Дело №2а-521/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2021 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,
при секретаре Андреасян К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», Департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска о признании бездействий незаконными, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска проведена проверка информации СМИ о рубках нелесных насаждений в микрорайоне «Ветлужанка» под строительство детского сада, по результатам которой установлено, что 28 апреля 2018 года земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100486:49 был снят с кадастрового учета путем образования земельных участков 24:50:0100486:1174, 24:50:0100486:1175, 24:50:0100486:1176. Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100486:1174, площадью 9521 кв.м., с видом разрешенного использования – образование и просвещение, поставлен на государственный кадастровый учет 28.04.2018 года как собственность Российской Федерации. 11.09.2018 года указанный земельный участок по акту приема-передачи передан в собственность МО город Красноярск. Распоряжением администрации г. Красноярска от 12.12.2018 № 5774-недв МКУ города Красноярска «УКС» указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для строительства детского сада. 31.10.23019 года МКУ г. Красноярска «УКС» МКУ «УДИБ» выдано разрешение на снос земельных насаждений на указанном земельном участке. В соответствии с актом о приемке выполненных работ от 05.12.2019 года, АО «Фирма «Культбытстрой» произведено корчевание 329 деревьев без указания их породного состава, также в составе работ по указанному договору № 153 произведена срезка кустарника и мелколесья на площади 9794 кв.м., без указания количественного состава. Вместе с тем, необходимость компенсационных посадок установлена проектом планировки и межевания территории жилого района, размещаемого в границах земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100486:43, 24:50:0100486:49 по ул. Елены Стасовой. По информации МКУ г. Красноярска «УКС» компенсационные посадки учреждением не производились и производится не будут, что является нарушением требований указанного проекта планировки и межевания территории. С учетом, произведенной, по ходатайству административного истца, замены административных ответчиков, просят признать незаконным бездействие МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска в части неосуществления в соответствии с п. 1 постановления администрации г. Красноярска от 11.04.2018 № 249 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории жилого района, размещаемого в границах земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100486:43, 24:50:0100486:49 по ул. Елены Стасовой» компенсационных посадок крупномерными деревьями в соотношении 1:2 в связи со сносом земельных насаждений на земельном участке с кадастровым номером: 24:50:0100486:11744 по адресу: г. Красноярск ул. Е.Д. Стасовой; обязать МКУ г.Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска произвести в соответствии с п. 1 постановления администрации г. Красноярска от 11.04.2018 № 249 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории жилого района, размещаемого в границах земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100486:43, 24:50:0100486:49 по ул. Елены Стасовой» компенсационные посадки крупномерными деревьями в соотношении 1:2, в связи со сносом земельных насаждений на земельном участке с кадастровым номером: 24:50:0100486:11744 по адресу: г. Красноярск ул. Е.Д. Стасовой, не позднее шестимесячного срока с даты вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель административного истца ст. помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Скорнякова Ю.В., административные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» Мащак К.А., действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, указав, что УДИБ является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочия по осуществлению компенсационных посадок Уставом не предусмотрено. При том, что Постановлением № 30, регулирующим снос зеленых насаждений предусматривает оплату восстановительной стоимости зеленых насаждений, при этом в случае строительства социально значимых объектов г. Красноярска оплата восстановительной стоимости не предусмотрена, а соответственно компенсационные посадки.
В судебное заседание не явился представитель административного ответчика Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств не заявляли.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Красноярска Прохоренко Н.С., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, указав, что ссылка административного истца, в данном случае, на Постановление № 249, которым утвержден проект планировки и межевания территории не состоятельна, поскольку данный нормативный акт направлен на комплексное освоение территории. Кроме того, администрацией г. Красноярска осуществлялось строительство детского сада – социально значимого объекта, ввиду чего, в данном случае не предусмотрено производство компенсационных посадок. Поскольку Порядком сноса земельных насаждений, установленных Постановлением администрации г. Красноярска, предусмотрен только порядок оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений в городской бюджет, соответственно как выплаты, так и компенсационные посадки не осуществляются при строительстве социально значимых объектов. Кроме того, согласно Постановлению № 249, срок компенсационных посадок не установлен, Проект планировки и межевания территории принят во исполнение Генерального плана г. Красноярска, реализация которого установлена до 2031 года, соответственно, полагает, компенсационные посадки могут быть осуществлены в указанной период времени.
Представители заинтересованных лиц: МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства», МП г. Красноярска «Управление зеленого строительства», в судебное заседание не явились, были извещены о дне, времени и месте судебного разбирательства в соответствии с положениями ст.96,97 КАС РФ, судебными извещениями, направленными заказной почтой, а также судебной повесткой, ходатайств не заявлено, суд признает уведомление участников процесса о времени и месте судебного разбирательства надлежащим, и приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно ч. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска проведена проверка информации СМИ о рубках нелесных насаждений в микрорайоне «Ветлужанка» под строительство детского сада, по результатам которой установлено, что 28 апреля 2018 года земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100486:49 был снят с кадастрового учета путем образования земельных участков 24:50:0100486:1174, 24:50:0100486:1175, 24:50:0100486:1176.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100486:1174, площадью 9521 кв.м., с видом разрешенного использования – образование и просвещение, поставлен на государственный кадастровый учет 28.04.2018 года как собственность Российской Федерации. 11.09.2018 года указанный земельный участок по акту приема-передачи передан в собственность МО город Красноярск.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 12.12.2018 № 5774-недв, земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0100486:1174, площадью 9521 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, октябрьский район, ул. Елены Стасовой, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ города Красноярска «УКС».
Согласно приказу Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска № 288-азс от 31 октября 2019 года, МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» выдать МКУ «УКС» разрешение на снос: сосны (Д4-Д70) – 307 шт., березы (Д4-Д40) – 69 шт., клена (Д8) – 1 шт., липы (Д4) – 1 шт., черемухи (Д4) – 1 шт., кустарника (свободно растущего) – 1570 шт., поросли (Д менее 4) – 167 шт., без оплаты восстановительной стоимости на основании подпункта 12 п. 7 Порядка сноса зеленых насаждений на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Красноярска, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска, утвержденного постановлением Главы города от 21.01.2019 № 30.
31.10.2019 года МКУ г. Красноярска «УКС» МКУ «УДИБ» выдано разрешение № 145 на снос земельных насаждений по адресу: ул. Елены Стасовой (участок с кадастровым номером 24:50:0100486:1174) в Октябрьском районе г. Красноярска.
Как следует из акта о приемке выполненных работ от 05.12.2019 года, АО «Фирма «Культбытстрой» произведено корчевание 329 деревьев без указания их породного состава, также в составе работ по указанному договору № 153 произведена срезка кустарника и мелколесья на площади 9794 кв.м., без указания количественного состава.
23 марта 2020 года прокурором Октябрьского района г. Красноярска руководителю МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства в части документации по планировке территории при сносе зеленых насаждений, согласно которому указано, что необходимость компенсационных посадок установлена проектом планировки и межевания территории жилого района, размещаемого в границах земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100486:43, 24:50:0100486:49 по ул. Елены Стасовой. По информации МКУ г. Красноярска «УКС» компенсационные посадки учреждением не производились и производится не будут, что является нарушением требований указанного проекта планировки и межевания территории. Предписано безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих.
Согласно п. 3.1.19 Положения о департаменте городского хозяйства администрации г. Красноярска, департамент выполняет функции муниципального заказчика, в том числе, по содержанию объектов озеленения в соответствии с утвержденным Департаментов реестром объектов озеленения; капитальному ремонту, ремонту объектов озеленения; мероприятиям по охране окружающей среды, осуществляет организацию благоустройства и озеленения территории города.
При этом, как следует из пп. 2.2.7 Устава МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», утвержденным распоряжением администрацией города от 02.07.2013г. № 74-гх, с учетом внесенных изменений, учреждение выполняет следующие функции в составе и порядке, установленном действующими правовыми актами и нормативными документами: в сфере технического надзора за содержанием улично-дорожной сети города Красноярска, сетей наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности города Красноярска, гидротехничских сооружений, находящихся в муниципальной собственности города Красноярска, благоустройством территории и озеленением города Красноярска – выдает разрешение на проведение работ по сносу зеленых насаждений в порядке, установленном правовыми актами города Красноярска.
Согласно п. 6.4, 6.9 Правил благоустройства территории города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 № В-378, порядок сноса (пересадки) зеленых насаждений, требования к внешнему виду зеленых насаждений устанавливаются правовыми актами администрации города.
Формирование планов посадок зеленых насаждений за счет средств бюджета города осуществляется с учетом необходимости посадки зеленых насаждений взамен утраченных в территориальной близости от объекта, на котором был произведен снос.
Постановлением администрации города Красноярска от 21.01.2019 № 30 утвержден Порядок сноса зеленых насаждений на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска.
Согласно п. 3 Порядка, снос зеленых насаждений осуществляется на основании разрешения на снос зеленых насаждении, выдаваемого МКУ «УДИБ» при условии оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений в случаях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 7 настоящего Порядка, и (или) без оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений в случаях, указанных в подпунктах 6-13 пункта 7 настоящего Порядка.
В соответствии с пп.12 п. 7 Порядка, без оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений осуществляется снос зеленых насаждений при реализации проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту социально значимых объектов города Красноярска, финансируемых за счет бюджетов всех уровней (к таким объектам относятся детские сады).
Согласно р. 13 Порядка, оплата восстановительной стоимости зеленых насаждений при вынужденном сносе подлежит зачислению в доход бюджета города Красноярска.
Уполномоченные органы администрации города организуют восстановление зеленых насаждений за счет средств бюджета города в соответствии с законодательством Российской Федерации путем создания зеленых насаждений в непосредственной близости к месту их сноса, а случае невозможности соблюдения указанного расстояния – на иной территории города Красноярска (п. 15 Порядка).
Как следует из постановления от 11 апреля 2018г. № 249 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории жилого района, размещаемого в границах земельных участков с кадастровыми номерами 24:?50:0100486:43, 24:50:0100486:49 по ул. Елены Стасовой, проектом предусмотрено строительство двух многоэтажных, многоквартирных жилых домов, предусмотрено строительство дошкольной образовательной организации на 240 мест, общеобразовательной школы на 1280 мест. Проектируемая площадка значительно залесена. Растительность представлена различными кустарниками и деревьями. Настоящим проектом принято решение о сохранении большей части существующих зеленых насаждений, обеспечивая тем самым постепенное «проникание» леса в городскую застройку. При необходимости сноса зеленых насаждений проектом предусмотрены компенсационные посадки крупномерных деревьев в соотношении 1:2.
Таким образом, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что доказательств незаконного бездействия административных ответчиков суду не представлено, поскольку Постановлением № 30 предусмотрена организация восстановления зеленых насаждений, однако срок, в течение которого должно быть организовано восстановление, указанным актом не определен, равно как не определен срок осуществления компенсационных посадок Проектом планировки и межевания территории, утвержденный постановлением № 249, при том, что датой окончания работ по строительству детского сада определен январь 2022 года, кроме того, как следует из указанного проекта, данный проект планировки и межевания территории выполнен в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования, в том числе Генеральным планом городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107, срок которого определен - 2033 год.
При том что, прокурором Октябрьского района г. Красноярска представления об устранении нарушений требований законодательства в адрес МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», Департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска не вносились.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», Департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска о признании бездействий незаконными, возложении обязанности в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», Департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска о признании бездействий незаконными, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Судья: (подпись) Л.В. Федоренко
Копия верна: Л.В. Федоренко