НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 22.05.2020 № 12-76/20

Дело № 12-76/2020

Р Е Ш Е Н И Е

город Иваново 22 мая 2020 года

Судья Октябрьского районного суда города Иваново Зубова Л.Н.,

с участием:

защитника ООО «Интер РАО-Управление сервисами» ФИО3, по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Интер РАО – Управление сервисами» на постановление врио заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Ивановской области ФИО2, которым ООО «Интер РАО – Управление сервисами» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях(далееКоАПРФ),

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением врио заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Ивановской области ФИО2 от 10 марта 2020 года ООО «Интер РАО – Управление сервисами» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 57000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Интер РАО – Управление сервисами» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление от 10 марта 2020 года отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании ст.2.9 КоАП РФ; либо изменить указанное постановление, назначив наказание в виде предупреждения, предусмотренное санкцией ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

В обоснование жалобы заявитель указал следующее.

Вследствие массового набора сотрудников (более 250 человек в течение полугода) Общество провело обучение ведущего специалиста отдела учета кредиторской задолженности генерирующих компаний ФИО1 за пределами месячного срока - 28.10.2019 года, проведя его, тем не менее, за три с лишним месяца до начала проведения проверки Государственной инспекцией труда в Ивановской области. Вследствие технической ошибки, графа «объем проверки знаний» (в часах) не была заполнена в Протоколе заседания комиссии по проверке знаний охраны труда работников № 6 от 28.10.2019. В то же время, незамедлительно после обнаружения данного факта (т.е. до момента составления Акта проверки) Общество устранило данную техническую ошибку и представило в Государственную инспекцию труда в Ивановской области надлежащим образом оформленный Протокол заседания комиссии. Во исполнение пп.30, 34, 54, 55 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.08.2016 года N 438н, Обществом 12.03.2020 года был заключен договор со специализированной организацией (ООО «Лига Экспертов») на оказание услуг по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков на 13 рабочих местах Общества. При этом обращает внимание, что Типовое положение не является обязательным к применению, поскольку порядок разработки локальных нормативных актов, содержащих требования охраны труда, в каждом конкретном случае устанавливается работодателем в соответствии со спецификой его деятельности. В связи с вышеизложенным, Общество признает свою вину в факте нарушения нормативных требований охраны труда по пп.1-2 Протокола. Относительно нарушений, изложенных в п.3 Протокола, Общество полагает, что вследствие рекомендательного характера правовых норм, содержащихся в Типовом положении о системе управления охраной труда, привлечение Общества за неисполнение положений данного нормативно-правового акта противоречит Кодексу РФ об административных правонарушениях, поскольку в данном случае в действиях (бездействии) Общества отсутствует событие административного правонарушения. Кроме того, по мнению заявителя, административный орган не выяснил всех обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Административный орган сделал вывод о том, что предупреждение как мера административного наказания не может быть применена в связи с тем, что не проведение обучения по охране труда работникам расценивается как возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. В то же время, заявитель отмечает, что ФИО1 при приеме на работу прошла вводный и первичный инструктажи, деятельность Общества носит непроизводственный характер, а к моменту обнаружения административным органом факта не прохождения ФИО1 обучения по охране труда, указанный сотрудник уже более 3 месяцев назад прошел указанное обучение. Кроме того, административным органом при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, в частности финансовое положение юридического лица, которое 2019 год завершило с убытком 19,35 млн. рублей, что подтверждается Отчетом о финансовых результатах за январь-декабрь 2019 года. Также принимая во внимание очевидную несоразмерность назначенного Обществу наказания характеру административного правонарушения; выявление нарушения в период становления Общества и массового набора персонала, а также факт устранения нарушений по пп.1-2 Постановления до момента его вынесения административным органом, факт вменяемого Обществу административного правонарушения можно признать малозначительным правонарушением.

В судебном заседании права защитнику по ст. 25.5 КоАП РФ разъяснены. Отводов не заявлено.

В судебном заседании защитник поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, просил изменить постановление в части наказания на предупреждение. Пояснил, что допущенные нарушения не повлекли неблагоприятных негативных последствий, являются незначительными. Допущенные нарушения устранены. К материалам дела приобщил копию Отчета о проведении оценки профессиональных рисков, сообщения в Государственную инспекцию труда об устранении нарушений.

Законный представитель ООО «Интер РАО – Управление сервисами», должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, - ФИО2, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив доводы жалобы, заслушав объяснения участников, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Согласно ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Согласно ст. 225 ТК РФ, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 (ред. от 30.11.2016) (далее - Порядок обучения по охране труда).

Согласно п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда, руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Согласно п. 3.6 Порядка обучения по охране труда, результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N 1 к Порядку.

Приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года №438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда, которое разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, разработки положения о системе управления охраной труда.

Из представленного по запросу суда дела об административном правонарушении следует, что в Государственную инспекцию труда в Ивановской области поступило извещение о пострадавшем 04.01.2020 года от несчастного случая на производстве в отношении ФИО1

В соответствии с трудовым договором от 19.08.2019 года ФИО1 принята в ООО «Интер РАО-Управление сервисами» на должность ведущего специалиста в структурное подразделение: Управление транзакционного учета, отдел учета кредиторской задолженности генерирующих компаний с 19.08.2019 г.

На основании распоряжения от 14.01.2020 года Государственной инспекцией труда в Ивановской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Интер РАО – Управление сервисами», в ходе которой установлено:

1) в нарушение ст.212, 225 ТК РФ, п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденному постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 в ООО «Интер РАО – Управление сервисами» не обеспечено проведение обучения по охране труда ведущего специалиста ФИО1 в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца. ФИО1 принята на работу 19.08.2019 года, однако обучение по охране труда ей проведено 28.10.2019 года;

2) в нарушение ст. 225 ТК РФ, п. 3.6 Порядка обучения по охране труда, Протоколы заседания комиссий по проверкезнаний работников в ООО «Интер РАО – Управление сервисами» оформляются не всоответствии с Приложение N 1 к Порядку обучения по охране труда. Так, в Протоколе заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников №6 от 28.10.2019 года, не указано количество часов, в течение которых проходили обучение по охране труда специалисты организации;

3) В нарушение требований ст. 212 ТК РФ, не обеспечено создание и функционирование Системы управления охраной труда в Обществе. Не распределены обязанности по охране труда между должностными лицами, не произведены расчеты рисков, выявленных опасностей, что предусмотрено п.п. 8, 30, 34, 54, 55 Типового положения системы управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 4384.

Факт совершения ООО «Интер РАО – Управление сервисами» нарушений трудового законодательства подтверждается следующими доказательствами:

- распоряжением от 14.01.2020 года о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Интер РАО – Управление сервисами». Выполнение распоряжения поручено врио начальника отдела ФИО2;

- актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица от 14.02.2020 года;

- предписанием об устранении выявленных нарушений в отношенииООО «Интер РАО – Управление сервисами» от 14.02.2020 года;

- протоколом об административном правонарушении от 28.02.2020 года, составленным врио начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда в Ивановской области ФИО2 по результатам проведения внеплановой проверки в отношении ООО «Интер РАО – Управление сервисами» по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ;

- трудовым договором между ООО «Интер РАО-Управление сервисами» и ФИО1;

- протоколом заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников ООО «Интер РАО-Управление сервисами» от 28.10.2019 года,;

- журналом учета теоретического обучения ООО «Интер РАО-Управление сервисами»,

- приказом от 19.03.2019 года и Положением «О системе управления охраной труда в ООО…», являющимся приложением к указанному приказу.

Действия ООО «Интер РАО – Управление сервисами» должностным лицом квалифицированы правильно по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Постановление по делу об административном правонарушении отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, составлено уполномоченным должностным лицом.

В своих доводах к пункту 3 выявленных нарушений заявитель ссылается на то, что Типовое положение о системе управления охраной труда не является обязательным к применению. Указанные доводы суд считает несостоятельными ввиду следующего.

Судом установлено, что работодателем разработано и утверждено приказом ООО «Интер РАО – Управление сервисами» от 19 марта 2019 года «Положение о системе управления охраной труда в ООО «Интер РАО – Управление сервисами», однако данное Положение не соответствует требованиям п.8, 30, 34, 54, 55 Типового положения о системе управления охраной труда, а именно не распределены обязанности по охране труда между должностными лицами, не произведены расчеты рисков, выявленных опасностей.

Согласно ст.209 ТК РФ система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Согласно письма Минтруда России от 31 октября 2016 года 15-1/10/В-8028, в целях реализации положений статьи 209 ТК РФ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда. Типовое положение о системе управления охраной труда разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, разработки положения о системе управления охраной труда, содержит типовую структуру и основные положения о системе управления охраной труда. В соответствии с требованиями статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. В то же время следует отметить, что работодателям при реализации полномочий, предусмотренных статьей 212 ТК РФ, необходимо руководствоваться Типовым положением о системе управления охраной труда с учетом специфики своей деятельности. В связи с чем Типовое положение содержит указание на возможную вариативность отдельных его норм при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда.

Согласно «Положения о системе управления охраной труда в ООО «Интер РАО – Управление сервисами», утвержденного приказом Общества 19 марта 2019 года, не распределены обязанности по охране труда между должностными лицами, не произведены расчеты рисков, выявленных опасностей, таким образом, требование ст.212 ТК РФ и п.8, 30, 34, 54, 55 Типового положения не выполнены.

Вместе с тем, суд полагает, что наказание, назначенное ООО «Интер РАО – Управление сервисами», не отвечает требованиям справедливости. Правонарушение в сфере административных правонарушений, посягающих на права граждан, ООО «Интер РАО – Управление сервисами» совершило впервые, вину в его совершении признало, в содеянном раскаялось, выявленные в ходе проверки нарушения, незамедлительно устранило. Сведений о том, что полученная потерпевшей травма и несоблюдение ею требований безопасности вследствие несвоевременного обучения, имеют причинно-следственную связь, суду не представлено. Обучение по охране труда ФИО4 прошла до проведения проверки, до получения травмы.

Санкция вменяемой статьи предусматривает также наказание в виде предупреждения. По мнению суда, указанное наказание, учитывая установленные по делу обстоятельства, а также наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, будет достаточным для достижения целей наказания.

Таким образом, прихожу к выводу, что постановление от 10 марта 2020 года должно быть изменено, наказание в виде штрафа заменено на предупреждение.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ суд

Р Е Ш И Л:

жалобу ООО «Интер РАО – Управление сервисами» удовлетворить.

Постановление врио заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труде ФИО2 от 10 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «Интер РАО – Управление сервисами» изменить, заменить назначенное наказание на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья подпись Л.Н. Зубова