НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) от 31.01.2013 № 2-5690/2012

Дело № 2-789/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2013 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,

при секретаре Фарраховой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мамилова ФИО7 о признании отказа, изложенного в письме от 18.10.2012 г. № 13-13/20218 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Удмуртской Республике незаконным,

у с т а н о в и л :

Мамилов К.В. ( далее по тексту – истец) обратился в суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Удмуртской Республике ( далее по тексту – МРИФНС № 9) о признании отказа, изложенного в письме от 18.10.2012 г. № 13-13/20218 незаконным.

Требования мотивированы тем, что ему было направлено налоговое уведомление № 584071 с предложением об оплате земельного налога в сумме 32145, 27 руб. В качестве объекта налогообложения указан земельный участок с кадастровым номером 18:08:039003:0012, находящийся по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. Не согласившись с указанным уведомлением, заявитель обратился с жалобой в МРИФНС №9 с просьбой отозвать налоговое уведомление №584071, на что письмом от 18.10.2012 №13-13/20218 получил отказ. Решением УФНС России по УР от 23.11.2012 №06-06/15022@ жалоба на отказ МРИФНС №9 оставлена без удовлетворения. Заявитель не согласен с указанным отказом по следующим основаниям. Указанный участок согласно данным свидетельства о государственной регистрации права серии 18-АБ № 291827 от 18.06.2011 относится к категории земель: земли особо охраняемых территорий.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень таких земельных участков определен в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). В пункте 4 статьи 27 ЗК РФ указано, что к земельным участкам, изъятым из оборота, относятся участки, находящиеся в федеральной собственности. В подпункте 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ прямо признает изъятыми из оборота земли, занятые национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ).

В силу п. 2 статьи 95 ЗК РФ, а также пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) природные парки относятся к землям особо охраняемых природных территорий, которые являются объектами общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Пунктом 4 статьи 12 Закона N 33-ФЗ и пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ установлено, что в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

В силу пункта 2 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 33-ФЗ территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников. Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 16.10.1997 N 1323 "О создании в Удмуртской Республике национального парка "Нечкинский" Федеральной службы лесного хозяйства России" и п. 3 Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Нечкинский" (утв. МПР РФ 12.03.2001г.) в границы национального парка "Нечкинский" включены земли других землепользователей общей площадью 3424 гектара без изъятия из хозяйственной эксплуатации. Кроме того, п.3 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.06.97 N7131 "Об организации национального парка "Нечкинский" заключены в границы национального парка "Нечкинский" без изменения прав собственности и без изъятия из хозяйственной эксплуатации земельные участки собственников, владельцев и пользователей Воткинского, Завьяловского и Сарапульского районов общей площадью 3424 га согласно приложению N 2, в т.ч. по Завьяловскому району п.9 Детский лагерь "Рассвет". Положения, допускающие в отдельных случаях возможность нахождения в границах особо охраняемых природных территорий, в частности национальных парков, земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности, направлены в том числе на реализацию гарантий, установленных статьей 36 Конституции Российской Федерации, и не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо права и свободы граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2012 N 321-0-0).

Анализ норм Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (ст. 15 и ст. 24) свидетельствует о том, что режимы особой охраны территорий национальных парков предполагает, что на территориях национальных парков непосредственно законом предусмотрены охранные меры окружающей среды и, в частности, на них запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка (Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2004 N КАС04-144). Поэтому указанный земельный участок, относится к ограниченному в обороте и не является объектом обложения земельным налогом (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.04.2011 по делу N А53-18003/2010).

Письмом Минэкономразвития России от 13.03.2007 N Д08-840 "О принципах при рассмотрении вопросов о признании земельного участка изъятым из оборота или ограниченным в обороте для целей применения положений пункта 2 статьи 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", доведенным Письмом ФНС России от 20.11.2007 N 11-0-09/1341 @, разъяснено, что для исключения земельного участка из объектов налогообложения по земельному налогу достаточно подтвердить его отнесение к соответствующей категории земель.


В судебное заседание заявитель Мамилов К.В. не явился, о дате и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, представил заявление об отложении рассмотрения дела без подтверждающих документов. Судом дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, согласно которой неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Представитель ответчика МРИФНС № 9 – Олешкевич Е.С. требования Мамилова К.В. не признала, представила в суд письменный отзыв, согласно которого указала, что заявление должно быть оставлено без удовлетворения по следующим основаниям. Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненной наследуемого владения. В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которою введен земельный налог, подпунктом 1 пункта 2 ст. 389 НК РФ предусмотрено, что не признаются объектами налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. В соответствии с п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Так, согласно, ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса). В соответствии с п.1 ст.95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Согласно п.2 указанной статьи ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. С учетом изложенного, вопрос применения пункта 2 статьи 389 НК РФ в отношении не признаваемых объектом налогообложения земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, напрямую связан с применением норм Земельного кодекса. При этом, вопросы применения Земельного кодекса в части признания земель ограниченными в обороте либо изъятыми из оборота находятся в компетенции Минэкономразвития России.

Минэкономразвития России на запрос Минфина России по вопросу о признании земельного участка изъятым из оборота или ограниченным в обороте для целей применения положений пункта 2 статьи 389 НК РФ было дано разъяснение Письмом Минэкономразвития России от 13.03.2007 N Д08-840 "О принципах при рассмотрении вопросов о признании земельного участка изъятым из оборота или ограниченным в обороте для целей применения положений пункта 2 статьи 389 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". доведенным до У ФНС России по г. Москве Письмом ФНС России от 20.1 1.2007 N 11-0-09/1341 @ (для руководства и использования в работе направлено в адрес ФНС России письмом Минфина России от 20.03.2007 N 03-05-05-02/12).

Как разъяснено Минэкономразвития России в письме от 13.03.2007 N Д08-840 характеристика земельного участка как изъятого из оборота определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из того, что на земельном участке расположен объект, находящийся в федеральной собственности,указанный в перечне подпунктов 1-10 указанного пункта. Таким образом, в указанном случае не имеет значения категория земельного участка, его целевое назначение. В целях исключения земельного участка из объектов налогообложения достаточно подтвердить наличие на земельном участке сказанных объектов, их принадлежность Российской Федерации на праве собственности.

Иными словами, для исключения земельного участка из объектов налогообложения по земельному налогу достаточно подтвердить его отнесение к категории земель лесного фонда либо нахождение на нем особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия.

В данном случае, как следует из заявления и приложенных к нему документов. Мамилов СВ. является собственником земельного участка (площадь 69941.83 кв.м.). находящегося по адресу: У Р. Завьяловский район, 730м. от ориентира (пп 9038) по направлению на северо-восток; категория указанного земельного участка: особо охраняемые территории (согласно копии Свидетельства о государственной регистрации права серия АБ № 291827 от 18.06.2011). Следовательно, указанный земельный участок не является федеральной собственностью и не принадлежит Российской Федерации на праве собственности.

Вывод налогоплательщика, приведенный в жалобе о том, что для исключения земельного участка из объектов налогообложения по земельному налогу достаточно подтвердить его отнесение к соответствующей категории земель, не соответствует разъяснениям Минэкономразвития России, изложенным в письме от 13.03.2007 N Д08-840.

Кроме того, НК РФ содержит указание на то, в каких случаях физические лица не являются плательщиками земельного налога.

Как следует из п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на мраке безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 10.11.2011 N 8472/11: Постановление ФАС Поволжского округа от 17.07.2012 по делу N А55-231 79/2011; Постановление ФАС Уральского округа от 27.06.2012 N Ф09-4811/12 по делу N А76-11790/2011).

Вместе с тем, как указывалось ранее, Мамилов К.В. является собственником земельного участка.

Также в п. 3 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.07.1997 г. № 719 «Об организации национального парка «Нечкинский» указано, что в границы национального парка «Нечкинский» без изменения прав собственности и без изъятия из хозяйственной эксплуатации заключены земельные участки собственников, владельцев и пользователей Воткинского, Завьяловского и Сарапульского районов 9424 га, 9139 га.

Ссылка налогоплательщика на Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2012 А 321-0-0, необоснованна, т.к. судом рассматривались иные обстоятельства дела, кроме того, в данном случае налоговый орган не оспаривает факт принадлежности спорного земельного участка гражданину па праве собственности.

Таким образом, довод налогоплательщика о том, что налоговый орган незаконно отказал в отзыве налогового уведомления № 584071, необоснован.

С учетом изложенного, Мамилов К.В. является плательщиком земельного налога напринадлежащий ему объект недвижимости. Кроме того, при подготовке ответа на возражение на налоговое уведомление Мамилова К.В. МРИФНС № 9 соблюдена процедура его принятия. 04.10.2012г. (вх. № 05849зг от 04.10.2012г.) в Инспекцию поступило Возражение на налоговое уведомление от Мамилова К.В.

Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местной самоуправления и должностными лицами регламентирован Федеральным законом oт 02.05.2006г № 59-ФЗ (ред. 27.07.2010. с изм. от 18.07.2012) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон №59-ФЗ).

В соответствии со ст. 30 Закона №59-ФЗ письменное обращение, поступившее т государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. На основании изложенного, поскольку, возражение поступило в налоговый opгaн 04.10.2012г., следовательно, МРИФНС № 9 обязана была рассмотреть указанное обращение в срок до 04.11.2012г. Вместе с тем, ответ был подготовлен 18.10.2012г. (Письмо Инспекции от 18.10.2012г. № 13-13/20218) - по истечении 14 дней со дня поступления обращения, т.е. в установленный срок.

Выслушав мнение представителя МРИФНС № 9, исследовав представленные сторонами доказательства, изучив материалы гражданского дела, суд признает требования Мамилова К.В. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 16.10.1997 N 1323 "О создании в Удмуртской Республике национального парка "Нечкинский" Федеральной службы лесного хозяйства России" и п. 3 Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Нечкинский" (утв. МПР РФ 12.03.2001г.) в границы национального парка "Нечкинский" включены земли других землепользователей общей площадью 3424 гектара без изъятия из хозяйственной эксплуатации.

Пунктом 3 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.06.97 N7131 "Об организации национального парка "Нечкинский" заключены в границы национального парка "Нечкинский" без изменения прав собственности и без изъятия из хозяйственной эксплуатации земельные участки собственников, владельцев и пользователей Воткинского, Завьяловского и Сарапульского районов общей площадью 3424 га согласно приложению N 2, в т.ч. по Завьяловскому району п.9 Детский лагерь "Рассвет".

Мамилов К.В. с 18.06.2011 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:08:039003:0012, находящегося по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Гольяны, 730 м. от ориентира ( пп9038) по направлению на северо-восток, с разрешенным использованием: под размещение базы отдыха, площадью 69941,83 кв.м. ( свидетельство о праве собственности 18-АБ № 291827 от 18.06.2011 г.).

В 2012 г. МРИФНС № 9 направлено Мамилову К.В. налоговое уведомление с предложением об уплате земельного налога и расчетом земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 18:08:039003:0012 на сумму 32145,27 руб.

04.10.2012 г. Мамиловым К.В. представлено в МРИФНС № 9 возражения на налоговое уведомление, согласно которого указал, что земельный участок с кадастровым номером 18:08:039003:0012 относится к категории земель: земли особо охраняемых территорий, для исключения земельного участка из объектов налогообложения по земельному налогу достаточно подтвердить его отнесение к соответствующей категории земель.

Письмом от 18.10.2012 г. № 13-13/20218 МРИФНС № 9 сообщило Мамилову К.В. что земельный участок, собственником которого он является нельзя отнести к участкам, которые не признаются объектом налогообложения.

23.11.2013 г. решением № 06/06-15022@ по жалобе Мамилова К.В. Управлением ФНС по Удмуртской Республике в удовлетворении жалобы было отказано.

21.12.2013 г. Мамилов К.В. обратился в Октябрьский районный суд г. Ижевска с заявлением о признании отказа, изложенного в письме от 18.10.2012 г. № 13-13/20218 незаконным.

Указанные обстоятельства установлены показаниями явившегося в судебное заседание лица, исследованными доказательствами и сторонами по делу не оспариваются.

Требования Мамилова К.В. не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ст.ст.137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если, по мнению этого лица, такие акты нарушают его права. Судебное обжалование актов (в том числе, ненормативных) налоговых органов физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи соответствующего заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

То есть, для признания судом незаконным решения государственного органа необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражда­нина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответ­ственности.

При рассмотрении настоящего гражданского дела своего подтвержде­ния наличие данных условий не нашло.

Проверяя полномочия налогового органа на принятие оспариваемого отказа и соблюдение порядка его принятия, суд приходит к следующим выводам.

Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местной самоуправления и должностными лицами регламентирован Федеральным законом oт 02.05.2006г № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ).

В соответствии со ст. 12 Закона №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Возражение на налоговое уведомление от Мамилова К.В. поступило в налоговый opгaн 04.10.2012г., следовательно, МРИФНС № 9 обязана была рассмотреть указанное обращение в срок до 04.11.2012г.

Ответ был подготовлен 18.10.2012г. (Письмо Инспекции от 18.10.2012г. № 13-13/20218), т.е. фактически по истечении 14 дней со дня поступления обращения, т.е. в установленный законом срок.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 фев­раля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного само­управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Согласно положению ч.2 ст.256 ГПК РФ причины пропуска срока на обращение с заявлением в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Исходя их представленных в суд документов ответ от 18.10.2012 г. МИФНС № 9 Мамилову К.В. направлен 19.10.2012 г., получен последним 22.10.2012 г. В суд с заявлением об оспаривании действий МИФНС № 9 Мамилов К.В. обратился 21.12.2012 г., т.е. в течение 3-х месячного установленного законом срока.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации ( ст. 30 НК РФ).

Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 388 НК РФ) определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 п. 1 НК РФ).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 п. 1 НК РФ). Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 п. 1 НК РФ). Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 391 п. 4 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 п. 1 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 394 п. 1 НК РФ). Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 396 п. 1 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ст. 396 п. 3 НК РФ).

Судом установлено, что налоговое уведомление № 584071 об уплате земельного налога направлено Мамилову К.В. в связи с тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:08:039003:0012.

Пунктом 7 ст. 396 НК РФ установлено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Исходя из текста налогового уведомления расчет земельного налога произведен МРИФНС № 9 исходя из 6 месяцев ( периода владения имуществом Мамиловым К.В.) и налоговой базы – кадастровой стоимости земельного участка. Размер исчисленного налога заявителем не оспаривается, а оснований для его перерасчета у суда не имеется.

Подпунктом 1 пункта 10 ст. 396 НК РФ определено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно указанной нормы ( ст. 389 НК РФ) объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Пунктом 2 ст. 389 НК РФ установлено, что не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд ( в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ);

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Указанный перечень объектов является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Характеристика земельного участка как изъятого из оборота определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 27 ЗК РФ исходя из того, что на земельном участке расположен объект, находящийся в федеральной собственности, указанный в перечне подпунктов 1-10 указанного пункта.

В указанном случае не имеет значения категория земельного участка, его целевое назначение.

В целях исключения земельного участка из объектов налогообложения достаточно подтвердить наличие на земельном участке указанных объектов, их принадлежность Российской Федерации на праве собственности ( указанная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 13.03.2007 № Д08-840).

Земельный участок с кадастровым номером 18:08:039003:0012 и относящийся к категории земель: земли особо охраняемых территорий не изъят из оборота, а, следовательно, будет являться объектом налогообложения.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ.

В соответствии с п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Так, согласно, ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).

В соответствии с п.1 ст.95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Согласно п.2 указанной статьи ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

С учетом изложенного, вопрос применения пункта 2 статьи 389 НК РФ в отношении не признаваемых объектом налогообложения земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, напрямую связан с применением норм ЗК РФ.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.06.2011 номер 18-АБ 291827 объектом права является земельный участок, отнесенный к землям особо охраняемых территорий, предназначенный под размещение базы отдыха.

Следовательно, указанный земельный участок не является федеральной собственностью и не принадлежит Российской Федерации на праве собственности.

Документы, подтверждающие размещение на спорном земельном участке объектов, находящихся в федеральной собственности, отсутствуют.

Вывод заявителя о том, что для исключения земельного участка из объектов налогообложения по земельному налогу достаточно подтвердить только его отнесение к соответствующей категории земель не может быть принят судом.

Налоговый кодекс РФ содержит указание на то, в каких случаях физические лица не являются плательщиками земельного налога.

Как следует из п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Пунктом 3 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.07.1997 г. № 719 «Об организации национального парка «Нечкинский» указано, что в границы национального парка «Нечкинский» без изменения прав собственности и без изъятия из хозяйственной эксплуатации заключены земельные участки собственников, владельцев и пользователей Воткинского, Завьяловского и Сарапульского районов 3424 га согласно приложению № 2, в т.ч. по Завьяловскому району п. 9 Детский лагерь « Рассвет».

В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса земельный участок, относящийся к землям особо охраняемых природных территорий, является ограниченным в обороте. Пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса допускает возможность предоставления такого земельного участка в частную собственность.

В силу п. 2 статьи 95 ЗК РФ, а также пункта 1 статьи 2 Федеральный закон N 33-ФЗ природные парки относятся к землям особо охраняемых природных территорий, которые являются объектами общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Пунктом 4 статьи 12 Закона N 33-ФЗ и пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ установлено, что в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

Несмотря на то, что земельный участок с кадастровым номером 18:08:039003:0012 как относящийся к землям особо охраняемых природных территорий относится к землям ограниченным в обороте, для исключения земельного участка, ограниченного в обороте, из объектов налогообложения по земельному налогу в соответствии с подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 389 НК РФ ( в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ) необходимо было подтвердить его отнесение к категории земель лесного фонда, занятых находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд либо нахождение на нем особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия.

Наличие указанных обстоятельств из материалов дела не усматривается и налогоплательщиком в МРИФНС № 9 не представлено. Исходя из имеющихся в документов, спорный земельный участок не относится к категории земель лесного фонда, не связан с обеспечением обороны, безопасности и таможенных нужд. Нахождение на нем особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия, либо водного объекта государственной собственности в составе водного фонда не установлено.

В соответствие с п. 5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Земельный участок, принадлежащий на праве собственности не относится к вышеперечисленным участками. Следовательно, оснований для исключения спорного земельного участка из состава объектов налогообложения земельным налогом отсутствуют, при том, что судом не установлено нарушение прав и охраняемых законом интересов Мамилова К.В. отказом МРИФНС № 9, изложенным в письме от 18.10.2012 г. № 13-13/20218.

На основании вышеизложенных обстоятельств суд признает требования Мамилова К.В. не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Мамилова ФИО8 о признании отказа, изложенного в письме от 18.10.2012 г. № 13-13/20218 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Удмуртской Республике незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 07 февраля 2013 года.

Председательствующий судья Ю.В. Фролова