Дело № 2а-1290/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2022 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,
при секретаре Андреасян К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском, с учетом уточнений, мотивируя требования тем, что прокуратурой г. Красноярска проведена проверка коллективного обращения жителей улиц Лесной, Моховой, Осенней в г. Красноярске о нарушениях законодательства о местном самоуправлении при организации проезда автотранспорта и прохода граждан, обеспечении жителей холодным водоснабжением и организации уличного освещения территории. Установлено, что сложившийся проезд – автодорога от ул. Лесной, 64 до СНТ «Маяк» в составе казны города не учтен, находящийся под ним земельный участок отнесен к категории городских лесов. При этом, натурным осмотром участка местности, проведенным прокуратурой города в апреле 2021 года, установлено отсутствие на данном участке обустроенных автодороги и тротуаров для прохода жителей. Между тем, участок местности используется для передвижения автотранспорта и пешеходного прохода жителей домов с улиц Лесной, Моховой, Осенней, по нему фактически сложились проезд и проход, которые никем не обслуживаются. По информации департамента городского хозяйства администрации города от 02.04.2021 земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0000000:174883, занятый проездом, отнесен к категории городских лесов, проект межевания в отношении данной территории не разработан. Необходимо проведение работ по строительству автомобильной дороги, после чего указанный объект будет включен в Реестр содержания улично-дорожной сети. По фактам выявленных нарушений закона прокуратурой города Красноярска 19 апреля 2021 года первому заместителю Главы города Красноярска внесено представление, по результатам рассмотрения которого конкретные действия по устранению нарушений закона не приняты. Вместе с тем, согласно акту технического состояния департамента городского хозяйства администрации города от 11.10.2021 года на земельном участке отсутствует конструкция дорожной одежды, бордюрный камень, дорожная разметка, наблюдается перепад высотных отметок, а также не обеспечена видимость для безопасного движения. По информации департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска от 01.10.2021 года, департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 18.11.2021 года требуется строительство объекта дорожного хозяйства по данному адресу. Согласно сведениям департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска от 05.07.2021 года Проектом планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденным постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833, предусмотрено размещение автодороги по ул. Лесная от жилого дома № 64 по ул. Лесная до СНТ «Маяк» на вышеуказанном земельном участке. Подпунктом 5 п. 1 ст. 7 Устава города Красноярска, принятого решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62, установлено, что к вопросам городского значения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Между тем, администрация г. Красноярска до настоящего времени не выполняет возложенные на орган местного самоуправления обязанности по содержанию улично-дорожной сети улиц Лесной, Моховой, Осенней. Согласно п.п. 3.2, 3.7, 3.58 Положения о департаменте градостроительства администрации г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010г. № 114-р, департамент градостроительства администрации г. Красноярска определяет приоритетные направления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов для нужд города Красноярска; осуществляет разработку порядка формирования и внесения изменений в адресную инвестиционную программу города, порядка отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в решении о бюджете города и сводной бюджетной росписи бюджета города; формирует проект адресной инвестиционной программы города, осуществляет внесение изменений в утвержденную адресную инвестиционную программу города, организует подготовку и проведение заседаний комиссии по формированию адресной инвестиционной программы и внесению изменений в утвержденную адресную инвестиционную программу города. Таким образом, в силу имеющихся полномочий, департамент градостроительства, администрация г.Красноярска организуют, координируют работу и обеспечивают содержание и ремонт автомобильных дорог, находящихся на территории г. Красноярска, однако, не смотря на принятие актов прокурорского реагирования, до настоящего времени проектирование и строительство автодороги не организовано. Муниципальными органами, при наличии проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015, которым предусмотрено строительство «Автомобильная дорога от ул. Лесная до ул. Рябиновая», на протяжении 6 лет не принято мер, направленных на проектировку и строительство данной автомобильной дороги. Существующий автомобильный проезд по ул. Лесная не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, о чем было указано в сведениях Главного управления образования администрации г. Красноярска от 24.03.2022г., департамента транспорта администрации г. Красноярска от 17.02.2022г.. Отсутствие средств бюджета г.Красноярска не имеет правового значения, поскольку вопросы обеспечения, в том числе, безопасности населения не могут быть поставлены в зависимость от наличия достаточного финансирования из соответствующего бюджета. Негативными последствиями выявленных нарушений в конечном тоге являются нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц – участников дорожного движения на охрану их жизни, здоровья и имущества, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Кроме того, обязанность по водоснабжению жителей территории надлежащим образом не исполняется вопреки требованиям пункта 4 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно пункту 1 части 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Таким образом, органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения. Согласно сведениям департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска от 07.10.2021, управления архитектуры администрации г. Красноярска от 07.06.2022 не предусмотрены мероприятия по развитию систем водоснабжения по ул.ул. Лесная, ул. Моховая, ул. Осенняя в г.Красноярске. Органом местного самоуправления не принимается полных и достаточных мер по обеспечению жителей вышеуказанных улиц холодным водоснабжением. Просит признать незаконным бездействие администрации города Красноярска, департамента градостроительства администрации г.Красноярска, выразившееся в непринятии мер по проектированию и строительству участка автодороги от ул. Лесной, 64 по ул. Лесной до домов №№ 72-112 по ул. Лесной в г. Красноярске; по проектированию и строительству сети холодного водоснабжения до домов №№ 72-112 по улицам Лесной, Моховой, Осенней в г. Красноярске; обязать администрацию города Красноярска, департамент градостроительства администрации г. Красноярска в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу спроектировать и организовать строительство участка автодороги от ул. Лесной, 64 по ул. Лесной до домов №№ 72-112 по ул. Лесной в г. Красноярске; обязать администрацию города Красноярска, департамент градостроительства администрации г. Красноярска в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу спроектировать и обеспечить строительство сети холодного водоснабжения до домов №№ 72-112 по улицам Лесной, Моховой, Осенней в г. Красноярске; до даты ввода в эксплуатацию сети холодного водоснабжения до домов №№ 72-112 по улицам Лесной, Моховой, Осенней в г. Красноярске обязать администрацию г.Красноярска в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение путем подвоза питьевой воды населению по вышеуказанным адресам.
Представитель административного истца – помощник прокурора г. Красноярска Бурносенко М.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Красноярска Прохоренко Н.С., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, указав, что администрация г. Красноярска по заявленным требованиям является ненадлежащим ответчиком, поскольку администрация города в лице уполномоченных органов реализует возложенные на нее полномочия, определяет структуру полномочий, функции и порядок деятельности уполномоченных органов. Поскольку полномочия органа местного самоуправления в части организации и решения вопросов водоснабжения возложены на орган администрации – департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска, в части градостроительной деятельности на департамент градостроительства администрации г. Красноярска. В настоящее время фактически проезд на спорном участке осуществляется по грунтовой автомобильной дороге, проходящей на территории земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0000000:174883, действующим законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления осуществить прокладку асфальтированного покрытия на указанном участке автодороги, поскольку существующий проезд обеспечивает возможность проезда к жилым домам. Кроме того, обязанность органа местного самоуправления организовать строительство спорных объектов в сроки, установленные прокурором, законом не предусмотрено, неисполнимо.
Представитель административного ответчика департамента градостроительства администрации г. Красноярска Терскова Н.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которым указала, что для обеспечения строительства и реконструкции улично-дорожной сети, пешеходных переходов, путепроводов, объектов инженерной инфраструктуры, а также благоустройства мест общего пользования в границах красных линий постановлением администрации горда Красноярск от 25.12.2015 № 833 утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, согласно которому спорная автодорога обозначена красными линиями, включена в улично-дорожную сеть. В настоящее время фактически проезд на спорном участке осуществляется по грунтовой автомобильной дороге, проходящей по территории земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0000000:174883. Распоряжением администрации г.Красноярска от 13.07.2021 № 2454/недв сооружения – проезд по ул. Лесной, осенней, Моховой переданы на праве оперативного управления МКУ г.Красноярска «УДИБ», которое согласно Уставу, утвержденному распоряжением администрации города № 74-гх от 02.07.2013 года, создано для организации выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию дорог в городе Красноярске, а также искусственных сооружений, расположенных на улично-дорожной сети, объектов внешнего благоустройства, санитарной очистки города осуществления деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети города Красноярска, благоустройства и озеленения. Таким образом, речь идет о существующей дороге, возложение на департамент градостроительства обязанности по проектированию и строительству спорной автодороги не обоснованно. Капитальные вложения в объекты муниципальной собственности на территории города Красноярска осуществляются в рамках адресной инвестиционной программы города Красноярска. На сегодняшний день адресно инвестиционной программой города Красноярска на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов реализация объекта «Сети холодного водоснабжения жилых домов по ул. Лесная, ул. Моховая, ул. Осенняя в октябрьском районе в г. Красноярске» не предусмотрена. При формировании проекта бюджета города Красноярска на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов в целях обеспечения указанных улиц холодным водоснабжением департаментом проведена работа по включению объекта «Сети холодного водоснабжения жилых домов по ул. Лесная, ул. Моховая, ул. Осенняя в Октябрьском районе г. Красноярска в общий перечень рекомендуемых для включения в АИП города на 2022-2024 годы объектов, по которым планируется предоставление бюджетных инвестиций. По результатам рассмотрения комиссией с учетом доведенных лимитов объект не включен в АИП города. Кроме того, срок исполнения требований, заявленных в иске, не обоснован.
Представитель административного ответчика департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска Минина Ю.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому указала, что обеспечение централизованным холодным водоснабжением указанной территории возможно путем строительства сетей водоснабжения по ул. Лесная, Моховая, Осенняя с установкой водоразборных колонок по средствам: адресно-инвестиционной программы города Красноярска; в рамках инвестиционной программы ресурсоснабжающей организации ООО «КрасКом» в сфере водоснабжения и водоотведения. По имеющейся в департаменте информации, на земельном участке с кадастровым номером: 24:50:0100513:158 ООО «Коммунальник» зарегистрирована и поставлена на учет водоразборная скважина, в связи с чем, направлен запрос о возможности использования водоразборной скважины на земельном участка в качестве источника нецентрализованного холодного водоснабжения, ответ на которое не поступил. В соответствии с ч. 10 ст. 21 Закона № 416-ВЗ в случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в пунктах 1-3 части 1, пунктах 1, 5-7 части 3 статьи 21 Закона № 416, орган местного самоуправления поселения, городского округа обязан в течение одних суток обеспечивать население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды. В соответствии с п. 3.1 Положения во исполнение действующего законодательства департаментом в бюджете города предусмотрена статья затрат «Мероприятия по подвозу воды населению в случае временного прекращения или ограничения водоснабжения» в целях обеспечения качественными и бесперебойными услугами населения в случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в пунктах 1-3 части 1, пунктах 1, 5-7 части 3 ст. 21 Закона № 416, а также недопущения нарушений прав жителей города при отключении холодного водоснабжения в городе Красноярске. Для оказания услуг по обеспечению населения г. Красноярска питьевой водой по указанным основаниям, между департаментов и ООО «КрасКом» по результатам торгов заключен муниципальный контракт на оказание услуг по подвозу воды. Финансовые средства, предусмотренные в бюджете города по данной статье, могут быть направлены только на выполнение разовых услуг населению на период временного прекращения либо ограничения водоснабжения, расходование средств бюджета города на иные цели будет носить нецелевой характер. Отсутствие централизованных сетей водоснабжения по ул. Лесная, ул. Осенняя, ул. Моховая г. Красноярска не отвечает требованиям и основаниям, указанным в пунктах 1-3 части 1, пунктах 1, 5-7 част 3 ст. 21 Закона № 416.
Заинтересованное лицо Варава С.В. заявленные прокурором г. Красноярска требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры администрации г. Красноярска Вильховская О.С., действующая на основании доверенности, дала пояснения согласно представленному отзыву, указав, что согласно карте планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры, являющейся приложением № 5 к решению Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107 «О генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета», дорога от ул. Лесной 64 до домов № 72-112 по ул. Лесной в г. Красноярске отнесена к улицам и дорогам местного значения – «существующие». В рамках реализации Генерального плана городского округа город Красноярск проектом планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденным постановлением администрации города от 25.12.2015 № 833 предусмотрен существующие красные линии в границах дороги от ул. Лесной, 64 до домов № 72-112 по ул. Лесной в г. Красноярске, отображающие «дороги, улицы и проезды с асфальтовым покрытием» и «территории общего пользования». Постановлением администрации города от 24.12.2020 № 1034 «Об утверждении актуализации схем водоснабжения и водоотведения города Красноярска на период до 2033 года» актуализированы схемы водоснабжения и водоотведения. Схемой водоснабжения не предусмотрены мероприятия по развитию водоснабжения в отношении испрашиваемой территории.
Представитель заинтересованного лица ООО «КрасКом» Хамитова З.А., действующая на основании доверенности, полагала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку административным истцом не приведено нормативно-правового обоснования заявленного требования в части возложения на ответчиков обязанности по организации централизованного водоснабжения до домов 72-112 по ул. Лесной, улицам Моховой, Осенней в г. Красноярске. Как усматривается из административного искового заявления требования административного истца заключаются в возложении обязанности на ответчиков по проектированию и строительству сети холодного водоснабжения до домов по улицам Лесная, Осенняя, Моховая. Понятие водоснабжения определено в пункте 4 статьи 2 Закона № 416-ФЗ, под которым понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение). При этом, пункт 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Из ответа Управления архитектуры администрации города Красноярска, следует, что централизованная система холодного водоснабжения на территории, указанной в административном исковом заявлении отсутствует, развитие централизованной системы водоснабжения на указанной территории в схеме водоснабжения города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации г. Красноярска от 24.12.2020 № 1034 "Об утверждении актуализации схем водоснабжения и водоотведения города Красноярска на период до 2033 года" не предусмотрено. В соответствии с пунктом 10 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641, в инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающие изменение технических характеристик этих объектов и предполагающие изменение первоначальной (полной) стоимости модернизируемого и (или) реконструированного объекта, целесообразность реализации которых обоснована в схемах водоснабжения и водоотведения. Из вышеизложенного следует, что при отсутствии централизованной системы холодного водоснабжения, законодателем возложена обязанность органов местного самоуправления по организации холодного водоснабжения на территории, части территории поселения, городского округа с использованием нецентрализованной системы водоснабжения, обязанность по организации централизованного водоснабжения на территории муниципального образования указанными нормами не предусмотрена. Требование административного истца о возложении на ответчиков обязанности по подключению жителей домов 72-112 по ул. Лесной, улицам Моховой, Осенней в г.Красноярске к централизованной системе водоснабжения без осуществления платы не обоснован, противоречит нормам действующего законодательства. Требование административного истца о возложении на администрацию города Красноярска в течение месяца с момента вступления в законную силу обязанности по организации водоснабжения путем подвоза питьевой воды по адресам, указанным в исковом заявлении, является не исполнимым.
Представитель заинтересованного лица МКУ г. Красноярска «УДИБ» Миллер Н.С., действующая на основании доверенности, поддержала позицию администрации г. Красноярска.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства», о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены по средствам электронной почты, представили отзыв на административное исковое заявление, в котором ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, также просили в удовлетворении административных исковых отказать. Главным распорядителем бюджетных денежных средств и органом администрации, курирующим деятельность МКУ города Красноярска «УКС» является департамент градостроительства администрации города. Адресная инвестиционная программа города на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов, утвержденная Решением Красноярского городского Совета депутатов от 15.12.2020 № 9-131 (в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 05.10.2021 № В-193) предусматривает проектирование и строительство объектов в текущем году и плановом периоде. В настоящее время бюджет города сформирован, денежные средства из бюджета города и вышестоящих бюджетов на проектирование и строительство автодороги от дома № 64 по ул. Лесной до домов № 72-112- 92-82 по ул. Лесной в Октябрьском районе г. Красноярска, по проектированию и строительству сети холодного водоснабжения до домов 72-112 по ул. Лесной, по ул. Моховой, ул. Осенней Октябрьского района до учреждения не доведены. Постановлением администрации города Красноярска от 25.12.2015
№833 утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, согласно которому указанная автодорога обозначена красными линиями, включена в улично-дорожную сеть. Распоряжением администрации города Красноярска от 13.07.2021 №2454-недв сооружения - проезд по ул. Лесной, Осенней, Моховой переданы на праве оперативного управления МКУ г. Красноярска «УДИБ», которое согласно Уставу, утвержденному распоряжением администрации города № 74-гх от 02.07.2013 года, создано для организации выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию дорог в городе Красноярске, а также искусственных сооружений, расположенных на улично-дорожной сети, объектов внешнего благоустройства, санитарной очистки города, осуществления деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети города Красноярска, благоустройства и озеленения. Департамент городского хозяйства администрации города в адрес МКУ города Красноярска «УКС» (отдел транспортного планирования и моделирования) о необходимости проведения мониторинга условий движения и транспортных потоков на указанной автомобильной дороге с целью рассмотрения органами местного самоуправления вопроса о необходимости реконструкции не обращался.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.14 Федерального закона №131-Ф3 от 16.10.2003 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», организация электро, тепло, газо и водоснабжения, водоотведения, а также дорожная деятельность относится к компетенции органов местного самоуправления и осуществляется при наличии документов территориального планирования, включающих в себя размещение и характеристики системы транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимые для развития территории.
Согласно п.7 Устава города Красноярска, к вопросам местного значения города относятся, в числе прочих, организация в границах города электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; дорожная деятельность в отношении автомобильных местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.
Как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 года N 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
По смыслу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 1.2 ПДД РФ, положений СНиП «Планировка и застройка садоводческих и дачных объединений граждан. 30-02- 97» дорога включает в себя искусственное дорожное покрытие, обочину, дренажные канавы и другие элементы, кроме того, имеет дорожно- знаковую информацию.
Исходя из положений ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предел; полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пункте поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 1 части 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Таким образом, органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Судом установлено, что на основании коллективного обращения жителей улиц Лесной, Моховой, Осенней в г. Красноярске, прокуратурой г. Красноярска проведена проверка в области нарушениях законодательства о местном самоуправлении при организации проезда автотранспорта и прохода граждан, обеспечении жителей холодным водоснабжением и организации уличного освещения территории.
По результатам проверки установлено, что сложившийся проезд – автодорога от ул. Лесной, 64 до СНТ «Маяк» в составе казны города не учтен, находящийся под ним земельный участок отнесен к категории городских лесов. При этом, натурным осмотром участка местности, проведенным прокуратурой города в апреле 2021 года, установлено отсутствие на данном участке обустроенных автодороги и тротуаров для прохода жителей. Между тем, участок местности используется для передвижения автотранспорта и пешеходного прохода жителей домов с улиц Лесной, Моховой, Осенней, по нему фактически сложились проезд и проход, которые никем не обслуживаются. Кроме того, обязанность по водоснабжению жителей территории надлежащим образом не исполняется вопреки требованиям пункта 4 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
По фактам выявленных нарушений закона прокуратурой города Красноярска 19 апреля 2021 года первому заместителю Главы города Красноярска внесено представление, по результатам рассмотрения которого конкретные действия по устранению нарушений закона не приняты.
Согласно сведений, представленных департаментом городского хозяйства администрации города от 02.04.2021 года, земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0000000:174883, занятый проездом, отнесен к категории городских лесов, проект межевания в отношении данной территории не разработан. Необходимо проведение работ по строительству автомобильной дороги, после чего указанный объект будет включен в Реестр содержания улично-дорожной сети.
При этом, согласно карте планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры, являющейся приложением № 5 к решению Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107 «О генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета», дорога от ул. Лесной 64 до домов № 72-112 по ул. Лесной в г. Красноярске отнесена к улицам и дорогам местного значения – «существующие».
В рамках реализации Генерального плана городского округа город Красноярск проектом планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденным постановлением администрации города от 25.12.2015 № 833 предусмотрен существующие красные линии в границах дороги от ул. Лесной, 64 до домов № 72-112 по ул. Лесной в г. Красноярске, отображающие «дороги, улицы и проезды с асфальтовым покрытием» и «территории общего пользования».
В настоящее время фактически проезд на спорном участке осуществляется по грунтовой автомобильной дороге, проходящей по территории земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0000000:174883.
Распоряжением администрации г.Красноярска от 13.07.2021 № 2454/недв сооружения – проезд по ул. Лесной, осенней, Моховой переданы на праве оперативного управления МКУ г.Красноярска «УДИБ».
Вместе с тем, согласно акту технического состояния проезда, выполненного департамента городского хозяйства администрации города от 11.10.2021 года, на земельном участке отсутствует конструкция дорожной одежды, бордюрный камень, дорожная разметка, наблюдается перепад высотных отметок, а также не обеспечена видимость для безопасного движения.
Согласно информации, представленной департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска от 01.10.2021 года, департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 18.11.2021 года, на указанному участке требуется строительство объекта дорожного хозяйства.
Кроме того, согласно сведениям департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска от 07.10.2021 года, управления архитектуры администрации г. Красноярска от 07.06.2022 года не предусмотрены мероприятия по развитию систем водоснабжения по улицам Лесная, ул. Моховая, ул. Осенняя в г.Красноярске.
При этом, постановлением администрации города от 24.12.2020 года № 1034 «Об утверждении актуализации схем водоснабжения и водоотведения города Красноярска на период до 2033 года» актуализированы схемы водоснабжения и водоотведения. Схемой водоснабжения не предусмотрены мероприятия по развитию водоснабжения в отношении испрашиваемой территории.
Таким образом, судом установлено, что в жилых домах №№ 72-112 по улицам Лесной, Моховой, Осенней в г.Красноярске отсутствуют водоснабжение, а также возможность технологического присоединения к сетям водоснабжения, водоотведения, при этом также отсутствует дорожно-транспортная инфраструктура от ул. Лесной, 64 по ул. Лесной до домов №№ 72-112 по ул. Лесной в г. Красноярске.
На основании ч.1 ст.4 Градостроительного кодекса РФ, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
В силу п.5 ст.26 Градостроительного кодекса РФ, реализация генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета. В соответствии с п.5.1 указанной статьи, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов разрабатываются органами местного самоуправления городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих городских округов.
Таким образом, муниципальное образование осуществляет планирование и строительство дорог и инженерных сетей в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, которым предусматривается принятие документов территориального планирования в качестве условия застройки территории.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 7 Устава города Красноярска, принятого решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62, установлено, что к вопросам городского значения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 3.2, 3.7, 3.58 Положения о департаменте градостроительства администрации г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010г. № 114-р, департамент градостроительства администрации г. Красноярска определяет приоритетные направления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов для нужд города Красноярска; осуществляет разработку порядка формирования и внесения изменений в адресную инвестиционную программу города, порядка отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в решении о бюджете города и сводной бюджетной росписи бюджета города; формирует проект адресной инвестиционной программы города, осуществляет внесение изменений в утвержденную адресную инвестиционную программу города, организует подготовку и проведение заседаний комиссии по формированию адресной инвестиционной программы и внесению изменений в утвержденную адресную инвестиционную программу города.
Между тем, обязанность публичных органов по обеспечению жилых домов необходимой коммунальной, транспортной инфраструктурой, не выполнена.
При том что, жители вышеуказанных домов неоднократно обращались в органы местного самоуправления для обеспечения их питьевой водой, а также организации автомобильной дороги по ул. Лесная соответствующей требованиям безопасности дорожного движения.
При этом, в настоящее время адресно инвестиционной программой города Красноярска на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов реализация объекта «Сети холодного водоснабжения жилых домов по ул. Лесная, ул. Моховая, ул. Осенняя в октябрьском районе в г. Красноярске» не предусмотрена. При формировании проекта бюджета города Красноярска на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов в целях обеспечения указанных улиц холодным водоснабжением департаментом проведена работа по включению объекта «Сети холодного водоснабжения жилых домов по ул. Лесная, ул. Моховая, ул. Осенняя в Октябрьском районе г. Красноярска в общий перечень рекомендуемых для включения в АИП города на 2022-2024 годы объектов, по которым планируется предоставление бюджетных инвестиций. По результатам рассмотрения комиссией с учетом доведенных лимитов объект не включен в АИП города, что подтверждается сведениями департамента градостроительства администрации г.Красноярска, МКУ г. Красноярска «УКС».
Вместе с тем, при наличии проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 года, которым предусмотрено строительство «Автомобильная дорога от ул. Лесная до ул. Рябиновая», на протяжении 6 лет, администрацией г. Красноярска, департаментом градостроительства администрации г. Красноярска не принято мер, направленных на проектирование и строительство данной автомобильной дороги, существующий автомобильный проезд по ул. Лесная не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, что также подтверждается ответами Главного управления образования администрации г. Красноярска от 24.03.2022г., департамента транспорта администрации г. Красноярска от 17.02.2022г..
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконном бездействии администрации г. Красноярска, департамента градостроительства администрации г. Красноярска выразившемся в необеспечении необходимой коммунальной, транспортной инфраструктурой жилых домов, в частности выразившееся в непринятии мер по проектированию и строительству участка автодороги от ул. Лесной, 64 по ул. Лесной до домов №№ 72-112 по ул. Лесной в г. Красноярске; по проектированию и строительству сети холодного водоснабжения до домов №№ 72-112 по улицам Лесной, Моховой, Осенней в г.Красноярске.
Ввиду чего, полагает административные исковые требования о признании незаконным бездействия администрации города Красноярска, департамента градостроительства администрации г. Красноярска, выразившееся в непринятии мер по проектированию и строительству участка автодороги от ул. Лесной, 64 по ул. Лесной до домов №№ 72-112 по ул. Лесной в г. Красноярске; по проектированию и строительству сети холодного водоснабжения до домов №№ 72-112 по улицам Лесной, Моховой, Осенней в г. Красноярске подлежащим удовлетворению, с возложением обязанности на администрацию города Красноярска, департамент градостроительства администрации г. Красноярска в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу спроектировать и организовать строительство участка автодороги от ул. Лесной, 64 по ул. Лесной до домов №№ 72-112 по ул. Лесной в г. Красноярске; организовать техническую возможность подключения жилых домов №№ 72-112 по улицам Лесной, Моховой, Осенней в г. Красноярске к сетям холодного водоснабжения.
Пункт 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 74 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3.
Распоряжением администрации города Красноярска от 01.07.2011 №84-р утверждено Положение о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, согласно которому департамент является органом администрации, созданным в целях обеспечения экономического развития и устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса города и проведения политики города в сфере энергосбережения, организации обеспечения энергоресурсами жилищного фонда, учреждений и организаций, финансируемых из бюджета города, а также водоснабжения, водоотведения, участие в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, решения вопросов, связанных с организацией мероприятий по охране окружающей среды.
Согласно пункту 2.1. Положения одной из задач департамента является организация электроснабжения, теплоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом на территории города Красноярска в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, до организации технической возможности подключения жилых домов №№ 72-112 по улицам Лесной, Моховой, Осенней в г. Красноярске к сетям холодного водоснабжения, суд полагает необходимым возложить на администрацию г. Красноярска, департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение жилых домов №№ 72-112 по улицам Лесной, Моховой, Осенней в г. Красноярске путем подвоза питьевой воды.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Красноярска, департамента градостроительства администрации г. Красноярска, выразившееся в непринятии мер по проектированию и строительству участка автодороги от ул. Лесной, 64 по ул. Лесной до домов №№ 72-112 по ул. Лесной в г. Красноярске; по проектированию и строительству сети холодного водоснабжения до домов №№ 72-112 по улицам Лесной, Моховой, Осенней в г. Красноярске.
Обязать администрацию города Красноярска, департамент градостроительства администрации г. Красноярска в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу спроектировать и организовать строительство участка автодороги от ул. Лесной, 64 по ул. Лесной до домов №№ 72-112 по ул. Лесной в г. Красноярске.
Обязать администрацию города Красноярска, департамент градостроительства администрации г. Красноярска в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу организовать техническую возможность подключения жилых домов №№ 72-112 по улицам Лесной, Моховой, Осенней в г. Красноярске к сетям холодного водоснабжения.
Обязать администрацию г. Красноярска, департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение жилых домов №№ 72-112 по улицам Лесной, Моховой, Осенней в г. Красноярске путем подвоза питьевой воды, до организации технической возможности подключения жилых домов №№ 72-112 по улицам Лесной, Моховой, Осенней в г. Красноярске к сетям холодного водоснабжения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Л.В. Федоренко
Копия верна: Л.В. Федоренко
Мотивированное решение изготовлено 19.07.2022г.