НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) от 26.04.2017 № 2А-3538/2017

Дело № 2а-3537/2017

№ 2а-3538/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2017 г. г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Фаррухшиной Г.Р.

при секретаре Коробейниковой С.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Беляковой С.В. к Межрайонной ИФНС России № 10 по Удмуртской Республике о признании незаконными решений налогового органа № 427 от 28.10.2016 г. и № 428 от 28.10.2016 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязании предоставить стандартные, социальные, имущественные вычеты, обязании выдать уведомления о праве на имущественные вычеты с корректировкой переходящего остатка,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 (далее по тексту - Белякова С.В., налогоплательщик, административный истец, истец) обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 10 по Удмуртской Республике (далее по тексту – МИФНС <номер> по УР, налоговый орган, административный ответчик, ответчик) о признании незаконным решения налогового органа <номер> от <дата> об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязании предоставить стандартные, социальные, имущественные вычеты, обязании выдать уведомления о праве на имущественные вычеты с корректировкой переходящего остатка.

Требования мотивированы следующим. МИФНС № 10 по УР проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014 год, представленной ФИО1 (ИНН <номер>) <дата>.

По результатам проверки составлен акт <номер> от <дата> (далее - Акт) и принято решение <номер> от <дата> об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение), которым предложено отказать налогоплательщику в перерасчёте стандартного, социального налоговых вычетов за 2014 год.

Не согласившись с принятым Решением, налогоплательщик обратился в Управление ФНС по Удмуртской Республике (далее - Управление) с апелляционной жалобой. Решением <номер> от <дата> Управление оставило обжалуемое Решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Налогоплательщик не согласен с принятым Решением, считает его неправомерным, нарушающим права и законные интересы Беляковой С.В. на основании следующего:

Как следует из материалов проверки, Беляковой С.В., была предоставлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2014 год с заявлением своего права на получение стандартного и социального налоговых вычетов, уменьшением имущественного вычета и увеличением неиспользованного остатка имущественного вычета на другие налоговые периоды.

Отказывая в предоставлении стандартного, социального налоговых вычетов, Инспекция указала на невозможность перерасчета налогового вычета на основании налоговой декларации.

Вместе с тем, налоговым органом не учтены следующие обстоятельства:

В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.

В 2014 году в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218, пп. 3 п.1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст.210 НК РФ Белякова С.В. реализовала право на получение стандартного налогового вычета, в обоснование чего представила:

- справку о доходах по форме 2-НДФЛ за 2014 год <номер> от <дата> от налогового агента <данные изъяты>»,

- копию свидетельства о рождении 1-НИ <номер> от <дата>,

а также право на получение социального вычета, в обоснование чего представила:

- копию свидетельства о рождении <данные изъяты>

- копию договора на предоставление платных медицинских услуг от <дата>,

- справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- копию договора на предоставление платных медицинских услуг <номер> от <дата>,

- справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>;

а также право на имущественный вычет, в обоснование чего представила:

- копию договора <номер> от <дата>,
-копию акта передачи от <дата>,

- копию свидетельства о государственной регистрации права от <дата>.

Таким образом, право на предоставление налоговых вычетов налогоплательщиком документально подтверждено, иного в ходе проверки не установлено.

Так как стандартный налоговый вычет налоговым агентом представлен не был, реализовать свое право на его получение Белякова С.В. может только в порядке п. 4 ст. 218 НК РФ, а именно: по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такой вычет. Пунктом 4 статьи 218 НК РФ предписано налоговому органу самостоятельно произвести перерасчет налоговой базы.

Обосновывая отказ в перерасчете стандартного, социального налогового вычета за 2014 год отсутствием налоговой базы по налогу в связи с предоставлением в 2014 году имущественного вычета на всю сумму дохода. Инспекцией не учтено, что право налогоплательщика на получение стандартного, социального налоговых вычетов не постановлено законом в зависимость от предоставления имущественного вычета. Предоставление стандартного, социального налогового вычета за 2014 год на основании налоговой декларации влечет лишь возможность переноса имущественного налогового вычета на последующие налоговые периоды. Так как в соответствии с п. 9 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 3 и (или) 4 п. 1 статьи 220 НК РФ, не использованные в налоговом периоде полностью, могут быть перенесены на последующие налоговые периоды до полного их использования.

По мнению административного истца, доводы налогового органа о невозможности отказа от уже полученного имущественного налогового вычета в соответствии с НК РФ являются несостоятельными, поскольку от получения имущественного налогового вычета налогоплательщик не отказывался.

Пунктами 7 и 8 статьи 220 НК РФ предусмотрено два равноценных способа получения имущественного вычета:

- путем подачи декларации за прошедший налоговый период и возвратом суммы налога, уплаченного за данный период,

- путем получения вычета до окончания налогового периода при обращении к работодателю (налоговому агенту) с уведомлением, подтверждающим право налогоплательщика на имущественный вычет.

Стандартный налоговый вычет, установленный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на вычет, одним из налоговых агентов (п. 3 ст. 218 НК РФ), либо по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такой вычет.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные п. 1 ст. 219 НК РФ, представляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода (в редакции, действовавшей до 2016 года).

По мнению истца, доводы налогового органа о том, что свое право налогоплательщика на применение тех или иных налоговых вычетов, которое реализуется в заявительном порядке, налогоплательщик использовал, получив уведомление о праве на имущественный вычет, не состоятельны, так как НК РФ не устанавливает приоритетность или очередность предоставления тех или иных вычетов.

Данная позиция изложена в Апелляционном определении Верховного суда Республики Коми от <дата> по делу <номер>АП/2012 г.

Налоговый кодекс РФ не содержит положений о невозможности перерасчета имущественного вычета за налоговый период. Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ налогоплательщик вправе обратиться за социальным вычетом в течение 3-х лет, если не сделал этого своевременно, путем подачи декларации. Остаток неиспользованного имущественного вычета, в этом случае, переносится на неограниченное количество лет до полного его использования.

Иное толкование приведенных выше норм, как считает административный истец, влечет нарушение права налогоплательщика на применение льготы, установленной НК РФ, что противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах и принципам, установленным Конституцией РФ, в том числе принципу справедливости.

Налогоплательщик, который предъявляет сначала стандартный и социальный вычет, а потом имущественный, в совокупности получает больший налоговый вычет, чем налогоплательщик, который предъявляет сначала имущественный вычет, а потом социальный. Это и есть, по мнению истца, нарушение принципа справедливости.

Налоговый период по НДФЛ - год. Налоговая декларация подается по итогам налогового периода. В НК РФ нет запрета подавать налогоплательщикам налоговую декларацию и заявлять свое право на вычеты в иной последовательности, чем были предоставлены налоговым агентом в течение налогового периода.

Как считает истец, в налоговых правоотношениях в отношении налогоплательщиков действует принцип «разрешено все, что прямо не запрещено».

В своих письмах Минфин России неоднократно рекомендовал налоговикам в спорных ситуациях, когда отдельные нормы НК РФ сформулированы таким образом, что их можно истолковать как в пользу бюджета, так и в интересах налогоплательщика, когда разъяснения финансового ведомства идут вразрез с позицией судов высших инстанций, руководствоваться именно решением «высших» судей и в соответствии с п.7 ст. 3 гл. 1 НК РФ «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толковать в пользу налогоплательщика».

В связи с чем административный истец обратился в суд и просит:

1. Признать незаконным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике № 428 от 28.10.2016 г.;

2. Возложить на Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской республике обязанность по предоставлению стандартного вычета, заявленного в налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год в сумме <данные изъяты> руб., по предоставлению социального вычета, заявленного в налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год в сумме <данные изъяты> руб., по предоставлению имущественного вычета, заявленного в налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год в сумме <данные изъяты> руб.,

3. Возложить на Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы <номер> по Удмуртской республике обязанность по выдаче уведомления о праве на имущественный вычет в 2016 году с корректировкой переходящего остатка.

Также административный истец Белякова С.В. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику МИФНС <номер> о признании незаконным решения налогового органа <номер> от <дата> об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязании предоставить стандартные, социальные, имущественные вычеты, обязании выдать уведомления о праве на имущественные вычеты с корректировкой переходящего остатка.

Требования мотивированы следующим. Межрайонной инспекцией ФНС России <номер> по Удмуртской Республике проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2015 гол. представленной ФИО1 (ИНН <данные изъяты>) <дата>.

По результатам проверки составлен акт <номер> от <дата> (далее - Акт) и принято решение <номер> от <дата> об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение), которым предложено отказать налогоплательщику в перерасчёте стандартного, социального налоговых вычетов за 2015 год.

Не согласившись с принятым Решением, налогоплательщик обратился в Управление ФНС по Удмуртской Республике (далее - Управление) с апелляционной жалобой. Решением <номер> от <дата> Управление оставило обжалуемое Решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Налогоплательщик не согласен с принятым Решением, считает его неправомерным, нарушающим права и законные интересы Беляковой С.В. на основании следующего:

Как следует из материалов проверки, Беляковой С.В., была предоставлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2015 год с заявлением своего права на получение стандартного, социального налоговых вычетов, уменьшением имущественного вычета и увеличением неиспользованного остатка имущественного вычета на другие налоговые периоды.

Отказывая в предоставлении стандартного, социального налоговых вычетов, Инспекция указала на невозможность перерасчета налогового вычета на основании налоговой декларации.

Вместе с тем, налоговым органом не учтены следующие обстоятельства:

В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.

- путем получения вычета до окончания налогового периода при обращении к работодателю (налоговому агенту) с уведомлением, подтверждающим право налогоплательщика на имущественный вычет.

Стандартный налоговый вычет, установленный пп.4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на вычет, одним из налоговых агентов (п. 3 ст.218 НК РФ), либо по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такой вычет.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные п. 1 ст. 219 НК РФ, представляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода (в редакции, действовавшей до 2016 года).

Доводы налогового органа о том, что свое право налогоплательщика на применение тех или иных налоговых вычетов, которое реализуется в заявительном порядке, налогоплательщик использовал, получив уведомление о праве на имущественный вычет, не состоятельны, так как НК РФ не устанавливает приоритетность или очередность предоставления тех или иных вычетов.

Данная позиция изложена в Апелляционном определении Верховного суда Республики Коми от <дата> по делу <номер>АП/2012 г.

Налоговый кодекс РФ не содержит положений о невозможности перерасчета имущественного вычета за налоговый период. Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ налогоплательщик вправе обратиться за социальным вычетом в течение 3-х лет, если не сделал этого своевременно, путем подачи декларации. Остаток неиспользованного имущественного вычета, в этом случае, переносится на неограниченное количество лет до полного его использования.

Иное толкование приведенных выше норм влечет нарушение права налогоплательщика на применение льготы, установленной НК РФ, что противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах и принципам, установленным Конституцией РФ, в том числе принципу справедливости.

Налогоплательщик, который предъявляет сначала стандартный и социальный вычет, а потом имущественный, в совокупности получает больший налоговый вычет, чем налогоплательщик, который предъявляет сначала имущественный вычет, а потом социальный. Это и есть нарушение принципа справедливости.

Налоговый период по НДФЛ - год. Налоговая декларация подается по итогам налогового периода. В НК РФ нет запрета подавать налогоплательщикам налоговую декларацию и заявлять свое право на вычеты в иной последовательности, чем были предоставлены налоговым агентом в течение налогового периода.

В налоговых правоотношениях в отношении налогоплательщиков действует принцип «разрешено все, что прямо не запрещено».

В своих письмах Минфин России неоднократно рекомендовал налоговикам в спорных ситуациях, когда отдельные нормы НК РФ сформулированы таким образом, что их можно истолковать как в пользу бюджета, так и в интересах налогоплательщика, когда разъяснения финансового ведомства идут вразрез с позицией судов высших инстанций, руководствоваться именно решением «высших» судей и в соответствии с п. 7 ст. 3 гл. 1 НК РФ «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толковать в пользу налогоплательщика».

В связи с чем административный истец обратился в суд и просит:

1. Признать незаконным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по Удмуртской республике <номер> от <дата>;

2. Возложить на Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы <номер> по Удмуртской республике обязанность по предоставлению стандартного вычета, заявленного в налоговой декларации по НДФЛ за 2015 год в сумме <данные изъяты>., по предоставлению социального вычета, заявленного в налоговой декларации по НДФЛ за 2015 год в сумме <данные изъяты>., по предоставлению имущественного вычета, заявленного в налоговой декларации по НДФЛ за 2015 год в сумме <данные изъяты>.,

3. Возложить на Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы <номер> по Удмуртской республике обязанность по выдаче уведомления о праве на имущественный вычет в 2016 году с корректировкой переходящего остатка.

В порядке подготовки к судебному разбирательству определением суда от <дата> административное дело <номер>а-3537/2017 по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России <номер> по УР о признании незаконным решения налогового органа <номер> от <дата>, возложении обязанности по предоставлению стандартного вычета, по предоставлению социального вычета, по предоставлению имущественного вычета, по выдаче уведомления о праве на имущественный вычет в 2016 году с корректировкой переходящего остатка, и административное дело № 2а-3538/2017 по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 10 по УР о признании незаконным решения налогового органа <номер> от <дата>, возложении обязанности по предоставлению стандартного вычета, по предоставлению социального вычета, по предоставлению имущественного вычета, по выдаче уведомления о праве на имущественный вычет в 2016 году с корректировкой переходящего остатка объединить в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения их судом.

В судебном заседании административный истец Белякова С.В. поддержала доводы административных исков, просила административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представители административного ответчика - МИФНС <номер> по УР ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенностей, административные иски Беляковой С.В. не признали, поддержали доводы письменных возражений, просили отказать в удовлетворении обоих исков в полном объеме. По мнению представителей административного ответчика, Заявителю правомерно было отказано в перерасчёте стандартного налогового вычета и социального налогового вычета за 2014 год и 2015 год.

Согласно представленной декларации 3-НДФЛ за 2014 год налогоплательщик заявил стандартный налоговый вычет на ребенка в размере <данные изъяты>., а также социальный налоговый вычет за лечение в размере <данные изъяты>

Согласно представленной декларации 3-НДФЛ за 2015 год налогоплательщик заявил стандартный налоговый вычет на ребенка в размере <данные изъяты>., социальный налоговый вычет за лечение в размере <данные изъяты>, социальный налоговый вычет по дорогостоящему лечению в размере <данные изъяты>.

Межрайонной ИФНС России <номер> по УР были выданы уведомления за 2014 год и 205 год ФИО1 о подтверждении права на получение имущественного налоговых вычетов <номер> от <дата> и <номер> от <дата> у налогового агента <данные изъяты>» на основании заявления.

В ходе камеральной налоговой проверки было установлено, что доходы, полученные налогоплательщиком в течение 2014 года, 2015 года, облагаемые по ставке 13 % в полном объеме уменьшены на заявленный налогоплательщиком имущественный вычет. Таким образом, налогооблагаемая база равна нулю.

Таким образом, после предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета в связи с приобретением квартиры у заявителя не осталось доходов, подлежащих налогообложению, по которым налогоплательщик вправе получить стандартный налоговый вычет и социальный налоговый вычет.

По мнению представителей административного ответчика, перерасчет налогового вычета на основании налоговой декларации невозможен, поскольку в декларации отражаются фактические данные о полученных доходах и предоставленных налоговым агентом налоговых вычетах. То есть в налоговой декларации налогоплательщиком должны быть указаны суммы фактически предоставленных ему налоговым агентом налоговых вычетов, корреспондирующие с суммами таких вычетов, указанными этим налоговым агентом в справке о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), представляемой в налоговый орган.

Как следует из материалов камеральной проверки налоговых деклараций за 2013-2015гг., Белякова С.В. получила имущественный налоговый вычет за указанные периоды у работодателя (согласно справкам 2-НДФЛ), в связи с чем, налоговая база за 2013 г., 2014 г., 2015 г. равна нулю.

Возможность отказа от уже полученного налогового вычета Налоговым кодексом РФ не предусмотрена. Такой отказ приводил бы к искажению налоговой базы и соответственно суммы исчисленного, удержанного и перечисленного налоговым агентом налога. При таких обстоятельствах получить социальный и стандартный налоговые вычеты за 2013-2015гг. при представлении налоговых деклараций за указанные периоды не представляется возможным.

Доводы налогоплательщика со ссылкой на Апелляционное Определение Верховного суда Республики Коми от <дата> по делу <номер>АП/2012 о том, что предоставление имущественного налогового вычета, не исключает право налогоплательщика на получение, в установленном законом порядке, иных налоговых вычетов, отклоняется административным ответчиком в связи с тем, что применение налоговых вычетов является правом налогоплательщика, и оно реализуется в заявительном порядке. Исходя из этого, налогоплательщик сам определяет, применять ли ему тот или иной налоговый вычет и когда (за какой налоговый период) это делать. ФИО1 ранее выразила свою волю на применение имущественных налоговых вычетов за 2013-2015г., поэтому должна понимать все последствия данного волеизъявления, в том числе, возникающие вследствие этого ограничения по применению за эти же налоговые периоды иных налоговых вычетов.

Письмом Минфина России от <дата><номер> определено, что отказ от ранее предоставленного налогоплательщику имущественного налогового вычета невозможен. Данная правовая позиция также подтверждается Апелляционным определением Вологодского областного суда от <дата> по делу <номер>.

Таким образом, получение стандартного налогового вычета и социального налогового вычета за 2014 г., за 2015 г. при представлении налоговой декларации за указанный период, по мнению представителей административного ответчика, невозможно, указанный вычет заявлен Беляковой С.В. необоснованно.

В связи с чем административный ответчик просит административные исковые заявления ФИО1 о признании недействительными решения №<номер>, 428 от <дата> оставить без удовлетворения.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании статьи 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что в случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе.

Решение УФНС по УР по апелляционной жалобе Беляковой С.В. принято <дата> В течение трех месяцев со дня принятия решения вышестоящего налогового органа административный истец обратился в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, предусмотренный трехмесячный срок на обращение в суд по оспариванию решений МИФНС <номер> от <дата><номер>, 428 ФИО1не пропущен.

<дата> налогоплательщик ФИО1 представила в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014 г. В связи с чем налоговым органом проведена камеральная проверка по налоговой декларации за 2014 г. в период с <дата> по <дата>.

Налогоплательщиком ФИО1 при подаче декларации за 2014 год в подтверждение права на получение стандартного налогового вычета, социального налогового вычета были представлены следующие документы:

- справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за 2014 год <номер> от <дата> от налогового агента <данные изъяты>

- копия свидетельства о рождении <номер><номер> от <дата>,

- копия свидетельства о рождении <номер><дата>,

- копия договора на предоставление платных медицинских услуг от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- договор <номер> на предоставление платных медицинских услуг от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>.

Налоговой проверкой установлено, что в соответствии со ст. 207 НК РФ ФИО1 в 2014 г. являлась плательщиком налога на доходы физических лиц.

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.

Согласно представленной декларации 3-НДФЛ за 2014 год Белякова С.В. заявила стандартный налоговый вычет на ребенка в размере <данные изъяты>., а также социальный налоговый вычет за лечение в размере <данные изъяты>

Межрайонной ИФНС России <номер> по УР было выдано уведомление за 2014 год ФИО1 о подтверждении права на получение имущественного налогового вычета <номер> от <дата> у налогового агента <данные изъяты>» на основании заявления.

Сумма налога на доходы, подлежащие возврату из бюджета за 2014 г., по данным декларации составила 0 руб.

По результатам проверки составлен акт налоговой проверки от <дата><номер>.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом принято решение <номер> от <дата> об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым отказано в перерасчете стандартного, социального налоговых вычетов за 2014 г.

<дата>.налогоплательщик ФИО1 представила в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2015 г.

В связи с чем налоговым органом проведена камеральная проверка по налоговой декларации за 2015 г. в период с <дата> по <дата>

Налогоплательщиком при подаче декларации за 2015 год в подтверждении права на получение стандартного налогового вычета, социального налогового вычета были представлены следующие документы:

- справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за 2015 год <номер> от <дата> от налогового агента <данные изъяты>

- копия свидетельства о рождении <номер><номер> от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- договор <номер> от <дата>,

- акт передачи от <дата>,

- свидетельство о государственной регистрации права от <дата>.

- возражения б/н от 28.09.2016г. (вх. <номер>зг от 28.09.2016г.).

Налоговой проверкой установлено, что в соответствии со ст. 207 НК РФ ФИО1 в 2015 г. являлась плательщиком налога на доходы физических лиц.

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.

Согласно представленной декларации 3-НДФЛ за 2015 год налогоплательщик ФИО1 заявила стандартный налоговый вычет на ребенка в размере <данные изъяты>., социальный налоговый вычет за лечение в размере <данные изъяты>, социальный налоговый вычет по дорогостоящему лечению в размере <данные изъяты>

Межрайонной ИФНС России <номер> по УР было выдано уведомление за 2015 год ФИО1 о подтверждении права на получение имущественного налогового вычета <номер> от <дата> у налогового агента <данные изъяты> на основании заявления.

Сумма налога на доходы, подлежащие возврату из бюджета за 2015 г., по данным декларации составила 0 руб.

По результатам проверки составлен акт налоговой проверки от <дата><номер>.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом принято решение <номер> от <дата> об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым отказано в перерасчете стандартного, социального налоговых вычетов за 2015 г.

Не согласившись с указанными решениями налогового органа, Белякова С.В. обратилась в Управление ФНС по Удмуртской Республике с апелляционными жалобами. Решениями УФНС <номер> от <дата>, <номер> от <дата> оспариваемые решения налогового органа оставлены без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Вышеуказанные решения налогового органа №<номер>, 428 от <дата>, которыми отказано в перерасчетестандартного, социального налоговых вычетов за 2014 г., 2015 г., административный истец оспаривает, полагая их незаконными, нарушающими ее права и интересы, в связи с чем ФИО1 и обратилась в суд с административными исками к административному ответчику об оспаривании указанных решений.

Проверяя доводы административного истца о незаконности оспариваемых решений налогового органа, суд приходит к выводу об их несостоятельности по следующим основаниям.

Из пункта 3 статьи 210 НК РФ следует, что для доходов налогоплательщиков, облагаемых по ставке 13%, налоговая база может быть уменьшена на сумму, в том числе, стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но не более 2 000 000 рублей на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них. Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного использования.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 1 400 рублей за каждый месяц налогового периода и распространяется на первого и второго ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругами родителя.

Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом сначала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, представляющий данный стандартный налоговый вычет, превысил 280000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Налоговый вычет предоставляется родителям и супругу (супруге) родителя, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

Стандартный налоговый вычет на ребенка (детей) предоставляется с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста 18 лет или 24 лет, если он является учащимся очной формы обучения, аспирантом, ординатором, интерном, студентом, курсантом, или истек срок действия либо досрочно расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или смерти ребенка (детей).

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

Согласно представленной декларации 3-НДФЛ за 2014 год налогоплательщик Белякова С.В. заявила стандартный налоговый вычет на ребенка в размере <данные изъяты>., а также социальный налоговый вычет за лечение в размере <данные изъяты>

Беляковой С.В. при подаче декларации за 2014 год в подтверждение права на получение стандартного налогового вычета были представлены следующие документы:

- справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за 2014 год <номер> от <дата> от налогового агента <данные изъяты>»,

- копия свидетельства о рождении I<номер> от <дата>,

При подаче декларации за 2014 год в подтверждение права на получение социального налогового вычета были представлены следующие документы:

- копия свидетельства о рождении <номер>

- копия договора на предоставление платных медицинских услуг от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- договор <номер> на предоставление платных медицинских услуг от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>.

ФИО1 административным ответчиком - Межрайонной ИФНС России <номер> по УР было выдано уведомление за 2014 год о подтверждении права на получение имущественного налогового вычета <номер> от <дата> у налогового агента <данные изъяты>» на основании заявления.

В ходе камеральной налоговой проверки было установлено, что доходы, полученные налогоплательщиком в течение 2014 года, облагаемые по ставке 13 % в полном объеме уменьшены на заявленный налогоплательщиком имущественный вычет. Таким образом, налогооблагаемая база равна нулю.

Согласно представленной декларации 3-НДФЛ за 2015 год налогоплательщик Белякова С.В. заявила стандартный налоговый вычет на ребенка в размере 8 400 руб., социальный налоговый вычет за лечение в размере <данные изъяты>, социальный налоговый вычет по дорогостоящему лечению в размере <данные изъяты>

При подаче декларации за 2015 год налогоплательщиком Беляковой С.В. в подтверждение права на получение стандартного налогового вычета были представлены следующие документы:

- справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за 2015 год <номер> от <дата> от налогового агента <данные изъяты>»,

- копия свидетельства о рождении I-НИ <номер> от <дата>,

При подаче декларации за 2015 год налогоплательщиком Беляковой С.В. в подтверждение права на получение социального налогового вычета были представлены следующие документы:

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ <номер> от <дата>,

- договор <номер> от <дата>,

- акт передачи от <дата>,

- свидетельство о государственной регистрации права от <дата>.

- возражения б/н от 28.09.2016г. (вх. <номер>зг от 28.09.2016г.).

ФИО1 было выдано МИФНС <номер> по УР уведомление за 2015 год о подтверждении права на получение имущественного налогового вычета <номер> от <дата> у налогового агента <данные изъяты> на основании заявления.

В ходе камеральной налоговой проверки было установлено, что доходы, полученные налогоплательщиком в течение 2015 года, облагаемые по ставке 13 % в полном объеме уменьшены на заявленный налогоплательщиком имущественный вычет. Таким образом, налогооблагаемая база равна нулю.

Таким образом, после предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета в связи с приобретением квартиры у заявителя не осталось доходов, подлежащих налогообложению, по которым налогоплательщик вправе получить стандартный налоговый вычет и социальный налоговый вычет.

Суд считает верным вывод налогового органа о том, что перерасчет налогового вычета на основании налоговой декларации невозможен, поскольку в декларации отражаются фактические данные о полученных доходах и предоставленных налоговым агентом налоговых вычетах. То есть в налоговой декларации налогоплательщиком должны быть указаны суммы фактически предоставленных ему налоговым агентом налоговых вычетов, корреспондирующие с суммами таких вычетов, указанными этим налоговым агентом в справке о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), представляемой в налоговый орган.

Как следует из материалов камеральной проверки налоговых деклараций за 2013-2015гг., и принятых решений, Белякова С.В. получила имущественный налоговый вычет за указанные периоды у работодателя (согласно справкам 2-НДФЛ), в связи с чем, налоговая база за 2013, 2014, 2015 гг. равна нулю. При этом, поскольку возможность отказа от уже полученного имущественного налогового вычета НК РФ не предусмотрена, получить социальный налоговый вычет и стандартный налоговый вычет невозможно, поскольку доходы, полученные в течение 2014, 2015 гг., облагаемые по ставке 13 % в полном объеме уменьшены работодателем на заявленный имущественный налоговый вычет, право на получение которого подтверждено налоговым органом уведомлениями <номер> от <дата> и <номер> от <дата>, налогооблагаемая база равна нулю.

То есть у Беляковой С.В. после предоставления в течение 2014, 2015 гг. работодателем имущественного налогового вычета в связи с приобретением квартиры, не осталось доходов, подлежащих налогообложению, по которым налогоплательщик вправе получить стандартные и социальные налоговые вычеты в эти периоды.

Понуждение налогового органа к совершению действий по возврату или зачету ранее уплаченных налоговых платежей свидетельствуют о фактическом отказе в предоставлении налогоплательщику имущественного налогового вычета в 2013-2014-2015 годах, данное положение не основано на законе и не соответствует нормам ст. ст. 218, 219, 220 НК РФ.

Возможность отказа от уже полученного налогового вычета Налоговым кодексом РФ не предусмотрена. Такой отказ приводил бы к искажению налоговой базы и соответственно суммы исчисленного, удержанного и перечисленного налоговым агентом налога. При таких обстоятельствах получить социальный и стандартный налоговые вычеты за 2013-2015 гг. при представлении налоговых деклараций за указанные периоды не возможен.

Таким образом, получение стандартного налогового вычета и социального налогового вычета за 2014 г., 2015 г. при представлении налоговых деклараций за указанные периоды невозможно, указанный вычет заявлен Беляковой С.В. необоснованно.

Суд считает несостоятельными доводы Беляковой С.В. о том, что предоставление имущественного налогового вычета не исключает право налогоплательщика на получение в установленном законом порядке иных налоговых вычетов.

Применение налоговых вычетов является правом налогоплательщика, и оно реализуется в заявительном порядке. Исходя из этого, налогоплательщик Белякова С.В. самостоятельно определила, применять ли ему тот или иной налоговый вычет и когда (за какой налоговый период) это делать. Белякова С.В. ранее выразила свою волю на применение имущественных налоговых вычетов за 2013-2015г., в связи с чем она реализовала право выбора, в том числе и последствия данного волеизъявления, а также возникающие вследствие этого ограничения по применению за эти же налоговые периоды иных налоговых вычетов, поскольку за 2013-2015 гг. она уже получила имущественный налоговый вычет за указанные периоды у работодателя (согласно справкам 2-НДФЛ), в связи с чем, налоговая база за 2013, 2014, 2015 гг. равна нулю. ФИО1 не оспаривает факт получения имущественных налоговых вычетов у работодателя.

Статья 220 НК РФ не устанавливает порядок отказа от предоставления имущественного налогового вычета.

Письмом Минфина России от <дата><номер> определено, что, если согласно поданной налогоплательщиком налоговой декларации был предоставлен имущественный налоговый вычет и соответствующая сумма налога на доходы физических лиц возвращена, представление уточненной налоговой декларации с целью уменьшения суммы имущественного налогового вычета и заявления суммы социального налогового вычета не допускается, поскольку возможность отказа налогоплательщика от уже полученного имущественного налогового вычета Кодексом не предусмотрена.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену, при вынесении налоговым органом оспариваемых решений в судебном заседании не установлено.

Учитывая изложенное, оснований для признания незаконными и отмены оспариваемых решений налогового органа суд не усматривает.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что МИФНС <номер> по УР приняты законные и обоснованные решения <номер> от <дата> и <номер> от <дата> об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Нарушения прав и свобод ФИО1 судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административные иски ФИО1 к МИФНС <номер> о признании незаконными решений налогового органа <номер> от <дата> и <номер> от <дата> удовлетворению не подлежит.

В связи с тем, что оспариваемые решения налогового органа признаны судом законными и обоснованными, не нарушающими прав и свобод административного истца, не подлежат удовлетворению и требования, являющиеся производными - о возложении на административного ответчика обязанности по предоставлению стандартного, социального, имущественного налогового вычета, заявленного в налоговых декларациях по НДФЛ за 2014 г., 2015 г., и по выдаче уведомления о праве на имущественный вычет в 2016 г. с корректировкой переходящего остатка.

При таких обстоятельствах административные исковые требования ФИО1 к МИФНС <номер> по УР не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р е ш и л :

Административный иск Беляковой С.В. к Межрайонной ИФНС России № 10 по Удмуртской Республике о признании незаконным решения налогового органа <номер> от <дата> об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; обязании предоставить стандартный вычет, заявленный в налоговой декларации по НДФЛ за 2015 г. в сумме <данные изъяты>.; социальный вычет, заявленный в налоговой декларации по НДФЛ за 2015 г. в сумме <данные изъяты>.; имущественный вычет, заявленный в налоговой декларации по НДФЛ за 2015 г. в сумме <данные изъяты>.; обязании выдать уведомление о праве на имущественный вычет в 2016 г. с корректировкой переходящего остатка, оставить без удовлетворения.

Административный иск Беляковой С.В. к Межрайонной ИФНС России № 10 по Удмуртской Республике о признании незаконным решения налогового органа <номер> от <дата> об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; обязании предоставить стандартный вычет, заявленный в налоговой декларации по НДФЛ за 2014 г. в сумме <данные изъяты>.; социальный вычет, заявленный в налоговой декларации по НДФЛ за 2014 г. в сумме <данные изъяты>.; имущественный вычет, заявленный в налоговой декларации по НДФЛ за 2014 г. в сумме <данные изъяты>.; обязании выдать уведомление о праве на имущественный вычет в 2016 г. с корректировкой переходящего остатка, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято <дата>.

Председательствующий судья Фаррухшина Г.Р.