№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г.Краснодара в составе председательствующего судьи Верхогляд А.С., при секретаре Непсо М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ф. к Инспекции ФНС России №3 по городу Краснодару, Управлению ФНСРоссиипоКраснодарскому краю о признании незаконным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Ф. обратилась в суд с иском, из содержания которого следует, что в период с 11.07.2016 по 14.08.2018 она имела статус индивидуального предпринимателя и на основании пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» являлась плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, объектом которой являлись доходы, уменьшенные на величину расходов. Административный истец уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 г. в размере 52 684,90 руб. Из них 32 557,90 руб. на уплату фиксированных платежей за 2017 г., 20 127,00 руб. на выплату фиксированных платежей за 2017 г. с доходов, превышающих 300 000 руб.
Расчет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в фиксированном размере с суммы доходов, превышающей 300 000 рублей был произведен истцом с суммы доходов от предпринимательской деятельности, исчисленного в соответствии с ст.346.15 НК РФ, уменьшенного на предусмотренные ст.346.17 НК РФ. Сумма дохода за 2017 г. составила 34 670000 рублей, сумма расходов32 357 301 рублей. Для исчисления фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ в размере 1% с дохода, превышающего 300 000 рублей, истцом был произведен следующий расчет: 34 670 000 руб. - 32 357 301 руб. - 300 000 руб. = 2 012 699 руб. х 1% = 20 126,99 руб. То есть размер фиксированного платежа равен 20127,00рублей.
По фиксированным платежам у административного истца образовалась переплата в сумме 9157,90 рублей (32557,90 руб.-23400,00 руб.=9157,90 руб.) в отношении которой в Инспекции ФНС России №3 по г.Краснодару было подано заявление о зачете данной суммы в счет платежей по страховым взносам за 2018 г.
Административный ответчик – Инспекция ФНС России №3 по г.Краснодару произвел начисление административному истцу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в максимальном размере в сумме 187 200 рублей, в том числе 23 400,00 рублей - фиксированные платежи и 163 800,00 рублей доходов, превышающих 300 000 рублей. Не согласившись с произведенным Инспекцией ФНС России №3 по г.Краснодару начислением, административный истец обратился к УФНС по Краснодарскому краю с жалобой на неправомерное исчисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 г.
По итогам рассмотрения данной жалобы Управление ФНС России по Краснодарскому краю 13 сентября 2018 г. вынесло решение № 24-14-1722, в соответствии с которым жалоба оставлена без удовлетворения, а действия должностных лиц Инспекции ФНС России №3 по г.Краснодару признаны правомерными. Решение было получено 24.10.2018, после письменного заявления административного истца.
Ф. решение Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 13 сентября 2018 г. просит отменить, обязать Инспекцию ФНС России №3 по г.Краснодару произвести перерасчет начисленных страховых взносов на обязательное страхование за 2017г. из расчета доходов, исчисленных в соответствии со ст.346.5 НК РФ, уменьшенных на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ.
Представитель административного истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить.
Представитель Управления ФНС России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен, причин неявки суду не сообщил.
Представитель Инспекции ФНС России №3 по г.Краснодару в судебном заседании возражал, просил в исковых требованиях отказать в полном объеме.
Выслушав административного истца, представителя ИФНС России №3 по <адрес>, исследовав письменные материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно материалам дела Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
Административный истец уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 г. в размере 52 684,90 руб. Из них 32 557,90 руб. на уплату фиксированных платежей за 2017 г., 20 127,00 руб. на выплату фиксированных платежей за 2017 г. с доходов, превышающих 300 000 руб.
Расчет страховых взносов в ПФР в фиксированном размере с суммы Доходов, превышающей 300 000 рублей был произведен истцом с суммы Доходов от предпринимательской деятельности, исчисленного в соответствии с ст.346.15 НК РФ, уменьшенного на предусмотренные ст.346.17 НК РФ. Сумма дохода за 2017 г. составила 34 670000 рублей, сумма расходов - 32 357 301 рублей. Для исчисления фиксированного платежа в ПФР в размере 1% с дохода, превышающего 300 000 рублей, истцом был произведен следующий расчет: 34 670 000 руб. - 32 357 301 руб. - 300 000 руб. = 2 012 699 руб. х 1% = 20 126,99 руб. То есть размер фиксированного платежа равен 20 127,00 рублей.
По фиксированным платежам у Ф. образовалась переплата в сумме 9157,90 рублей (32557,90 руб.-23400,00 руб.=9157,90 руб.) в отношении которой в Инспекции ФНС России № по <адрес> было подано заявление о зачете данной суммы в счет платежей по страховым взносам за 2018 г.
Судом установлено, что на основании поступившей из налоговой инспекции информации о доходе плательщика страховых взносов ИП Ф. (доход от осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с налоговой декларации по УСНО за 201г. составила 34 670000 руб.), Инспекции ФНС России №3 по г.Краснодару произведен расчет суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате, за расчетный период 2017 г., с дохода (без учета произведенных расходов), в том числе в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в сумме 23400 руб., и с дохода, превышающего 300000 руб. в сумме 163800 руб.
Не согласившись с произведенным Инспекции ФНС России №3 по г.Краснодару начислением, административный истец обратился к Управлению ФНС по Краснодарскому краю с жалобой на неправомерное исчисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный РФ на выплату страховой пенсии за 2017 г.
По итогам рассмотрения данной жалобы Управление ФНС России по Краснодарскому краю 13 сентября 2018 г. вынесло решение № 24-14-1722, в соответствии с которым жалоба оставлена без удовлетворения, а действия должностных лиц Инспекции ФНС России №3 по г.Краснодару признаны правомерными.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса (ст. 420НК РФ).
Согласно ст.430 НК РФ плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым п.п. 1 ч.1 ст.430 НК РФ.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ст. 432 НК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования»(утратившего силу) и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов наобязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицами, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтверждений расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливаетпорядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может бытъ уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.
Учитывая указанные разъяснения, суд приходит к выводу, что в целях определения размера подлежащих уплате административным истцом страховых взносов за 2017 год, Инспекции ФНС России №3 по г.Краснодарунадлежало учесть информацию о доходах истца за этот период, уменьшенных на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Доводы Управления ФНС России со ссылкой на Письма Минфина России, в том числе Письмо от 12 февраля 2018 года N 03-15-07/8369 о том, что расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ не учитываются при определении суммы страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, отклоняются судом, ввиду того, что указанные Письма Минфина России не были официально опубликованы и не могут учитываться в качестве руководящего разъяснения для правоприменения.
Относительно того, что Письмо Минфина России от 12 февраля 2018 года N 03-15-07/8369 являлось предметом проверки Верховного Суда РФ, которым было поддержано изложенное в Письме толкование норм налогового законодательства, суд считает необходимым обратить внимание на изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 28 ноября 2017 года N 34-П правовую позицию, согласно которой изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятноевоздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям; соблюдение данного принципа - при отсутствии должной нормативной определенности правового регулирования - имеет существенное значение и для обеспечения единства правоприменительной практики; при этом - исходя из конституционного принципа недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность (статья 54 Конституции Российской Федерации), ухудшающему положение налогоплательщиков (статья 57 Конституции Российской Федерации), - не может иметь обратную силу постановление высшего суда, содержащее толкование нормы права, вследствие которого ухудшается положение налогоплательщика, добросовестно, то есть без каких-либо злоупотреблений (создание различных форм уклонения от уплаты налогов и (или) их незаконного уменьшения и т.п.) действовавшего в рамках устоявшегося на момент такого изменения толкования соответствующих нормативных положений (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 5 марта 2013 года N 5-П, от 21 января 2010 года N 1-П, от 17 октября 2017 года N 24-П и др.).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца об отмене решения Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 13.09.2018г. и об обязании Инспекции ФНС России №3 по г.Краснодару произвести перерасчет начисленных страховых взносов на обязательное страхование за 2017г. с доходов,превышающих 300000 руб, из расчета доходов, исчисленных в соответствии со ст.346.15 НК РФ, уменьшенных на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ.
В силу ст.111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче исков понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, которые при удовлетворении исковых требований подлежат взысканию в пользу истца.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ф. к Инспекции ФНС России №3 по г. Краснодару, Управлению ФНС России по Краснодарскому краю о признании незаконным решения налогового органа – удовлетворить.
Решение Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 13.10.2018 №24-14-1722 – отменить.
Обязать Инспекцию ФНС России №3 по г. Краснодару произвести перерасчет начисленных Ф. страховых взносов на обязательное страхование за 2017г. с доходов, превышающих 300 000 руб, из расчета доходов, исчисленных в соответствии со ст.346.15 НК РФ, уменьшенных на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий –