дело № 2а-3405/2021(43RS0002-01-2021-006727-60)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2021 года <...> зал 403
Октябрьский районный суд города Кирова в составе:
судьи Уськовой А.Н.,
при секретаре Павловой Е.А.,
с участием представителя административного ответчика ФИО1, действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к администрации Губернатора и Правительства Кировской области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Губернатора и Правительства Кировской области о признании действий незаконными, указав в обоснование, что 26 октября 2021 обратилась, как организатор с уведомлением к административному ответчику о проведении публичных мероприятий в форме пикета, с целью вспомнить миллионы людей, которые были необоснованно подвергнуты репрессиям, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку, лишены жизни в годы сталинского террора м после него.
Проведение пикета планировалось с 9:30 до 12:00 часов в г. Кирове у памятника Жертвам политических репрессий по адресу: <...> в сквере у Кировского драматического театра со стороны ул. К. Маркса с 15:00 час. до 22:00 час.; в г. Кирово-Чепецк у РЦ «Янтарь» ул. Сосновая, д. 1 с 14:00 час. до 15 час.; в <...> с 17:00 час. до 18:00 час. - с количеством участников - 10 человек.
26.10.2021г. посредством электронной почты в согласовании проведения публичного мероприятия истцу было отказано, поскольку ответчик не является уполномоченным лицом по согласованию пикет.
С данными решениями административного ответчика истец не согласна, полагает, что нарушаются ее права на свободу собраний. На момент подачи заявления запрет на проведение публичных мероприятий на территории Кировской области отсутствовал. Отказ в проведении публичного мероприятия является формальным и преследует иную цель.
Просила суд решение об отказе в согласовании публичного мероприятия администрации Губернатора и Правительства Кировской области №8560-03-09 от 26.10.2021г. признать незаконным; обязать административного ответчика устранить указанные нарушения и согласовать проведение публичного мероприятия 30.10.2021.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть иск в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика администрации Губернатора и Правительства Кировской области по доверенности ФИО1 иск не признала, суду пояснила, что обращение истца от 26.10.2021г. о проведении публичного мероприятия 30.10.2021 было рассмотрено, дан ответ, что уведомление направлено по ошибочному адресу, поскольку данные вопросы решают органы местного самоуправления.
Просила суд в иске отказать.
Проверив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, 26.10.2021г. ФИО2 как организатор публичного мероприятия, обратилась в Администрацию Губернатора и Правительства Кировской области с уведомлением о проведении публичного мероприятия с целью вспомнить миллионы людей, которые были необоснованно подвергнуты репрессиям, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку, лишены жизни в годы сталинского террора м после него.
Проведение пикета планировалось с 9:30 до 12:00 часов в г. Кирове у памятника Жертвам политических репрессий по адресу: <...> в сквере у Кировского драматического театра со стороны ул. К. Маркса с 15:00 час. до 22:00 час.; в г. Кирово-Чепецк у РЦ «Янтарь» ул. Сосновая, д. 1 с 14:00 час. до 15 час.; в <...> с 17:00 час. до 18:00 час. - с количеством участников - 10 человек (л.д. 14-15).
В уведомлении администрации Губернатора и Правительства Кировской области № 8560-03-09 от 26.10.2021, истцу сообщено об отсутствии возможности согласовать проведение публичного мероприятия, поскольку уведомление подано с нарушением требований п.2 ч.3 ст. 7 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", поскольку заявленная форма публичного мероприятия «пикет» не соответствует содержанию уведомления о проведении публичного мероприятия, поскольку оно не может расцениваться, как одно публичное мероприятие, так как проведение собраний будет проводиться в четырех разных городских округах, в разное время, даже если они меют одну цель проведения (л.д. 16-17).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.
На основании ст. 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:1) цель публичного мероприятия; 2) форма публичного мероприятия; 3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия; 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи и санитарного обслуживания, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;8.1) реквизиты банковского счета организатора публичного мероприятия, используемого для сбора денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек; 9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
В случае невозможности выполнения требований закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона N 54-ФЗ довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. В случае, если последний день указанного срока совпадает с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе направить такие предложения организатору публичного мероприятия в первый рабочий день, следующий за воскресеньем или нерабочим праздничным днем, но не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия.
Как установлено судом, причиной несогласования административным ответчиком 26.10.2021 публичного мероприятия в выбранную организатором дату являлись обстоятельства невозможности определить какое количество самостоятельных публичных мероприятий заявлено, а также направление в ненадлежащий орган.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что права административного истца оспариваемым ответом не нарушены, так как ответчик исполнял названные выше предписания действующего законодательства, предложив при этом организатору уточнить форму публичного мероприятия, а также количество мероприятий.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ), в целях обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования на территории Кировской области Правительство Кировской области определила единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Кировской области. (Постановление правительства Кировской области от 29.01.2013г. №193/41)
В соответствии со ст. 1 Закона Кировской области № 461-ЗО от 02.04.2021г. « О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального Закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и признании утративших силу отдельных законодательных актов Кировской области» Правительство Кировской области на основании предложений администрации соответствующего муниципального образования Кировской области определяет единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места).
В соответствии с ч.2 ст. 2 Закона Кировской области № 461-ЗО от 02.04.2021г. « О реализации на территории Кировской области отдельных положений Федерального Закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и признании утративших силу отдельных законодательных актов Кировской области» после определения в соответствии с частью 1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области или органом местного самоуправления муниципального образования Кировской области (далее - уполномоченный орган) в порядке, предусмотренном Федеральным законом и настоящим Законом.
На основании ст. 5 указанного закона № 461-ЗО уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Кировской области (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается организатором публичного мероприятия: 1) в администрацию муниципального района - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории двух и более поселений муниципального района, а также в случае, установленном абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";2) в администрацию муниципального округа - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории муниципального округа;3) в администрацию городского округа - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории городского округа;4) в администрацию городского, сельского поселения - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории городского, сельского поселения соответственно;5) в уполномоченный Правительством Кировской области орган исполнительной власти Кировской области - в случае проведения публичного мероприятия на территории двух и более муниципальных районов и (или) муниципальных округов и (или) городских округов. Подача уведомления о проведении публичного мероприятия не требуется в случае проведения публичного мероприятия в специально отведенном месте с предельной численностью участвующих в нем лиц 100 человек.
Отказ в согласовании публичного мероприятии от 26.10.2021 является законным и обоснованным, поскольку в данном случае, административному истцу, как организатору публичного мероприятия, согласование с уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области не требовалось.
Административный ответчик, доводя до сведения истца обоснованный отказ в согласовании публичного мероприятия, действовал в рамках закона и прав административного истца не нарушил.
Решение принято в установленные сроки, уполномоченным лицом, содержат обоснование невозможности согласования проведения публичного мероприятия. ФИО2 не было отказано в проведении заявленных публичных мероприятий, истец не был лишен возможности реализовать свое конституционное право проводить пикетирование в порядке, установленном Федеральным законом.
При указанных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска, действия администрации Губернатора и Правительства Кировской области являются законными и не нарушают прав и законных интересов истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО2 к администрации Губернатора и Правительства Кировской области о признании незаконным решения, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова, в течение месяца со дня вынесения его в мотивированном виде.
Судья А.Н. Уськова