№ 2а-2060/23
УИД 23RS0036-01-2023-002190-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснодар 31 октября 2023 г.
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи Верхогляда А.С.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика
по доверенности № от 15.09.2022 ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по г. Краснодару о признании безнадежной задолженности, подлежащей взысканию,
установил:
Сербин Е.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России № 3 по г. Краснодару о признании безнадежной задолженности, подлежащей взысканию.
В обоснование искового заявления указано, что в ИФНС России № 3 по г. Краснодару за заявителем по состоянию на 27.03.2023 числится задолженность: по страховым взносам, уплачиваемым в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации, в сумме 66 878 рублей 83 копейки; по страховым взносам, уплачиваемым в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, в сумме 17 192 рубля; по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 3 589 рублей; по пеням в сумме 4 558 рублей 43 копейки.
На исполнении в ОСП по <адрес> находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам, страховым взносам и пеням в сумме 51 061 рубль 64 копейки. Данная задолженность образовалась в связи с регистрацией ФИО2ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП №. Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № №ФИО2 был признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим утверждена ФИО1. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ процедура реализации имущества гражданина в отношении ФИО2 завершена. ФИО2 освобожден от исполнения требований кредиторов, за исключением требований кредиторов, предусмотренных п. 5 ст. 213.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Задолженность по налогу, страховым взносам и пеням в вышеуказанном размере образовалась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным просит суд признать безнадежной к взысканию задолженность по налогу, страховым взносам и пеням, числящуюся в Инспекции ФНС России № 3 по г. Краснодару за индивидуальным предпринимателем ФИО2 в общей сумме 92 218 рублей 26 копеек, а именно: по страховым взносам, уплачиваемым в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ), в сумме 66 878 рублей 83 копейки; по страховым взносам, уплачиваемым в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ), в сумме 17 192 рубля; по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (за расчетные периоды, истекшие до 29.07.2021), в сумме 3 589 рублей; по пеням (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ), в сумме 4 558 рублей 43 копейки. Обязать Инспекцию ФНС России № 3 по г. Краснодару в установленном в порядке произвести списание признанной невозможной к взысканию задолженности, отразить списание в КРСБ и выдать справку о состоянии расчетов без указания признанной невозможной к взысканию задолженности. Признать обязанность индивидуального предпринимателя ФИО2 по уплате задолженности по налогу, страховым взносам и пеням в общей сумме 92 218 рублей 26 копеек прекращенной.
Административный истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Административный ответчик в судебном заседании пояснил, что сумма текущей задолженности, образовавшейся после принятия Арбитражным судом Краснодарского края заявления ФИО2 о признании его банкротом (несостоятельным) составляет 39 593,19 руб. Налоговым органом был произведен перерасчет страховых взносов в фиксированном размере за 2022 год, что повлекло уменьшение суммы задолженности, ввиду того, что данная задолженность образовалась за период процедуры банкротства 2021-2022 гг., в связи с чем просил суд отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан уплатить законно установленные налоги.
Федеральными законами от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством были переданы ФНС России. Данная передача окончательно оформилась после включения в Налоговый кодекс Российской Федерации главы 34 «Страховые взносы».
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 НК РФ, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей, исходя из их дохода, который заключается в следующем: 1) в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 34 445 рублей за нечетный период 2022 года; 2) в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 30 000 рублей, - в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым данного подпункта, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 00 рублей за расчетный период.
При этом, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым данного подпункта.
Положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ установлен следующий размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 826 руб. за расчетный период 2021 года, 8 766 рублей за расчетный период 2022 года.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае прекращения деятельности страхователей в установленном порядке, до 31 декабря текущего года фиксированный платеж, подлежащий уплате в текущем году, уплачивается за фактический период деятельности не позднее даты ее прекращения.
Так, согласно материалам дела, административный истец с 09.09.2005 и по 29.07.2021 состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2021 по делу № № ИП Сербин Е.Г. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина, в связи с чем последний прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Исходя из содержания подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, в случае наличия задолженности по налогам, пени, штрафам, а также процентам, взыскание которых невозможно, налоговый орган выносит решение о списании соответствующей суммы задолженности, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Судом установлено, что административным ответчиком в адрес административного истца направлено требование от 25.01.2022 № 872 об уплате налога в общем размере 51 075,81 руб., в том числе: по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в бюджеты городских округов в размере 10 000,00 руб.; по пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в бюджеты городских округов в размере 39,67 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2021 год в размере 32 448,00 руб.; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды,начиная с 1 января 2017 года) в размере 128,71 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2021 год в размере 8 426,00 руб.; по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 33,43 рублей. Срок уплаты задолженности установлен до 22.02.2022.
Основанием вынесения налоговым органом требований является невыполнение административным истцом обязанности по уплате страховых взносов, а также залога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения в бюджеты городских округов в срок, установленный законодательством, обязанность налогоплательщика (иного обязанного лица) уплатить указанные залоги (страховые взносы), установлена пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 части 1 НК РФ.
В связи с неисполнением заявителем вышеуказанных требований, административным ответчиком, согласно ст. 47 НК РФ в службу судебных приставов для дальнейшего взыскания направлено постановление о взыскании за счет имущества № 549 от 12.05.2022 на общую сумму 50 874,00 руб., вынесенное по требованию об уплате налогов № 872 от 25.01.2022.
В связи с произведенных 13.03.2023 и 27.04.2023 перерасчетом налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения в бюджеты городских округов и страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2021 год, остаток задолженности по вышеуказанному постановлению составляет 27 198,25 рублей.
Относительно довода административного истца об удовлетворении административного искового заявления, в связи с принятием Арбитражным судом Краснодарского края определения от 03.10.2022, которым процедура реализации имущества завершена, что влечет освобождение от исполнения требования кредиторов, за исключением требований, предусмотренных п. 5 ст. 213.28 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», суд приходит к следующему.
Пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Закон о банкротстве) установлено, что требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, становлением законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено данным Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Административный истец, в соответствии с положениями ФЗ № 127 от 26.10.2002 обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2021 заявление принято к производству и делу присвоен № №
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2021 в отношении административного истца введена процедура реализации имущества гражданина.
На дату возбуждения производства по делу № А32-18480/2021 по состоянию на 19.11.2020 у Сербина Е.Г. образовалась следующая задолженность по уплате обязательных платежей в бюджет Российской Федерации, подлежащая включению в реестр требований кредиторов: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2022 года) в размере 32 448 руб. срок уплаты до 31.12.2020; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере) в размере 8 426 руб. срок уплаты до 31.12.2020; 3) налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городских округов в размере 5 000 руб. срок уплаты до 01.04.2021; 4) налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 690 руб. срок уплаты до 01.10.2015; 5) земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 68 руб. срок уплаты до 01.12.2021; 6) земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 80 руб. срок уплаты до 01.12.2021; 7) сумма пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 1 655,20 руб. срок уплаты до 29.07.2021; 8) сумма пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 54,36 руб. срок уплаты до 30.04.2019.
В силу пункта 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 названной статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
В связи с принятием Арбитражным судом Краснодарского края определения от 03.10.2022 по делу № А32-18480/2021 о завершении реализации имущества гражданина, административным ответчиком 14.03.2022 вынесено решение № 2309V23-9 о признании безнадежной к взысканию и списанию недоимки и задолженности в общей сумме 46 712,00 рублей.
Сумма задолженности, образовавшейся за периоды 2014-2020 гг. по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за периоды с 01.01.2017, списана в полном объеме.
В судебном заседании также установлено, что административным ответчиком в отношении административного истца произведен перерасчет страховых взносов в фиксированном размере за 2022 год, что повлекло уменьшение суммы задолженности.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, по состоянию на дату составления возражений, за административным истцом числится текущая задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в Бюджеты городских округов в размере, а также соответствующих сумм пени вобщем размере 73 405,68 руб., в том числе: по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в бюджеты городских округов за 2021 в размере 3 589,00 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) за 2021 год в размере 18 739,38 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2022 год в размере 34 445, 00 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2021 год в размере 4 869,87 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2022 год в размере 8 766,00 руб.; по пени в размере 2 996,43 руб.
Следовательно, сумма задолженности, числящейся за административным истцом, образовалась за период процедуры банкротства 2021-2022 года, то есть не подлежит списанию, а взыскивается в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Принимая во внимание, что на основании определения Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2022 о завершении реализации имущества гражданина, административным ответчиком 14.03.2022 вынесено решение № 2309V23-9 о признании безнадежной к взысканию и списанию недоимки и задолженности Сербина Е.Г. в общей сумме 46 712,00 рублей, кроме того, что сумма задолженности, образовавшейся за периоды 2014-2020 гг. по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за периоды с 01.01.2017, списана в полном объеме, а также, что административным ответчиком в отношении административного истца произведен перерасчет страховых взносов в фиксированном размере за 2022 год, что повлекло уменьшение суммы задолженности, с учетом установленного судом обстоятельства об образовании задолженности административного истца за период процедуры банкротства 2021-2022 года, не подлежащей списанию, а взысканию в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по г. Краснодару о признании безнадежной задолженности, подлежащей взысканию, отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья А.С. Верхогляд
Решение изготовлено в окончательной форме 03.11.2023.