НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край) от 17.03.2020 № 2А-1300/20

Дело № 2а-1300/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2020 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,

при секретаре Андреасян К.Г.,

с участием представителя административного истца ИФНС России по октябрьскому району г. Красноярска Гоппе М.В., административного ответчика Герголенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска к Герголенко А.А. о взыскании пени по НДФЛ, пени на страховые взносы,

У С Т А Н О В И Л :

ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ввиду чего, являлся плательщиком страховых взносов, которые в полном объеме плательщиком в установленные сроки не уплачены. За нарушение установленных сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должнику начислена пеня. В связи с отсутствием добровольной уплаты взыскиваемых сумм должнику направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени. Кроме того, в налоговую инспекцию административным ответчиком предоставлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год. В результате проверки представленных должником декларации, налоговым органом установлено, что не в полном объеме уплачен налог в бюджет в размере 62822 рубля по сроку уплаты 15 января 2018 года и 53584 рубля по сроку уплаты 16 июля 2018 года. В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, начислены пени в сумме 11634 рубля 11 коп.. ИФНС обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по страховым взносам ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период м 01.01.2017 года в размере 16780 рублей 73 коп., пени на страховые взносы ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2017 года в размере 78,81руббль, пни на страховые взносы в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период до 01.01.2017 года в размере 382,27 рублей, пени на страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период до 01.01.2010 года в размере 79,40 рублей, пени на страховые взносы в виде фиксированных платежей в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии за период до 01.01.2010 год в размере 29,75 рублей, пени по НДФЛ в размере 11634,11 рублей, в общей сумме 28985,07 рублей. 25 января 2019 года мировым судьей судебного участка № 69 вынесен судебный приказ на взыскание задолженности с ответчика. 07 марта 2019 года мировым судьей судебного участка № 69 данный судебный приказ был отменен. До настоящего времени задолженность погашена не в полном объеме и составляет пени по НДФЛ в размере 9635 рублей 26 коп., пени на страховые взносы в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период до 01 января 2017 года в размере 382,27 рублей, пени на страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период до 01.01.2010 года в размере 79,40 рублей, пени на страховые взносы в виде фиксированных платежей в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии за период до 01.01.2010 год в размере 29,75 рублей, всего в общей сумме 10126,68 рублей. С учетом частичного отказа от исковых требований, просят взыскать с административного ответчика в пользу административного истца задолженность по пени по НДФЛ в размере 9 635 рублей 26 коп., пени на страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период до 01.01.2010г. в размере 79,40рублей; пени на страховые взносы в виде фиксированных платежей в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии за период до 01.01.2010 год в размере 29,75 рублей.

Определением суда производство по делу в части прекращено ввиду отказа представителя истца от исковых требований в части взыскания с административного ответчика пени на страховые взносы в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период до 01 января 2017 года в размере 382,27 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска Гоппе М.В., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Герголенко А.А. административные исковые требования не признал, дополнительно указал, что с 2002 года он является адвокатом, членом Адвокатской палаты Красноярского края. По итогам проверки его налоговой декларации за 2017 год, как указано истцом, было установлено, что он не в полном объеме оплатил НДФЛ по сроку оплаты до 15 января 2018 года в размере 62822 рубля и до 16 июля 2017 года в размере 53584 рубля. Однако он оплатил налог, согласно представленной декларации за 2017 год, в размере 288890 рублей в полном объеме 14 мая 2018 года. Им своевременно не получены налоговые уведомления, более того, с июня 2018 года он не осуществлял индивидуальную частную адвокатскую практику в форме адвокатского кабинета, поскольку совместно с другим адвокатом учредил адвокатское образование, которое осуществляло функции налогового агента для ответчика. Также полагает необоснованным требования об оплате пени по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, подлежащих уплате до 01.01.2017 года, поскольку не представлен расчет пени и нет подтверждения факта просрочки платежей с его стороны.

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г. Красноярска, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются адвокаты, которые в силу п. 2 ст. 14 этого же Федерального закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

С 01 января 2017 вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Пунктом 5 ст. 18 названного Федерального закона признан утратившим силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).

Однако в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, должен осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Закона.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах плательщиками страховых взносов являются адвокаты, которые в силу ч. 1 ст. 18 данного Закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Исходя из толкования указанных выше правовых норм, обязанность по оплате страховых взносов возникает у физического лица в силу факта приобретения им статуса адвоката и прекращается с момента его прекращения.

На основании ч. 2 ст. 16 Закона о страховых взносах страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Исходя из ч. 3 ст. 18 Закона о страховых взносах, при неисполнении плательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, обязанности по уплате страховых взносов, их взыскание производится в порядке, предусмотренном ст. 21 настоящего Федерального закона.

Часть 1 ст. 21 Закона о страховых взносах предусматривает право органа контроля за уплатой страховых взносов, направившего требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (ч. 1).

Судом установлено, что с 2002 года Герголенко А.А. имеет статус адвоката, ввиду чего был обязан уплачивать в установленном законодательством порядке страховые взносы.

Разрешая административные исковые требования о взыскании с Герголенко А.А. пени на страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период до 01.01.2010г. в размере 79,40 рублей; пени на страховые взносы в виде фиксированных платежей в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии за период до 01.01.2010 год в размере 29,75 рублей, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований в указанной части.

Поскольку как указано административным истцом, пени начислена на недоимку по страховым взносам в виде фиксированных платежей в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии за период до 01.01.2010 год в размере 1200 рублей, а также на недоимку по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период до 01.01.2010г. в размере 2400 рублей, то есть, указанная недоимка образовалась до 2010 года, при этом, административным истцом не указано за какой период образовалась недоимка, не представлено доказательств наличия исполнительных производств по ее взысканию, ввиду чего, поскольку недоимка по страховым взносам, а также начисленные на нее пени имели место за расчетный период, истекший до 01 января 2017 года, при этом недоимка по страховым взносам не превысила размер, определяемый в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, то указанная недоимка подлежала списанию, соответственно пени на указанною недоимку начислены необоснованно.

Также судом установлено, что Герголенко А.А., как адвокат, является плательщиком НДФЛ.

ИФНС по октябрьскому району г. Красноярска 18 июля 2018 года в адрес Герголенко А.А. направлено требований № 12814 об уплате ДФЛ в размере 28800 рубля и 53584 рубля, которые являются авансовыми платежами и по мнению административного истца подлежали оплате до 15 января 2018 года и до 16 июля 2018 года, при этом, доказательств направления налогового уведомления с расчетом указанных платежей в адрес административного ответчика суду не представлено.

Разрешая исковые требования в части взыскания с административного ответчика пени по НДФЯЛ в размере 9635 рублей 26 коп., суд приходит к выводу что указанное требование также не основано на законе и не подлежит удовлетворению.

В силу п. 1 ст. 207, пп. 2 п. 1 ст. 227 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) адвокаты относятся к налогоплательщикам налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

На основании п. 5 ст. 227, п. 1 ст. 229 НК РФ адвокаты обязаны предоставлять в налоговый орган налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как 25 апреля 2018 года Герголенко А.А. подал в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2017 год, в которой отразил сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, в размере 288890 рублей. Данный налог согласно п. 6 ст. 227 НК РФ подлежал уплате им не позднее 15 июля 2018 года.

При этом, указанная сумма уплачена административным ответчиком 14 мая 2018 года, что подтверждается чек-ордером от 14 мая 2018 года на сумму 288 890 рублей.

Пунктом 3 ст. 58 НК РФ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Согласно ст. 216 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

В соответствии с п. 3 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

На основании п. 8 ст. 227 НК РФ исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет суммы авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 названной статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 Кодекса.

Сроки уплаты авансовых платежей по НДФЛ установлены п. 9 ст. 227 НК РФ, в соответствии с которым авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Таким образом, налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, следовательно, в силу ст. 11 НК РФ неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу, которая может быть взыскана налоговым органом с налогоплательщика в принудительном порядке.

Указанная правовая позиция также отражена в Письме ФНС России от 19 ноября 2012 года N НД-4-8/19411@ "По вопросу применения мер принудительного взыскания авансовых платежей по НДФЛ".

Как следует из административного искового заявления НДФЛ в сумме 62822 рубля, а также в сумме 53584 рубля являются авансовыми платежами за 2017 год.

Между тем в связи с истечением налогового периода, в течение которого должен был быть уплачен авансовый платеж (2018 год), он утратил статус авансового, а у налогоплательщика наступила обязанность по уплате налога НДФЛ за истекший налоговый период и подлежащего уплате до 15 июля 2018 года.

Учитывая изложенное, оснований для выставления по состоянию на 05 18 июля 2018 года требования об уплате именно налога на доходы физических лиц за 2017 год у налогового органа не имелось, поскольку срок уплаты этого налога наступал лишь 15 июля 2018 года.

Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с п. 2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

На основании пп. 3, 5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

С учетом положений вышеуказанных норм обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

При указанных обстоятельствах суд полагает необходимым отказать в удовлетворения требования о взыскании пени по НДФЛ в размере 9635 рублей 26 коп., поскольку сумма налога НДФЛ административным ответчиком уплачена в установленный законодательством срок, соответственно оснований для начисления на нее неустойки не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска к Герголенко А.А. о взыскании пени по НДФЛ, пени на страховые взносы в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска к Герголенко А.А. о взыскании пени по НДФЛ, пени на страховые взносы – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Судья Л.В. Федоренко