НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) от 09.12.2010 № 2-4324

                                                                                    Октябрьский районный суд города Ижевска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд города Ижевска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-4324/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2010 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска УР в составе:

Председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,

при секретаре Зариповой Е.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокина Д.П. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска о признании права на получение имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, об обязании выдать подтверждение права на имущественный налоговый вычет,

у с т а н о в и л :

Сорокин Д.П. ( далее – истец) обратился в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска УР ( далее – ИФНС по Октябрьскому району г. Ижевска, ответчик) о признании права на получение имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, об обязании выдать подтверждение права на имущественный налоговый вычет. Требования мотивированы тем, что  он заключил договор уступки прав требования, согласно которого в его собственность была передана ? часть , расположенной в жилом , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права . В оплату своей доли им было затрачено 950000 руб., что подтверждается распиской от  На основании пп.2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее – НК РФ) в 2008 г. он обратился в ИФНС по Октябрьскому району г. Ижевска с заявлением о предоставлении по итогам 2007 г. имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в части сумм, израсходованных на приобретение квартиры. Указанное заявление было подано одновременно с подачей налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц ( далее – НДФЛ) за 2007 г. с приложением документов, подтверждающих право на имущественный налоговый вычет. Имущественный налоговый вычет по итогам 2007 г. был предоставлен истцу в размере 139947,16 руб., из бюджета возвращен удержанный налог на доходы физических лиц в размере 18193 руб.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ если в налоговом периоде имущественный вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.

В связи с тем, что общий размер имущественного налогового вычета по НДФЛ в связи с приобретением ? доли в праве собственности на квартиру должен составлять 500000 руб., а по итогам 2007 г. был использован вычет в размере 139947,16 руб., неизрасходованный остаток составляет - 360052,84 руб.

В 2009 г. истец одновременно с подачей налоговой декларации по НДФЛ за 2008 г. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета по итогам 2008 г. с приложением документов, подтверждающих право на имущественный налоговый вычет. Размер имущественного налогового вычета должен составить 360052,84 руб. Однако ответчик не предоставил имущественного вычета, что подтверждается требованием о внесении исправлений в налоговую отчетность  от 

Для использования своего права на имущественный вычет в 2010 г. истец в соответствии с п. 3 ст. 220 НК РФ обратился к ответчику для подтверждения своего права на вычет в установленной форме. Однако ответчик отказал в предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ по итогам 2009 г. и в подтверждении права на вычет в 2010 г., что подтверждается сообщением об отказе  от  и сообщением от отказе  от  Основанием для отказа ответчик указал то обстоятельство, что работодатель истца – Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Удмуртской Республике является секретной службой.

Истец считает указанный отказ в предоставлении истцу имущественного налогового вычета по НДФЛ по итогам 2009 г. в 2010 г. неправомерным, поскольку НК РФ не связывает предоставление вычета со статусом работодателя, при этом необходимые документы, подтверждающие право на получение имущественного налогового вычета были предоставлены.

В связи с чем истец обратился в суд с указанными требованиями и просил признать за ним право на имущественный налоговый вычет, связанный с приобретением ? доли квартиры в размере неизрасходованного в предыдущих налоговых периодах в размере 360052,84 руб., обязать ответчика выдать истцу подтверждение права на имущественный вычет по налогу на доходы физических лиц по установленной форме.

В судебном заседании истец Сорокин Д.П. на своих требованиях настаивал. Суду дал пояснения аналогичные изложенному в заявлении.

Представитель истца Сорокина Д.П. – Рожков Г.С., действующий на основании устного ходатайства, исковые требования поддержал, суду пояснил, что Сорокину Д.П. полагается налоговый вычет. Истец использовал только часть налогового вычета в 2008 г. В последующем при обращении в налоговый орган за оставшейся частью ему было отказано. Считает, что Сорокину Д.П. незаконно было отказано в подтверждении права на налоговый вычет по НДФЛ. Претензий по сумме неизрасходованного остатка налоговая служба не представила, напротив, в требовании указано, что неизрасходованная часть составляет 360052,84 руб.

Представитель ответчика - ИФНС по Октябрьскому району г. Ижевска Ходас Ю.А., действующая на основании доверенности, требования не признала. В письменных объяснениях указала, что в соответствии с указанием Управления специальной связи и информации ФСО России в ПФО Центр специальной связи ФСО РФ по УР предоставляет сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ в особом порядке (сводные сведения) в УФНС России
по УР. В случае представления организациями сводных сведений по форме 2-НДФЛ в Управление ФНС России по УР в соответствии с порядком предоставления сведений о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, ФНС России разработала особый порядок предоставления налоговых вычетов. Приказом ФНС России от 16.12.2008 г. №   20с утверждены «Рекомендации по предоставлению сотрудникам- федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, на которых распространяется особый порядок взаимодействия с налоговыми
органами РФ, социальных и имущественных вычетов».

Таким образом, имущественные налоговые вычеты сотрудникам Центра специальной связи ФСО РФ по УР, в частности Сорокину Д. П., могут быть предоставлены только при соблюдении условий, предусмотренных вышеназванными рекомендациями.

Об особом порядке предоставления имущественных налоговых вычетов отдельным категориям лиц налоговому агенту заявителя сообщалось в письме УФНС России по УР №  12-1-18/09658 от 18.08.2010 г., направленном на запрос Центра специальной связи ФСО РФ по УР, поступивший в налоговый орган после обращения к нему сотрудника учреждения Сорокина Д. П.

В случае предоставления налоговым агентом Сорокина Д. П. сведений о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ в порядке, предусмотренном ст. 230 НК РФ, при соблюдении требований ст. 220 НК РФ налоговый вычет заявителю будет предоставлен Инспекцией в общеустановленном порядке, о чем сообщалось налоговому агенту заявителя в вышеуказанном письме.

Представитель ответчика - Управления федеральной налоговой службы по УР ( УФНС по УР) Мутин И.И., действующий на основании доверенности, исковые требования Сорокина Д.П. не признал, представил в суд письменные возражения, аналогичные содержанию возражений ответчика ИФНС по Октябрьскому району г. Ижевска, дополнительно указав, что в соответствии с указанными рекомендациями в ведомствах должны быть оборудованы
специальные помещения с учетом соблюдения требований инструкции по режиму секретности, в которых должны находится специализированные автоматизированные рабочие места, назначены ответственные должностные лица.

От руководителей этих ведомств в Управление ФНС России по УР должны быть представлены письма о том, что такие помещения оборудованы, специализированные рабочие места созданы, компьютер выделен. После получения писем, Управление назначает уполномоченных должностных лиц, которые будут проводить проверку деклараций ф. 3-НДФЛ на специализированных рабочих местах силовых ведомств.

Суду пояснил, что в УФНС по УР имеются сотрудники, которым предоставлен допуск к секретным документам. Обобщенные сведения от Центра специальной связи ФСО сведения о доходах физических лиц предоставляются в УФНС по УР.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Удмуртской Республике ( далее – Центр специальной связи ФСО ) Болотова Ж.Г., действующая на основании доверенности, требования Сорокина Д.П. поддержала. Суду пояснила, что центр является структурным подразделением федерального органа охраны. Отчетность, сводные сведения от Центра специальной связи ФСО сведения о доходах физических лиц предоставляются в УФНС по УР, данные сведения являются секретными Вместе с тем, сведения о доходах отдельных сотрудников секретными не являются, в связи с чем справка по форме 2 НДФЛ была Сорокину Д.П. выдана. Каким образом, указанный ответчиками приказ относится к Центру специальной связи ФСО ей неизвестно. Ранее при предоставлении справки по форме 2 НДФЛ налогоплательщикам –сотрудникам центра налоговый вычет предоставлялся, вопросов у налоговых органов не возникало.

Выслушав объяснения участвующих по делу лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что нарушенное право подлежит восстановлению, в том числе и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, для признания судом незаконным решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, действия (бездействия), а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности.

При рассмотрении данного дела эти условия нашли свое подтверждение.

Заявленный истцом спор носит публично-правовой характер, однако истец обратился в суд порядке искового производства.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (далее по тексту - Постановление от 10 февраля 2009 года N 2) указано, что судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Поскольку действующее гражданское процессуальное законодательство не содержит запрета на рассмотрение данного дела в порядке искового производства, суд полагает возможным рассмотреть спор и дать ему оценку в полном объеме с учетом особенностей, предусмотренных главой 25 ГПК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, налоговая льгота – это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога, а так же иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В целях стимулирования граждан к улучшению их жилищных условий федеральный законодатель закрепил в статье 220 Налогового кодекса Российской Федерации право плательщиков налога на доходы физических лиц на получение имущественного налогового вычета при совершении сделок купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты (с 1 января 2007 года) или доли (долей) в них и определил его основания, порядок предоставления и размер. При этом в зависимости от направления движения соответствующего имущества по отношению к налогоплательщику - правообладателю данного имущества различаются имущественный налоговый вычет, предоставляемый в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи имущества, и имущественный налоговый вычет, предоставляемый в сумме, израсходованной налогоплательщиком на приобретение жилья.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на покупку квартиры.

Смысл имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, состоит в предоставлении физическим лицам налоговой льготы при строительстве либо приобретении на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты (с 1 января 2007 года) или доли (долей) в них. В этом случае при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных расходов, но не более 1 000 000 рублей, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение указанного недвижимого имущества.

Определяя порядок распределения между совладельцами имущества, находящегося в общей долевой собственности, размера имущественного налогового вычета, положения подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что при реализации такого имущества размер имущественного налогового вычета распределяется между его совладельцами пропорционально их доле, а при приобретении имущества в общую долевую собственность - в соответствии с их долей (долями) собственности.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 N 5-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО5 и ФИО3" установлено: « … Подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается имущественный налоговый вычет, основанный на факте приобретения в собственность недвижимости - жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Данный налоговый вычет преследует цель уменьшения дохода, учитываемого при исчислении налоговой базы (статья 210 Налогового кодекса Российской Федерации), в случае приобретения налогоплательщиком указанной недвижимости. При этом перечень имущества, при приобретении которого возникает право на такой имущественный налоговый вычет, является исчерпывающим.

Взятые в контексте других норм Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе содержащихся в статьях 210, 218 и 219, устанавливающих стандартные и социальные налоговые вычеты, нормы подпункта 2 пункта 1 его статьи 220 имеют определенное социально-экономическое предназначение - стимулировать граждан к самостоятельному улучшению своих жилищных условий. Исходя из этой цели, у каждого налогоплательщика должно быть право на возврат части налога на доходы физических лиц, уплаченного в бюджет, размер которого зависит от фактически произведенных расходов на приобретение жилого дома, квартиры. В отличие от имущественного налогового вычета при продаже жилой недвижимости, находившейся в собственности налогоплательщика три года и более, который предоставляется в полученной им сумме (абзац первый подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации), общий размер имущественного налогового вычета при приобретении жилой недвижимости не может превышать 1 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам).

В соответствии с избранным в Налоговом кодексе Российской Федерации общим подходом (статьи 19, 21 и 207) право на получение имущественного вычета закрепляется как право налогоплательщика. Для получения имущественного налогового вычета именно налогоплательщик должен израсходовать собственные денежные средства и именно он должен приобрести в собственность объект недвижимости…».

Согласно п. 3 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (далее в настоящем пункте - налоговый агент) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом.

Право на получение налогоплательщиком имущественного налогового вычета у налогового агента в соответствии с настоящим пунктом должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления налогоплательщика, документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета, которые указаны в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи.

В случае, если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы имущественного налогового вычета, определенной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в порядке, который предусмотрен пунктом 2 настоящей статьи.

Исходя из вышеуказанной правовой позиции право на получение имущественного налогового вычета имеет налогоплательщик, который израсходовал свои собственные денежные средства, приобрел в собственность объект недвижимости и в установленном законом порядке обратился к налоговому агенту, при условии подтверждения права на получение имущественного налогового вычета, выданного налоговым органом.

Судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что право на получение налогового вычета Сорокиным Д.П. подтверждается:

- договором уступки прав требования от  к -юридическое лицо- на получение в собственность ( ? доли) после ввода дома в эксплуатацию  на  общей площадью по проекту 89,34 кв.м., расположенной в жилом доме на территории ;

- дополнительным соглашением от  к инвестиционному договору  от ;

- распиской от ФИО4 о получении денежной суммы в размере 1900000 руб. в счет оплаты по договору уступки прав требования от  от Сорокина Д.П. за квартиру в строящемся доме, находящимся по адресу:

- передаточным актом от  трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: 

- свидетельством о государственной регистрации права от  права собственности Сорокина Д.П. доле в праве ? трехкомнатной квартиры, общей площадью 85,3 кв.м., 5 этаж, расположенной по адресу: .

В соответствии с п. 3 ст. 220 НК РФ Сорокин Д.П. представил в ИФНС по Октябрьскому району г. Ижевска заявление от 07.04.2010 г. о подтверждении права на получение имущественного налогового вычета у налогового агента за 2010 г. по приобретению квартиры ( ? доли) по адресу: .

Для подтверждения права на получение имущественного вычета Сорокин Д.П. представил в налоговый орган вышеперечисленные документы, а также справку о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за 2008 г., 2009 г.

Сорокин Д.П. является сотрудником Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской федерации в Удмуртской Республике.

 Сорокину Д.П. ИФНС по Октябрьскому району г. Ижевска было отказано в праве на получение имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц за 2010 г. в связи с тем, что им не предоставлена справка по форме 2 НДФЛ за 2008 г., что не позволяет провести камеральную проверку по остатку имущественного налогового вычета и определить переходящий остаток по имущественному налоговому вычету на 2010 г.

Вместе с тем, сумма переходящего остатка на 2008 г. Сорокина Д.П. была указана в требовании ИФНС по Октябрьскому району г. Ижевска  от , указанная сумма составляет 360052, 84 руб.

 Сорокину Д.П. ИФНС по Октябрьскому району г. Ижевска по результатам проверки представленных документов сообщением об отказе  отказано в праве на получение имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц за 2010 г. по причине: « … неправомерно заявленным имущественным налоговым вычетом в налоговый орган, так как по сведениям бухгалтерии Центра специальной связи ФСО Ваша служба является секретной».

В обоснование своих доводов и возражений на иск ответчик ИФНС по Октябрьскому району г. Ижевска указал, что в соответствии со ст. 230 НК РФ в отношении Сорокина Д.П. налоговым агентом по месту его учета сведения не предоставлялись.

Пунктом 2 ст. 230 Кодекса установлено, что налоговые агенты представляют сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета. Налоговые органы направляют эти сведения налоговым органам по месту жительства физических лиц.

Налоговый кодекс РФ не содержит обязанности налогового агента представлять сведения в налоговый орган каждого работника - физического лица.

В рассматриваемом случае налоговым агентом является работодатель Сорокина Д.П. - Центр специальной связи ФСО.

Указанный налоговый агент – Центр специальной связи ФСО представляет сводные сведения в УФНС России по УР. Указанные сведения имеют степень секретности в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-I « О государственной тайне», Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 « Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

В соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Поскольку сведения, относящиеся к отдельным сотрудникам Центра специальной связи ФСО не относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, по запросу Сорокина Д.П. налоговый агент - Центр специальной связи ФСО выдал по утвержденной приказом ФНС России от 13.10.2006 г. № САЭ-3-04/706@ форме справки формы 2-НДФЛ о полученных им доходах за 2008 - 2009 г.

Несмотря на то, что все условия необходимые для получения подтверждения на получение налогового вычета Сорокиным Д.П. были соблюдены, по мнению суда, ИФНС по Октябрьскому району г. Ижевска налогоплательщику Сорокину Д.П. было необоснованно отказано в праве на получение налогового вычета.

Ответчики в своих возражениях на иск указывают, что приказом ФНС России от 16.12.2008 г. № 20с утверждены « Рекомендации по предоставлению сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, на которых распространяется особый порядок взаимодействия с налоговыми органами РФ, социальных и имущественных вычетов».

В соответствии с указанными рекомендациями в ведомствах должны быть оборудованы специальные помещения с учетом соблюдения требований инструкции по режиму секретности, в которых должны находится специализированные автоматизированные рабочие места, назначены ответственные должностные лица.

По мнению ответчиков, при соблюдении налоговым агентом – работодателем Сорокина Д.П. предоставления сведений о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ в порядке, предусмотренном ст. 230 НК РФ, при соблюдении требований ст. 220 НК РФ налоговый вычет заявителю будет предоставлен в общеустановленном порядке.

Суд не соглашается с указанными доводами по следующим основаниям.

Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-I « О государственной тайне», регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Статьей 9 указанного закона для отнесения сведений к государственной тайне необходимо выполнение двух условий. Во- первых, сведения должны соответствовать установленному законом перечню сведений, составляющих государственную тайну. Во-вторых, отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержден распоряжением Президента РФ от 16.04.2005 г. № 151-рп. Данный перечень не содержит в качестве указанных лиц - руководителей Федеральной налоговой службы. Таким образом, Министерство налоговой службы и его территориальные органы не наделены полномочиями по отнесению сведений ведомственной принадлежности к государственной тайне, а установление ведомственным актом налогового органа какого-либо особого порядка и выдача рекомендаций по взаимодействию с организациями, использующих секретные сведения не должны вести к ущемлению прав налогоплательщика.

Налоговое законодательство не связывает предоставление налогового вычета со статусом работодателя и не ограничивает возможность проведения налоговым органом проверки налоговых агентов о правильности исчисления доходов налогоплательщиков ( ответчиками в суде не оспаривалось, что в УФНС по УР имеются сотрудники, которые вправе работать с секретными документами).

Ответственность за неполное или неправильное перечисление НДФЛ возлагается полностью на налогового агента. Факт полноты, своевременности удержания и перечисления в бюджет сумм НДФЛ налоговым агентом может быть установлен в ходе выездной налоговой проверки.

Суд также отмечает, что сообщение об отказе № 33 от 23.06.2010 г. содержит указание о том, что отказ уже основан на проведенной проверке представленных налогоплательщиком документов.

Анализ положений статьи 220 НК РФ позволяет суду сделать вывод о том, что субъектом налоговой льготы, установленной подпунктом 2 пункта 1 указанной статьи, является тот налогоплательщик, у которого имеются основания для ее получения и соответствующие документы, при этом предоставление имущественного налогового вычета связано с юридическим фактом осуществления расходов на новое строительство или приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них. Предоставление документов, подтверждающих право собственности на приобретенный жилой дом или квартиру, необходимо для установления факта приобретения объекта недвижимого имущества, в отношении расходов на строительство или приобретение которого предоставляется имущественный налоговый вычет, предоставление платежных документов связано с необходимостью подтверждения факта осуществления расходов.

Налоговое законодательство в качестве необходимого условия для предоставления налогового вычета предусматривает лишь фактическую уплату денежных средств на покупку жилья или доли в нем.

Поскольку Сорокин Д.П. фактически понес расходы на приобретение доли квартиры, представил в налоговый орган все установленные налоговым законодательством документы, подтверждающие право собственности на приобретенную долю в квартире, расходы на ее приобретение, суд полагает отказ в предоставлении Сорокину Д.П. имущественного налогового вычета незаконным, нарушающим его права на использование льготы по налогообложению, установленной НК РФ.

Таким образом, требования Сорокина Д.П. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Нарушенное право Сорокина Д.П. подлежит восстановлению. Так как ответчиками не оспорен размер налогового вычета и размер налога на доходы физических лиц Сорокина Д.П. за 2008,2009 годы, требований к Управлению федеральной налоговой службы по УР истцом не заявлялось, суд полагает необходимым восстановить нарушенное право истца, признать за Сорокиным Д.П. право на получение имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в связи с приобретением ? доли права собственности на квартиру, неизрасходованного в предыдущих налоговых периодах в размере, не превышающем 360052 руб. 84 коп. Возложить на ответчика ИФНС по Октябрьскому району г. Ижевска обязанность в установленной форме выдать Сорокину Д.П. подтверждение права на имущественный вычет по налогу на доходы физических лиц на 2010 год в связи с приобретением ? доли права собственности на квартиру в размере, не превышающем 360052 руб. 84 коп.

Исходя из требований ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратится в суд заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его права.

Согласно пунктам 22 и 24 Постановления от 10 февраля 2009 года № В соответствии с частью 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

К обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относится соблюдение срока обращения с заявлением в суд, при этом по каждому делу необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Сообщение об отказе в праве на получение имущественного налогового вычета Сорокину Д.П. направлено 23.06.2010 г., о нарушении своего права Сорокину Д.П. стало известно не ранее указанной даты.

Исковое заявление Сорокиным Д.П. подано в суд 21.09.2010 г., т.е. с соблюдением установленного законом 3-х месячного срока.

С учетом того, что состоялось в пользу истца, на ответчика ИФНС по Октябрьскому району г. Ижевска в порядке статей 98 и 100 ГПК РФ должна быть возложена обязанность по возмещению Сорокину Д.П. судебных расходов, состоящих из государственной пошлины – 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования Сорокина Д.П. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска о признании права на получение имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, об обязании выдать подтверждение права на имущественный налоговый вычет удовлетворить.

Признать за Сорокиным Д.П. право на получение имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в связи с приобретением ? доли права собственности на квартиру, неизрасходованного в предыдущих налоговых периодах в размере, не превышающем 360052 руб. 84 коп.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска в установленной форме выдать Сорокину Д.П. подтверждение права на имущественный вычет по налогу на доходы физических лиц на 2010 год в связи с приобретением ? доли права собственности на квартиру в размере, не превышающем 360052 руб. 84 коп.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска в пользу Сорокина Д.П. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный суд УР через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 12 января 2011 г.

Судья- Ю.В. Фролова