УИД: 18RS0003-01-2020-003975-45
Дело № 2а-539/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2021 года город Ижевск УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кочуровой Н.Н., при секретаре судебного заседания Давтян А.О.,
с участием:
- Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в лице старшего помощника Коршуновой Е.А.,
- административного истца Зайцевой И.А. и её представителя – адвоката Иванова С.В., представившего удостоверение <номер> и ордер <номер> от <дата>,
- административного ответчика – Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики в лице представителя Ярового Д.С., действующего на основании доверенности от <дата> сроком действия по <дата>,
- административного ответчика – Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска Удмуртской Республики в лице представителя Перевощиковой М.А., действующей на основании доверенности от <дата> сроком действия по <дата>,
- заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «40 лет Победы-1» в лице представителей Безносовой М.Л., действующей на основании доверенности от <дата> сроком действия на один год, Егорова Ю.М., действующего на основании доверенности <дата> сроком действия на три года,
- заинтересованных лиц Шутовой С.Б., Исуповой В.И.,
- заинтересованного лица – Правительства Удмуртской Республики в лице представителей Мухачевой А.В. и Вострикова С.В., действующих на основании доверенностей от <дата> сроком действия на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зайцевой И.А. к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска Удмуртской Республики о признании нормативного правового акта не действующим,
установил:
Зайцева И.А. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, в котором просит признать не действующим Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, утверждённый постановлением Администрации города Ижевска Удмуртской Республики от 26 февраля 2020 года № 272.
Требования мотивированы тем, что постановлением Администрации города Ижевска Удмуртской Республики от 26 февраля 2020 года № 272 утверждён Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, из которого следует, что в нарушение требований пункта 7 статьи 111 и пункта 3 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации из состава городских лесов, находящихся на территории города Ижевска, исключён квартал № 65 Нагорного участка Ижевского лесничества, что повлекло сокращение площади городских лесов на площадь данного лесного квартала. Квартал № 65 Нагорного участка Ижевского лесничества, расположенный в черте города Ижевска, в числе прочих лесных кварталов (№№ 4, 5, 7, 10, 11, 16, 23, 32, 33, 41, 50-58, 63-66, 72-74, 78-91 Заречного участка и №№ 37, 43, 48-69, 79-105, 107-119 Нагорного участка) передан муниципальному образованию «Город Ижевск» в соответствии с постановлением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 марта 2006 года (дело № А71-212А/2005-Г12). Общая площадь переданных лесов составила 8082 га, участки переданы с целью использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, о чём составлен акт от 22 ноября 2006 года.
Постановлением Администрации города Ижевска Удмуртской Республики от 28 июня 2010 года № 639 утверждён Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества, в соответствии с таблицей 3 которого лесные кварталы 1-73 Нагорного участка были отнесены к защитным (городским) лесам. В соответствии с пунктом 1.1.6 и таблицей 3 Лесохозяйственного регламента все леса Ижевского лесничества, в том числе в квартале 65 Нагорного участка, относятся к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, к единой категории защитности – городские леса.
<дата> между Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска Удмуртской Республики и обществом с ограниченной ответственностью «Земля» заключён муниципальный контракт № <номер> на проведение лесоустройства на землях муниципального образования «Город Ижевск», включающего в себя таксацию городских лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству городских лесов муниципального образования, разработку Лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск». Согласно техническому заданию контрактом предусмотрено проведение лесоустройства в отношении всех городских лесов.
Вместе с тем, в процессе лесоустройства в нарушение пункта 31 Лесоустроительной инструкции лесоустроительные мероприятия (таксация) в отношении квартала № 65 Нагорного участка Ижевского лесничества в рамках муниципального контракта не проведены, лесоустроительная документация в отношении данного квартала не изготовлена.
При этом пояснительная ведомость изменения границ городских лесов, содержащая сведения об исключении квартала № 65 Нагорного участка Ижевского лесничества из состава городских лесов, в нарушение пункта 12 Лесоустроительной инструкции, утверждённой приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, не составлялась.
На основании проведённых лесоустроительных мероприятий оспариваемым постановлением утверждён действующий в настоящее время Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики (взамен ранее действовавшего Лесохозяйственного регламента, утверждённого постановлением Администрации города Ижевска от 28 июня 2010 года № 639).
В действующем Лесохозяйственном регламенте Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики 65 квартал Нагорного участка Ижевского лесничества не фигурирует, фактически из состава городских лесов исключён. Таким образом, в сравнении с Лесохозяйственным регламентом, утверждённым постановлением Администрации города Ижевска от 28 июня 2010 года № 639, площадь городских лесов согласно новому Лесохозяйственному регламенту, утверждённому 26 февраля 2020 года, сократилась на площадь 65 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества.
Леса в границах муниципального образования «Город Ижевск» относятся к защитным лесам категории лесов, выполняющих функции защиты природных и других объектов. По целевому назначению отнесены к городским лесам.
Исключение квартала № 65 Нагорного участка Ижевского лесничества из состава защитных лесов проведено с нарушением пункта 12 Лесоустроительной инструкции и части 2 статьи 110 Лесного кодекса Российской Федерации. Данное исключение повлекло изменение границ земель, на которых расположены защитные леса, и уменьшение площади данных лесов. Таким образом, фактически квартал № 65 Нагорного участка Ижевского лесничества исключён из состава городских лесов в нарушение порядка, предусмотренного действующим российским законодательством.
Утрата кварталом № 65 Нагорного участка Ижевского лесничества статуса «городские леса» ставит под угрозу вырубки значительный массив леса на территории города Ижевска, поскольку вместе с утратой статуса городского леса на территории исключён запрет сплошной вырубки лесных насаждений. Данная территория стала подпадать под действие Порядка вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования «Город Ижевск», утверждённого решением Городской думы города Ижевска от 29 ноября 2006 года № 2006.
Так, решением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу № <номер> от <дата> признан незаконным отказ Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска в выдаче обществу с ограниченной ответственностью «40 лет Победы-1» порубочного билета, изложенный в письме от <дата><номер>. Ответчику предписано устранить нарушения прав и законных интересов Общества и выдать порубочный билет. Последнее намерено на территории 65 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества вырубить часть деревьев, на освобождённой от деревьев местности построить объект капитального строительства – подъездную дорогу к строящемуся дому. Принимая данное решение, Арбитражный суд Удмуртской Республики принял во внимание, что в соответствии с Лесохозяйственным регламентом Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, утверждённым постановлением Администрации города Ижевска от 26 февраля 2020 года № 272, квартал № 65 Нагорного участка Ижевского лесничества исключён из состава городских лесов.
Исключение данного квартала из состава городских лесов не может быть оправдано и действующим Генеральным планом города Ижевска, утверждённым распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2016 года № 1837-р, в соответствии с которым на испрашиваемой для вырубки территории предусмотрена улично-дорожная сеть, а территория местности, где располагается квартал № 65 Нагорного участка Ижевского лесничества, относится к функциональной зоне «Р3» (зона зелёных насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения). Так, в соответствии с пунктом 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечёт за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Тем самым изменение функциональной территории в Генеральном плане города Ижевска не может влечь утрату лесным участком статуса городского леса.
Незаконная утрата статуса городского леса территории 65 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества и, как следствие, реальная угроза вырубки участка данного леса нарушает права административного истца на благоприятную окружающую среду.
Постановление Администрации города Ижевска от 26 февраля 2020 года № 272 «Об утверждении Лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества муниципального образования "Город Ижевск"» нарушает правовые нормы:
- часть 7 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку нормативный акт изменил целевое назначение 65 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества;
- часть 3 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку нормативный акт изменил границы земель, на которых располагаются городские леса, что повлекло уменьшение площади городских лесов на площадь исключённого 65 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества;
- пункт 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку нормативный акт изменил правовой режим территории городских лесов в связи с внесением в Генеральный план города Ижевска изменений функционального значения территории, в границах которой находился участок городских лесов – 65 квартал Нагорного участка Ижевского лесничества.
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска Удмуртской Республики.
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованного лица по инициативе суда привлечено общество с ограниченной ответственностью «40 лет Победы-1». Тем же определением в связи с поступившими ходатайствами Шутовой С.Б. и Исуповой В.И. указанные лица привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Удмуртской Республики и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Кроме того, определением от <дата> по инициативе суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
В судебном заседании административный истец Зайцева И.А. свои требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснила, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушается её право на благоприятную окружающую среду, поскольку из Лесохозяйственного регламента исключён лесной участок, отнесённый к защитным лесам города Ижевска. Сама она проживает рядом с данным лесным массивом, кроме того на территории СНТ «Дружба», граничащего с кварталом 65 Нагорного участка Ижевского лесничества, имеется принадлежащий ей на праве собственности земельный участок и уничтожение леса повлечёт негативные последствия в пользовании данным земельным участком.
Представитель административного истца – адвокат Иванов С.В. требования Зайцевой И.А. поддержал, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просит иск удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что довод административных ответчиков о соответствии оспариваемого нормативного правового акта Генеральному плану города Ижевска не является оправданным, поскольку решений об изменении границ защитных лесов с момента утверждения прежнего Лесохозяйственного регламента не принималось, тогда как в предыдущем документе данный участок леса входил в состав городских лесов и имел статус защитного леса.
Представитель административного ответчика – Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики Яровой Д.С. административные исковые требования Зайцевой И.А. не признал, представил суду письменные возражения, где указывает, что у административного истца отсутствует право на предъявление данного административного иска, в связи с чем полагает производство по делу подлежащим прекращению. Кроме того указывает, что обстоятельства, приводимые стороной истца, уже получили надлежащую правовую оценку в рамках арбитражного судопроизводства по делу № <номер>, где одним из апеллянтов на состоявшееся решение была административный истец. Арбитражным судом установлено, что с момента внесения в 2016 году в Генеральный план города Ижевска изменений 65 квартал Нагорного участка Ижевского лесничества утратил статус «городского леса» и стал относиться к категории Р3 «зона зелёных насаждений». Данные обстоятельства в силу статьи 64 КАС РФ являются обязательными для суда. Таким образом, Лесохозяйственный регламент соответствует Генеральному плану, имеющему приоритет при территориальном планировании.
Представитель административного ответчика – Управления благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска Удмуртской Республики Перевощикова М.А. административные исковые требования Зайцевой И.А. не признала, поддержала доводы, изложенные представителем Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики.
Представители заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «40 лет Победы-1» Безносова М.Л., Егоров Ю.М. требования Зайцевой И.А. полагали необоснованными, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в письменных возражениях на иск, где указывают, что административный истец не является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению. Поддержали доводы, изложенные представителем Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики.
Заинтересованные лица Шутова С.Б. и Исупова В.И. полагали административные исковые требования Зайцевой И.А. законными и обоснованными, полностью поддержали доводы и основания, изложенные стороной административного истца и мнение прокурора. Дополнительно пояснили, что не включение 65 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества в Лесохозяйственный регламент привело к тому, что лес в границах данного участка начали уничтожать, и это влечёт нарушение прав не только их, но и неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. При этом каких-либо решений об изменении статуса этого леса, позволяющего его вырубку, не принималось.
Представитель заинтересованного лица – Правительства Удмуртской Республики Востриков С.В. в судебном заседании требования административного истца полагал необоснованными, указывая на необходимость прекращения производства по делу ввиду отсутствия у истца права на оспаривание данного нормативного правового акта. Отмечает, что обстоятельства, на которые ссылается сторона истца, уже являлись предметом исследования Арбитражным судом, которым установлено, что спорный лесной участок утратил статус «городского леса» и стал относиться к категории Р3 «зона зелёных насаждений». Решение Арбитражного суда в данном случае имеет преюдициальное значение.
Заинтересованные лица – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) явку своих представителей для участия в рассмотрении дела не обеспечили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В заключении старший помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Коршунова Е.А. требования Зайцевой И.А. полагала подлежащими удовлетворению частично, указывая на необходимость признания Лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, утверждённого постановлением Администрации города Ижевска от 26 февраля 2020 года № 272, незаконным в части исключения из него 65 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества. В своём письменном заключении указывает, что при принятии Лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества нарушена процедура издания нормативного правового акта, установленная требованиями федерального законодательства, в связи с чем, при его издании не учтены материалы предыдущего лесоустройства, содержащие в составе городских лесов 65 квартал Нагорного участка Ижевского лесничества.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в материалах административного дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 7-9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 29, 34, 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы. В этой связи суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объёме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признаёт этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как установлено судом, постановлением Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики от 26 февраля 2020 года № 272 утверждён Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики.
Принятым муниципальным нормативным правовым актом постановлено:
«В соответствии со статьями 84, 87 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», руководствуясь Уставом города Ижевска, в целях эффективного управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов муниципального образования «Город Ижевск»:
«1. Утвердить Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики (прилагается).
Установить, что срок действия Лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики составляет десять лет с момента его утверждения.
Признать утратившим силу постановление Администрации г. Ижевска от 28 июня 2010 года № 639 «Об утверждении Лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск».
Контроль за исполнением постановления возложить на Заместителя Главы Администрации города Ижевска по ЖКХ и строительству».
Постановление опубликовано 10 марта 2020 года в сети Интернет на официальном сайте Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики (https://izhdoc.ru/izhdoc/olimp/search).
Оспариваемое постановление содержит общеобязательные правила поведения, рассчитанные на многократное применение, и распространяется на неопределённый круг лиц, поскольку устанавливает нормативы и сроки разрешённого использования городских лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов, ограничения использования лесов на территории Ижевского лесничества. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами (статья 87 ЛК РФ).
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населённых пунктов поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16).
На момент утверждения Лесохозяйственного регламента Администрация муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики действовала на основании пункта 4 части 1, части 1.1 статьи 84, части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 38, пункта 2 части 2, части 3 статьи 41, пунктов 15, 19, 20, 22 части 3 статьи 44 Устава муниципального образования «Город Ижевск», утверждённого решением Городской думы от 16 июня 2005 года № 333, в соответствии с которыми на Администрацию, как на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, состоящий из отраслевых структурных подразделений, возложены полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществлению муниципального лесного контроля и мер пожарной безопасности за ними, использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса.
Пунктами 11, 24 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, утверждённого решением Городской думы города Ижевска от 16 июня 2005 года № 333, предусмотрено, что организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа Ижевска.
Согласно Положению, утверждённому Городской думой города Ижевска от 24 апреля 2008 года № 391, Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска является отраслевым органом – структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляющим в числе прочего управленческие функции в области организации благоустройства и озеленения территории городского округа в границах муниципального образования «Город Ижевск», а также в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в соответствии с полномочиями, установленными данным Положением.
Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска в силу своих полномочий осуществляет муниципальный лесной контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством городских лесов, расположенных в границах муниципального образования «Город Ижевск» (пункт 2.7.2), согласовывает праворазрешающие документы на использование лесов (пункт 2.7.11), организует осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах муниципального образования «Город Ижевск», выполнение лесохозяйственных и лесовосстановительных работ (по уходу за лесами) (пункт 2.7.12).
Тем самым, постановление Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики от 26 февраля 2020 года № 272 об утверждении Лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, принятым уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме и официально опубликован.
Указывая на противоречие принятого муниципального нормативного правового акта требованиям действующего законодательства, вызванного невключением квартала № 65 Нагорного участка Ижевского лесничества в Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, утверждённого названным постановлением, и нарушение в связи с этим права на благоприятную окружающую среду, административный истец просит признать нормативный правовой акт не действующим.
Оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и производится посредством подачи административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применён этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения) регулирует лесное законодательство (статья 3 Лесного кодекса Российской Федерации). От имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (часть 2 статьи 4 ЛК РФ).
Одним из основных принципов в области лесных отношений, закреплённых пунктами 1, 2, 5 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации, является устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
Согласно положениям статьи 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на благоприятную окружающую среду, на доступ к культурным ценностям (статьи 42 и 44), обязывает заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять окружающую среду (статьи 44 и 58). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 мая 2009 года № 8-П, конституционная обязанность сохранять окружающую среду, распространяющаяся и на государственные органы, является частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.
Исходя из названных конституционных положений Российская Федерация призвана создавать условия, необходимые для сохранения объектов исторического и культурного наследия, их целостности и обеспечения благоустройства, приспособления и улучшения использования, и гарантировать реализацию гражданами права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни, а также права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которая определяется Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 1) не только как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, но и как совокупность антропогенных объектов, то есть объектов, созданных человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающих свойствами природных объектов. Тем самым требования об охране окружающей среды, предполагающей в числе прочего предотвращение негативного воздействия на неё хозяйственной и иной деятельности, применимы и к городской среде (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 931-О-О).
Таким образом, благоприятная окружающая среда понимается как комплексное и устойчивое развитие населённых пунктов, улучшение жилищных, социально-экономических и экологических условий проживания граждан. В этом заключается содержание права граждан на благоприятную окружающую среду в населённых пунктах. Из изложенного следует и право физических лиц оспорить в суде лесохозяйственные и лесоустроительные решения органов государственной власти и местного самоуправления, которые могут нарушить указанное право.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Зайцева И.А. указала, что проживает рядом с лесополосой 65 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества, там же расположен принадлежащий ей садовый участок, и уменьшением численности лесных насаждений на данном участке затрагиваются её права на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности, права на защиту и сохранение городских лесов, тем самым административный истец имеет правовой интерес в оспаривании Лесохозяйственного регламента, являющегося основой осуществления и использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, расположенных в границах муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, и обязательного для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов в границах Ижевского лесничества.
По определению части 1 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В числе категорий защитных лесов выделяются городские леса, к которым относятся леса, расположенные на землях населённых пунктов (часть 1 статьи 116 ЛК РФ).
Как следует из части 2 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации, в городских лесах запрещаются: 1) использование токсичных химических препаратов; 2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 3) ведение сельского хозяйства; 4) разведка и добыча полезных ископаемых; 5) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается (часть 3 статьи 116 ЛК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено данным Кодексом.
Частями 6 и 7 этой же нормы установлен запрет на осуществление в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, а также на изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств (часть 4 статьи 111 ЛК РФ).
В силу части 1.1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса, осуществляют органы местного самоуправления.
В статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено понятие лесного участка, под которым понимается земельный участок, расположенный в границах лесничеств, и образованный в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях населённых пунктов и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов.
Правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков устанавливаются Лесоустроительной инструкцией, утверждённой приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, содержащей требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса.
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений предусмотрены статьёй 87 Лесного кодекса Российской Федерации и утверждены соответствующим приказом Минприроды России № 72 от 27 февраля 2017 года, устанавливающим состав, порядок разработки лесохозяйственных регламентов, сроки их действия, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений. Лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, и составляется на срок до десяти лет.
По требованию пунктов 6, 7, 9 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроке их действия и порядке внесения в них изменений, утверждённых приказом Минприроды России № 72 от 27 февраля 2017 года, лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств, и должны содержать, в числе прочего, краткую характеристику лесничества, включающую общую площадь лесничества и участковых лесничеств, распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов, включающие требования к мерам пожарной безопасности в лесах, охране лесов от загрязнения радиоактивными веществами и иного негативного воздействия, требования к защите и воспроизводству лесов.
Пунктом 11 Состава лесохозяйственных регламентов прямо закреплено, что основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Виды разрешённого использования лесов, возрасты рубок, расчётная лесосека, сроки и другие параметры использования лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с порядком разработки лесохозяйственных регламентов, установленным федеральным законодательством, регламент органами местного самоуправления должен разрабатываться на основании материалов лесоустройства с учётом данных государственного лесного реестра при обязательном указании защитных лесов и требований к их охране.
Требования к проведению лесоустройства закреплены главой 5 Лесного кодекса Российской Федерации и лесоустроительными инструкциями, утверждаемыми приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно статье 68 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 4 декабря 2006 года), Временных указаний по отнесению лесов к ценным лесам, утверждённых приказом Рослесхоза № 237 от 26 августа 2008 года, Лесоустроительной инструкции, утверждённой приказом Минприроды России от 6 февраля 2008 года № 31, Правилами проведения лесоустройства, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 года № 377, действовавших в 2008 году на момент проведения лесоустройства, таксации городских лесов и утверждения прежнего лесохозяйственного регламента, объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть, лесной участок.
Лесоустроительной инструкцией, утверждённой приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, приказом Минприроды России № 72 от 27 февраля 2017 года «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов» закреплены аналогичные нормы, действующие на момент проведения лесоустройства 2018 года и принятия оспариваемого Лесохозяйственного регламента, которыми разрешено проведение таксации, лесоустройства на отдельные части лесничеств или лесные участки, а также внесение изменений в лесохозяйственные регламенты в случаях изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства.
Пунктами 2, 12 Лесоустроительной инструкции, утверждённой приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, установлены правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса.
По требованию пункта 12 Инструкции при проектировании лесничеств, за основу принимается лесоустроительная документация предыдущего лесоустройства.
Тем самым в 2018 году Администрацией муниципального образования «Город Ижевск» и Управлением благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска при проведении лесоустройства должны быть использованы предыдущие материалы лесоустройства 2008 года, утверждённые в 2010 году.
В судебном заседании исследованы представленные сторонами документы, анализ которых показал, что 65 квартал Нагорного участка Ижевского лесничества согласно Проекту организации и развития лесного хозяйства Ижевского лесхоза Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики Федеральной службы лесного хозяйства России 1995-1996 годов, таксационного описания Нагорного лесничества Ижевского опытно-производственного лесхоза 1995-1996 годов, свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от <дата>, считался 117 кварталом Нагорного лесничества Ижевского опытного лесного хозяйства, входил в состав земель лесного фонда с назначением леса 1 группы: зелёная зона города Ижевска лесопарковая хозчасть, находился в федеральной собственности (разделение по группам осуществлялось на основании Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 29 января 1997 года, действовавшей до 31 декабря 2006 года).
Данный лесной участок образован в соответствии с Общесоюзными нормативами для таксации лесов, утверждёнными Приказом Госкомлеса СССР от 28 февраля 1989 года № 38, а также постановлением Совета Министров СССР № 37 от 11 января 1979 года «О порядке отнесения лесов к противоэрозионным, особо ценным лесным массивам и другим категориям защитности» как защитный лес и передан из федеральной собственности земель государственного лесного фонда в муниципальную собственность муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики.
В соответствии со статьями 8 и 8.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ (в редакции до 1 мая 2019 года) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьёй 102 (сейчас статья 111) Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ). Лесопарковые части и лесохозяйственные части зелёных зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зелёные зоны.
65 квартал Нагорного участка Ижевского лесничества был передан в муниципальную собственность. Распоряжением Правительства Удмуртской Республики № 804-р от 31 июля 2006 года создана рабочая группа по передаче участков лесного фонда Российской Федерации, расположенных в черте города Ижевска муниципальному образованию «Город Ижевск». Актом на приёмку-передачу участков леса, расположенных в черте города Ижевска от 22 ноября 2006 года Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска приняты участки лесного фонда, в том числе спорный участок, в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов (в соответствии со статьёй 49 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 29 января 1997 года). На основании материалов лесоустройства 1995-1997 годов сведения об указанных лесных участках внесены в государственный лесной реестр, как о лесах, расположенных на землях населённого пункта «город Ижевск». Таким образом, указанный участок при передаче его в муниципальную собственность изначально имел статус лесного участка в составе городских лесов.
В 2008 году Администрацией города Ижевска проведена таксация городских лесов, согласно которой установлена новая нумерация лесных кварталов, в соответствии с которой 117 квартал Нагорного лесничества Ижевского опытного лесного хозяйства перенумерован в квартал 65 Нагорного участка Ижевского лесничества. На основании данных материалов таксации постановлением Администрации города Ижевска от 28 июня 2010 года № 639 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества» утверждён Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества, согласно таблице 3 которого лесные кварталы 1-73 Нагорного участка отнесены к защитным (городским) лесам. В соответствии с пунктом 1.1.6 и таблицей 3 Лесохозяйственного регламента все леса Ижевского лесничества, в том числе леса в квартале 65 Нагорного участка, отнесены к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, к единой категории защитности – городские леса.
Пунктом 2 Протокола совещания до начала производства полевых работ от <дата>, проведённого ответчиками с обществом с ограниченной ответственностью «Земля», выполнявшим работы по лесоустройству, прямо закреплено, что использование материалов прежнего лесоустройства имеет обязательный характер.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Государственного лесного реестра № 500 от 30 ноября 2008 года 65 квартал Нагорного участка Ижевского лесничества входит в состав лесов, расположенных на землях населённых пунктов Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск», с целевым назначением – городские леса.
Анализируя исследованные в судебном заседании письменные доказательства, суд приходит к выводу, что квартал 65 Нагорного участка Ижевского лесничества образован в соответствии с требованиями федерального лесного законодательства и должен был учитываться при проведении ответчиками лесоустройства в 2018 году, и соответственно сведения о нём должны быть включены в Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества.
Оспариваемый Лесохозяйственный регламент в нарушение перечисленных требований федерального законодательства разработан на основании материалов лесоустройства 2018 года, проведённых Администрацией муниципального образования «Город Ижевск» без учёта особого правового статуса 65 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества, без учёта материалов предыдущего лесоустройства 2008 года, без учёта данных государственного лесного реестра.
На момент проведения лесоустройства, таксации, утверждения лесохозяйственных регламентов с 1 января 2007 года до 1 июля 2019 года действовали положения статьей 102, 104, 105, 106 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 4 декабря 2006 года), в соответствии с подпунктами «в.1», «г» пункта 3 части 2 статьи 102 которого лесопарковые зоны и городские леса относятся к защитным лесам. Исходя из взаимосвязанных положений статьей 102, 104, 105, 106 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливался запрет осуществления в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе размещение объектов капитального строительства, и не допускалось изменение границ лесопарковых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади. В настоящее время действуют аналогичные нормы, предусмотренные статьями 110, 111, 116 Лесного кодекса Российской Федерации, запрещающие изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади.
В оспариваемом Лесохозяйственном регламенте Ижевского лесничества, утверждённом постановлением Администрации муниципального образования «Город Ижевск» от 26 февраля 2020 года, сведения о 65 квартале Нагорного участка Ижевского лесничества отсутствуют, что свидетельствует об уменьшении площади защитных городских лесов на площадь 65 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества в сравнении с Лесохозяйственным регламентом, утверждённым постановлением Администрации города Ижевска от 28 июня 2010 года № 639.
Городские леса являются территорией общего пользования, поскольку согласно статье 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах.
Согласно частям 1, 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
При этом защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ).
Принимая во внимание цели создания защитных лесов, суд находит убедительной позицию стороны истца и прокурора о несоответствии таким целям случаев уменьшения площади защитных городских лесов, исключения их в нарушение требований действующего федерального законодательства из лесоустроительных документов, не включения сведений о них в лесохозяйственный регламент лесничества.
Возражая против требований истца, ответчики ссылаются на соответствие оспариваемого муниципального нормативного правового акта Генеральному плану города Ижевска, утверждённому решением Городской думы города Ижевска от 6 июня 2006 года № 96, указывая на то, что на территории 65 квартала Нагорного участка предусмотрена улично-дорожная сеть, данный участок относится к зоне Р3 (зона зелёных насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения), то есть не входит в зону городских лесов; первичными должны считаться документы градостроительного планирования, а не лесоустроительные, Генеральный план города Ижевска в этой части не обжалован.
Суд не может согласиться с позицией ответчиков, поскольку она противоречит требованиям федерального законодательства о принятии лесохозяйственного регламента в строгом соответствии с данными государственного лесного реестра, материалов предыдущего лесоустройства, изменении границ лесного квартала защитных городских лесов, повлекшее уменьшение его площади.
Как указывалось ранее, в силу статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения), регулируются лесным законодательством.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По требованию части 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды.
Таким образом, поскольку оспариваемые правоотношения напрямую касаются вопросов, охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов, должно применяться лесное законодательство, являющееся в данном случае специализированным.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечёт за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Изменения в Генеральный план города Ижевска Удмуртской Республики вносились в 2016 году, когда в отношении 65 квартала действовало лесоустройство 2008 года, и он являлся лесным участком.
Между тем, изменение функционального назначения лесных участков, в том числе в градостроительных документах, не является основанием для исключения лесных участков из границ городских лесов, поскольку градостроительный регламент не распространяется на земли, отнесённые в силу закона к землям общего пользования (часть 4 статьи 36 ГрК РФ).
Ссылка ответчиков на пункт 8.1 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующий отображение границ лесничеств на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию, не является обоснованной, поскольку генеральный план данные границы не устанавливает. Единственные границы, которые устанавливаются или изменяются генеральным планом, это границы населённого пункта (статья 84 Земельного кодекса Российской Федерации). Границы именно лесных участков, которые в последующем указываются в генеральном плане, устанавливаются при проведении лесоустройства.
Тем самым довод ответчиков об утрате 65 кварталом Нагорного участка Ижевского лесничества статуса городского леса в связи с изменениями в Генеральный план города Ижевска противоречит положениям статьи 9 Градостроительного кодека Российской Федерации, в том числе части 12, согласно которой утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечёт за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
При этом необходимо отметить, что каких-либо документальных данных, свидетельствующих об исключении спорного лесного участка из государственного лесного реестра, в материалы дела не представлено.
Довод ответчиков о том, что 65 квартал Нагорного участка Ижевского лесничества исключён из состава защитных городских лесов на основании приказа Рослесхоза № 774 от 20 июня 2019 года и акта Минприроды Удмуртской Республики <номер> от <дата> о внесении документированной информации в государственный лесной реестр, не может быть признан обоснованным в силу следующего.
Приказ Рослесхоза № 744 от 20 июня 2019 года, которым установлены границы Ижевского лесничества, границы защитных лесов, включенных в состав городских лесов города Ижевска, не устанавливает. Границы защитных лесов квартала 65 Нагорного участка Ижевского лесничества в составе городских лесов, как указывалось ранее, установлены материалами лесоустройства 1995-1996 годов Нагорного лесничества Ижевского опытного лесного хозяйства до момента их передачи городу Ижевску. Каких-либо решений об изменении границ защитных лесов в границах данного квартала не принималось, доказательств обратного суду не представлено.
Статьёй 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов, независимо от их форм собственности, осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов, а установление границ населённых пунктов осуществляется путём утверждения генерального плана сельского поселения или городского округа.
В силу статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство может осуществляться в отношении лесничества, участкового лесничества, лесного квартала, лесного участка. В соответствии с пунктом 156 Лесоустроительной инструкции, утверждённой Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, лесоустроительная документация, подготовленная в рамках лесоустройства, вводится в действие со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или её изменении.
Приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 утверждён Перечень форм и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и её изменение. Согласно установленному порядку, акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия.
Минприроды Удмуртской Республики в соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляет ведение государственного лесного реестра в отношении всех лесов, расположенных на территории Удмуртской Республики.
Администрация города Ижевска направила в Минприроды Удмуртской Республики лесоустроительную документацию 2018 года для внесения в государственный лесной реестр. Принимая во внимание, что лесоустройство может осуществляться в отношении части лесничества, не имея других замечаний к представленной документации, Минприроды Удмуртской Республики составлен акт <номер> от <дата>, которым свидетельствуется факт внесения лесоустроительной документации в государственный лесной реестр.
При этом ни приказ Рослесхоза № 774 от 20 июня 2019 года, ни акт Минприроды Удмуртской Республики № 5 от 29 февраля 2019 года сами по себе не говорят о том, что 65 квартал Нагорного участка Ижевского лесничества лишён статуса защитных лесов и переводе его из состава лесных участков, поскольку в соответствии с действующими лесоустроительными документами таксация и лесоустройство могут проводиться как в отношении всего лесничества в целом, так и в отношении отдельно взятых лесных участков или их частей. Рослесхоз утверждает только представленные ему материалы. Ни один из документов, на которые ссылаются ответчики, как на доказательства лишения 65 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества статуса городских лесов, указания на то, что спорный участок исключён из состава городских лесов, не содержит.
Ссылка ответчиков на то, что Минприроды Удмуртской Республики в письме от <дата> (исх. <номер>), направленном в адрес общества с ограниченной ответственностью «Строй-трест», отказано в согласовании проектной документации линейного объекта, с указанием на то, что земельный участок, в том числе в границах 65 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества, на котором планируется разместить линейный объект, не относится к землям лесного фонда, следовательно Минприроды Удмуртской Республики само говорит о том, что данный участок не является лесным, также не может служить основанием для вывода об исключении спорного участка из состава городских лесов. Частью 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям именно лесного фонда, до её утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда. Поданная обществом с ограниченной ответственностью «Строй-трест» документация была разработана в отношении городских лесов города Ижевска, не входящих в состав земель лесного фонда, поэтому представляется, что у Минприроды Удмуртской Республики отсутствовали полномочия по её согласованию.
Довод стороны ответчика о том, что обстоятельства, приводимые административным истцом, уже получили надлежащую правовую оценку в рамках дела № <номер>, рассмотренного Арбитражным судом Удмуртской Республики, суд отклоняет исходя из следующего.
По правилам части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в пункте 26 постановления от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при применении данной правовой нормы нужно исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов.
Как следует из решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 5 августа 2020 года и постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2020 года предметом рассматриваемого спора явилась законность предоставления Управлением благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска Удмуртской Республики муниципальной услуги и обоснованность отказа в выдаче порубочного билета в рамках предоставления данной муниципальной услуги. Правовая оценка обстоятельствам, послужившим обращению административного истца с настоящим административным иском, арбитражными судами при рассмотрении дела не давалась, в указанных судебных актах лишь констатируется факт того, что в соответствии с действующими на момент оказания муниципальной услуги документами территориального планирования города Ижевска квартал 65 Нагорного участка Ижевского лесничества относится к зоне зелёных насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт – Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, утверждённый постановлением Администрации города Ижевска № 272 от 26 февраля 2020 года, противоречит нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, в частности статьям 8, 8.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», статьям 68, 68.1, 68.2, 87, 110, 111, 116 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктам 2, 5, 12 Лесоустроительной инструкции, утверждённой приказом Минприроды России № 122 от 29 марта 2018 года, пунктам 1, 2, 11 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, утверждённых приказом Минприроды России № 72 от 27 февраля 2017 года, издан с нарушением установленного федеральным законодательством порядка его принятия без учёта данных лесоустройства и государственного лесного реестра в части отсутствия сведений о 65 квартале Нагорного участка Ижевского лесничества
При таких обстоятельствах суд находит обоснованными требования административного истца о признании не действующим Лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, утверждённого постановлением Администрации города Ижевска № 272 от 26 февраля 2020 года, в части, поскольку указанный нормативный правовой акт не содержит обязательной информации о 65 квартале Нагорного участка Ижевского лесничества и допускает использование защитных лесов, подлежащих особой охране, способами, запрещёнными законом.
Признавая требования административного истца обоснованными частично, следует отметить, что как ранее действующее законодательство, так и законодательство, действующее в настоящее время, не запрещают проведение лесоустроительных работ и таксации в отношении конкретной части лесничества, а в последующем внесение изменений в действующий лесохозяйственный регламент согласно пункту 16 приказа Минприроды России № 72 от 27 февраля 2017 года.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 и части 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд самостоятельно определяет дату, с которой положения нормативного правового акта не применяются.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Относительно даты признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим, суд полагает, что признание акта не действующим с даты вступления решения суда в законную силу в рассматриваемой ситуации не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, в связи с чем считает необходимым признать Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, утверждённого постановлением Администрации города Ижевска № 272 от 26 февраля 2020 года, частично недействующим со дня его принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В этой связи сумма уплаченной административным истцом государственной пошлины в размере 300 рублей подлежит возмещению за счёт административных ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Зайцевой И.А. к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, Управлению благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска Удмуртской Республики о признании нормативного правового акта не действующим удовлетворить частично.
Признать не действующим с момента принятия Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, утверждённый постановлением Администрации города Ижевска Удмуртской Республики от 26 февраля 2020 года № 272, в части отсутствия в нём сведений о квартале № 65 Нагорного участка Ижевского лесничества.
Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном интернет-портале Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики для опубликования муниципальных правовых актов (https://izhdoc.ru/izhdoc/olimp/search).
Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики в пользу Зайцевой Ирины Алексеевны расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2021 года.
Председательствующий судья Н.Н. Кочурова