Ю.А. за период 2014-2016 годы в размере 244 762,62 рублей, а также излишне взысканных страховых взносов в размере 43 985,47 рублей.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на письменные пояснения, согласно которым в связи с администрированием налоговыми органами страховых взносов с 01.01.2017 года задолженность по обязательным платежам и санкциям была передана из УПФР в г. Липецке Липецкой области в налоговый орган по месту учёта должника, при этом согласно представленным налоговым декларациям за 2014 год сумма доходов за минусом расходов составила 297 321 рубль, за 2015 год – 628 301 рубль, за 2016 год – 677 308 рублей. Пенсионным фондом было установлено неисполнение Зотовым Ю.А. обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем ему были выставлены требования. Также налоговым органом Зотову Ю.А. было выставлено требование № от 04.01.2017 года по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 121 299 рублей, а также задолженность по пени в сумме 24 801,67 рублей, срок добровольного обязательств по требованию – 16.01.2017 года. У налогового органа отсутствует техническая возможность произведения перерасчёта сумм начислений, произведенных пенсионным фондом.

Представитель административного ответчика УПФР в г. Липецке Липецкой области Винниченко Д.С. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на письменные пояснения, согласно которым согласно письму Министерства труда и социальной защиты РФ №17-3/10/В-977 от 07.02.2017 года перерасчёт обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных и оплаченных до 02.12.2016 года органам Пенсионного фонда можно производить только на основании судебного решения. Сумма доходов ИП Зотова Ю.А. за 2014 год составила 7 021 784 рубля, за 2015 год – 14 160 402 рубля, за 2016 год – 677 308 рублей, в связи с чем сумма подлежащих уплате стразовых взносов, определенная на основании сведений налогового органа, составляет за 2014 год – 67 217,84 рублей, за 2015 год – 130 275,60 рублей, за 2016 год – 3 773,08 рублей. С 01.01.2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам, полномочия органов Пенсионного фонда РФ с 01.01.2017 года ограничены принятием решения о возврате сумм, излишне уплаченных страховых взносов, пеней за периоды до 01.01.2017 года, при этом полномочиями по их фактическому возврату органы Пенсионного фонда не обладают.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего на момент начисления административному истцу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:

для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации;

Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом:

Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов и т.д.В соответствии со ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации признаны в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Таким образом, сумма подлежащих уплате взносов на обязательное пенсионное страхование помимо фиксированного размера согласно разъяснениям, данным в вышеуказанном Постановлении, должна рассчитываться, исходя из доходов лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, за минусом расходов.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 21 того же Федерального закона решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, и штрафов.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Из представленных суду документов следует, что:

в 2014 году ИП Зотов Ю.А. получил доход в сумме 7 021 783,60 рублей, сумма расходов составила 6 724 462,60 рублей,

в 2015 году сумма дохода составила 14 160 402 рубля, сумма расходов – 13 532 101 рублей,

в 2016 году сумма дохода составила 12 456 764 рубля, сумма расходов – 11 779 456 рублей.

Приведенные суммы доходов и расходов подтверждаются представленными суду ИФНС России по Октябрьскому району налоговыми декларациями ИП Зотова Ю.А. за период с 2014 по 2016 годы.

В этой связи сумма страховых взносов, рассчитанных на сумму дохода, превышающую 300 000 рублей, с учётом разъяснений Конституционного Суда РФ, а также сумма фиксированных взносов будет составлять:

в 2014 году – 7 021 783,60 - 6 724 462,60 = 297 321 рубль, т.е., 0,0 рублей, так как сумма дохода не превышает 300 000 рублей, а размер фиксированных взносов – 5 554 (МРОТ) х 26% х 12 = 17 328 рублей 48 копеек,

в 2015 году – (14 160 402 - 13 532 101 – 300 000) х 1% = 3 283 рублей 01 копейка, а размер фиксированных взносов – 5 965 (МРОТ) х 26% х 12 = 18 610 рублей 80 копеек,

в 2016 году – (12 456 764 - 11 779 456 – 300 000) х 1% =3 773 рубля 08 копеек, а размер фиксированных взносов – 6 204 (МРОТ) х 26% х 12 = 19 356 рублей 48 копеек.

Согласно представленным платежным документам Зотовым Ю.А. было уплачено, а также взыскано с него страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

за 2014 год на основании решений о взыскании № от 14.03.2017 года и № от 14.03.2017 года по платежному поручению № от 14.03.2017 года взыскано 4 рубля 52 копейки, по платежному поручению № от 14.03.2017 года – 24 801 рубль 67 копеек, по платежному ордеру № от 16.03.2017 года – 9 358 рублей 67 копеек, а также по платежному поручению № от 12.12.2014 года был уплачен фиксированный платеж за 2014 год в сумме 17 328,48 рублей;

за 2015 год по платежному поручению № от 16.11.2016 год 130 275 рублей 60 копеек, по платежному поручению № от 16.11.2016 года 9 820 рублей 61 копейка, по инкассовому поручению № от 01.12.2016 года в сумме 9 820 рублей 61 копейка, а также согласно реестру поступления платежей от страхователя Зотовым Ю.А. по платежному поручению № от 22.09.2015 года им был оплачен фиксированный взнос в сумме 18 610 рублей 80 копеек;

за 2016 год по платежному поручению № от 12.12.2016 года оплачен фиксированный взнос в сумме 19 356 рублей 48 копеек, по чек-ордеру № от 22.03.2017 года оплачено 108 464,03 рублей.

Согласно представленному административным истцом расчёту сумма пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2015 год за период с 02.04.2016 года по 22.04.2016 года на сумму 3 283,01 рублей составляет 24,07 рублей.

Указанный размер пени административными ответчиками не оспорен, другой расчёт суду не представлен.

08.12.2017 года Зотов Ю.А. обратился с заявлением в УПФР в г. Липецке Липецкой области о снятии задолженности за 2014 год по страховым взносам 1% в сумме 54 114,23 рублей и пени в сумме 13 311,91 рублей, всего – 67 426,14 рублей.

Также 08.12.2017 года Зотов Ю.А. обратился в УПФР в г. Липецке по Липецкой области с заявлениями о возврате сумм, излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов за 2015 и 2016 годы.

09.01.2018 года УПФР в г. Липецке Липецкой области в адрес Зотова Ю.А. было направлено уведомление о принятом решении об отказе в возврате сумм, излишне уплаченных денежных средств.

В то же время 05.01.2018 года Зотову Ю.А. было направлено уведомление № о принятом решении о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств в сумме 70 060,27 рублей по расчётным периодам, истекшим до 01.01.2017 года, факт возврата указанных денежных средств административному истцу им не оспорен.

Таким образом, из вышеприведенных документов следует, что размер фиксированных взносов на обязательное пенсионное страхование Зотов Ю.А. за период с 2014 по 2016 год уплатил в полном объёме, при этом за тот же период им была осуществлена переплата, а также с него были излишне взысканы денежные средства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% с суммы доходов, свыше 300 000 рублей, а именно:

за 2014 год – (4,52 + 24 801,67 + 9 358,67 (суммы уплаченных взносов)) – 0,0 (сумма, которая должны была быть оплачена) = 34 164,86 рублей,

за 2015 год – (130 275,60 + 9 820,61 + 9 820,61 (суммы уплаченных и взысканных денежных средств)) – 3 283,01 (сумма страховых взносов, подлежащая уплате) – 24,07 (пени за несвоевременную уплату) = 146 609,74 рублей,

за 2016 год - 108 464,03 (сумма уплаченных страховых взносов) – 3 773,08 (сумма страховых взносов, подлежащая уплате) = 104 690,95 рублей.

Таким образом, с учётом возвращенных административному истцу денежных средств в сумме 70 060,27 рублей, Зотовым Ю.А. были излишне уплачены (взысканы) денежные средства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 2014 по 2016 годы в следующем размере: 34 164,86 + 146 609,74 + 104 690,95 - 70 060,27 = 215 405 рублей 28 копеек.

Поскольку доказательств наличия у административного истца задолженности по уплате страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 года, не представлено, исковые требования в части обязания ГУ- УПФР в г. Липецке по Липецкой области совершить действия по возврату Зотову Ю.А. страховых взносов, пени в размере 215 405,28 рублей подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Липецке по Липецкой области совершить действия по возврату Зотову Юрию Алексеевичу страховых взносов, пени в размере 215 405 рублей 28 копеек.

В остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья Д.А. Грабовский

Мотивированное решение изготовлено в соответствии со ст. 177 КАС РФ 02.04.2018 года

Судья Д.А. Грабовский