Дело <номер>
УИД 18RS0003-01-2019-007218-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2020 года город Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО6 к Администрации МО «город Ижевск», Управлению образования Администрации города Ижевска о признании отказа в выплате компенсации части расходов на оплату путевки в загородный детский оздоровительный лагерь незаконным, возложении обязанности произвести выплату компенсации, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации МО «город Ижевск» о признании отказа в выплате компенсации части расходов на оплату путевки в загородный детский оздоровительный лагерь незаконным, возложении обязанности произвести выплату компенсации, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, мотивировав их тем, что имеет несовершеннолетнего сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
<дата> истец приобрела у ООО «Премьер-Сервис» путевку в детский стационарный загородный оздоровительный лагерь «Волна» на период с <дата> по <дата> по цене 16 480 руб. 00 коп.
<дата> она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении частичной компенсации за летний оздоровительный отдых, однако, заявление принято, при этом ей пояснили, что компенсация будет начислена в конце года, ей сообщат по телефону. В 2016 уведомления от ответчика ей направлено не было. В январе 2017 ей по телефону сообщили, что компенсация была начислена, но было необходимо явиться в декабре 2016. <дата> она письменно обратилась за компенсацией. В предоставлении компенсации ей было отказано письмом Управления образования Администрации <адрес> от <дата><номер> в связи с тем, что за компенсацией ей следовало обратиться до <дата>, в 2017 выплата компенсаций за 2016 невозможна. Полагает данный отказ незаконным, просит возложить обязанность произвести выплату компенсации в размере 8644 руб., взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2046 руб. 63 коп. с последующим начислением на сумму 8644 руб. по ключевой ставке ЦБ РФ, начиная с <дата> по день фактической оплаты.
Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление образования Администрации <адрес>.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что ею было написано два заявления от одной даты (<дата>) – на компенсацию в размере 50% и в размере 80%. Она одинокая мать, адвокат, поэтому в иске размер компенсации рассчитан из 80%.
Представитель ответчиков ФИО4, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что заявка на получение компенсации в размере 50% (иной заявки от нее не поступало) была подана ФИО1 после окончания заявочной компании, поэтому могла быть рассмотрена только после выплаты компенсации тем, кто подал заявки в период заявочной компании, о чем всех предупреждают при подаче заявок. Сотрудники Управления разместили объявление на официальном сайте о необходимости подойти для подачи заявления, обзванивали всех, кто подал заявки. Заявление с приложением подтверждающих документов на выплату компенсации от ФИО1 до конца 2016 так и не поступило. С заявлением она обратилась только в 2017, когда выплата компенсации за 2016 уже была невозможна, остаток неосвоенных денежных средств был возвращен в бюджет УР.
Представитель Управления образования Администрации <адрес>ФИО5, действующая по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала. Суду пояснила, что сотрудники Управления разместили объявление на официальном сайте о необходимости подойти для подачи заявления в октябре 2016, что видно из распечатки с сайта, где содержится информация о конференции, обзванивали всех, кто подал заявки. Заявление с приложением подтверждающих документов на выплату компенсации от ФИО1 до конца 2016 так и не поступило.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к основным полномочиям органов местного самоуправления относится организация отдыха детей в каникулярное время.
В указанный в иске период сложившиеся между сторонами правоотношения регулировались постановлением Администрации <адрес> от <дата><номер> «Об организации отдыха детей в каникулярное время в муниципальном образовании «<адрес>»; приказом Администрации <адрес> от <дата><номер>п «О порядке частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки Управлением образования Администрации <адрес> для детей в загородные детские оздоровительные лагеря».
Согласно п.2.5.3 постановления Администрации <адрес> от <дата><номер> «Об организации отдыха детей в каникулярное время в муниципальном образовании «<адрес>» Путевки в загородные оздоровительные лагеря круглогодичного и сезонного действия приобретаются родителями (законными представителями), работодателями и иными лицами за счет собственных средств.
2.5.4. Заявки на частичное возмещение стоимости путевки в загородные оздоровительные лагеря и отчеты об использовании средств по статье "Оздоровление детей" представляются в Управление образования Администрации <адрес>.
2.5.5. Заявки на частичное возмещение стоимости путевки в детские оздоровительные лагеря для детей работников организаций (предприятий, учреждений) всех форм собственности, а также детей иных лиц представляются в Управление образования Администрации <адрес> до 1 марта текущего года (заявочная кампания).
Заявки, поданные после окончания срока заявочной кампании, принимаются специалистами Управления образования только от физических лиц (кроме индивидуальных предпринимателей) и рассматриваются специалистами Управления образования при наличии денежных средств, выделенных из бюджета Удмуртской Республики на реализацию мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время в загородных детских оздоровительных лагерях, в порядке очередности поступления заявок от заявителей.
Порядок частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки Управлением образования Администрации <адрес> для детей в загородные детские оздоровительные лагеря (далее - Порядок), действовавший в 2016, был утвержден приказом Администрации <адрес> от <дата><номер>п.
В п.5.3 Порядка… было предусмотрено, что Документы на предоставление частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря, представленные заявителем до окончания срока заявочной кампании, установленного постановлением Администрации <адрес> от <дата> N 276, рассматриваются специалистами Управления образования в порядке очередности поступления заявок от заявителей в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемах финансирования, предусмотренных бюджетом Удмуртской Республики и бюджетом муниципального образования "<адрес>" на текущий финансовый год на реализацию мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время в загородных детских оздоровительных лагерях.
Документы на предоставление частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря, представленные заявителем после окончания срока заявочной кампании, рассматриваются специалистами Управления образования при наличии денежных средств, выделенных из бюджета Удмуртской Республики и бюджета муниципального образования "<адрес>" на текущий финансовый год на реализацию мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время в загородных детских оздоровительных лагерях, в порядке очередности поступления заявок от заявителей.
Денежные средства, выделенные из бюджета Удмуртской Республики, используются в объемах субсидий, предусмотренных Соглашением между Министерством образования и науки Удмуртской Республики и муниципальным образованием "<адрес>" "О предоставлении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на реализацию мероприятий по отдыху детей в каникулярное время" на текущий год.
5.4. Заявитель заключает с Управлением образования соглашение об осуществлении взаимодействия по отдыху детей в каникулярное время. В случае подачи заявки от образовательной организации с физическими лицами могут быть заключены трехсторонние договоры.5.5. После прибытия ребенка из загородного детского оздоровительного лагеря Заявителем представляется отчет об использовании средств по статье "Оздоровление детей" за счет субсидий из бюджета Удмуртской Республики по форме, являющейся неотъемлемой частью соглашения об осуществлении взаимодействия по отдыху детей в каникулярное время, с приложением заверенной копии обратного талона к путевке. В случае если Заявитель - физическое лицо представляется оригинал обратного талона, документ, подтверждающий факт оплаты путевки.
5.6. На основании представленных документов Управление образования производит частичное возмещение (компенсацию) стоимости путевки на счета, открытые в кредитных организациях.
В соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», распоряжением Администрации <адрес> от <дата><номер> «Об утверждении Перечня муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией <адрес>», п.14 ст.44 Устава <адрес> (Решение Городской думы <адрес> от <дата> N 333), был утвержден Постановлением Администрации <адрес> от <дата><номер> и в 2016 действовал Административный регламент муниципальной услуги «Предоставление частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря».
Органом, предоставляющим муниципальную услугу, являлось структурное подразделение Администрации <адрес> образования Администрации <адрес> (далее - Управление образования).
Согласно п.2.3 Административного регламента… Результатами предоставления муниципальной услуги являются:
- перечисление суммы частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря на счет заявителя (предоставление муниципальной услуги);
- отказ в предоставлении частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря (отказ в предоставлении муниципальной услуги).
Срок предоставления муниципальной услуги - до 31 декабря текущего года (п.2.4 Административного регламента…).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что сын истца ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отдыхал в детском стационарном загородном оздоровительном лагере «Волна» в период с <дата> по <дата>.
В подтверждение оплаты истцом представлен договор <номер> от <дата> купли-продажи путевок, квитанции к приходным ордерам и кассовые чеки на общую сумму 16 480 руб. (л.д.11-15).
<дата> она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении частичной компенсации за летний оздоровительный отдых, в деле имеется два таких заявления – о предоставлении компенсации в размере 80% и в размере 50% (л.д.16 и 34 соответственно), причем, ответчик оспаривает подачу заявления на компенсацию в размере 80%, утверждая, что ФИО7 было подано только одно заявление о предоставлении компенсации в размере 50%, а истец доказательств подачи второго заявления (на 80%) не предоставляет.
<дата>ФИО1 письменно обратилась за компенсацией (л.д.17). Доказательств того, что она обращалась с заявлением о выплате компенсации с приложением подтверждающих документов до завершения 2016 года, материалы дела не содержат.
В предоставлении компенсации ей было отказано письмом Управления образования Администрации <адрес> от <дата><номер> в связи с тем, что за компенсацией ей следовало обратиться до <дата>, в 2017 выплата компенсаций за 2016 невозможна (л.д.18).
Как указано выше, вопросы финансирования расходов на приобретение путевок в организации, оказывающие услуги отдыха и оздоровления детей, в том числе возможность компенсации родителям (законным представителям) части расходов на оплату стоимости таких путевок, действующим федеральным законодательством не регулируются. Предусмотренная же указанными выше нормативными актами компенсация стоимости путевок является, по сути, дополнительным мероприятием, направленным на обеспечение права детей на отдых и оздоровление, осуществляемым самостоятельно за счет средств краевого бюджета, в связи с чем органы государственной власти вправе определять условия и порядок такого финансирования, а следовательно, определять и категории лиц, которым указанная компенсация производится.
Следовательно, компенсация стоимости путевок является дополнительным мероприятием условия и порядок финансирования которого, а также определение категории лиц которым производится компенсация определяется органами государственной власти определенного субъекта или области (Определение Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 56-Г10-14).
Из системного анализа указанных выше нормативных актов следует, что: 1) заявки на компенсацию, поданные после окончания срока заявочной кампании, рассматриваются специалистами Управления образования при наличии денежных средств, выделенных из бюджета Удмуртской Республики и бюджета муниципального образования "<адрес>" на текущий финансовый год на реализацию мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время в загородных детских оздоровительных лагерях, в порядке очередности поступления заявок от заявителей; 2) для получения компенсации не достаточно подачи заявки, Юридическим фактом для начала данной административной процедуры является принятие решения о предоставлении муниципальной услуги и уведомление Заявителя о необходимости подписания соглашения об осуществлении взаимодействия по отдыху детей в каникулярный период или договора купли-продажи путевок в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления (п.3.3.1 Регламента), Заявитель представляет в Управление образования подписанное Заявителем соглашение об осуществлении взаимодействия по отдыху детей в каникулярный период или договор купли-продажи путевок (далее - соглашение) в установленный срок (п.3.3.2 Регламента…); 3) уведомление о необходимости обратиться в Управление для заключения Соглашений об осуществлении взаимодействия было сделано Управлением не позднее <дата> на официальном сайте Администрации <адрес> (www.izh.ru) с указанием срока окончания – не позднее <дата>; 4) Срок предоставления муниципальной услуги - до 31 декабря текущего года (п.2.4 Регламента…); 5) ФИО1 Соглашение об осуществлении взаимодействия не заключала, об использовании средств по статье "Оздоровление детей" за счет субсидий из бюджета Удмуртской Республики по форме, являющейся неотъемлемой частью соглашения об осуществлении взаимодействия по отдыху детей в каникулярное время, с приложением заверенной копии обратного талона к путевке в Управление в установленный срок не подавала, обратилась с таким заявлением (но без приложения необходимых документов) только <дата> (л.д.17). Доказательств обратного истец суду не представила; 6) действующее законодательство не предусматривает получение компенсации за предыдущие годы.
Таким образом, предусмотренный действующим законодательством порядок получения компенсации не был соблюден; доказательств того, что это не было возможным исключительно по вине ответчиков, истец суду не предоставила. Напротив, как следует из ее заявки от <дата>, при подаче заявки ФИО1,Ю. была ознакомлена с порядком предоставления муниципальной услуги «Предоставление частичного возмещения (компенсации) стоимости путевки для детей в загородные детские оздоровительные лагеря», который был утвержден Постановлением Администрации г. Ижевска от <дата><номер>, о чем имеется ее личная подпись (л.д.34).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчики прав истца не нарушали, что исключает удовлетворение исковых требований в полном объеме, включая взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных расходов.
руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО6 к Администрации МО «город Ижевск», Управлению образования Администрации города Ижевска о признании отказа в выплате компенсации части расходов на оплату путевки в загородный детский оздоровительный лагерь незаконным, возложении обязанности произвести выплату компенсации, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Решение в окончательной форме вынесено <дата>.
Председательствующий судья Кузнецова Н.В.