НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край) от 16.11.2020 № 2А-4495/20

Дело №2а-4495/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2020 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,

при секретаре Андреасян К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска к Бик-Мухаметова Л.Р. о взыскании пени за несвоевременно уплаченный налог на доходы физических лиц,

У С Т А Н О В И Л :

ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Бик-Мухаметовой Л.Р., с учетом уточнений, мотивируя свои требования тем, что Бик-Мухаметова Л.Р. состояла на учете в МИФНС №18 по Красноярскому краю в качестве нотариуса, занимающегося частной практикой с 05.12.2002г.. Согласно данных, поступивших с КАБ, Бик-Мухаметова Л.Р. поставлена на учет в ИФНС по Октябрьскому району 11.09.2015г.. Согласно п.2 ст. 84 НК РФ, налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Органы юстиции, наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа (п. 1 ст. 85 НКРФ). 17.03.2017г. лицевая карта (КРСБ) налогоплательщика была передана в ИФНС по Октябрьскому району. Задолженность Бик-Мухаметовой Л.В. по налогу на доходы, переданная в ИФНС по Октябрьскому району в размере 544 249 рублей образовалась по начислениям авансовых платежей по НДФЛ на основании: расчета авансовых платежей по декларации 3-НДФЛ за 2016г., и расчета авансовых платежей по декларации 3-НДФЛ за 2015г. В связи с тем, что нотариус с 11.09.2015г. состояла на учете в ИФНС по Октябрьскому району, она обязана была уплачивать платежи по НДФЛ на ОКТМО 04701000 г. Красноярска Октябрьской инспекции, со статусом 10. Статус установлен Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" Статус 10 - налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - нотариус, занимающийся частной практикой; (в ред. Приказа Минфина России от 05.04.2017 N58н). ОКТМО предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов "ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований" (Том 7. Сибирский федеральный округ) (утв. Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст) (с учетом Изменений 1/2013 - 431/2020). 04609410, 3 – Богучанский сельсовет – с. Богучаны; 04 701000, 1 – город Красноярск. Задолженность по уплате начисленных авансовых платежей по КРСБ налог на доходы физических лиц полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, КБК 18210102020010000110 ОКТМО 04701000 образовалась по срокам: 15.01.2016г. 292 896 руб., 17.10.2016Г- 125676 руб., 16.01.2017г. - 125677 руб., итого 544 249 руб.. 29.04.2016г. в инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г.Красноярска Бик-Мухаметовой Л.Р. представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2015г., с суммой к уплате в бюджет 251 353 (1 933 480,89*13%) руб.. 30.09.2016г. в инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска Бик-Мухаметовой Л.Р. представлен расчет авансовых платежей по декларации 3-НДФЛ предыдущего года на 2016г., сумма аванса от дохода, полученного за предыдущий период 251353 руб. (1 933 480,89*13%) руб.. 25.09.2017г. в адрес Бик-Мухаметовой Л.Р. направлено налоговое уведомление №236 с расчетом сумм авансовых платежей на текущий налоговый период 2017г., по срокам 16.10.2017г. -177959 руб., 15.01.2018г. - 177960 руб.. Данный расчет произведен, в соответствии с пп. 1 сп.1 ст.227 НК РФ, исчисление и уплату налога в соответствии в настоящей статьей производят следующие плательщики: - физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности. В соответствии с Приказом №ММВ-7-3/768@от 09.01.2019г. «Об утверждении формы налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица, порядка ее заполнения и формата налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лиц, утверждена форма налоговой декларации 4-НДФЛ. Учитывая, что Бик-Мухаметовой Л.В. налоговая декларация по форме 4-НДФЛ не предоставлена, налоговым органом произведен расчет авансовых платежей на 2017г. на основании предоставленной налогоплательщиком налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2016г. (общая сумма налога, исчисленная к уплате согласно 3-НДФЛ за 2016г. составляет - 359 559 руб.). 28.04.2018г. Бик-Мухаметовой Л.Р. в инспекцию представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2017г., согласно которой сумма фактически уплаченных авансовых платежей - 360 000руб.. 27.09.2019г. Бик-Мухаметовой Л.Р. представлена уточненная налоговая декларация за 2017г., согласно которой сумма фактически уплаченных авансовых платежей - 360 000 руб.. Всеми итоговыми налоговыми декорациями 2015-2016гг. Бик-Мухаметова Л.Р. подтвердила авансовые начисления. В результате проверки представленных ответчиком налоговых деклараций, налоговым органом установлено, что Бик-Мухаметовой Л.Р. не своевременно уплачен налог на доходы физ.лиц за 2015, 2016, 217гг. в бюджет, в общей сумме 898 127 (292 896+251 353+353 878) руб.. В связи с тем, что ответчиком своевременно не была исполнена обязанность по уплате налога на доходы физ.лиц, налоговым органом в соответствии с п.1 ст. 45 НК РФ, 25 января 2019г. было направлено требование №1862 об уплате пени (срок исполнения требования до 14.02.2019г.). В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, начислены пени в сумме 30 600,81 руб. за период с 19.06.2017г. по 02.07.2018г.. 07.02.2019г. ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска было подано заявление на выдачу судебного приказа на взыскание задолженности по пени с Бик-Мухаметовой Л.Р.. 31.05.2019г. мировым судьей судебного участка № 64 вынесен судебный приказ на взыскание недоимки по пени по НДФЛ с Бик-Мухаметовой Л.Р.. 30.09.2019г. Бик-Мухаметова Л.Р. не согласившись с вынесенным судебным приказом, обратилась с заявлением о его отмене. 30.09.2019г. мировым судьей судебного участка № 64 вынесено определение об отмене судебного приказа. Суммы налога на доходы физических лиц за 2015-2017гг. уплачены несвоевременно. При чем, суммы НДФЛ за 2015-2016гг. были не оплачены, а проведены зачеты по заявлению налогоплательщика - 11.08.2017г. Бик-Мухаметовой Л.Р. были представлены в инспекцию квитанции (чек-ордера) об оплате НДФЛ. В представленных квитанциях оплата производилась Бик-Мухаметовой Л.Р., по статусу 13 - налогоплательщик (плательщик сборов, за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - физическое лицо, с указанием ОКТМО 04609410 с. Богучаны. Представленные квитанции (частично) не относятся к данному делу, в связи с тем, что не указан период оплаты, либо указан период 2014г., указан неверный ОКТМО, указан неверный статус. До настоящего момента сумма пени налогоплательщиком не уплачена. Просят взыскать с ответчика в пользу истца пени по налогу на доходы физических лиц в размере 30 600,81 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен судебной повесткой, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Административный ответчик Бик-Мухаметова Л.Р. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена заказной корреспонденцией с уведомлением, представила возражения на исковое заявление, согласно которому указала, что до марта 2017 года вся отчетность предоставлялась ею в Межрайонную ИМНС РФ № 18 по Красноярскому краю по месту осуществления деятельности. После уведомления налогового органа о том, что отчетность должна предоставляться в налоговой орган по месту жительства, с апреля 2017 года, начиная с отчетности за 1 квартал 2017 года, вся отчетность предоставляется в ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска по месту регистрации. Таким образом, налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2015 год, за 2016 были предоставлены в МИМНС РФ № 18 по Красноярскому краю и оплата НДФЛ был произведена по ОКТМО 04609410 (Богучанский район). Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год была предоставлена в ИФНС по Октябрьскому району и оплата НДФЛ была произведена по ОКТМО 04701000 (г. Красноярск). В связи с произошедшей путаницей в переходный период, часть платежей была произведена ошибочно на ОКТМО 04609410 (Богучанский район) вместо ОКТМО 04701000 (г. Красноярск), либо неверным статусом плательщика 13 – физическое лицо, вместо 10 – нотариус. Однако обязанность по своевременной уплате платежей в бюджет была выполнена полностью. Впоследствии были произведены зачеты платежей. Полагает начисление пени необоснованным.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 3 ст. 3 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

В соответствии с положениями ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: 1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; 2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности (пункт 1).

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (пункт 2).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (пункт 3).

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса (пункт 5).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6).

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса (пункт 8).

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей (пункт 9).

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Как установлено судом, Бик-Мухаметова Л.Р. зарегистрирована в качестве нотариуса, ввиду чего, является плательщиком налога на доходы физических лиц в бюджет.

С 05 декабря 2002 года, Бих-Мухаметова Л.Р. состояла на учете в МИФНС №18 по Красноярскому краю, в связи с переменой места регистрации, с 11 сентября 2015 года, последняя состоит на учете в ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска, в связи с чем, с указанного периода, обязана была уплачивать платежи по НДФЛ на ОКТМО 04701000 г. Красноярска, со статусом 10 - налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - нотариус, занимающийся частной практикой, в ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска.

Однако, налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2015 год, за 2016 были предоставлены в МИМНС РФ № 18 по Красноярскому краю и оплата НДФЛ был произведена по ОКТМО 04609410 (Богучанский район), со статусом - 13, что подтверждается стороной административного ответчика, по заявлению которой 11 августа 2017 года, ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска произведен зачет указанных платежей в счет оплаты НДФЛ за 2015, 2016 годы.

При этом, в соответствии с пунктом 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Также установлено, что на момент передачи лицевой карты 17 марта 2017 года в ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска у Бик-Мухаметовой Л.В. образовалась задолженность в размере 544 249 рублей, по начислениям авансовых платежей по НДФЛ на основании: расчета авансовых платежей по декларации 3-НДФЛ за 2016г., и расчета авансовых платежей по декларации 3-НДФЛ за 2015г., по срокам по срокам: 15.01.2016 года - 292 896 рублей; 17.10.2016 года – 125 676 рублей, 16.01.2017 года – 125 677 рублей.

29.04.2016 года в ИФНС России по Октябрьскому району г.Красноярска Бик-Мухаметовой Л.Р. представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2015г., с суммой к уплате в бюджет 251 353 (1 933 480,89*13%) рублей.

30.09.2016 года в ИФН России по Октябрьскому району г. Красноярска Бик-Мухаметовой Л.Р. представлен расчет авансовых платежей по декларации 3-НДФЛ предыдущего года на 2016г., сумма аванса от дохода, полученного за предыдущий период 251 353 рублей (1 933 480,89*13%).

25.09.2017 года, в порядке ст. 227 Налогового кодекса РФ, Бик-Мухаметовой Л.Р. направлено налоговое уведомление № 236 с расчетом сумм авансовых платежей на текущий налоговый период 2017 год, по срокам 16.10.2017г. -177 959 рублей, 15.01.2018 года – 177 960 рублей.

При этом, поскольку Бик-Мухаметовой Л.В. налоговая декларация по форме 4-НДФЛ не предоставлена, налоговым органом произведен расчет авансовых платежей на 2017г. на основании предоставленной налогоплательщиком налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2016г. (общая сумма налога, исчисленная к уплате согласно 3-НДФЛ за 2016г. составляет - 359 559 рублей).

28.04.2018 года Бик-Мухаметовой Л.Р. в инспекцию представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2017г., согласно которой сумма фактически уплаченных авансовых платежей - 360 000руб..

27.09.2019 года Бик-Мухаметовой Л.Р. представлена уточненная налоговая декларация за 2017г., согласно которой сумма фактически уплаченных авансовых платежей - 360 000 руб..

В результате проверки представленных ответчиком налоговых деклараций, налоговым органом установлено, что Бик-Мухаметовой Л.Р. несвоевременно уплачен налог на доходы физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы в бюджет, в общей сумме 898 127 (292 896+251 353+353 878) рублей, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц начислены пени в сумме 30 600,81 рублей, за период с 19.06.2017 года по 02.07.2018 года, в связи с чем, налоговым органом 25 января 2019 года в адрес административного ответчика было направлено требование №1862 об уплате пени, со сроком исполнения до 14.02.2019 года.

ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска обратилась к мировому судье судебного участка № 69 в Октябрьском районе г. Красноярска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании, в том числе, пени, заявление подано в пределах шестимесячного срока, установленного законом для обращения налогового органа в суд.

31 мая 2019 года мировым судьей судебного участка № 69 в Октябрьском районе г. Красноярска вынесен судебный приказ о взыскании, в том числе, пени по налогу на доходы физических лиц.

Определением мирового судьи от 30 сентября 2019 года судебный приказ был отменен по заявлению Бик-Мухаметовой Л.Р., указавшей о несогласии с судебным приказом.

С рассматриваемым административным иском налоговый орган обратился в суд 27 марта 2020 года, то есть в пределах шестимесячного срока после отмены судебного приказа.

В судебном заседании также установлено, что задолженность до настоящего времени не оплачена. Доказательств обратного со стороны административного ответчика суду не представлено.

Оценивая вышеприведенные обстоятельства, проверив расчеты административного истца, суд приходит к выводу, что у ответчика имеется задолженность по пени за несвоевременно уплаченный налог на доходы физических лиц в размере 30600 рублей 81 коп., которая подлежит взысканию в полном объеме.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 118 рублей 02 коп., сходя из размера удовлетворенных исковых требований (30600 рублей 81 коп.).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска к Бик-Мухаметова Л.Р. о взыскании пени за несвоевременно уплаченный налог на доходы физических лиц - удовлетворить.

Взыскать с Бик-Мухаметова Л.Р. в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска пени за несвоевременно уплаченный налог на доходы физических лиц в размере 30600 рублей 81 коп..

Взыскать с Бик-Мухаметова Л.Р. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 118 рублей 02 коп..

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Судья (подпись) Л.В. Федоренко

Копия верна: Л.В. Федоренко