НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область) от 12.07.2023 № 2А-2630/2023

Дело № 2а - 2630/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2023 года г. Липецк

Октябрьский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего судьи Хуторной А.А.,

при секретаре Маклаковой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области к Остапец Виктории Сергеевне о взыскании задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Остапец В.С. о взыскании задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы. Мотивировал свои требования тем, что административный ответчик состоит на налоговом учете, налогоплательщиком представлена уточненная Налоговая декларация по УСН за 2018г. номер корректировки "2" согласно которой сумма налога к уплате в бюджет 0 руб. 00 коп. Налоговая декларация направлена на бумажном носителе по почте 31 декабря 2020 г., поступила в налоговый орган 8 января 2021 г. Ранее, а именно 25 сентября 2019 г., ИП Остапец В.С. ИНН 482416695284 была представлена первичная налоговая декларация по УСН за 2018 г. номер корректировки «0» рег. №855571905, согласно которой сумма полученного дохода составила 2 695 325 руб. 00 коп., сумма налога к уплате в бюджет составила 26 953 руб. 00 коп. В ходе проведения камеральной налоговой проверки Налоговой декларации по УСН за 2018г. номер корректировки «0» налоговым органом выявлены ошибки, в данной декларации налогоплательщиком неправомерно заявлен объект применения УСН «Доходы, уменьшенные на величину расходов». Согласно уведомлению о переходе на УСН от 1 июня 2016 года, объект применения налогообложения УСН - «Доходы» с 26 мая 2016 г. Впоследствии 8 апреля 2020 г. ИП Остапец В.С. была представлена уточненная налоговая декларация по УСН за 2018 г., номер корректировки «1», рег. №968357322, согласно которой сумма полученного дохода составила 2 695 325 руб. 00 коп., сумма налога к уплате в бюджет составила 129 335 руб. 00 коп. согласно применяемого объекта налогообложения УСН - «Доходы». В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по УСН 31 2018г., номер корректировки «1» налоговым органом установлено, что согласно карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика на дату представления уточненной налоговой декларации по УСН за 2018г. налог УСН в сумме 129 335 руб. 00 коп. не уплачен. Указанные действия образуют состав налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ ввиду не установления умышленного характера деяния. По выявленным нарушениям составлен Акт камеральной налоговой проверки № 2288 от 22 июля 2020 г. и Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 2057 от 17 сентября 2020г., дата вступления в силу - 3 ноября 2020 г., сумма штрафа согласно п.1 ст. 119 с учетом смягчающих и без учета отягчающих обстоятельств равна 4 041 руб. 00 руб., сумма штрафа согласно п.1 ст. 122 с учетом смягчающих и без учета отягчающих обстоятельств равна 3 233 руб. 00 коп. После вступления в силу 3 ноября 2020 года решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 2057 от 17 сентября 2020 года налогоплательщиком направлена 31 декабря 2020 года налоговая декларация по УСН за 2018 г., номер корректировки «2», peг. № 1120304194. В ходе камеральной налоговой проверки в период с 8 января 2021 г. по 8 апреля 2021 г. налоговой декларации по УСН за 2018 г., номер корректировки «2», налоговым органом проведены мероприятия налогового контроля и установлено, что налогоплательщиком представлена налоговая декларация по УСН за 2018г., номер корректировки «2», с «нулевыми показателями». По данным декларации налогоплательщика сумма полученных доходов за налоговый период (Раздел 2.1.1 строка 113) 0 руб., ставка налога за налоговый период (Раздел 2.1.1 строка 123) составляет - 6%, сумма исчисленного налога за налоговый период (Раздел 2.1.1 строка 133) составляет 0 руб., сумма страховых взносов на ОПС, ОМС, уплаченных ИП уплаченных в пользу работников и в фиксированном размере (Раздел 2.1.1 строка 143) - руб. В период с 1 января 2018г по 31 декабря 2018г налогоплательщиком не применялись иные режимы налогообложения. Были направлены запросы в банки от 20 февраля 2020 г., согласно выписке банка АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬФА-БАНК" за 2018г. сумма поступлений, подлежащая отражению в налоговой декларации по УСН, составила 2 695 325 руб. 00 коп. В нарушении п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщиком не учтены доходы в налоговой декларации по УСН за 2018г. в сумме 2 695 325 руб. 00 коп. По выявленному нарушению налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование № 2298 от 15 февраля 2021 г., ответ на требование № 2298 от 15 февраля 2021г. не представлен. Исходя из полученного дохода, показатели налоговой декларации должны отражаться следующим образом: сумма полученных доходов за налоговый период (Раздел 2.1.1 строка 113) составляет - 2 695 325 руб. 0 коп., ставка налога за налоговый период (Раздел 2.1.1 строка 123) составляет - 6%, сумма исчисленного налога за налоговый период (Раздел 2.1.1 строка 133) составляет - 161 720 руб. 00 коп., сумма страховых взносов на ОПС, ОМС, уплаченных ИП в пользу работников и в фиксированном размере (Раздел 2.1.1 строка 143) - 32 385 руб. 00 коп., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (Раздел 1.1) - 129 335 руб. 00 коп. По результатам проверки налоговой декларации по УСН за 2019 г. установлено занижение налоговой базы в сумме 2 695 325 руб. 00 коп. и исчисленного налога в сумме - 129 335 руб. 00 коп. Таким образом, сумма доначисленного налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составила 129 335 руб. 00 коп. Налогоплательщиком частично погашена задолженность по налогу, сумма задолженности составляет 129 018 руб. 86 коп. В связи с тем, что в установленные сроки Остапец В.С. налог не был оплачен, налоговым органом было направлено требование об уплате налога № 2571 от 2 февраля 2022 года через личный кабинет налогоплательщика. До настоящего времени задолженность ответчиком не оплачена, в связи с чем просил в судебном порядке взыскать её с Остапец В.С. в размере 129 018 руб. 86 коп.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о рассмотрении дела извещён надлежащим образом, в письменном заявлении представитель истца по доверенности Плешкова Е.Л. указывала дополнительно, УФНС России по Липецкой области была рассмотрена жалобы Остапец В.С. по вопросу нарушения сроков проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год, по результатам которой в удовлетворении жалобы было отказано.

Административный ответчик Остапец В.С. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена судом своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении дело просила рассмотреть в её отсутствие, ранее в судебном заседании по вопрос отмены решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам указывала на то, что налоговая декларация была подана ею в налоговый рган6 е 31 декабря 2020 года, как о том указано в иске, а в иную дату, что, по мнению Остапец В.С., должно было повлиять на результат проведённой в отношении неё налоговой проверки, которая была поведена с нарушением установленного для этого трехмесячного срока, а также на то, что решение по результатам налоговой проверки было обжаловано ею, о чем не было указано административным истцом в иске.

Обсудив доводы иска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 57 Конституции Российской Федерации предусматривает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.

В силу ст. 3, 23 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и п. 2 ст. 248 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктом 1 и пунктом 2 статьи 248 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 НК РФ; внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения по УСН являются доходы индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов индивидуального предпринимателя.

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (пункт 1 статьи 249 НК РФ).

Судом установлено, что налогоплательщиком Остапец В.С. представлена уточненная Налоговая декларация по УСН за 2018г., номер корректировки «2», согласно которой сумма налога к уплате в бюджет 0 руб. 00 коп. Налоговая декларация направлена на бумажном носителе по почте 31 декабря 2020 г., поступила в налоговый орган 8 января 2021 г. Ранее, а именно 25 сентября 2019 г. ИП Остапец В.С. ИНН была представлена первичная налоговая декларация по УСН за 2018 г., номер корректировки «0», рег. №855571905, согласно которой сумма полученного дохода составила 2 695 325 руб. 00 коп., сумма налога к уплате в бюджет составила 26 953 руб. 00 коп.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки Налоговой декларации по УСН за 2018г., номер корректировки «0» налоговым органом выявлены ошибки, в данной декларации налогоплательщиком неправомерно заявлен объект применения УСН «Доходы, уменьшенные на величину расходов».

Согласно уведомлению о переходе на УСН от 1 июня 2016 года, объект применения налогообложения УСН - «Доходы» с 26 мая 2016 г. Впоследствии 8 апреля 2020 г. ИП Остапец В.С. была представлена уточненная налоговая декларация по УСН за 2018 г., номер корректировки «1», рег. №968357322, согласно которой сумма полученного дохода составила 2 695 325 руб. 00 коп., сумма налога к уплате в бюджет составила 129 335 руб. 00 коп. согласно применяемого объекта налогообложения УСН - «Доходы».

В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по УСН 31 2018г., номер корректировки «1» налоговым органом установлено, что согласно карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика на дату представления уточненной налоговой декларации по УСН за 2018г. налог УСН в сумме 129 335 руб. 00 коп. не уплачен. Указанные действия, образуют состав налогового правонарушения предусмотренного к. 1 ст. 122 НК РФ, ввиду не установления умышленного характера деяния.

Согласно пп.2 п. 1 ст.346.23 НК РФ Налоговая декларация по УСН по итогам залогового периода представляется налогоплательщиками-индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Срок предоставления Налоговой декларации по УСН за 2018г. - 30 апреля 2019 г., дата фактического представления налоговой декларации - 25 сентября 2019 г. Указанные действия, образуют состав налогового правонарушения предусмотренного и. 1 ст. 119 НК РФ.

По выявленным нарушениям составлен Акт камеральной налоговой проверки № 2288 от 22 июля 2020 г. и Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 2057 от 17 сентября 2020г., дата вступления в силу - 3 ноября 2020 г., сумма штрафа согласно п.1 ст. 119 с учетом смягчающих и без учета отягчающих обстоятельств равна 4 041 руб. 00 руб., сумма штрафа согласно п.1 ст. 122 с учетом смягчающих и без учета отягчающих обстоятельств равна 3 233 руб. 00 коп.

После вступления в силу 3 ноября 2020 года решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 2057 от 17 сентября 2020 года налогоплательщиком направлена 31 декабря 2020 года налоговая декларация по УСН за 2018 г., номер корректировки «2», peг. № 1120304194.

В ходе камеральной налоговой проверки в период с 8 января 2021 г. по 8 апреля 2021 г. налоговой декларации по УСН за 2018 г., номер корректировки «2», налоговым органом проведены мероприятия налогового контроля и установлено, что налогоплательщиком представлена налоговая декларация по УСН за 2018г., номер корректировки «2», с «нулевыми показателями».

По данным декларации налогоплательщика сумма полученных доходов за налоговый период (Раздел 2.1.1 строка 113) 0 руб., ставка налога за налоговый период (Раздел 2.1.1 строка 123) составляет - 6%, сумма исчисленного налога за налоговый период (Раздел 2.1.1 строка 133) составляет 0 руб., сумма страховых взносов на ОПС, ОМС, уплаченных ИП уплаченных в пользу работников и в фиксированном размере (Раздел 2.1.1 строка 143) - руб.

В период с 1 января 2018г по 31 декабря 2018г налогоплательщиком не применялись иные режимы налогообложения.

Были направлены запросы в банки от 20 февраля 2020 г., согласно выписке банка АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬФА-БАНК" за 2018г. сумма поступлений, подлежащая отражению в налоговой декларации по УСН, составила 2 695 325 руб. 00 коп.

В нарушение п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщиком не учтены доходы в налоговой декларации по УСН за 2018г. в сумме 2 695 325 руб. 00 коп. По выявленному нарушению налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование № 2298 от 15 февраля 2021 г., ответ на требование № 2298 от 15 февраля 2021г. не представлен.

Исходя из полученного дохода, показатели налоговой декларации должны отражаться следующим образом: сумма полученных доходов за налоговый период (Раздел 2.1.1 строка 113) составляет - 2 695 325 руб. 0 коп., ставка налога за налоговый период (Раздел 2.1.1 строка 123) составляет - 6%, сумма исчисленного налога за налоговый период (Раздел 2.1.1 строка 133) составляет - 161 720 руб. 00 коп., сумма страховых взносов на ОПС, ОМС, уплаченных ИП в пользу работников и в фиксированном размере (Раздел 2.1.1 строка 143) - 32 385 руб. 00 коп., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (Раздел 1.1) - 129 335 руб. 00 коп. По результатам проверки налоговой декларации по УСН за 2019 г. установлено занижение налоговой базы в сумме 2 695 325 руб. 00 коп. и исчисленного налога в сумме - 129 335 руб. 00 коп. Таким образом, сумма доначисленного налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составила 129 335 руб. 00 коп. Налогоплательщиком частично погашена задолженность по налогу, сумма задолженности составляет 129 018 руб. 86 коп.

В связи с тем, что в установленные сроки Остапец В.С. налог не был оплачен, налоговым органом было направлено требование об уплате налога № 2571 от 2 февраля 2022 года через личный кабинет налогоплательщика.

Статьей 48 Налогового кодекса РФ предусматривается, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральнм органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Исходя из содержания указанных правовых норм, направление налогового уведомления и требования является обязанностью налогового органа.

Не направление налогового уведомления и требования или отсутствие их надлежащего вручения свидетельствует о нарушении порядка взыскания налога.

В материалах дела имеются налоговое уведомление и требование об уплате налога, направленные административному ответчику по адресу его регистрации, также представлены реестры заказной корреспонденции с печатью почтовой службы о принятии данной почтовой корреспонденции, которые суд принимает в качестве доказательства направления налогового уведомления и требования административному ответчику.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В суд административный истец обратился 26 декабря 2022 года, при этом ранее и.о. мирового судьи судебного участка № 26 Октябрьского судебного района г. Липецка выносился судебный приказ от 20 мая 2022 года, которым с административного ответчика была взыскана задолженность, который впоследствии по заявлению ответчика был отменен 4 августа 2022 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

Заявленный ранее довод административного ответчика о нарушении ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка сроков проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год, что, по мнению Остапец В.С., должно повлечь отказ в удовлетворении иска, несостоятелен, поскольку само по себе нарушение налоговым органом процессуальных сроков при проведении мероприятий налогового контроля не является существенным нарушением, которое влекло бы безусловную отмену решения налогового органа, принимаемого по результатам проведения налоговой проверки. Сам по себе срок проведения камеральной налоговой проверки не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.

Поскольку административный истец освобожден от уплаты судебных издержек, государственная пошлина в размере 1 894 руб. взыскивается с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области к Остапец Виктории Сергеевне о взыскании задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, удовлетворить.

Взыскать с Остапец Виктории Сергеевны (дата) г.р., зарегистрированной по адресу: <адрес>, паспорт выдан 3 октября 2017 года отд. УФМС России по Липецкой области, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2018 год в размере 129 018 руб. 86 коп.

Взыскать с Остапец Виктории Сергеевны (дата) г.р., зарегистрированной по адресу: <адрес>, паспорт выдан 3 октября 2017 года отд. УФМС России по Липецкой области, в доход бюджета г. Липецка государственную пошлину в размере 1 894 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Липецка.

Председательствующий А.А. Хуторная

Решение в окончательной форме изготовлено 21 июля 2023 года.