НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область) от 25.01.2024 № 2-276/2024

Дело № 2- 276/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 января 2024 года г. Липецк

Октябрьский районный суд г.Липецка в составе председательствующего судьи Курдюкова Р.В., при секретаре Плугаревой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к областному государственному казенному предприятию «Липецкий аэропорт» о взыскании индексации заработной платы, процентов за просрочку выплаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с названным иском к областному государственному казенному предприятию «Липецкий аэропорт» (ОГКП «Липецкий аэропорт»). В обоснование исковых требований ссылался на то, что работал в ОГКП «Липецкий аэропорт» с 05 января 2004 года в должности начальника отдела кадров, был уволен 28 июля 2023 года по сокращению численности (штата). В 2023 году ему не была произведена индексация заработной платы за 2022 год, которая должна производиться согласно ст.134 ТК РФ. В 2022 году согласно Росстату инфляция в России составила 11,94%. За период 2023 года ему было начислено 464 818,92 руб. За второй месяц после увольнения ему было выплачено выходное пособие в размере 52 285,44 руб. С учетом уточнения исковых требований просил взыскать с ответчика индексацию заработной платы за период с ноября 2022 года по октябрь 2023 года в размере 130 773,61 руб., проценты за просрочку выплаты индексации по статье 236 ТК РФ в размере 23 141,98 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы иска, указал, что положения локальных актов работодателя не должны противоречить нормам ТК РФ, гарантирующим индексацию заработной платы работникам.

Представитель ОГКП «Липецкий аэропорт» по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что ответчик не относится к указанным в статье 134 ТК РФ государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, является казенным, коммерческим предприятием, в связи с чем вопрос индексации заработной платы подлежит разрешению в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя. Коллективный договор и иные локальные акты ответчика устанавливают два требования к индексации заработной платы: получение согласия управления дорог и транспорта Липецкой области; наличие финансовых средств. Периодичность индексации данными актами не установлена. В 2022 году ОГКП «Липецкий аэропорт» по согласованию с управлением дорог и транспорта Липецкой области произведена индексации заработной платы работников ответчика, включая истца, в размере 7,1%. Необходимость оптимизации работы ответчика в 2023 году обусловила проведение организационно-штатных мероприятий и сокращение штата ОГКП «Липецкий аэропорт», что привело к высокой финансовой нагрузке на фонд оплаты труда предприятия, в связи с чем индексация заработной платы в 2023 году не производилась. Кроме того, индексация заработной платы является не единственным способом обеспечения роста заработной платы и работодатель вправе избрать иной способ, что и было сделано в отношении истца путем выплаты ему доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - управления дорог и транспорта Липецкой области по доверенности ФИО3 в судебном заседании полагала исковые требования истца не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на доводы, которые аналогичны доводам представителя ответчика.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

На основании ч.2 ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. 35 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст.191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы; доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера. При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда, основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.

Стимулирующие выплаты - это доплаты и надбавки, премии и иные поощрительные выплаты, которые являются составной частью заработной платы. В зависимости от оснований стимулирующие выплаты подразделяются на производственные - выплаты, которые осуществляются за трудовые достижения, и непроизводственные - начисляемые к праздникам, юбилеям и так далее. По основанию для начисления стимулирующие выплачиваются за хорошую работу; за выполнение плана; за любые другие достижения сотрудников. Стимулирующие выплаты не являются гарантированными систематическими выплатами, не входят в число обязательных выплат и их выплата не является безусловной, поскольку связана с определенными показателями и условиями.

В силу статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

По смыслу нормативных положений приведенной статьи Трудового кодекса Российской Федерации, порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не относятся к бюджетной сфере, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.

Исходя из буквального толкования положений статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.

Согласно ст.ст.113,297 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Судом установлено, что истец ФИО1 работал в ОГКП «Липецкий аэропорт» в должности начальника отдела кадров с 05 января 2004 года, 28 июля 2023 года уволен с занимаемой должности по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ (сокращение численности (штата).

В соответствии с Уставом ОГКП «Липецкий аэропорт» (утв. приказом от 04.12.2019 г. №523 управления дорог и транспорта Липецкой области, утв. приказом от 25.12.2019 №724 управления имущественных и земельных отношений Липецкой области) предприятие является казенным предприятием.

В соответствии с пунктом 1.3 Устава предприятие является коммерческой организацией.

Согласно п.3.7 Устава предприятие организует свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с утвержденными управлением дорог и транспорта сметой доходов и расходов, а также программой деятельности Предприятия. Распределение и использование доходов предприятия осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной управлением дорог и транспорта Липецкой области.

Коллективный договор ОГКП «Липецкий аэропорт» на 2021-2023 гг. был принят на собрании трудового коллектива 31.03.2021 г. и прошел уведомительную регистрацию в администрации муниципального района Липецкой области 5.04.2021 г. (регистрационный номер 822).

Положение об оплате труда работников ОГКП «Липецкий аэропорт» утверждено директором предприятия 09.03.2011 г., согласовано с учредителем 09.03.2011 г. В данное Положение по согласованию с управлением дорог и транспорта Липецкой области вносились изменения 22.12.2021 г., 01.07.2022 г., 09.12.2022 г.

Пунктами 4.1.1,4.1.3,4.1.4 Коллективного договора ОГКП «Липецкий аэропорт» на 2021 - 2023 гг. предусмотрено, что фонд оплаты труда работников предприятия определяется исходя из утвержденного лимита численности, тарифных ставок (должностных окладов), установленных доплат и надбавок, а также действующего Положения о премировании. Фонд оплаты труда, лимит численности, структура и штатное расписание работников утверждаются приказом руководителя предприятия по согласованию с управлением дорог и транспорта Липецкой области и управлением экономического развития Липецкой области. По согласованию с управлением дорог и транспорта Липецкой области при наличии финансовых средств, в целях повышения уровня реального содержания заработной платы производить ее индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в порядке, установленном действующими законами и иными нормативными актами.

Коллективный договор подписан представителями работодателя, включая истца, с одной стороны, и представителем работников, с другой стороны.

Судом также установлено, что финансовое обеспечение деятельности предприятия в спорный период обеспечивалось за счет бюджетных ассигнований и от иных поступлений от осуществления деятельности, для которой создано предприятие на основании утвержденной управлением дорог и транспорта Липецкой области сметы доходов и расходов.

Таким образом, из представленных в дело доказательств следует, что ответчик не относится к указанным в статье 134 ТК РФ государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, является казенным, коммерческим предприятием, в связи с чем правовые основания и порядок индексации заработной платы определяются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.

При этом коллективный договор ответчика предусматривает два требования к индексации заработной платы: получение согласия управления дорог и транспорта Липецкой области; наличие финансовых средств. Периодичность индексации коллективным договором не установлена.

Коллективным договором и Положениями об оплате труда ОГКП «Липецкий аэропорт» предусмотрены компенсационные и стимулирующие выплаты, доплаты и надбавки.

Как установлено судом, ежемесячная заработная плата истца ФИО1 в соответствии с трудовым договором и локальными актами ответчика состояла из: должностного оклада - 11 889,10 руб., надбавки за напряжённость и сложность выполняемых работ в размере 100% от должностного оклада – 11 889,10 руб.; надбавки за стаж в гражданской авиации в размере 20% от должностного оклада - 2377,80 руб.; надбавки за работу со сведениями составляющими степень секретности в размере 10% от должностного оклада - 1188,90 руб.; ежемесячной премии 25% от должностного оклада с учетом доплат и надбавок - 6 836,20 руб. Итого ежемесячная заработная плата по должности начальника отдела кадров составляла - 34 181,2 руб. Кроме того, ФИО1 была установлена ежемесячная доплата за совмещение обязанностей инспектора отдела кадров в размере 7 044,87 руб. Общая ежемесячная заработная плата составила 41 226 руб.

Также установлено, что приказом ОГКП «Липецкий аэропорт» №25 от 18.01.2022 года по согласованию с управлением дорог и транспорта Липецкой области введено в действие штатное расписание, которым повышен размер заработной работников ответчика, включая истца, на 7,1%.

Как указывают представители ОГКП «Липецкий аэропорт», управления дорог и транспорта Липецкой области, в связи с необходимостью оптимизации работы ответчика в 2023 году проведены организационно-штатные мероприятия, сокращение штата работников ОГКП «Липецкий аэропорт», что привело к высокой финансовой нагрузке на фонд оплаты труда предприятия, в связи с чем повышение заработной платы в 2023 году не производилось.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, такие как повышение размера заработной платы истца в 2022 году, отсутствие у ответчика необходимых финансовых средств и отсутствие согласия управления дорог и транспорта Липецкой области на повышение заработной платы работников ответчика в 2023 году, что в соответствии с правовым положением казенного предприятия является необходимым условием для повышения размера заработной платы работников, а также отсутствие в коллективном договоре указания на ежегодное повышение заработной платы, суд приходит к выводу, что оснований для индексации заработной платы истца в 2023 году не имеется.

Как было указано, индексация является не единственным способом обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем в числе прочего путем выплаты премий, надбавок, что в отношении истца было исполнено работодателем в полной мере.

Судом не принимаются доводы истца о том, что условия коллективного договора (в подготовке и подписании которого истец принимал непосредственное участие) противоречат статье 134 Трудового кодекса РФ, поскольку данная норма носит бланкетный характер, предоставляя участникам трудовых отношений в лице представителей работодателя и работников самостоятельно определять в коллективном договоре правовые основания и порядок индексации заработной платы в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 об индексации заработной платы, взыскании процентов за просрочку выплаты сумм индексации в соответствии со статьей 236 ТК РФ, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к областному государственному казенному предприятию «Липецкий аэропорт» о взыскании индексации заработной платы, процентов за просрочку выплаты, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г.Липецка в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Р.В.Курдюков

Мотивированное решение изготовлено 01.02.2024 года