НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край) от 08.02.2022 № 2-177/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар 08 февраля 2022 г.

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующего судьи Барановой Е.А.,

при секретаре Кумаховой Р.А.,

с участием: истца ФИО2, ее представителя ФИО4, действующей на основании устного ходатайства,

представителя ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к ГУ – Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств,

установил:

ФИО2, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратилась в суд с иском к ГУ – Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации (ТСР) в размере <данные изъяты> руб., компенсации морального вреда – <данные изъяты> руб., процентов по ст. 395 ГК РФ<данные изъяты> руб.

В обоснование требований указала, что она является опекуном несовершеннолетнего сына – ФИО1, инвалида 1 группы с детства, которому разработана индивидуальная программа реабилитации. Поскольку ребенок не был обеспечен ответчиком техническими средствами реабилитации, то истцом было принято решение о приобретении в специализированной организации технического средства реабилитации в количестве 2 шт. на сумму <данные изъяты> руб. В дальнейшем, истец обратился в Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с соответствующим заявлением о выплате дополнительных расходов на техническое средство реабилитации. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации сообщило о положительном решении данного вопроса, между тем, перечислена сумма в размере <данные изъяты> руб. С размером возмещенной суммы истец не согласна. Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.

Истец, представитель истца в судебном заседании требования иска поддержали, дали пояснения, аналогичные изложенным в тексте искового заявления.

Представитель ответчика ГУ – Краснодарское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в судебном заседании против требований иска возражала, просила суд в заявленных исковых требованиях отказать в полном объеме. Указала, что расчет был произведен без нарушений порядка, при определении размера компенсации ответчик должен брать за основу последний завершенный контракт на момент подачи заявления. На ДД.ММ.ГГГГ принято решение по 43-му контракту, но позже региональным отделением оно было признано ошибочным, т.к. сотрудники филиала не были уведомлены, что <данные изъяты> недели назад был закрыт иной контракт, на дату подачи заявления именно этот контракт был формально закрытым. На момент подачи заявления по этому контракту не было претензионной работы, это было в общем доступе, она началась лишь в августе <данные изъяты> г., тогда ответчик перестал применять этот контракт. Полагает, что завышенная выплата компенсации за ТСР является нарушением прав других инвалидов. Указывает на отсутствие бездействия со стороны ФСС, задержки по выплате возникли ввиду того, что финансирование происходит за счет средств федерального бюджета и в порядке очередности, также полагает, что отсутствует причинно-следственная связь, какие-либо доказательства причинения морального вреда истцу.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ, и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГн (далее – Приказ н), который предусматривает, что компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГн установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (пункт 3 Приказа н).

Из материалов дела следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом первой группы с детства.

Распоряжением Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития <адрес> в городе Новороссийске от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 назначена опекуном над недееспособным ФИО1

Справкой серии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бюро - филиала ФКУ « по Краснодарскому краю», подтверждается повторное установление инвалидности первой группы с детства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Судом установлено, что ФИО1 была разработана индивидуальная программа реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ. бессрочно.

Филиал Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. сообщил ФИО2, что ФИО1 поставлен на учет для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные <данные изъяты><данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ руб., между тем, как следует из выписки по банковской карте ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 произведена выплата в размере 54 567,66 руб.

С действиями ответчика суд не может согласиться. Так размер компенсации определён в соответствии с пунктом 4 Приказа н, согласно которому размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме.

Таким образом, назначая сумму компенсации, государственное учреждение Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования РФ берёт за основу выплаты компенсации контракт , что противоречит пункту Приказа н, возмещение расходов происходит по последнему исполненному сторонами контракту в полном объёме. Контракт заключён на сумму 3 748 058,73 руб., выполнен на сумму <данные изъяты> руб. и расторгнут по соглашению сторон ДД.ММ.ГГГГ, что говорит о том, что контракт выполнен не в полном объёме (на 47%) и не может являться основанием для определения выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое средство реабилитации.

Следовательно, для определения выплаты на приобретённые истцом технические средства реабилитации <данные изъяты>) размер компенсации следует определять по последнему закрытому контракту , завершённому ДД.ММ.ГГГГ в полном объёме.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 5 Приказа выплата инвалиду компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации производится в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечислением средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 (тридцати) дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.

Несмотря на частичную компенсацию понесенных расходов на самостоятельное приобретение технического средства реабилитации, ответчиком до настоящего времени указанная компенсация в полном объеме не выплачена.

Задолженность ответчика составляет <данные изъяты> руб. (из расчета <данные изъяты>

Доводы стороны ответчика судом отклоняются, поскольку ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий за счёт средств федерального бюджета.

Таким образом, установлено, что требования законодательства по своевременной и надлежащей выплате денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации нарушены.

На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования в размере <данные изъяты>

Между тем, требования о взыскании суммы процентов, рассчитанной согласно ст. 395 ГК РФ удовлетворению не подлежат, поскольку данной статьей предусмотрено взыскание процентов на сумму долга в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате.

Материалы дела не содержат доказательств того, что ответчиком неправомерно удерживались подлежащие выплате денежные средства, либо он уклонялся от их выплаты.

В случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений Гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (п.3 ст. 2 ГК РФ).

В связи с этим указанные в ст. 395 ГК РФ проценты не начисляются на суммы экономических (финансовых) санкций, необоснованно взысканные с юридических и физических лиц налоговыми, таможенными органами, органами Фонда социального страхования, органами ценообразования и другими государственными органами, и подлежащие возврату из соответствующего бюджета.

Гражданское законодательство не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным органам.

В этих случаях гражданами и юридическими лицами на основании ст.ст. 15,16 и 1069 ГК РФ могут предъявлены требования о возмещении убытков, вызванных в том числе необоснованных взиманием сумм экономических (финансовых) санкций, если законом не предусмотрено иное.

Кроме того, по мнению суда не подлежит взысканию и компенсация морального вреда, поскольку в соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Суду с учетом положений ст. 151 ГК РФ не представлены доказательства того, что каким-либо образом были нарушены неимущественные права истца. При этом законодательство, регулирующее социальное обеспечение граждан, не предусматривает возможности компенсации морального вреда в случае нарушения прав на социальную выплату.

Согласно статьям 151 и 1099 ГК РФ возмещение морального вреда предусмотрено только за действия, нарушающие личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, лишь в случаях, предусмотренных законом – если он причинен нарушением имущественных прав граждан.

Защита права на социальное обеспечение является требованием материального характера, при нарушении которого законом возможность компенсации морального вреда не предусмотрена. Компенсация морального вреда в связи с нарушением материальных, имущественных прав с учетом обоснований, на которых истец основывает свои требования, не подлежит удовлетворению. Отсутствует специальный закон, допускающий возможность взыскания компенсации морального вреда с органов, осуществляющих социальное обеспечение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковое заявление ФИО2 в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к ГУ – Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ФИО1 сумму компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в сумме <данные изъяты> копейки.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Краснодара.

Судья Октябрьского

районного суда г. Краснодара Е.А. Баранова

решение изготовлено 08.02.2022г.