НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область) от 20.12.2016 № 2А-27/2017

дело № 2а-3624/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2016 года г. Киров ул. Московская, 70 каб. 509

Октябрьский районный суд г. Кирова Кировской области в составе:

председательствующего судьи Жолобовой Т.А., при секретаре судебного заседания Князевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ГУ – Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ к Министерству здравоохранения Кировской области о признании распоряжения незаконным,

УС Т А Н О В И Л:

Административный истец ГУ – Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обратился с административным иском к Министерству здравоохранения Кировской области о признании распоряжения незаконным со следующими требованиями:

- признать незаконным распоряжение Министерства здравоохранения Кировской области от 29.03.2016 № 435 о расчете стоимости лечения застрахованных лиц, получивших повреждение здоровью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В обоснование заявленных требований указали, что Государственным учреждением - Кировским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда) и КОГКБУЗ «Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии» (далее - Исполнитель, Центр травматологии) заключен Договор об оплате расходов на лечение застрахованного лица непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве (далее - Договор) от 29.03.2016 года с протоколом разногласий, который со стороны Исполнителя не подписан.

Предметом Договора является оплата расходов на лечение ФИО4 непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве, произошедшего с Застрахованным 21.01.2016 года, осуществляемого Исполнителем в период с 27.01.2016 года по 04.02.2016 года.

Расчет стоимости лечения Застрахованного на сумму 72545,14 руб. произведен Исполнителем с нарушением действующего Тарифного соглашения по оплате медицинской помощи на территории Кировской области на 2016 год, а именно при определении стоимости лечения Исполнителем не применен управленческий коэффициент 0,5, применение которого предусмотрено Тарифным соглашением.

Отделением Фонда письмом от 29.03.2016 года № 14-14/4308.01-238 разъяснен расчет стоимости лечения по Договору от 29.03.2016 года . С учетом управленческого коэффициента 0,5 стоимость лечения составляет 36 272,57 руб. (72545,14 руб. х 0,5).

При определении стоимости лечения Центр травматологии руководствовался Распоряжением Министерства здравоохранения Кировской области от 29.03.2016 №435. Указанным Распоряжением рекомендовано руководителям государственных медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Кировской области, работающих в системе обязательного медицинского страхования, расчет стоимости лечения застрахованного лица, предоставляемого ему медицинской организаций и подлеэ/сащего оплате Фондом социального страхования Российской Федерации, осуществлять по тарифам, утвержденным областной согласительной комиссией по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС, без применения понижающего управленческого коэффициента по кодам клинико-статистических групп заболеваний.

Считают Распоряжение Министерства здравоохранения Кировской области от 29.03.2016 №435 «О расчете стоимости лечения застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», незаконным, вынесенным с превышением полномочий, предоставленных Министерству здравоохранения Кировской области, нарушающим законные права и интересы Государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и незаконно возлагающее на бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации дополнительные расходы, не предусмотренные действующим законодательством.

Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 утверждено Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации (далее - Положение от 12.02.1994 № 101). В соответствии с Положением от 12.02.1994 № 101 Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Федеральном законе от 14.12.2015 № 363-ФЗ, Положении о Фонде социального страхования РФ.

Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Федеральный Закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ) осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ случаях.

В соответствии с Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 № 286, Оплате подлежат расходы на лечение застрахованного лица, которое осуществляется медицинскими организациями. Объем лечения застрахованного лица определяется врачебной комиссией медицинской организации, (п.п. 13,14 Положения).

Оплата расходов на лечение застрахованного лица осуществляется на основании заключаемого страховщиком с медицинской организацией договора об оплате лечения застрахованного лица, неотъемлемой частью которого является перечень работ, услуг по лечению застрахованного лица, которые оказываются застрахованным лицам медицинской организацией.

Расчет стоимости лечения застрахованного лица, предоставляемого ему медицинской организацией и подлежащего оплате страховщиком, осуществляется исходя из нормативов финансовых затрат, используемых при формировании расходов на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий (п.п. 17,18 Положения).

Согласно раздела I Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015г. № 1382, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2016 год (далее -Территориальная программа), утверждена постановлением Правительства Кировской области от 25.12.2015 №76/868.

Положением о министерстве здравоохранения Кировской области, утвержденным Постановлением правительства Кировской области от 09.06.2015 № 42/295 предусмотрено, что Министерство, в рамках функции "управление здравоохранением" участвует в установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе в подписании соответствующего тарифного соглашения.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н, Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, Территориальной программой обязательного медицинского страхования Кировской области комиссией по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области утверждено Тарифное соглашение по оплате медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Кировской области на 2016 год от 01.02.2016 года (далее - Тарифное соглашение).

Согласно п. 2.3.3.1. Тарифного соглашения оплата медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, оказываемой в стационарных условиях, за исключением высокотехнологичной медицинской помощи, осуществляется за законченный случай лечения заболевания (случай госпитализации), в соответствии с Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи, которыми расчет стоимости законченного случая лечения в стационарных условиях по системе клинико-статистических групп (далее - КСГ) предусмотрен с учетом поправочных коэффициентов, устанавливаемых на территориальном уровне.

В Тарифное соглашение по оплате медицинской помощи на территории Кировской области на 2016 год внесены изменения и дополнения от 01.03.2016 года (действующие с 01.02.2016 года). Для некоторых кодов КСГ предусмотрен поправочный коэффициент - управленческий коэффициент (далее - УК). Пунктом 4.3.1 раздела 4 Правил оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории
Кировской области (Приложение 12 к Тарифному соглашению) предусмотрено, что оплата за медицинскую помощь, оказанную медицинскими организациями Кировской области при оказании стационарной помощи, осуществляется по тарифам, действующим на момент выписки больного.

Министерство здравоохранения Кировской области Распоряжением от 29.03.2016 №435 о расчете стоимости лечения застрахованных лиц, получивших повреждение здоровье вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рекомендовало руководителям государственных медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Кировской области, работающих в системе обязательного медицинского страхования, расчет стоимости лечения застрахованного лица, предоставляемого ему медицинской организаций и подлежащего оплате Фондом социального страхования Российской Федерации, осуществлять по тарифам, утвержденным областной согласительной комиссией по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, без применения понижающего управленческого коэффициента по кодам клинико-статистических групп заболеваний.

Контроль за исполнением данного распоряжения возложен на заместителя министра здравоохранения Кировской области ФИО5.

Таким образом, с учетом того, что исполнение данного распоряжения находится на контроле у заместителя министра здравоохранения Кировской области, считают, что рекомендации, содержащиеся в данном распоряжении являются обязательными для исполнения руководителями государственных медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Кировской области.

Учитывая, что средства Фонда социального страхования РФ находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью, Министерство здравоохранения Кировской области (осуществляющее функции в области здравоохранения на территории Кировской области) не вправе издавать распоряжения, влияющие на расходование федеральных средств.

Распоряжение Министерства здравоохранения Кировской области от 29.03.2016 №435 противоречит Тарифному соглашению, определяющему стоимость лечения застрахованных лиц и незаконно возлагает на бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации дополнительные расходы, которые не предусмотрены действующим законодательством.

На основании изложенного, считают, что Распоряжение Министерства здравоохранения Кировской области от 29.03.2016 №435, является незаконным, необоснованным и вынесенным с превышением полномочий, предоставленных Министерству здравоохранения Кировской области.

В судебном заседании представители административного истца ФИО6, ФИО7 доводы и обстоятельства, изложенные в иске и письменных дополнениях к нему поддержали в полном объеме, просили административный иск удовлетворить. Дополнительно ФИО6 суду поясняла, что после произошедшего 27.01.2016 несчастного случая на производстве, КОГКБУЗ «Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии» было проведено бесплатное лечение Черемухина в рамках программы гарантированной бесплатной медицинской помощи. При подписании 29.03.2016 договора об оплате расходов на лечение застрахованного лица, Фонд социального страхования не согласился с размером подлежащей оплате суммы в размере 72545,14 руб., направив протокол разногласий. Из письменного ответа КОГКБУЗ «Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии» выяснилось, что при расчете стоимости оказанных медицинских услуг не применен управленческий коэффициент на основании оспариваемого распоряжения Министерства здравоохранения Кировской области от 29.03.2016 № 435. Фонд социального страхования произвело оплату в размере 36272,54 руб. Поскольку в самом распоряжении указано о возложении контроля за его исполнением на зам.министра, полагают, что распоряжение носит обязательный характер. При этом, не все медицинские распоряжения используют его при расчетах с Фондом. В настоящее время КОГКБУЗ «Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии» в претензии просят оплатить стоимость лечения в полном объеме. Возможно, последует обращение с иском в суд, что повлечет убытки Фонда. Оплата производится по клинико-статистическим группам, по установленной формуле, то есть стоимость лечения получается усредненная. Управленческий коэффициент позволяет корректировать установленные тарифы. Фонд социального страхования участником тарифных соглашений не является. С 01.11.2016 управленческие коэффициенты применению не подлежат в связи с внесением изменений в Тарифное соглашение.

Представитель административного ответчика Министерства здравоохранения Кировской области по доверенности ФИО8 в судебном заседании требования иска не признала, поддерживала доводы письменного отзыва, согласно которого Министерством здравоохранения Кировской области 29.03.2016 издано распоряжение № 435 «О расчете стоимости лечения застрахованных лиц, по­лучивших повреждения здоровья вследствие несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний» (далее - Распоряжение), которым рекомендовано руководителям подведомственных медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, расчет стоимости лечения застрахованного лица, предоставляемого ему медицинской организацией и подлежащего оплате Фондом социального страхования РФ, осуществлять по тарифам, утвержденным областной согласительной комисси­ей по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, без применения управленческого коэффициента по кодам клинико-статистических групп заболеваний.

Согласно статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Ненормативный правовой акт может быть признан неза­конным только при одновременном наличии двух условий; несоответствии его закону или иному нормативному правовому акту и нарушении законных прав и охраняемых законом интересов административного истца.

Распоряжение издано в пределах компетенции, незаконно не возлагает на заявителя какие-либо обязанности, не создает иные препятствия для осуществления деятельности и носит рекомендательный характер.

Исходя из Положения о министерстве здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 09.06.2015 № 42/295, министерство обладает полномочиями издавать распоряжения, являющиеся методическими рекомендациями в том числе в части координации деятельности подведомственных медицинских организаций, касающиеся хозяйственной деятельности учреждений.

Пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» преду­смотрено, что оплата расходов на лечение застрахованного лица непосред­ственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний» Фондом социального страхова­ния Российской Федерации за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По смыслу пунктов 13, 14, 16 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховщиком оплачиваются все фактические расходы на лечение застрахованного лица, которое осуществляется медицинскими организациями, при наличии медицинских показаний, определенных врачебной комиссией медицинской организации.

Таким образом, возмещению подлежит реальная сумма расходов, произведенных учреждением при проведении лечения.

Необходимо отметить и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 19.01.2005 № 16-0, согласно которой одним из принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является полнота возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных данным Федеральным законом, случаях путем предоставления застрахованному лицу в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплата расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Таким образом, суды приходят к выводу о том, что лечение предоставляемое пациентам бесплатно, приобретается учреждением за собственный счет, отказ в возмещении спорных сумм расходов приведет к возникновению убытков на стороне учреждения и невозможности приобретения лекарственных средств, изделии медицинского назначения и др. взамен использованных в целях оказания медицинской помощи в будущем.

Необходимо отметить, что ст. 9 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федера­ции» к субъектам обязательного медицинского страхования отнесены: за­страхованные лица, страхователи, Федеральный фонд; к участникам обяза­тельного медицинского страхования отнесены; территориальные фонды; страховые медицинские организации; медицинские организации. Фонд соци­ального страхования не значится ни как субъект обязательного страхования, ни как участник. Фонд социального страхования не принимает участие и в утверждении тарифов на оплату медицинской помощи.

Таким образом, Фонд социального страхования не имеет право требовать оплаты застрахованных лиц по тарифам на оплату медицинской помощи по тарифам ОМС.

В соответствии с п. 17 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний оплата расходов на лечение застрахованного лица осуществляется на основании заключаемого страховщиком с медицинской организацией договора об оплате лечения за­страхованного лица.

Тариф за пролеченного больного рассчитывается исходя из затрат на оказание медицинских услуг с учетом их перечня, среднего количества, ча­стоты применения и стоимости; затрат на лекарственные препараты с учетом их перечня, разовых и курсовых доз и стоимости; стоимости применяемых в процессе лечения изделий медицинского назначения; перечня препаратов крови с указанием количества, частоты предоставления и стоимости; перечня диетического (лечебного и профилактического) питания с указанием количе­ства, частоты его предоставления и стоимости.

Таким образом, тариф за пролеченного больного это усреднённый раз­мер стоимости лечения одного пациента, который покрывает фактические расходы учреждения на одного пациента. В связи с чем и рекомендовано учреждениям расчет стоимости лечения застрахованного лица, предоставляе­мого ему медицинской организацией и подлежащего оплате Фондом социаль­ного страхования РФ, осуществлять по тарифам, утвержденным областной со­гласительной комиссией по тарифам на медицинские услуги в системе обяза­тельного медицинского страхования.

В соответствии с письмом Минздрава России № 11-9/10/2-7938, ФФОМС № 8089/21-и от 24.12.2015 «О методических рекомендациях по спо­собам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного меди­цинского страхования» управленческий коэффициент - это устанавливае­мый на территориальном уровне коэффициент, позволяющий корректировать тариф клинико-статистической группы с целью управления структурой госпи­тализаций и (или) учета региональных особенностей оказания медицинской помощи по конкретной клинико-статистической группе.

Цель установления управленческого коэффициента состоит: в мотива­ции медицинских организаций к регулированию уровня госпитализации при заболеваниях и состояниях, входящих в определенную КСГ или КПГ, или стимулировании к внедрению конкретных современных методов лечения. Кроме этого, управленческий коэффициент может быть применен в целях стимулирования медицинских организаций, а также медицинских работников (через осуществление выплат стимулирующего характера) к внедрению ресурсосберегающих медицинских и организационных технологий, в том числе развитию дневных стационаров в больничных учреждениях. В период пере­хода на оплату медицинской помощи по КСГ управленческий коэффициент может применяться с целью коррекции рисков резкого изменения финансирования случаев, отнесенных к отдельным КСГ, пролеченных преимущественно в монопрофильных медицинских организаций.

Исходя из буквального толкования вышеуказанных понятий можно сде­лать вывод, что управленческий коэффициент применим только при оплате медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхова­ния. Его применение не возместит все фактические расходы учреждения на лечение пациента.

Тарифное соглашение по оплате медицинской помощи по обязатель­ному медицинскому страхованию на территории Кировской области на 2016 год заключено между:

органами исполнительной власти Кировской области;

государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

страховыми медицинскими организациями;

медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и их ассоциациями;

профессиональными союзами медицинских работников.

Таким образом, истец не является субъектом обязательного медицин­ского страхования, не принимает участие в утверждении тарифов на оплату медицинской помощи, а, следовательно, не имеет права требовать в обяза­тельном порядке оплату лечения застрахованного лица по тарифам, утвер­жденным областной согласительной комиссией по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования.

Доказательств, что оспариваемым Распоряжением нарушены права и охраняемые законом интересы заявителя не содержаться. Таким образом, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Просит суд в удовлетворении требований ГУ - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ отказать. Дополнительно суду поясняла, что оспариваемое распоряжение не отменено, однако за весь период действия контроль за его применением не осуществлялся.

Представитель заинтересованного лица КОГКБУЗ «Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии» в суд не явился, просили рассматривать дело в свое отсутствие, представив письменный отзыв, согласно которого просят в удовлетворении иска отказать, указывая, что 29.03.2016 между истцом и КОГКБУЗ «Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии» был заключен договор об оплате расходов на лечение застрахованного лица – ФИО4, непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве. При расчете стоимости оказанных медицинских услуг управленческий коэффициент не применялся. До настоящего времени полная стоимость оказанных учреждением услуг ФИО4 на сумму 72545,14 руб. истцом не оплачена, оплачено 36272,57 руб. Фонд социального страхования участником Тарифного соглашения по оплате медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию не является. Кроме того, в соответствии с письмом Минздрава России № 11-9/10/2-7938, ФФОМС № 8089/21-и от 24.12.2015 цель управленческого коэффициента состоит в мотивации медицинских организаций к регулированию уровня госпитализации при заболеваниях и состояниях, входящих в определенную КСГ или КПГ, или стимулировании к внедрению конкретных современных методов лечения. Таким образом, управленческий коэффициент применим только при оплате медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Его применение не возместит все фактические расходы учреждения на лечение пациента. Учреждение считает, что оспариваемое распоряжение Министерства здравоохранения Кировской области от 29.03.2016 издано правомерно, в пределах его компетенции, в соответствии с действующим законодательством и не нарушает чьих-либо прав и интересов.

Представитель Правительства Кировской области, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица определением суда, в суд не явились, уведомлены, отзыв не направили.

Суд определил рассматривать дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" оплата расходов на лечение застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фондом социального страхования Российской Федерации за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся:

1) уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

2) установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования;

3) финансовое обеспечение и реализация территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов;

4) утверждение бюджетов территориальных фондов и отчетов об их исполнении.

В соответствии с п.п.3 п.1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обеспечение по страхованию осуществляется: в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на: лечение застрахованного, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;

В соответствии с п.2 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 N 286 (ред. от 07.03.2016) Оплате подлежат расходы на лечение застрахованного лица при: оказании стационарной медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной специализированной медицинской помощи) при лечении последствий тяжелых несчастных случаев на производстве; (пп.а п.12); оплате подлежат расходы на лечение застрахованного лица, которое осуществляется медицинскими организациями. (пункт 13)

Объем лечения застрахованного лица определяется врачебной комиссией медицинской организации.(пункт 14)

Страховщик оплачивает расходы на лечение застрахованного лица, осуществляемое одной либо несколькими медицинскими организациями, в том числе в случаях перевода застрахованного лица в другую медицинскую организацию, привлечения медицинской организацией специалистов из иных медицинских организаций для оказания застрахованному лицу специализированной медицинской помощи при наличии медицинских показаний, определенных врачебной комиссией медицинской организации. (пункт 16)

Оплата расходов на лечение застрахованного лица осуществляется на основании заключаемого страховщиком с медицинской организацией договора об оплате лечения застрахованного лица, неотъемлемой частью которого является перечень работ, услуг по лечению застрахованного лица, которые оказываются застрахованным лицам медицинской организацией.(пункт 17)

Расчет стоимости лечения застрахованного лица, предоставляемого ему медицинской организацией и подлежащего оплате страховщиком, осуществляется исходя из нормативов финансовых затрат, используемых при формировании расходов на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий.(пункт 18)

В ходе судебного разбирательства установлено, что Государственным учреждением - Кировским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и КОГКБУЗ «Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии» заключен Договор об оплате расходов на лечение застрахованного лица непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве от 29.03.2016 года .

Предметом Договора является оплата расходов на лечение ФИО4 непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве, произошедшего с Застрахованным 21.01.2016 года, осуществляемого Исполнителем в период с 27.01.2016 года по 04.02.2016 года.

Пунктом 3.1. заключенного Договора от 29.03.2016 года об оплате расходов на лечение застрахованного лица непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве предусмотрено, что стоимость лечения Застрахованного устанавливается Исполнителем по согласованию со страховщиком на основании Перечня работ и услуг по лечению Застрахованного в соответствии с Прейскурантом медицинских услуг и указывается в акте выполненных работ и услуг. Расчет стоимости лечения производится в соответствии с Правилами оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Кировской области. При расчете стоимости оказанных медицинских услуг управленческий коэффициент не применяется.

Согласно п.3.2 Страховщик обязался оплачивать расходы по лечению Застрахованного лица в соответствии с представленным Исполнителем Актом выполненных работ и услуг, счетом и (или) счет-фактурой.

До настоящего момента полная стоимость оказанных Учреждением медицинских услуг ФИО4 на сумму 72545,14 рублей Истцом не оплачена, оплачена сумма в размере 36272,57 рублей, расчет которой сделан самим Истцом.

В соответствии с Письмом Минздрава России N 11-9/10/2-7938, ФФОМС N 8089/21-и от 24.12.2015 (ред. от 25.04.2016) "О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования" управленческий коэффициент - устанавливаемый на территориальном уровне коэффициент, позволяющий корректировать тариф клинико-статистической группы с целью управления структурой госпитализаций и (или) учета региональных особенностей оказания медицинской помощи по конкретной клинико-статистической группе;

Управленческий коэффициент (КУксг/кпг) устанавливается тарифным соглашением, принятым на территории субъекта Российской Федерации, для конкретной КСГ или КПГ.

Цель установления управленческого коэффициента состоит: в мотивации медицинских организаций к регулированию уровня госпитализации при заболеваниях и состояниях, входящих в определенную КСГ или КПГ, или стимулировании к внедрению конкретных современных методов лечения. Кроме этого, управленческий коэффициент может быть применен в целях стимулирования медицинских организаций, а также медицинских работников (через осуществление выплат стимулирующего характера) к внедрению ресурсосберегающих медицинских и организационных технологий, в том числе развитию дневных стационаров в больничных учреждениях. В период перехода на оплату медицинской помощи по КСГ управленческий коэффициент может применяться с целью коррекции рисков резкого изменения финансирования случаев, отнесенных к отдельным КСГ, пролеченных преимущественно в монопрофильных медицинских организаций.

Управленческий коэффициент применяется к КСГ или КПГ в целом и является единым для всех уровней оказания медицинской помощи.

Из тарифного соглашения по оплате медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Кировской области на 2016 год, утвержденного 01.02.2016, следует, что оно заключено между органами исполнительной власти Кировской области, государственным некоммерческим финансово-кредитным упреждением Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями. Установлены способы оплаты медицинской помощи, применяемые на территории Кировской области.

Министерством здравоохранения Кировской области 29.03.2016 издано распоряжение № 435 «О расчете стоимости лечения застрахованных лиц, получивших повреждения здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Распоряжение), которым рекомендовано руководителям подведомственных медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, расчет стоимости лечения застрахованного лица, предоставляемого ему медицинской организацией и подлежащего оплате Фондом социального страхования РФ, осуществлять по тарифам, утвержденным областной согласительной комиссией по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, без применения управленческого коэффициента по кодам клинико-статистических групп заболеваний.

В соответствии с. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что права истца обжалуемым распоряжением не нарушены, распоряжение принято Министерством здравоохранения в полном соответствии с полномочиями, предусмотренным Положением о министерстве здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 09.06.2015 № 42/295, согласно которого министерство здравоохранения Кировской области является исполнительным органом государственной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения. (п. 1.1. Положения).

В соответствии с п. 1.3. Положения, министерство осуществляет в соответствии с функциями и полномочиями, установленными разделами 2 и 3 Положения, координацию деятельности предприятий и организаций, подведомственных министерству здравоохранения Кировской области.

В соответствии с п. 1.10. Положения министерство в соответствии с функциями и полномочиями, установленными разделами 2 и 3 Положения, вправе издавать индивидуальные правовые акты в форме распоряжений, решений, а министр - правовые акты в форме приказов, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Кировской области, министерство вправе издавать нормативные правовые акты в виде распоряжений, обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, в отношении которых они изданы.

В соответствии с п. 2.1. Положения министерство исполняет государственную функцию «управление здравоохранением» и является центром ответственности за ее исполнение.

В соответствии с п. 3.1.1. Положения министерство в рамках функции «управление здравоохранением» осуществляет контроль за деятельностью входящих в государственную систему здравоохранения области организаций, координацию деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, анализирует и контролирует финансово-хозяйственную деятельность подведомственных организаций.

Кроме того, суд приходит к выводу, что отношения между истцом и КОГКБУЗ «Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии» основаны на гражданско-правовом договоре, стороны которого равны.

Оспариваемое распоряжение не распространяет свое действие на административного истца.

Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах, административный иск удовлетворению не подлежит ввиду того, что в ходе разбирательства по делу каких-либо нарушений закона со стороны Министерства здравоохранения Кировской области не допущено.

Суд также обращает внимание, что доводы административного истца о возможном предъявлении требований в судебном порядке об оплате суммы по договору носят вероятный характер и не могут являться основанием для удовлетворения иска. Доказательств нарушения прав истца суду не представлено. Доводы о том, что истец, являясь государственным учреждением, понесет дополнительные расходы, является необоснованным.

Согласно п. 28. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Доказательств существенного нарушения прав и интересов административных истцов деятельностью административного ответчика суду не представлено.

В связи с вышеуказанным, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение принято Министерством здравоохранения Кировской области в рамках своих полномочий, действующему законодательству не противоречит, не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 179-180 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административному иску ГУ – Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ к Министерству здравоохранения Кировской области о признании распоряжения незаконным.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25.12.2016 года.

Судья Т.А. Жолобова