НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край) от 10.07.2023 № 2А-421/23

№ 2а-421/23

УИД 23RS0036-01-2021-001264-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснодар 10 июля 2023 г.

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего – судьи Верхогляда А.С.,

при секретаре судебного заседания ФИО16,

с участием представителя административных истцов

по доверенностям ФИО17,

представителя административного ответчика – Краснодарской таможни

по доверенности от ДД.ММ.ГГГГФИО18,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО38, ФИО2, ФИО6, ФИО33 МадиныВахтанговны, ФИО4 к Краснодарской таможне о признании незаконнымидействий (бездействий),

установил:

ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО15 В.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к Краснодарской таможне о признании действий (бездействий)органа и должностного лица незаконными, в обоснование требований указав, что ФИО28, являясь гражданином Республики Абхазия, в период с августа 2016 по февраль 2018 приобрел пять автомобилей, которые оформил на своих родственников и близких ему людей – граждан Республики Абхазия: ФИО5, ФИО15 В.Н., ФИО2, ФИО6, ФИО1 В результате мошеннических действий, совершенных в отношении ФИО28 гражданином РФ ФИО19, ввезенные на территорию Российской Федерации автомобили: «Мерседес Бенц SL500», белого цвета, регистрационный знак (ФИО15 В.Н. в августе 2016 года); «Мерседес Бенц» 8500, черного цвета, 1999 г.в., регистрационный знак (ФИО2 в октябре 2016 года); «Мерседес Бенц S320», регистрационный знак (ФИО3 в октябре 2017 года); «Мерседес Бенц S500», черного цвета, 2001 г.в., регистрационный знак », (ФИО1 в декабре 2017); «Мерседес S320», серебристого цвета, 1998 г.в., регистрационный знак (ФИО6 в феврале 2018 года) были похищены. ДД.ММ.ГГГГФИО28 обратился в отдел полиции <адрес> УМВД России по <адрес> с заявлением о совершенном в отношении него мошенничества ФИО19 В ходе проведения проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ место нахождение ввезенных вышеуказанных автомобилей не установлено. Вместе с тем, установлено, что ФИО20, 01.11.1954г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в отношении него отказано в возбуждении уголовного дела по ч.4 ст. 159 УК РФ, п. «г» ч.2 ст. 194 УК РФ на основании п.4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. в связи с его смертью.

Адвокатом ФИО29 в адрес исполняющего обязанности начальника Краснодарской таможни ДД.ММ.ГГГГ направлена информация об изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда на территорию РФ вышеуказанным лицам, принятия иных мер по устранению принятых решений таможенным органом в отношении вышеуказанных лиц, которая поступила в Краснодарскую таможнюсогласно сайту «Почта России» ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу и.о. начальника Краснодарской таможни ФИО26 от 15.01.2021факт отсутствия в действиях ФИО28 и других лиц состава преступления, предусмотренного статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации, не отменяет факт наличия задолженности по уплате таможенных платежей, т.е. неправомерно отказано в освобождении от таможенных платежей и снятия ограничения на въезд на территорию РФ, в этой связи, адвокат ФИО29, действующий в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО3 и ФИО15 В.Н., просит: признать бездействие органа, т.е. Краснодарской таможни, и исполняющего обязанности начальника Краснодарской таможни ФИО26, наделенного государственными полномочиями, по непрекращению обязанности по уплате таможенных платежей за ввозавтомобилей на территорию Российской Федерации в отношении гражданРеспублики Абхазия: Т.В.НА., Б.Н.СА. ФИО6, Б.Р.СА., ФИО3; прекратить обязанность по уплате таможенных платежей и пени, а также снять ограничения на въезд на территорию Российской Федерации в связис невывозом транспортных средств в отношении:ФИО15 В.Н., ФИО2, Б.Р.СА., ФИО6, ФИО3

Представитель административных истцов уточнил исковые требования, согласно которым просил суд: 1) прекратитьобязанность Т.В.НА. по уплате таможенных платежей и пени по требованию об уплате таможенных платежей Сочинской таможни от «13» марта 2018 года вобщей сумме 2 164 031 рубль 55 копеек и снять ограничения на въезд на территорию РФ в связи с невывозом транспортного средства «», идентификационный номер (VIN) ; 2) прекратить обязанность БебияНаура ФИО14 уплате таможенных платежей и пени по требованию об уплате таможенных платежей Сочинской таможни от «05» апреля 2018 в общей сумме 2 007 446 рублей 52 копейки и снять ограничения на въезд на территорию РФ в связи с невывозом транспортного средства «MERCEDES BENZ S500», (; 3) прекратить обязанность БебияРадмираСатбеевича по уплате таможенных платежей и пенипо требованию об уплате таможенных платежей Сочинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ/У2019/0000038 в общей сумме 2 012 961 рубль 41 копейка, и снять ограничения на въезд на территорию РФ в связи с невывозом транспортного средства«MERCEDES BENZ S500», ; 4) прекратить обязанность ФИО6 по уплате таможенных платежей и пени по требованию об уплате таможенных платежей Сочинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ/У2019//0000073 в общей сумме 1 308 148 рублей 19 копееки снять ограничения на въезд на территорию РФ в связи с невывозом транспортного средства «Мерседес S320», ; 5) прекратить обязанность ФИО33 МадиныВахтанговны по уплате таможенных платежей и пени по требованию об уплате таможенных платежей Сочинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ/У2019/0000017 в общей сумме 1272 259 рублей 87 копеек и снять ограничения на въезд на территорию РФ в связи с невывозом транспортного средства - автомобиля марки «Мерседес Бенц S 320», , свидетельство о регистрацииАА036651, выданное на имя ФИО5; 6) установить факт безвозвратной утраты указанных автомобилей, ввезенных на территорию Российской Федерации; 7) признать незаконным и необоснованным отказ исполняющего обязанности начальника Краснодарской таможни ФИО26 в отмене решений о неразрешении въезда в РФ в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО3 и ФИО15 В.Н., ФИО28 и ФИО5, содержащийся в ответе от ДД.ММ.ГГГГ; 8) отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ Сочинской таможни о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства ФИО33ФИО39, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт серия 01 , выдан паспортным отделением по <адрес> ПУ МВД РА ДД.ММ.ГГГГ; 9) отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ Сочинской таможни о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства ФИО6ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес> АССР, паспорт серия 01 , выдан паспортным отделом по <адрес> ПУ МВД РА ДД.ММ.ГГГГ; 10) отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ Сочинской таможни о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства ФИО40ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> Республики Абхазия, паспорт серия 01 , выдан паспортным отделением по <адрес> ПУ МВД РА ДД.ММ.ГГГГ, признав вышеуказанные решения незаконными.

Представитель административных истцов в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненных требований.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала в удовлетворении уточненных требований.

Административные истцы ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО25 и ФИО10 в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте его проведения надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало, в этой связи суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие с участием их представителя по доверенностям.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства во всей совокупности, суд приходит к следующему.

Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между ФИО15 В.Н. и ООО «ЛИС Новороссийск» в лице представителя по доверенности ФИО20 заключен договор на реализацию автомобиля , согласно которому ФИО20 обязуется продать по поручению ФИО15 В.Н. автомобиль «Мерседес-БенцSL-500», г.р.з. .Согласно п. 1.2 и 1.3 договора автомобиль должен быть продан по цене не ниже 350000 рублей, а комиссионер обязуется исполнить поручение на условиях наиболее выгодных для комитента. В соответствии с п. 3.1.5 договора в случае если автомобиль не будет продан в течение указанного срока, комиссионер обязан ввезти автомобиль на территорию Республики Абхазия и передать комитенту. В случае несвоевременного исполнения данного обязательства комиссионер обязан оплатить все расходы (административный штраф, таможенные платежи). Как следует из п. 3.1.7 договора комиссионер несет материальную ответственность за находящийся у него автомобиль.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ООО «ЛИС Новороссийск» в лице представителя по доверенности ФИО20 заключен договор на реализацию автомобиля , согласно которому ФИО20 обязуется продать по поручению ФИО2 автомобиль «Мерседес-БенцS-500», г.р.з. . В тот же день сторонами подписан акт о приеме-передаче автомобиля, свидетельства о регистрации и пассажирской декларации. Согласно пунктам 1.2 и 1.3 договора автомобиль должен быть продан по цене не ниже 350000 рублей, а комиссионер обязуется исполнить поручение на условиях наиболее выгодных для комитента. В соответствии с п. 3.1.5 договора в случае если автомобиль не будет продан в течение указанного срока, комиссионер обязан ввезти автомобиль на территорию Республики Абхазия и передать комитенту. В случае несвоевременного исполнения данного обязательства комиссионер обязан оплатить все расходы (административный штраф, таможенные платежи). Как следует из п. 3.1.7 договора, комиссионер несет материальную ответственность за находящийся у него автомобиль.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ООО «ЛИС Новороссийск» в лице представителя по доверенности ФИО20 заключен договор на реализацию автомобиля , согласно которому ФИО20 обязуется продать по поручению ФИО5 автомобиль «Мерседес-БенцS-320», г.р.з. . В тот же день сторонами подписан акт о приеме-передаче автомобиля, свидетельства о регистрации ТС АА036651 и пассажирской декларации. В тот же день, ДД.ММ.ГГГГФИО5 уполномочил ФИО3 пользоваться управлять и распоряжаться автомобилем на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.2 и 1.3 договора автомобиль должен быть продан по цене не ниже 260000 рублей, а комиссионер обязуется исполнить поручение на условиях наиболее выгодных для комитента. В соответствии с п. 3.1.5 договора в случае если автомобиль не будет продан в течение указанного срока комиссионер обязан ввезти автомобиль на территорию Республики Абхазия и передать комитенту. В случае несвоевременного исполнения данного обязательства комиссионер обязан оплатить все расходы (административный штраф, таможенные платежи). Как следует из п. 3.1.7 договора комиссионер несет материальную ответственность за находящийся у него автомобиль.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «ЛИС Новороссийск» в лице представителя по доверенности ФИО20 заключен договор на реализацию автомобиля , согласно которому ФИО20 обязуется продать по поручению ФИО1 автомобиль «Мерседес-БенцS-500», г.р.з. . В тот же день сторонами подписан акт о приеме-передаче автомобиля, свидетельства о регистрации и пассажирской декларации. Согласно п. 1.2 и 1.3 договора автомобиль должен быть продан по цене не ниже 350000 рублей, а комиссионер обязуется исполнить поручение на условиях наиболее выгодных для комитента. В соответствии с п. 3.1.5 договора в случае если автомобиль не будет продан в течение указанного срока, комиссионер обязан ввезти автомобиль на территорию Республики Абхазия и передать комитенту. В случае несвоевременного исполнения данного обязательства комиссионер обязан оплатить все расходы (административный штраф, таможенные платежи). Как следует из п. 3.1.7 договора комиссионер несет материальную ответственность за находящийся у него автомобиль.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ООО «ЛИС Новороссийск» в лице представителя по доверенности ФИО20 заключен договор на реализацию автомобиля , согласно которому ФИО20 обязуется продать по поручению ФИО5 автомобиль «Мерседес-БенцS-320», г.р.з. В тот же день сторонами подписан акт о приеме-передаче автомобиля, свидетельства о регистрации и пассажирской декларации. Согласно п. 1.2 и 1.3 договора автомобиль должен быть продан по цене не ниже 250000 рублей, а комиссионер обязуется исполнить поручение на условиях наиболее выгодных для комитента. В соответствии с п. 3.1.5 договора в случае, если автомобиль не будет продан в течение указанного срока комиссионер обязан ввезти автомобиль на территорию Республики Абхазия и передать комитенту. В случае несвоевременного исполнения данного обязательства комиссионер обязан оплатить все расходы (административный штраф, таможенные платежи). Как следует из п. 3.1.7 договора комиссионер несет материальную ответственность за находящийся у него автомобиль.

Согласно части 1 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации (далее - товары для личного пользования), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.

Частью 2 статьи268ТК ЕАЭС определены обстоятельства, при наступлении которых у декларанта прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, в том числе признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утратытоваров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в соответствии с настоящей статьей в отношении этих товаров наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 7 статьи 14 ТК ЕАЭС иностранные товары находятся под таможенным контролем до признания таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.

Пунктами 4, 5, 6 части 2 статьи 268 ТК ЕАЭС установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, прекращается у декларанта в следующих случаях: 1) при вывозе с таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств для личного пользования (далее - ТСЛП) до истечения срока в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза;2)при вывозе с таможенной территории Союза временно ТСЛП по истечении срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, при одновременном соблюдении следующих условий: таможенное декларирование таких транспортных средств с целью вывоза с таможенной территории Союза осуществляется не позднее 6 месяцев со дня истечения срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, или не позднее более продолжительного срока, который вправе определять Комиссия; в отношении таких транспортных средств не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 268 ТК ЕАЭС; 3)при помещении ТСЛП под таможенные процедуры в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 264 ТКЕАЭС при условии, что до такого помещения не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов, установленный пунктом 6 статьи 268 ТК ЕАЭС.

В судебном заседании установлено, что ФИО15 В.Н. через таможенный пост МАПП Адлер ДД.ММ.ГГГГ временно ввезено ТС личного пользования «МЕРСЕДЕС БЕНЦ SL500», 1999 г.в., VIN, регистрационный номер , с оформлением пассажирской таможенной декларации /В1752547, срок временного ввоза установлен таможенным органом до ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 через таможенный пост МАПП Адлер ДД.ММ.ГГГГ временно ввезено ТС личного пользования «MERCEDES-BENZS500», 2001 г.в., VIN, регистрационный номер Х871ТСАВН, с оформлением пассажирской таможенной декларации /В 1843809, срок временного ввоза установлен таможенным органом до ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 через таможенный пост МАПП Адлер ДД.ММ.ГГГГ временно ввезено ТС личного пользования «MERCEDES-BENZS500», 1999 г.в., VIN, регистрационный номер А512ННАВН, с оформлением пассажирской таможенной декларации/В0626359, срок временного ввоза установлен таможенным органом до ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО6 через таможенный пост МАПП Адлер ДД.ММ.ГГГГ временно ввезено ТС личного пользования «МЕРСЕДЕС S320», 1997 г.в., VIN, регистрационный номер С493ООАВН, с оформлением пассажирской таможенной декларации/В0076402, срок временного ввоза установлен таможенным органом до ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО3 через таможенный пост МАПП Адлер ДД.ММ.ГГГГ временно ввезено ТС личного пользования «МЕРСЕДЕС БЕНЦ S320», 1998 г.в., VIN, регистрационный номер Х731НААВН, с оформлением пассажирской таможенной декларации/В0510838, срок временного ввоза установлен таможенным органом до ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанные транспортные средства с территории Союза в установленные сроки не вывезены.

С заявлением о помещении ТС личного пользования под таможенные процедуры в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 264 ТК ЕАЭС указанные лица в таможенные органы Российской Федерации не обращались.

В связи с невывозомФИО4, ФИО2, ФИО1,ФИО6, ФИО3 в установленный таможенным органом срок временно ввезенных ТС личного пользования, у данных лиц возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии со статьей 55 ТК ЕАЭС, статьей 152 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в адрес указанных лиц Краснодарской таможней направлены требования об уплате таможенных платежей либо на основании статьи 73 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - уведомления о не уплаченных в установленный сроксуммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

Так, ФИО15 В.Н. направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ/Тр2018/0000022 на сумму 2 164 031,55 руб. (платежи - 2057373,87 руб., пени - 106657,68 руб.);ФИО2 – требование от ДД.ММ.ГГГГ/Тр2018/0000044 на сумму 2 007 446,52 руб. (платежи -1925577,38 руб., пени- 81869,14 руб.);ФИО1 – уведомление от ДД.ММ.ГГГГ/У2019/0000038 на сумму 2 012 961,41 руб. (платежи - 1944720,62 руб., пени - 68240,79 руб.); ФИО6 – уведомление от ДД.ММ.ГГГГ/У2019/0000073 1308148,19 руб. (платежи - 1270860,78 руб., пени - 37287,41руб.); ФИО3 – уведомление от ДД.ММ.ГГГГ/У2019/0000017 на сумму 1 272 259,87 руб. (платежи - 1231318,52 руб., пени - 40941,35 руб.).

В соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплатыналога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией - до осуществления соответствующих выплат в полном объеме. Порядок погашения иностранными гражданами и лицами без гражданства такой задолженности определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 января 2015 г. № 12, установлено, что решение о неразрешении въезда принимается федеральным органом исполнительной власти, предусмотренным перечнем федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 г. № 12 "О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства".

Согласно пункту 5 Правил иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомляются об этом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, принявшим решение о неразрешении въезда, в срок не более 3 рабочих дней со дня принятия решения о неразрешении въезда. Указанное уведомление направляется либо вручается под подпись иностранному гражданину или лицу без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, по месту их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации либо по месту их фактического местонахождения на территории Российской Федерации.

В случае невозможности установления фактического местонахождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомление о принятом в отношении них решении о неразрешении въезда не направляется (не вручается).

В этой связи, в отношении ФИО7 – 17.07.2019, ФИО9 – 12.08.2019, ФИО25 – 17.05.2019 таможенным органом приняты решения о неразрешении въезда в РФ.

По состоянию на 01.03.2021 задолженность Т.В.НА., ФИО8, ФИО7, ФИО9, ФИО25 по уплате таможенных платежей, пеней не исполнена и не прекращена.

Одновременно в соответствии с пунктом 6 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утв. постановлением Правительства РФ от 14 января 2015 г. № 12, при изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда, решение о неразрешении въезда может быть отменено принявшим его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Федеральной таможенной службы от 8 августа 2017 г. № 1288 утверждён Порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешениивъезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 Порядка в случаях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 26, подпунктом 10 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и относящихся к компетенции ФТС России, подразделением (должностным лицом) таможенного органа подготавливаются материалы, содержащие обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Решение о неразрешении въезда в РФ).

Порядком предусмотрены действия должностных лиц таможенных органов при принятии решения об отмене Решения о неразрешении въезда в РФ, утверждена форма решения об отмене Решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации.

В случае если уполномоченному должностному лицу таможенного органа станет известно об изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия Решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, во исполнение пункта 8 Порядка готовится проект решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.

Поскольку решение об отмене решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации не носит заявительного характера, оно может быть принято таможенным органом в установленном порядке в случае изменения обстоятельств, послуживших основанием для принятия Решения о неразрешении въезда в РФ, без предоставления соответствующего заявления иностранного лица или лица без гражданства.

Вместе с тем, адвокатом Тимошенко И.И., действующим в интересах ФИО11, ФИО13, ФИО10, ФИО8, ФИО7, ФИО9 и ФИО25, в адрес исполняющего обязанности начальника Краснодарской таможни 26.11.2020 направлена информация об изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда на территорию РФ вышеуказанным лицам, принятия мер по устранению принятых решений таможенным органом в отношении вышеуказанных лиц с приложением, в том числе копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 12.11.2020, которая поступила в Краснодарскую таможню согласно сайту «Почта России» 30.11.2020.

Однако, согласно ответу и.о. начальника Краснодарской таможни ФИО21 от 15.01.2021 № 23-09/00735 факт отсутствия в действиях ФИО11 и других лиц, поименованных в обращениях, состава преступления, предусмотренного статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации, не отменяет факт наличия задолженности по уплате таможенных платежей, т.е. неправомерно отказано в освобождении таможенных платежей и снятия ограничения на въезд на территорию РФ по следующим основаниям.

Так согласно ч. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

Аналогичная норма содержалась в ч. 3 ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений.

Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры (ч. 2 ст. 153 ТК ТС).

В силу ч. 2 ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (ч. 3 ст. 358 ТК ТС).

Пунктом 4 статьи 351 ТК ТС понятие «транспортное средство для личного пользования» определено как авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.

Кроме того, ст. 16.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за передачу права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» следует, что при разрешении споров, связанных с уплатой таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования в связи с невывозом с таможенной территории Союза в день истечения срока, в период которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 Таможенного кодекса, судам следует учитывать положения подпункта 7 пункта 2 статьи 268 Таможенного кодекса, предусматривающие возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, если до наступления срока уплаты названных платежей имели место такие факты, как уничтожение и (или) безвозвратная утрата транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Обстоятельством, исключающим обязанность по уплате таможенных платежей в соответствии с названной нормой, также может признаваться неправомерное завладение (хищение, угон) транспортным средством, в результате которого объективно невозможен его обязательный вывоз ввиду фактического отсутствия транспортного средства на день истечения срока правомерного нахождения транспортного средства на таможенной территории Союза.

Возложение обязанности по уплате таможенной пошлины за отсутствующее транспортное средство, выбывшее из владения декларанта помимо его воли, ставит его в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, освобожденными от уплаты таможенной пошлины в связи с временным ввозом транспортного средства, фактически является возложением финансовых обременений на декларанта при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестного участника отношений, регулируемых таможенным законодательством, и тем самым - увеличением имущественного вреда, причиненного потерпевшему от преступления.

При этом судам необходимо выяснять условия выбытия транспортного средства из владения субъекта таможенных правоотношений, проверять, действительно ли нарушение требования о вывозе в установленный срок транспортного средства вызвано объективными обстоятельствами, находящимися вне его контроля, проявил ли он должную степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях сохранности имущества, обращался ли в компетентные органы по факту хищения (угона) транспортного средства, а также учитывать сведения, характеризующие потерпевшего, в том числе наличие ранее фактов угона (хищений) ввозимых им транспортных средств.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, хищение временно ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации транспортного средства исключает возможность его обратного вывоза и может быть признано основанием освобождения от уплаты таможенных платежей за отсутствующее транспортное средство, выбывшее из владения декларанта помимо его воли; возложение обязанности по уплате таможенной пошлины и пени за отсутствующее транспортное средство, выбывшее из владения декларанта помимо его воли, приобретает вид имущественной ответственности за несоблюдение требований об обязательном вывозе временно ввезенных товаров, возлагаемой на потерпевшего за сам факт совершения преступления в отношении его имущества, ставит его в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, освобожденными от уплаты таможенной пошлины в связи с временным ввозом транспортного средства (Определения от 12.05.20158 № 168-О, от 12.07.2006 № 260-О).

Материалами дела подтверждается, что ФИО10, ФИО8, ФИО7, ФИО9, Тория М.А. (в 2016, 2017, 2018 годах) ввезли на территорию Российской Федерации транспортные средства для личного использования. По истечении срока временного ввоза эти автомобили не были вывезены из Российской Федерации.

24.09.2020 ФИО22 обратился в отдел полиции Приморского района УМВД России по г. Новороссийску о совершении в отношении него мошеннических действийФИО24

В судебном заседании исследован материал проверки № 4393-2020 г. по КУСП от 24.09.2020 № 14748, согласно которому 12.11.2020 следователем отдела по РП на ОТ УВД СУ УМВД России по г. Новороссийску ФИО23 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, позаявлению ФИО11, поданному24.09.2020 в отдел полиции Приморского района УМВД России по г. Новороссийску, в котором указано, что примерно в 2014-2015 г. он занимался куплей-продажей автомобилей из Японии. В мае-сентябре 2016 г. он, находясь в г. Новороссийске на территории фирмы ООО «ЛИС Новороссийск», познакомился с ФИО24 - сотрудником ООО «ЛИС Новороссийск», который предложил ему поработать вместе по реализации автомобилей. Обсудив все детали работы, они пришли к согласию. С августа 2016 г. по февраль 2018 г. ФИО11 на своих родственников и близких ему людей приобрел пять автомобилей, которые ими были ввезены на территорию России и переданы ФИО24, который в свою очередь грузил их на эвакуаторы и увозил в г. Новороссийск. В конце января 2018 г. ФИО24 исчез, поиски результатов не дали, в связи с чем, он обратился с заявлением о совершенном мошенничестве.

Принятыми правоохранительными органами мерами по розыску местонахождения ввезенных на территорию РФ автомобилей установить не представилось возможным.

При таких установленных следствием обстоятельствах дана уголовно-правовая оценка деянию ФИО24, который, злоупотребляя доверием ФИО11, путем обмана похитил автомобили и распорядился ими по своему усмотрению, причинив тем самым ФИО11 ущерб на сумму 1 020000 рублей.

Как установлено следователем, ФИО24 не работал в ООО «ЛИС Новороссийск», ООО «ЛИС Новороссийск» не занимается и не занималось легализацией и оформлением автомобилей везеных в РФ из Республики Абхазия, печати на копиях документов ООО «ЛИС Новороссийск» не принадлежат.

Доследственной проверкой в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ установлено, что ФИО11 с августа 2016 г. по февраль 2018 г. приобрел пять автомобилей, являясь фактическим собственником, оформил автомобили на своих родственников и близких друзей, осуществил их ввоз на территорию РФ, где, согласно заключенным договорам с ФИО24, должны были быть реализованы, однако данные автомобили были похищеныФИО24, договоры подписанные им на реализацию автомобилей в ООО «ЛИС Новороссийск» не зарегистрированы, автомобили в ООО «ЛИС Новороссийск» на реализацию не поступали. В силу изложенного таможенные процедуры с автомобилями ФИО24 не произвел, установленные таможенные платежи и сборы на сумму 10 787 330 рублей 21 копейка за ввоз автомобилей на территорию РФ не уплатил.

В этой связи, следователем установлено, и отражено в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, что в действиях ФИО24 усматриваются признаки преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ, формально в действиях ФИО11, ФИО13, ФИО25, ФИО9, ФИО10, ФИО8, ФИО7 усматриваются признаки преступления, предусмотренного п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ, однако, учитывая то, что умысла на уклонение от уплаты таможенных платежей взимаемых с физических лиц у них не было; действия на ввоз автомобилей на территорию ими были осуществлены в соответствии с Российским законодательством. Более того, в отношении фактического собственника автомобилей ФИО11 совершено мошенничество - автомобили похищены ФИО24

Поскольку согласно ответу ЗАГС г. Новороссийска Управления ЗАГС Краснодарского края ФИО24 скончался 30.03.2018, следователь принял процессуальное решение о нижеследующем: 1) отказать в возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159, п. «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ в отношении ФИО24 на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть в связи с его смертью; 2) отказать в возбуждении уголовного дела по п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ в отношении ФИО11 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. в связи с отсутствием в деянии состава преступления; 3) отказать в возбуждении уголовного дела по п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ в отношении ФИО13 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. в связи с отсутствием в деянии состава преступления; 4) отказать в возбуждении уголовного дела по п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ в отношении ФИО10 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. в связи с отсутствием в деянии состава преступления; 5) отказать в возбуждении уголовного дела по п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ в отношении ФИО8 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. в связи с отсутствием в деянии состава преступления;6) отказать в возбуждении уголовного дела по п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ в отношении ФИО7 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. в связи с отсутствием в деянии состава преступления; 7) отказать в возбуждении уголовного дела по п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ в отношении ФИО9 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. в связи с отсутствием в деянии состава преступления;8) отказать в возбуждении уголовного дела по п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ в отношении ФИО25 на основании п. 2ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

Таможенный кодекс Таможенного союза, действительно предусматривает возможность временного ввоза физическим лицом на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства, для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Пунктом 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

Из положений статьи 14 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования следует, что с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения, у декларанта (физического лица) возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств, перемещенных через таможенную границу для личного пользования. Данная обязанность имеет публично-правовой характер, возникает в силу самого факта перемещения товара через таможенную границу и не зависит от вины лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов.

Вместе с тем, право физического лица, перемещающего транспортное средство через таможенную границу Таможенного союза и претендующего на получение льгот по уплате таможенных платежей, сопряжено с обязанностью, предусматривающей определенную степень заботливости и осмотрительности в отношении такого транспортного средства.

Из правового смысла пункта 6 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что лицо освобождается от исполнения возникшей у него при перемещении через таможенную границу товаров публично-правовой обязанности по уплате таможенных платежей в случае, если эти товары на таможенной территории Таможенного союза отсутствуют в связи с их обратным вывозом, либо уничтожением вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

В соответствии с частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельствах. К таким обстоятельствам относятся преимущественно разного рода стихийные явления (землетрясения, наводнение, пожары, и т.д.), а также ряд явлений общественной жизни (военные действия, эпидемии, и т.д.) при условии, что они носят чрезвычайный характер и не могли быть предотвращены лицом при принятии им всех возможных мер.

Преступные действия третьих лиц не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия признаков чрезвычайности и объективной непредотвратимости.

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 мая 2005 г. N 168-О "По жалобе гражданина ФИО27 на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 283, 319 и 320 Таможенного кодекса Российской Федерации" хищение транспортного средства (в отличие от повреждения) вообще исключает возможность его вывоза с таможенной территории Российской Федерации, поскольку в такой ситуации транспортное средство у декларанта отсутствует фактически.

Не отождествляя саму по себе обязанность по уплате таможенных платежей с юридической ответственностью, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что возложение обязанности по уплате таможенной пошлины и пени за отсутствующее транспортное средство, выбывшее из владения декларанта помимо его воли, приобретает вид имущественной ответственности за несоблюдение требований об обязательном вывозе временно ввезенных товаров, возлагаемой на потерпевшего за сам факт совершения преступления вотношении его имущества, ставит его в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, освобожденными от уплаты таможенной пошлины в связи с временным ввозом транспортного средства. Поэтому в данном случае применима правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о том, что ответственность за таможенное правонарушение не может возлагаться без вины.

Аналогичные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 г. № 260-О "Об отказе в удовлетворении ходатайства Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 168-О".

Таким образом, в указанных определениях Конституционным Судом Российской Федерации был выявлен конституционно-правовой смысл нормативных положений таможенного законодательства и выражена правовая позиция о том, что они не могут быть истолкованы как исключающие освобождение декларанта от обязанности по уплате таможенной пошлины в случае невывоза в установленный для временного ввоза на таможенную территорию Российской Федерации срок похищенного у него транспортного средства. Иное означало бы возложение финансовых обременений на потерпевшего при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестного участника отношений, регулируемых таможенным законодательством, и тем самым - увеличение имущественного вреда, причиненного потерпевшему от преступления.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (пункт 37) разъяснено, что обстоятельством, исключающим обязанность по уплате таможенных платежей, также может признаваться неправомерное завладение (хищение, угон) транспортным средством, в результате которого невозможен его обязательный вывоз. Указав, что судам при разрешении споров, связанных с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в случае уничтожения (безвозвратной утраты) временно ввезенных транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, вследствие аварии или действия непреодолимой силы (далее - авария), следует учитывать положения пункта 2 статьи 80, пункта 2 статьи 283 и пункта 6 статьи 358 ТК ТС, предусматривающих возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. При этом, необходимо проверять, обращалось ли лицо в компетентные органы по факту хищения (угона) транспортного средства, а также выяснять иные обстоятельства, связанные с выбытием транспортного средства из владения декларанта, в том числе учитывать сведения, характеризующие потерпевшего, принимать во внимание частоту угонов (хищений) ввозимых им транспортных средств.

При разрешении споров, связанных с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в случае уничтожения (безвозвратной утраты) временно ввезенных транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, вследствие аварии или действия непреодолимой силы (далее - авария), судам следует учитывать положения пункта 2 статьи 80, пункта 2 статьи 283 и пункта 6 статьи 358 ТК ТС, предусматривающих возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Обстоятельством, исключающим обязанность по уплате таможенных платежей, также может признаваться неправомерное завладение (хищение, угон) транспортным средством, в результате которого невозможен его обязательный вывоз.

Статьями 13, 14 Соглашения между ПравительствомРоссийской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированныхнатерриториииностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта вустановленныхзаконодательством случаях, в том числе, с момента вывоза транспортных средств, временноввезенныхнатаможеннуютерриториютаможенного союза и вывозимых до истеченияустановленноготаможенным органом срока временноговвоза, а также при уничтожении (безвозвратнойутрате) товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.

В случаебезвозвратнойутратывременноввезенныхтоваров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможеннойтерриториитаможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органамифактааварии или действия непреодолимой силы (часть 6 статьи 358 Кодекса).

В судебном заседании достоверно установлено, что транспортные средства: «Мерседес-БенцSL-500», г.р.з. А675АМ АВН, «Мерседес-БенцS-500», г.р.з. А512НН АВН, «Мерседес-БенцS-320», г.р.з. Х731НА АВН, «Мерседес-БенцS-500», г.р.з. Х871СА АВН, «Мерседес-БенцS-320», г.р.з. С493ОО АВН, ввезенные на территорию РФ, были похищены ФИО24, и принятыми правоохранительными органами мерами по розыску местонахождения ввезенных на территорию РФ вышеупомянутых автомобилей установить не представилось возможным, что свидетельствуетобезвозвратнойутрате указанных транспортных средств.

Кроме того, в ходе рассмотрения административного дела, административным ответчиком были предоставлены истребуемые доказательства по делу, которые свидетельствовали бы о направлении и вручении административным истцам требования об уплате таможенных платежей, уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 150 ФЗ № 311 Принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Таким образом законодателем была предусмотрена обязанность направления выставляемого требования либо его вручения проверяемому лицу в сроки, предусмотренные законом, а, следовательно, по истечению указанных сроков у административного органа фактически отсутствовала возможность и право доначислять таможенные платежи.

В соответствии с частью 1 ст. 73 ФЗ № 289 от 03 августа 2018 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 73 ФЗ № 289 Уведомление (уточнение к уведомлению) должно содержать сведения о регистрационном номере и дате корректировки декларации на товары или расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, корректировки таможенного приходного ордера, заявления, предусмотренного пунктом 4 статьи 277 Кодекса Союза, либо иного таможенного документа, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 Кодекса Союза.

В соответствии с ч. 15 ст. 73 ФЗ № 289 Уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.

В соответствии с ч. 19 ст. 73 ФЗ № 289 срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 74 ФЗ № 289 днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам.

В соответствии с ч. 3 ст. 74 ФЗ № 289 факты нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, влекущие наступление срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов или пеней, фиксируются на основании решения таможенного органа по результатам таможенного контроля.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ФЗ № 289 форма решения по результатам таможенного контроля, порядок ее заполнения, внесения изменений (дополнений) в такое решение, а также структура и формат решения по результатам таможенного контроля в виде электронного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

При системном анализе вышеназванных норм усматривается обязательность направления и вручения административным органом решений по результатам таможенного контроля, уведомлений по доначисленным и выставленным таможенным платежам, требований об уплате таможенных платежей.

Из предоставленных таможенным органом истребованных документов и сведений усматривается следующее.

ФИО25 - ввоз транспортного средства для личного пользования 29 октября 2017 года; срок временного ввоза 29 октября 2018 года; составление уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей № 10318000/У2019/0000017 от 03 апреля 2019 года; отправление уведомления в адрес ФИО25 04 апреля 2019 года (почтовый идентификатор 35400034800755), Решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства № 10318000/170519/3-00008 от 17 мая 2019 года.

ФИО9 - ввоз транспортного средства для личного пользования 21 февраля 2018 года; срок временного ввоза 29 февраля 2019 года; Вынесение Решения по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезённого транспортного средства для личного пользования № 10318020/020719/ТСЛП/0029 от 02 июля 2019 года; отправление уведомления № 10318000/У2019/0000073 от 08.07.2019 года в адрес ФИО9 09 июля 2019 года (почтовый идентификатор 80084638413254) само Уведомление не предоставлено, Решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства № 10318000/120819/3-00014 от 12 августа 2019 года.

ФИО8 - ввоз транспортного средства для личного пользования 24 октября 2016 года; срок временного ввоза 24 октября 2017 года; Вынесение Решения по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезённого транспортного средства для личного пользования № 10318020/040418/ТСЛП/0042 от 04 апреля 2018 года- Акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты’ таможенных платежей 10318000/050418/0000044 от05 апреля 2018 года- вынесение Требования об уплате таможенных платежей № 10318000/Тр2018/0000044 от 05 апреля 2018 года; отправление Требования № 10318000/050418/0000044 в адрес ФИО8 05 апреля 2018 года (почтовый идентификатор не представлен) доказательств отправления не представлено.

ФИО7 - ввоз транспортного средства для личного пользования 29 декабря 2017 года; срок временного ввоза 29 декабря 2018 года; Вынесение Решения по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезённого транспортного средства для личного пользования № 10318020/300519/ТСЛП/0027 от 30 мая 2019 г. Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней № 10318000/У2019/000003 8 от 10 июня 2019 года; отправление уведомления № 10318000/У2019/0000038 в адрес ФИО7 13 июня 2019 года (почтовый идентификатор 35400014364314), Решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства № 10318000/170719/3-00013 от 17 июля 2019 года.

ФИО10 - ввоз транспортного средства для личного пользования 02.09.2016 года; срок временного ввоза 02 сентября 2017 года; Вынесение Решения по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезённого транспортного средства для личного пользования № 10318020/120318/ТСЛП/0021 от 12 марта 2018 года; Требование об уплате таможенных платежей № 10318000/Тр2018/0000022 от 13 марта 2018 года; отправление Требования № 10318000/Тр2018/0000022 в адрес ФИО10 14 марта 2018 года (почтовый идентификатор 35400278032103), однако Вахтангом НуриевичемТхайцук данное отправление не получалось (стоит иная подпись, отличная от подписи ФИО10 Более того, таможенным органом представлены доказательства того, что транспортное средство, ввезённое на Таможенную территорию Союза было арестовано в рамках уголовного дела № 11804008108000005.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административным органом не представлены убедительные доказательства, на которые административный ответчик ссылается, а именно, нет допустимых и относительных доказательств о направлении в адрес административных истцов требований об уплате таможенных платежей или уведомлений о выставлении таможенных платежей.

Следовательно, утверждения таможенного органа о законности выставленных таможенных платежах и неуплаты их в срок административными истцами не является подтверждёнными и доказанными.

В соответствии с ч. 15 ст. 73 ФЗ № 289 уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.

В соответствии с абзацем 4 п. 30 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" судам необходимо иметь в виду, что нарушение установленного частью 15 статьи 73 Закона о таможенном регулировании десятидневного срока направления уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах платежей не влечет изменения (продления) указанных сроков взыскания таможенных платежей в судебном порядке. При проверке соблюдения таможенным органом сроков обращения в суд указанные сроки учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Закона о таможенном регулировании. Пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности.

В соответствии с п. 39 ППВС РФ № 49 при разрешении споров, связанных с уплатой таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования в связи с невывозом с таможенной территории Союза в день истечения срока, в период которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 Таможенного кодекса, судам следует учитывать положения подпункта 7 пункта 2 статьи 268 Таможенного кодекса, предусматривающие возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов если до наступления срока уплаты названных платежей имели место такие факты, как уничтожение и (или) безвозвратная утрата транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Обстоятельством, исключающим обязанность по уплате таможенных платежей в соответствии с названной нормой, также может признаваться неправомерное завладение (хищение, угон) транспортным средством, в результате которого объективно невозможен его обязательный вывоз ввиду фактического отсутствия транспортного средства на день истечения срока правомерного нахождения транспортного средства на таможенной территории Союза. Возложение обязанности по уплате таможенной пошлины за отсутствующее транспортное средство, выбывшее из владения декларанта помимо его воли, ставит его в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, освобожденными от уплаты таможенной пошлины в связи с временным ввозом транспортного средства, фактически является возложением финансовых обременений на декларанта при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестного участника отношений, регулируемых таможенным законодательством, и тем самым - увеличением имущественного вреда, причиненного потерпевшему от преступления.

Таким образом, собранные доказательства по делу, а в некоторых случаях и их отсутствие, свидетельствует о том, что таможенным органом при выставлении таможенных платежей административным истца был существенным образом нарушен порядок действий, который предусмотрен как действующим законодательством на данный период времени, так и законодательством на период времени осуществления выставления таможенных платежей, что ставит такие действия в разряд незаконных, т.е. не предусмотренных законом, а, следовательно, в полной мере отражает законность и обоснованность заявленных требований административных истцов.

При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что и.о. начальника Краснодарской таможни ФИО21 в ответе от 15.01.2021 № 23-09/00735 незаконно и необоснованно отказал в отмене решений о неразрешении въезда на территорию РФ, в связи с чем, принятые таможней решения подлежат отмене, а ограничения на въезд административных истцов на территорию РФ – снятию, в связи с чем, в отношении ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО25, ФИО10 имеются исключительные правовые основания для прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, поскольку обязанность по вывозу временно ввезенного транспортного средства не исполнена ими не по их вине, а по причине хищения автомобилей, что применительно к положениям статьи 358 ТК ТСподлежат принятию во внимание как обстоятельство, препятствующее начислению таможенных платежей в связи с невывозом транспортного средства в установленный срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4 к Краснодарской таможне о признании незаконнымидействий (бездействий), удовлетворить.

Признать незаконным и необоснованным отказ исполняющего обязанности начальника Краснодарской таможни ФИО26 в отмене решений о неразрешении въезда в РФ в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО3 и ФИО15 В.Н., ФИО28 и ФИО5, содержащийся в ответе от ДД.ММ.ГГГГ.

Прекратитьобязанность ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> Абхазской АССР, паспорт серия 01 , выдан паспортным отделением по <адрес> ПУ МВД РАДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного по адресу: <адрес>, Гулрыпшскийрайон, <адрес>, по уплате таможенных платежей и пени по требованию об уплате таможенных платежей Сочинской таможни от «13» марта 2018 года вобщей сумме 2 164 031 рубль 55 копеек,и снять с ФИО4 ограничения на въезд на территорию РФ в связи с невывозом транспортного средства «», идентификационный номер (VIN) .

Прекратить обязанность БебияНаура ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, паспорт серия 01 , выдан паспортнымотделением по <адрес> ПУ МВД РА ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного по адресу: <адрес>, по уплате таможенных платежей и пени по требованию об уплате таможенных платежей Сочинской таможни от «05» апреля 2018 в общей сумме 2 007 446 рублей 52 копейки,и снять ФИО41ФИО12 ограничения на въезд на территорию РФ в связи с невывозом транспортного средства «MERCEDES BENZ S500», .

Прекратить обязанность БебияРадмираСатбеевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> Республики Абхазия, паспорт серия 01 , выданпаспортным отделением по <адрес> ПУ МВД РА ДД.ММ.ГГГГ,зарегистрированного по адресу: <адрес>, по уплате таможенных платежей и пенипо требованию об уплате таможенных платежей Сочинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ/У2019/0000038 в общей сумме 2 012 961 рубль 41 копейка, и снять с БебияРадмираСатбеевича ограничения на въезд на территорию РФ в связи с невывозом транспортного средства«MERCEDES BENZ S500», идентификационный номер (VIN) <***>.

Прекратить обязанность ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.,уроженки <адрес> АССР, паспорт серия 01 , выданпаспортным отделом по <адрес> ПУ МВД РА ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной поадресу: <адрес>, по уплате таможенных платежей и пени по требованию об уплате таможенных платежей Сочинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ/У2019/0000073 в общей сумме 1 308 148 рублей 19 копеек, и снять с ФИО6 ограничения на въезд на территорию РФ в связи с невывозом транспортного средства «MERCEDES BENZ S320», идентификационный номер(.

Прекратить обязанность ФИО33 МадиныВахтанговны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес> Республики Абхазия, паспорт серия 01 , выдан паспортным отделением по <адрес> ПУ МВД РА ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной по адресу: <адрес>, Гулрыпшскийрайон, <адрес>, по уплате таможенных платежей и пени по требованию об уплате таможенных платежей Сочинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ/У2019/0000017 в общей сумме 1272 259 рублей 87 копеек,и снять с ФИО33 МадиныВахтанговны ограничения на въезд на территорию РФ в связи с невывозом транспортного средства - автомобиля марки «MERCEDES BENZ S 320»,идентификационный номер(.

Признать факт безвозвратной утраты следующих автомобилей: «», идентификационный номер (VIN) , «MERCEDES BENZ S500», (VIN) <***>, «MERCEDES BENZ S500», идентификационный номер (VIN) <***>, «MERCEDES BENZ S320», идентификационный номер(VIN) <***>, «MERCEDES BENZ S 320»,идентификационный номер(VIN) .

Отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ Сочинской таможни о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства ФИО33 МадиныВахтанговны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт серия 01 , выдан паспортным отделением по <адрес> ПУ МВД РА ДД.ММ.ГГГГ.

Отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ Сочинской таможни о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства ФИО6ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес> АССР, паспорт серия 01 , выданпаспортным отделом по <адрес> ПУ МВД РА ДД.ММ.ГГГГ.

Отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ Сочинской таможни о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства БебияРадмираСатбеевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> Республики Абхазия, паспорт серия 01 , выданпаспортным отделением по <адрес> ПУ МВД РА ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий А.С. Верхогляд

Мотивированное решение изготовлено 14.07.2023.