Дело № 2а-584/2019
УИД 24RS0041-01-2018-003564-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2019 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шатровой Р.В.,
при секретаре Шенфельд Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска к Кулевой Л.А. о взыскании недоимки по налогу, пени, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска обратилась в суд с административным иском к Кулевой Л.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, пени, штрафа. Требования мотивированы тем, что Кулева Л.А. является плательщиком налога на доходы физических лиц. 30.04.2016 года Кулева Л.А. направила налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2015 г., с суммой к уплате в бюджет -122 479 рублей. 16.09.2016 года Кулевой Л.А. представлена уточненная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2015г., с суммой к уплате в бюджет - 0 рублей. В месте с тем, при проведении камеральной налоговой проверки выявлены несоответствия в сведениях, предоставленных ответчиком. Решением № 2318 от 22.08.2017 года налоговым органом Кулевой Л.А. доначислен налог на доходы физических лиц с доходов в сумме 156 241 рубля, она привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения и ей назначен штрафа в размере 15 624 рубля. В установленный законом срок налог на доходы физических лиц за 2015 год Кулевой Л.А. оплачен не был, в связи с чем налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени. До настоящего времени задолженность ответчиком не погашена. Просит взыскать с Кулевой Л.А. недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, пени, штраф в общем размере 200752,60 рубля, в том числе: налог – 156241 рубль, пени – 28887,60 рубля, штраф – 15624 рубля.
В судебном заседании представители административного истца Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска Байкова М.В. и Гоппе М.В. на удовлетворении исковых требований настаивали, ссылаясь на то обстоятельство, что А5. и ответчик Кулева Л.А. не являются членами семьи и близкими родственниками, родство между ними документально не подтверждено, в связи с чем основания для освобождения ответчика от уплаты налога на доходы физических лиц отсутствуют.
Административный ответчик Кулева Л.А. и ее представитель Прохорова Я.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, ссылаясь на то обстоятельство, что Кулева Л.А. и даритель квартиры А5. являются членами одной семьи – А5. фактически воспитывала административного ответчика, была назначена опекуном, в связи с чем Кулева Л.А. должна быть освобождена от уплаты налога.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) одним из федеральных налогов является налог на доходы физических лиц.
В соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц являются доходы, полученные налогоплательщиком.
Пунктом 1 статьи 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
При дарении одаряемый получает экономическую выгоду в виде полученного в дар имущества или имущественного права либо в виде освобождения его от имущественной обязанности.
Доход в виде указанной экономической выгоды подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 НК РФ.
Согласно пункту 18.1 статьи 217 НК РФ доходы, полученные в порядке дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, освобождаются от налогообложения, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
Если в качестве дарителя выступает физическое лицо, не являющееся членом семьи или близким родственником одаряемого физического лица в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, то, учитывая положения статей 228 и 229 Кодекса, одаряемое физическое лицо обязано самостоятельно исчислить налог на доходы физического лица с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также уплатить налог в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что 05 марта 2015 года между А5 (Даритель) и Кулевой Л.А. (Одаряемая) заключен договор дарения, согласно которому Даритель подарила Кулевой Л.А. принадлежащие ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: Х, и 1/3 долю земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100298:27, расположенного по адресу: Х.
28 апреля 2016 года Кулевой Л.А. заполнена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3 - НДФЛ за 2015 год, по данным которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 122 479 рублей, с указанием суммы дохода, полученного от дарения квартиры, в размере 122 479 рублей, которая направлена в Инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска по почте 30 апреля 2016 года, и получена налоговым органом 10 мая 2016 года. Стоимость 1/3 доли земельного участка в декларации не отражена.
16 сентября 2016 года Кулевой Л.А. подана уточненная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3 - НДФЛ за 2015 год, по данным которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 0 рублей, с указанием суммы дохода, полученного от дарения квартиры, в размере 122 479 рублей, заявлен налоговый вычет в сумме 122479 рублей. Стоимость 1/3 доли земельного участка в декларации также не отражена.
В соответствии со ст. 88 НК РФ Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска в период с 16.09.2016 года по 08.12.2016 года поведена камеральная налоговая проверка на основе представленной административным истцом налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3 - НДФЛ за 2015 год, по итогам которой составлен акт налоговой проверки № 4276 от 08.12.2016 года.
Возражения к акту налоговой проверки № 4276 от 08.12.16 года Кулева Л.А. не предоставляла. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки и акт налоговой проверки административный ответчик получила лично 30.12.2016 года.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговым органом было установлено, что на основании поступивших сведений из Управления Росреестра по Красноярскому краю объект недвижимого имущества с кадастровым номером У, расположенный по адресу: Х, имеет кадастровую стоимость – 886376,08 рубля, 1/3 доля объекта недвижимого имущества с кадастровым номером У, расположенного по адресу: Х, имеет кадастровую стоимость - 315475,53 рубля. Таким образом, сумма дохода, полученная в налоговом периоде по договору дарения составила: по данным налогоплательщика - 122479 рублей, по данным налогового органа – 1201 851,61 рубля, сумма налога, подлежащего уплате на основании представленной декларации за 2015 год: по данным налогоплательщика - 0 рублей, по данным налогового органа - 156241 рубль.
По результатам налоговой проверки Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска принято решение № 2318 от 22.08.2017 года доначислить Кулевой Л.А. налог на доходы физических лиц за 2015 год в сумме 156241 рубль, а также о привлечении Кулевой Л.А. к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ (за неуплату суммы налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога). Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 156241 рубль, штраф в размере 15624 рубля, а также пени за период с 16.07.2016 года по 22.08.2017 года в размере 20584,75 рубля.
Данное решение административным ответчиком в установленный законом срок оспорено не было и вступило в законную силу.
Обязанность по своевременной и в полном объеме уплате налога на доходы физических лиц за 2015 год административный ответчик Кулева Л.А. не исполнила, требование № 4107 об уплате налога от 09 октября 2017 года со сроком исполнения до 27 октября 2017 года оставила без внимания.
06 апреля 2018 года мировым судьей судебного участка № 70 в Октябрьском районе г. Красноярска вынесен судебный приказ о взыскании с Кулевой Л.А. недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 156 241 рубль, пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 28887,60 рубля, штраф в размере 15624 рубля.
Определением мирового судьи судебного участка № 70 в Октябрьском районе г. Красноярска от 24 апреля 2018 года судебный приказ от 06 апреля 2018 года отменен в связи с подачей Кулевой Л.А. возражений.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 08.06.2018 года, то есть, в установленный шестимесячный срок с момента отмены судебного приказа 24.04.2018 года.
Рассматривая спор по существу, проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с настоящим административным иском, суд считает обоснованными требования административного истца о взыскании с Кулевой Л.А. недоимки по уплате налога на доходы физических лиц за 2015 год. Доказательств надлежащего исполнения обязательств по уплате налога ответчиком не представлено.
Определяя размер подлежащего взысканию налога, суд исходит из следующего.
Налоговым органом сумма налога на имущество исчислена исходя из сведений поступивших из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, в соответствии с которыми кадастровая стоимость квартиры, расположенной по адресу: Х, составляет 886376,08 рубля, стоимость 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером У, расположенного по адресу: Х, составляет 315475,53 рубля.
Суд полагает, что при определении налоговой базы налоговым органом обоснованно применены сведений о кадастровой стоимости объектов, полученных в 2015 году административным истцом в дар, исходя из следующего.
В соответствии с положениями разъяснениями, данными в п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015года, налоговая база при дарении недвижимости между физическими лицами может определяться исходя из кадастровой (инвентаризационной) стоимости полученного гражданином имущества.
По общему правилу, закрепленному в пункте 18.1 статьи 217 НК РФ, доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, облагаются налогом, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев между лицами, которые являются членами семьи и (или) близкими родственниками.
При получении от физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, доходов в денежной и натуральной формах в порядке дарения в тех случаях, когда такие доходы не освобождены от налогообложения, гражданин обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог в бюджет (подпункт 7 пункта 1, пункт 2 статьи 228 Кодекса).
Следовательно, передача в дар упомянутого в пункте 18.1 статьи 217 НК РФ имущества, например, квартиры, гражданину другим физическим лицом, не являющимся членом семьи и (или) родственником налогоплательщика, образует объект налогообложения.
Таким образом, налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц составляет 1201 851,61 рубля.
На основании изложенного, с Кулевой Л.А. в пользу Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска подлежит взысканию налог на доходы физических лиц за 2015 год в сумме 156 241 рубль, исходя из расчета: 1201851,61 рубля * 13% = 156 241 рубль.
Доводы административного ответчика о том, что А5 и Кулева Л.А. фактически являются членами семьи (А5 являлась опекуном Кулевой Л.А.), между ними фактически сложились отношения близкого родства (бабушка и внучка), не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения административного ответчика от уплаты налога.
Так, согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
Таким образом, если даритель является членом семьи или близким родственником по отношению к одаряемому, то доход в виде недвижимого имущества, полученный по договору дарения, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
В соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
При определении понятия «член семьи» п. 18.1 ст. 217 НК РФ предусматривает использование терминов и понятий именно Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 2 СК РФ к членам семьи относятся супруги, родители и дети (усыновители, усыновленные).
На основании ст.ст. 93 – 97 СК РФ к другим членам семьи отнесены сестры, братья, внуки, дедушки, бабушки, пасынки и падчерицы, отчимы и мачеха.
В соответствии со ст. 14 СК РФ близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющими общих отца или мать) братья и сестры.
Из материалов дела следует, что на основании решения администрации Октябрьского района г. Красноярска № 947-р от 1997 года А5 назначена опекуном над несовершеннолетней Кулевой Л.А. 00.00.0000 года рождения.
Доказательств родства А5 и Кулевой Л.А. суду не представлено.
Поскольку предметом дарения являлось недвижимое имущество, даритель (А5) членом семьи или близким родственником одаряемой (Кулевой Л.А.) в соответствии с понятиями Семейного кодекса Российской Федерации на момент совершения сделки по дарению квартиры не являлась, то административный ответчик не подлежит освобождению от уплаты налога на доходы физических лиц, полученные в связи с принятием в дар жилого помещения.
Кроме того, на момент заключения между А5 и Кулевой Л.А. договора дарения от 05 марта 2015 года квартиры по адресу: Х, и 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером У, расположенного по адресу: Х, Кулева Л.А. уже достигла возраста совершеннолетия, то есть на момент совершения сделки даритель уже не являлась опекуном одаряемой.
В силу п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, налог на имущество за 2015 год должен был уплачен Кулевой Л.А. в срок не позднее 15 июля 2016 года.
Согласно п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ Кодекса.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в установленный ч. 4 ст. 228 НК РФ срок налогоплательщиком обязанность по уплате налога исполнена не была, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца пени за период с 16 июля 2016 года по 05 марта 2018 года в заявленном административным истцом размере 28887,60 рубля.
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129. 3 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Поскольку в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога по налогу на доходы физических лиц, налогоплательщиком не уплачена сумма налога, решение о привлечении Кулевой Л.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения и наложении штрафа является обоснованным.
Между тем, с учетом обстоятельств дела, суд полагает возможным уменьшить размер подлежащего взысканию с Кулевой Л.А. штрафа до 500 рублей.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4324,82 рубля.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска к Кулевой Л.А. о взыскании недоимки по налогу, пени, штрафа удовлетворить.
Взыскать с Кулевой Л.А. в пользу Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска недоимку по уплате налога на доходы физических лиц за 2015 год в размере 156 241 рубль, пени в сумме 28 887 рублей 60 копеек, штраф 500 рублей.
Взыскать с Кулевой Л.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 324 рубля 82 копейки.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Р.В. Шатрова
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2019 года.