Дело № 2а-3044/2023
УИН: 23RS0036-01-2022-001046-06
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Краснодар 21 августа 2023 года
Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара Старикова М.А.
при секретаре судебного заседания Цукановой З.В.
с участием:
представителей административного истца: ФИО5, ФИО6
представителей административного ответчика: ФИО7, ФИО8
представителя заинтересованного лица-адвоката ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Шабаш С. П. к Краснодарской таможне об оспаривании решения и уведомления,
У С Т А Н О В И Л:
Шабаш С.П. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение Краснодарской таможни от 23.12.2021 г. и уведомления от 24.12.2021 г.
В обоснование своих требований административный истец указал, что по результатам таможенного контроля Краснодарской таможней 23.12.2021 г. было принято решение № 10309000/210/231221/Т000159/001, которым было признано, что Шабаш С.П. незаконно переместил через таможенную границу Евразийского экономического союза товар, включил в декларацию недостоверные сведения, в связи с чем, Краснодарская таможня обязала административного истца произвести оплату таможенных платежей, направив в его адрес уведомление об оплате.
Административный истец считает решение и уведомление незаконными, указывая на то, что таможней неверно была определена категория товара. Цель ввоза товара - морской прогулочной моторной яхты <данные изъяты> в декларации была указана как «для завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории ЕАЭС». Краснодарской таможней было яко бы установлено, что прогулочная яхта была ввезена для личного использования, таким образом, по мнению таможни, в декларацию были внесены недостоверные сведения и подлежат уплате таможенные платежи.
По мнению административного истца, Таможенный орган, принял решение, установив, что товар не является товаром для личного пользования и транспортным средством для личного пользования, сделал противоречащий данному статусу товара вывод о необходимости начислении совокупного таможенного платежа в отношении данного товара как товара для личного пользования, на основании норм, устанавливающих порядок начисления совокупного таможенного платежа исключительно для товаров для личного пользования;
Таможенный орган необоснованно сделал вывод о возможности начисления совокупного таможенного платежа на дату регистрации, несмотря на то, что пунктом 14 статьи 266 ТК ЕАЭС установлена возможность исчисления совокупного таможенного платежа исключительно на дату регистрации пассажирской таможенной декларации, которая в данном случае зарегистрирована не была. Нормативного обоснования возможности исчисления совокупного таможенного платежа на дату регистрации ТДТС таможенный орган не привел;
Вывод решения о том, что 03.12.2020 имел место незаконный ввоз товара на таможенную территорию ЕАЭС, а именно незаконное пересечение границы противоречит указанным в решении сведениям о том, что товар 03.12.2020 находился в территориальных водах РФ и границу РФ и ЕАЭС не пересекал;
Вывод решения о том, что при декларировании 03.12.2020 путем использования ТДТС были заявлены недостоверные сведения о цели ввоза товара, а именно: для завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории ЕАЭС, противоречит установленному порядку заявления целей ввоза в ТДТС, установленному решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 №422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения» не допускающим возможности указания иной формулировки применительно к обстоятельствам указанным в решении;
В соответствии с позицией ФТС России в рассматриваемом случае подавать предварительную декларацию не нужно. То есть, Краснодарская таможня начислила таможенные платежи за недостоверные сведения в документах, которые не нужно было подавать.
Административный истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители административного истца в судебном заседании требования административного иска поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Представители административного ответчика с заявленными требованиями не согласились, пояснив, что в ходе таможенного контроля было достоверно установлено, что морская прогулочная яхта используется Шабашем С.П. исключительно для личного пользования, соответственно, им в декларацию от 03.12.2020 г. были внесены недостоверные сведения и начислены таможенные платежи, подлежащие уплате. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Marine one Direct LTD., S.A. требования административного иска поддержал.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Краснодарской таможней 23.12.2021 г. было принято решение № 10309000/210/231221/Т000159/001, которым Шабаш С.П. обязали произвести оплату таможенных платежей, направив в его адрес уведомление об оплате.
Шабаш С.П. в соответствии с ст. 218 КАС РФ вправе оспаривать указанные решение и уведомление.
По мнению Краснодарской таможни, незаконное перемещение выразилось в том, что 03.12.2020 гражданин РФ Шабаш С.П., осуществил незаконное перемещение через границу ЕАЭС прогулочной моторной яхты, <данные изъяты> сопряженное с недостоверным таможенным декларированием (с недостоверным заявлением цели ввоза товара, а именно: для завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории ЕАЭС) и с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах (предварительная информация о прогулочной моторной яхте GRANDMA II, документы на судно GRANDMA II (Passenger List, IMO Cargo Declaration, IMO General Declaration, судовая роль, Passanger List).
На основании указанных выше доводов, Краснодарская таможня в решении делает вывод о том, что: «гражданином РФ Шабашем С.П., подлежит исполнению обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы морская прогулочная моторная яхта <данные изъяты>
Из указанного текста решения не представляется возможным установить, какая обязанность подлежит уплате, в связи с незавершенностью выводов после слов «если бы».
Согласно оспариваемому решению, товар не является товаром для личного пользования, а соответственно, для выводов о порядке исчисления и уплаты таможенных платежей для данного вида товара необходимо ссылаться на нормы, относящиеся к товарам не для личного пользования, но таможенный орган ссылки на данные нормы не привел.
Требования к форме решения и порядку его заполнения установлены Приказом ФТС России от 08.02.2019 №226 «Об утверждении формы решения по результатам таможенного контроля, порядка ее заполнения и внесения изменений (дополнений) в указанное решение, формы решения о внесении изменений (дополнений) в решение по результатам таможенного контроля, а также порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2019 № 54247).
Согласно строке 3.2 решения, было принято решение о признании товаров незаконно перемещенными через таможенную границу Евразийского экономического союза, с указанием кода случая 0101/031220/031220, в котором:
элемент 1 - код случая исчисления таможенных и иных платежей в соответствии с классификатором случаев исчисления таможенным органом таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, предусмотренным классификатором случаев исчисления таможенным органом таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, либо в соответствии с классификатором случаев исчисления таможенным органом таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного платежа;
элемент 2 - срок уплаты таможенных и иных платежей, определенный в соответствии с ТК Союза, в формате ДДММГГ (день, месяц, 2 последние цифры календарного года);
элемент 3 - день, на который в соответствии с ТК Союза применяются ставки таможенных и иных платежей, в формате ДДММГГ (день, месяц, 2 последние цифры календарного года).
Коду исчисления случая 0101 соответствует незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза согласно Классификатору случаев исчисления таможенным органом таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (Приложение №1 к Порядку заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и внесения в такой расчет изменений (дополнений) утверждённому Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. №137 «О расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин».
Согласно Приказу ФТС России от 08.02.2019 №226, строка 3.3 решения заполняется в отношении товаров, не являющихся товарами для личного пользования и транспортными средствами для личного пользования, поскольку для последних специально предусмотрены строки 3.4 и 3.5.
Строка 3.4 в отношении товара для личного пользования;
Строка 3.5 в отношении товара как транспортного средства для личного пользования.
Кроме того, специально предусмотрена строка 3.6 в отношении товара, который задержан в соответствии со статьей 379 ТК ЕАЭС, срок хранения которого, предусмотренный статьей 380 ТК ЕАЭС истек.
Как следует из оспариваемого решения, была заполнена строка 3.3, а строки 3.4, 3.5 и 3.6 решения заполнены не были, что свидетельствует о том, что таможенный орган заполнил решение по правилам, относящимся к иностранному товару, не являющемуся товаром для личного пользования, в том числе транспортным средством для личного пользования.
Учитывая, что строки, относящиеся к товару для личного пользования или транспортному средству для личного пользования заполнены не были, то данный товар не признан товаром для личного пользования, что исключает применение к нему норм относящихся к уплате платежей в отношении товаров для личного пользования и совокупного таможенного платежа, в частности.
Как указано в п. 10 ст. 56 ТК ЕАЭС, при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с настоящим Кодексом.
В качестве оснований для исчисления таможенных пошлин, налогов таможенный орган ссылается на главу 37 ТК ЕАЭС, устанавливающую порядок декларирования товаров и транспортных средств для личного пользования, а также основания возникновения обязанности по уплате в их отношении таможенных платежей.
Принимая решение, таможенный орган не заполнял строки 3.4 и 3.5 предусмотренные для товаров для личного пользования и транспортных средств для личного пользования, а использовал строку 3.3. предусмотренную для товаров, не являющихся товарами для личного пользования и транспортными средствами для личного пользования.
Согласно пункту 1 статьи 2 ТК ЕАЭС установлены понятия:
46) товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом;
50) транспортные средства для личного пользования - категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, водное судно или воздушное судно вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
Приложением №6 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 №107 установлен «Перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования».
В Пункте 9 Перечня указано, что не являются товарами для личного пользования транспортные средства, не включенные в перечень отдельных видов авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 г. №74.
Водные суда, являясь транспортными средствами, не включены в перечень отдельных видов авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 г. №74, а соответственно не являются товарами для личного пользования.
Согласно письму ФТС России от 09.03.2022 г. № 04-40/Ш-1919 следует, что временное нахождение и использование товаров, а именно судов парусных со вспомогательным двигателем или без него, лодок моторных или катеров длиной более 7,5 м. и массой более 100 кг., оборудованных палубой и каютой (каютами), классифицируемых кодом 8903 ТН ВЭД ЕАЭС, находящихся в собственности иностранных лиц, зафрахтованных лицами государств – членов Евразийского экономического союза по договору тайм-чартера или бербоут-чартера на таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускается без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при условии их использования в некоммерческих целях (для туризма, отдыха и культурных мероприятий) на водных объектах (морских и (или) внутренних).
Таким образом, таможенное декларирование таких товаров должно осуществляться с использованием декларации на товары. Декларация на транспортное средство и пассажирская декларация в данном случае не используется.
В нарушение пункта 9 перечня категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, таможенный орган ссылается на пункт 19 статьи 268 ТК ЕАЭС, согласно которому при незаконном перемещении через таможенную границу Союза товаров для личного пользования с недостоверным таможенным декларированием таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с главой 37 ТК ЕАЭС, а в случае выявления фактов ввоза на таможенную территорию Союза товаров, заявленных физическим лицом при их ввозе в качестве товаров для личного пользования и выпущенных в свободное обращение, которые на момент такого ввоза в соответствии с положениями главы 37 ТК ЕАЭС не относились к товарам для личного пользования, таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с разделом II ТК ЕАЭС, то есть в порядке, предусмотренном для юридических лиц.
Так же необходимо учитывать, что статья 268 ТК ЕАЭС, связывает возникновение обязанности по уплате таможенных платежей, с учетом пункта 1 данной статьи, либо с моментом подачи пассажирской таможенной декларации, поскольку в пункте 1 статьи 268 ТК ЕАЭС указано, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации либо с моментом нарушения обязательства возложенного на лицо в связи подачей пассажирской таможенной декларации, например как указано в пунктах 7 и 15 статьи 268 ТК ЕАЭС в частности в случае нарушения условий ввоза.
Недостоверное таможенное декларирование ввоза транспортного средства путем использования таможенной декларации на транспортное средство (Решением Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. №422) или предварительной информации в качестве таможенной декларации транспортного средства в соответствии с пунктом 4 статьи 278 ТК ЕАЭС не отнесено главной 37 ТК ЕАЭС и статьей 268 ТК ЕАЭС к числу оснований для возникновения обязанности по уплате таможенных платежей, поскольку подача декларации на транспортное средство в порядке установленном статьей 278 ТК ЕАЭС и Решением Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. №422, не является таможенным декларированием товаров для личного пользования и транспортных средств для личного пользования, порядок которого установлен статьей 260 ТК ЕАЭС и которое производится в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 июля 2019 г. №124 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования».
Таможенный орган ссылается на нормы статьи 266 ТК ЕАЭС, в частности пункты 1, 2, 11, 12, 14 статьи 266 ТК ЕАЭС устанавливающие, порядок исчисления платежей в отношении товаров для личного пользования (за исключением транспортных средств для личного пользования).
Указанные нормы связывают возникновение обязанности, срок уплаты платежей, дату на которую применяются ставки платежей с датой декларирования товаров для личного пользования в порядке установленном статьей 260 ТК ЕАЭС.
Как было указано ранее, декларирование судна в соответствии со статьей 260 ТК ЕАЭС не производилось.
Согласно пункту 7 статьи 266 ТК ЕАЭС, транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государстве, не являющемся членом Союза, могут ввозиться физическими лицами государств-членов без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок не более 1 года.
Обязанность по уплате таможенных платежей в отношении временно ввезенных транспортных средств возникает лишь в случаях установленных подпунктом 2 пункта 7 и пунктом 12 статьи 264 ТК ЕАЭС, а также в случаях нарушения условий ввоза установленных пунктами 7 и 15 статьи 268 ТК ЕАЭС.
В данном случае, основания для уплаты платежей в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 и пунктом 12 статьи 264 ТК ЕАЭС, а также пунктами 7 и 15 статьи 268 ТК ЕАЭС не наступили.
Кроме того, вывод таможенного органа о возникновении обязанности по уплате совокупного таможенного платежа в отношении транспортного средства, противоречит нормам пункта 7 статьи 266 ТК ЕАЭС, согласно которому транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государстве, не являющемся членом Союза, могут ввозиться физическими лицами государств-членов без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок не более 1 года, а обязанность по уплате до истечения этого срока может наступить лишь в случае нарушения условий ввоза установленных пунктами 7 и 15 статьи 268 ТК ЕАЭС, которые нарушены не были.
В оспариваемом решении указано (стр. 1 решения), что в ходе камеральной таможенной проверки получены сведения о факте незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС, сопряженного с недостоверным таможенным декларированием (с недостоверным заявлением цели ввоза товара, а именно: для завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории ЕАЭС) и с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах (предварительная информация о прогулочной моторной яхте Grandma II, документы на судно Grandma II (Passenger List, IMO Cargo Declaration, IMO General Declaration, судовая роль)).
Согласно пп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается перемещение товаров через таможенную границу Союза:
вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза,
или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах,
либо с сокрытием от таможенного контроля,
либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров,
либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах,
и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Таким образом, незаконное перемещение через таможенную границу имеет место только в том случае, если наличествует само перемещение через границу и хотя бы один из указанных признаков. Перечень указанных признаков является императивным.
Согласно ст. 5 ТК ЕАЭС таможенную территорию Союза составляют территории государств-членов, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов искусственные острова, сооружения, установки и иные объекты, в отношении которых государства-члены обладают исключительной юрисдикцией.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» территориальное море Российской Федерации (далее - территориальное море) - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 Федерального закона от 31 июля 1998 г. №155-ФЗ (за исключением случаев делимитации территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации).
Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации, и на территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.
Нормы ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 №4730-1 и ст. 2 и 3 Федерального закона от 31 июля 1998 г. №155-ФЗ в своей взаимосвязи устанавливают, что в районе порта Сочи, государственная граница РФ проходит в открытом море на расстоянии 12 морских миль от береговой линии и делимитирована границей территориального моря Абхазии.
С учетом приведенных выше норм, можно сделать вывод о том, что для признания перемещения незаконным необходимо обязательно переместить товар через таможенную границу, и допустить одно из нарушений из числа установленных пп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС.
Перемещение через таможенную границу является обязательным элементом, и в его отсутствие при наличии иных обстоятельств из числа перечисленных в пп. 25 п. 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, перемещение не может быть признано незаконным.
Как указано в оспариваемом решении: «согласно письму капитана Морского порта Сочи от 13.07.2021 №968/0161 03.12.2021 территориальные воды России прогулочная яхта GRANDMA II не покидала» (стр. 7 абз. 8 решения), что свидетельствует о том, что отсутствовал обязательный элемент для признания перемещения товара через таможенную границу незаконным – само перемещение через государственную границу.
Свое несогласие таможенный орган основывает на противоречивых и документально неподтвержденных доказательствах, которые он указывает в своем решении. Так, по мнению таможенного органа, обратные обстоятельства были установлены в протоколе допроса ФИО10, который пояснил, что 03.12.2020 яхта покинула территорию РФ и следовала в порт г. Гагры (Абхазия), но в указанный порт так и не зашла.
Вместе с тем, указанный протокол допроса не содержит сведений о координатах места пересечения государственной границы, а также противоречит письму капитана Морского порта Сочи от 13.07.2021 № 968/0161.
В соответствии с протоколом допроса ФИО10 таможенный орган делает вывод об осуществлении внутренней перевозки, связанной с пересечением государственной границы.
Однако, таможенный орган не раскрывает нормативное регулирование внутренних перевозок связанных с пересечением государственной границы и не приводит ссылок на нормы права порождающие возникновение у лица обязанности осуществлять декларирование транспортного средства при возвращении после внутренней перевозки в территориальные воды РФ путем подачи пассажирской декларации, а также порождающие обязанность уплачивать совокупный таможенный платеж на дату подачи пассажирской таможенной декларации при возвращении в территориальные воды РФ после завершения внутренней перевозки.
Таможенный орган вменяет административному истцу незаконное перемещение через границу и в этом же решении ссылается на письмо капитана Морского порта Сочи, согласно которому судно в спорный период не покидало территориальные воды России.
Таможенный орган выражает свое несогласие с тем, что яхта 03.12.2020 не покидала территориальные выводы РФ в противоречие письму капитана Морского порта Сочи от 13.07.2021 № 968/0161.
При этом он вменяет административному истцу незаконное перемещение через границу и в этом же решении ссылается на письмо капитана Морского порта Сочи, согласно которому судно в спорный период не покидало территориальные воды России, то есть перемещение через границу отсутствовало.
Согласно сведениям и документам, представленным капитаном Морского порта Сочи (абз. 6 стр. 3 решения), яхта:
12.12.2019 в 13:39 подала заявление на заход и зашла в порт Сочи;
03.12.2020 в 11:25 подала заявление на выход из порта, и вышла из порта Сочи;
03.12.2020 в 14:00 подала заявление на заход и зашла обратно в порт Сочи.
В указанной выше информации отсутствуют сведения о том, что яхта покидала территориальные воды РФ.
Кроме того, в решении таможенного органа указано, что в ходе проведения камеральной таможенной проверки было получено письмо Сочинского управления ФГУП «Росморпорт» от 07.07.2021 № 682/21-02. Как указано в решении, данная информация предоставлена за период 03.12.2020 по 07.12.2021, что свидетельствует о ее отношении к дате предполагаемого пересечения границы 03.12.2020.
Помимо того, что согласно оспариваемому решению, отсутствовал такой обязательный элемент для признания перемещения незаконным как собственно перемещение через государственную границу, в решении также отсутствуют какие-либо доказательства того, что перемещение совершено вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Таким образом, суд полагает, что вывод Краснодарской таможни о незаконном перемещении судна через таможенную границу, если само перемещение через границу, по мнению таможни отсутствовало, является необоснованным.
В качестве дополнительного признака незаконного перемещения в решении указано недостоверное заявление цели ввоза товара, а именно: для завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории ЕАЭС).
ТК ЕАЭС устанавливает различный порядок декларирования в зависимости от статуса товара, в данном случае иностранного товара.
Статьей 2 ТК ЕАЭС установлено понятие товаров и категории товаров в зависимости от различных критериев:
45) «товар» - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу;
12) «иностранные товары» - товары, не являющиеся товарами Союза,
51) «транспортные средства международной перевозки» - транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Товары и транспортные средства для личного пользования выделены в отдельную категорию:
46) «товары для личного пользования» - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом;
50) «транспортные средства для личного пользования» - категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, водное судно или воздушное судно вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Оборот товаров для личного пользования и транспортных средства для личного пользования регулируется разделом 5 и входящей в него главой 37 ТК ЕАЭС, и их декларирование производится с использованием «пассажирской» таможенной декларации. При декларировании яхты GRANDMA II пассажирская декларация не подавалась.
В свою очередь, оборот иностранных товаров и транспортных средств международной перевозки не предназначенных для личного пользования регулируется разделами 2-4 ТК ЕАЭС и их декларирование осуществляется с использованием декларации на товары, транзитной декларации и декларации на транспортное средство.
При декларировании товаров и транспортных средств для личного пользования в соответствии с пунктом 9 статьи 260 ТК ЕАЭС заявляется цель ввоза (одна из четырех):
Декларирование транспортных средств для личного пользования производится с учетом требований статьи 264 ТК ЕАЭС.
При декларировании товаров и транспортных средств не для личного пользования в соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС заявляется таможенная процедура, одна из семнадцати установленных статьей 127 ТК ЕАЭС и декларирование производится путем использования декларации на товары или транзитной декларации.
Декларирование транспортных средств международной перевозки (не для личного пользования) производится с учетом требований статьи 278 ТК ЕАЭС путем использования таможенной декларации на транспортное средство.
В данном случае, декларирование товара осуществлялась в соответствии с пунктом 4 статьи 278 ТК ЕАЭС, как транспортного средства международной перевозки с использованием предварительной информации в качестве таможенной декларации на транспортное средство.
Согласно пп. 51 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, «транспортные средства международной перевозки» - транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Согласно ст. 278 ТК ЕАЭС, транспортные средства международной перевозки, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску при ввозе на таможенную территорию Союза временно ввозимых транспортных средств международной перевозки и обратном вывозе с таможенной территории Союза таких транспортных средств международной перевозки.
Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство, сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза, а также категорий товаров, указанных в пп. 2 п. 7 ст. 272 ТК ЕАЭС, в качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта.
Решением Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. №422 установлена форма таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения.
П. 4 ст. 278 ТК ЕАЭС и Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 апреля 2018 г. №51 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом» установлено, что в качестве предварительной декларации в качестве декларации на транспортное средство допускается использование предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в порядке, определяемом Комиссией.
Порядок представления предварительной информации установлен Приказом ФТС России от 1 апреля 2019 г. №541 «Об утверждении Технологии совершения таможенных операций в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза этими судами, с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и признании не подлежащим применению приказа ГТК России от 12 сентября 2001 г. № 892 «Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами».
Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. №422 установившему форму таможенной декларации на транспортное средство и Инструкцию о порядке ее заполнения установлена возможность указания лишь четырех видов цели ввоза в графе 11 ТД ТС:
для начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории;
для начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа за пределы таможенной территории;
для завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории;
для завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа за пределами таможенной территории.
Формой декларации и инструкцией по ее заполнению возможность не заполнять графу не предусмотрена, как не предусмотрена и возможность указывать, иные виды перевозок.
В оспариваемом решении не сформулировано, какая именно цель перевозки из числа установленных графой 11 таможенной декларации на транспортное средство действительно имела место.
Если ни одна из целей прибытия из указанных в графе 11 не имела место, то следует сделать вывод о том, что имело место не международная перевозка, а соответственно судно не подлежало декларированию, что исключает возможность признания декларирования недостоверным ввиду отсутствия обязанности по осуществлению такого декларирования в форме декларирования транспортного средства международной перевозки.
Недекларирование судна иными способами таможенным органом не указано в качестве основания для признания перемещения судна незаконным, и не указано в качестве основания для возникновения обязанности по уплате таможенных платежей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что незаконное перемещение судна через таможенную границу, в понятии, установленном пп. 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС не имело места, в том числе связанное с недекларированием.
Таможенный орган ссылается на нормы статьи 266 ТК ЕАЭС, в частности пункты 1, 2, 11, 12, 14 статьи 266 ТК ЕАЭС устанавливающие, порядок исчисления платежей в отношении товаров для личного пользования (за исключением транспортных средств для личного пользования).
Указанные нормы связывают возникновение обязанности, срок уплаты платежей, дату на которую применяются ставки платежей с датой декларирования товаров для личного пользования в порядке установленном статьей 260 ТК ЕАЭС.
Как было установлено, декларирование судна в соответствии со статьей 260 ТК ЕАЭС не производилось.
Согласно пункту 7 статьи 266 ТК ЕАЭС, транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государстве, не являющемся членом Союза, могут ввозиться физическими лицами государств-членов без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок не более 1 года.
Обязанность по уплате таможенных платежей в отношении временно ввезенных транспортных средств возникает лишь в случаях установленных подпунктом 2 пункта 7 и пунктом 12 статьи 264 ТК ЕАЭС, а также в случаях нарушения условий ввоза установленных пунктами 7 и 15 статьи 268 ТК ЕАЭС.
В данном случае, основания для уплаты платежей в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 и пунктом 12 статьи 264 ТК ЕАЭС, а также пунктами 7 и 15 статьи 268 ТК ЕАЭС не наступили.
Обосновывая необходимость начисления платежей, таможенный орган ссылается на пункт 14 статьи 266 ТК ЕАЭС согласно которому для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.
Пассажирская таможенная декларация в отношении судна не подавалась, а соответственно отсутствует и дата регистрации пассажирской таможенной декларации, на которую может быть применена ставка для исчисления таможенных пошлин, налогов и совокупного таможенного платежа.
С учетом приведенных выше доводов суд полагает, что вывод таможенного органа о том, что в связи с декларированием транспортного средства международной перевозки (не для личного пользования) в соответствии со статьей 278 ТК ЕАЭС путем использования предварительной информации в качестве таможенной декларации транспортного средства (правомерность использования данной формы декларирования не оспаривается таможенным органом) у лица в момент декларирования возникла обязанность по уплате совокупного таможенного платежа в отношении транспортного средства для личного пользования в соответствии с требованиями статьи 266 ТК ЕАЭС, устанавливающей, что в отношении транспортных средств для личного пользования подлежит уплате совокупный таможенный платеж по ставке, действующий на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации (которая не подавалась) является ошибочным.
Кроме того, вывод таможенного органа о возникновении обязанности по уплате совокупного таможенного платежа в отношении транспортного средства, противоречит нормам пункта 7 статьи 266 ТК ЕАЭС, согласно которому транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государстве, не являющемся членом Союза, могут ввозиться физическими лицами государств-членов без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок не более 1 года, а обязанность по уплате до истечения этого срока может наступить лишь в случае нарушения условий ввоза установленных пунктами 7 и 15 статьи 268 ТК ЕАЭС, которые не были нарушены.
Кроме того, суд обращает внимание на то обстоятельство, что из текста обжалуемого решения не представляется возможным определить момент возникновения, по мнению таможни, срока с которого следует исчислять таможенные платежи, а именно даты незаконного перемещения яхты через таможенную границу. Весь текст решения содержит противоречивые сведения о дате незаконного перемещения и подачи декларации - «03.12.2020» и «03.12.2021», резолютивная же часть решения таких сведений не содержит вовсе.
Из приведенных в настоящем решении норм права следует, что незаконное перемещение товара через таможенную границе возможно только при международной перевозке. Вместе с тем, сам таможенный орган на листе 5 оспариваемого решения делает вывод о том, что перевозка на прогулочной яхте, совершенная 03.12.2021 по маршруту из порта Сочи за пределы двенадцатимильной зоны и обратно в порт Сочи не является международной. Соответственно, указанная дата не может являться отправной точкой для начисления таможенных платежей за незаконное перемещение товара через таможенную границу Евразийского экономического союза, связанное с недостоверным декларированием товара.
Кроме того, постановлением старшего дознавателя Службы по г. Сочи Краснодарской таможни от 02 сентября 2022 года уголовное дело № 12104008133000008, возбужденное 25 июня 2021 года по пунктам «а», «г» части 2 статьи 194 УК РФ, прекращено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием состава преступления, транспортное средство «морская прогулочная яхта <данные изъяты>», находящееся на хранении у Шабаш С.П. с 03.09.2021 на основании акта приема-передачи – возвращено законному владельцу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Решение Краснодарской таможни, вынесенное 23.12.2021 г. по результатам таможенного контроля № 10309000/210/231221/Т000159/001 и Уведомление о неуплаченных суммах таможенных платежей от 24.12.2021 г. № 10309000/У2021/000335, в отношении Шабаш С. П. признать незаконными.
Меры предварительной защиты по административному иску не применялись.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд города Краснодара в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено 25.08.2023 г.
Судья –