НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область) от 12.12.2018 № 12-273/18

Дело №12-273/18

Р Е Ш Е Н И Е

город Иваново 12 декабря 2018 года

Судья Октябрьского районного суда города Иваново Вьюгин И.В.,

с участием защитника привлекаемого лица директора ООО «<данные изъяты>» Н.В.,

государственного инспектора труда ГИТ в Ивановской области – Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «<данные изъяты>» Н. на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ в Ивановской области Л. от 12 октября 2018 года директор ООО «<данные изъяты>» Н. по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ привлечен к административной ответственности – к штрафу в размере 5000 рублей.

В жалобе заявитель указанное постановление просит отменить, производство по делу прекратить поскольку:

- вменение в нарушение ст. 212 ТК РФ несостоятельно, незаконно и связано с неправильным применением норм материального и процессуального права, поскольку требования ст. 212 ТК РФ, ст. 9 ФЗ № 426 от 28.12.2013г. «О специальной оценке условий труда» соблюдены в полном объеме. В ходе проведения проверки были предоставлены все необходимые документы, в т.ч. Приказ ООО «<данные изъяты>» № МК-01-02/001 от 01.02.2018г. «О создании комиссии и проведении специальной оценки условий труда», согласно п. 3 которого, для организации и проведения специальной оценки условий труда создана комиссия в следующем составе: Н. – директор (специалист по охране труда), председатель комиссии, Л. – начальник отдела метрологии, член комиссии; В. – главный бухгалтер, член комиссии. Протокол от 14.01.2016г. <данные изъяты>, Удостоверение подтверждают, что Н. является специалистом по охране труда. Согласно договору оказания платных образовательных услуг от 21.12.2015г. Н. прошел обучение по программе «Охрана труда» и «Пожарно-технический минимум». Также были предоставлены: декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда; копию заключения эксперта по результатам специальной оценки условий труда; копию сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда; копию титульного листа отчета о проведении специальной оценки условий труда. ООО «<данные изъяты>» является микропредприятием. Согласно положениям ст. 217 ТК РФ, при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда – их функции осуществляют работодатель – ПМ (лично), руководитель организации. Таким образом, с учетом специфики производственной деятельности, функцию специалиста по охране руда осуществляет руководитель организации Н.;

- нарушение в части отсутствия в картах СОУТ №1 рабочего места начальника отдела метрологии, № 8 рабочего места инженера-метролога (лаборатория №3) даты подписи ознакомления с результатами проведенной специальной оценки условий труда Л. – можно признать малозначительным, оно не представляет существенного нарушения общественных правоотношений.

- в протоколе и обжалуемом постановлении имеются выводы о наличии ответственности за нарушения – должного лица К. Выводы о том, что при наличии вины К. следует подвергнуть к административному наказанию Н. незаконны и не состоятельны. В связи с чем, при вынесении постановления должностное лицо использовало недопустимое доказательство – протокол.

В судебном заседании защитнику привлекаемого лица права по ст. 25.1 КоАП РФ, состав суда, разъяснены.Отводов участниками не заявлено. Разрешены ходатайства о приобщении дополнительных документов.

В судебном заседании защитник заявителя жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Государственный инспектор труда Л. с доводами жалобы не согласилась, представила возражения, согласно которым, согласно сведениям из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «<данные изъяты>» является микропредприятием, т.е. в составе комиссии по СОУТ необходимо было включить специалиста по охране труда по гражданско-правовому договору для осуществления функции специалиста труда. Также согласно представленным сведениям, Н. прошел обучение как руководитель организации в объеме 40 часов по программе «Охрана труда». Данное обучение Н. прошел в соответствии с порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда и социального развития РФ и минобразования РФ от 13.01.2003г. № 1/29, как руководитель. Согласно Приказу, утв. Минздравсоцразвитием России от 17 мая 2012 года № 559н, требования, предъявляемые к специалисту по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности, либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет. Удостоверение по охране труда не является документом, подтверждающим профессиональное обучение по направлению «Техносферная безопасность». Согласно Профессиональному стандарту «Специалист в области охраны труда» 40.054, утв. Приказом Минтруда РФ № 524-н от 04.08.2014г., требования к образованию и обучению: высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности, либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда. Согласно ст. 195.3 ТК РФ, если настоящим Кодексом, другими ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Таким образом, Н. может быть включен в состав комиссии в качестве специалиста по охране труда при условии соблюдения профессиональных стандартов для специалиста по охране труда. В соответствии с требованиями ФЗ «О специальной оценки условий труда» № 426, «методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», утв. Приказом министерства труда и социальной защиты РФ орт 24.01.2014г. № 33н., форма документов утверждена приказом и обязательна для исполнения, сроки действия СОУТ исчисляются с момента подписания отчета о СОУТ, к которому приложены документы установленной формы. Таким образом, указанное правонарушение не может быть признано малозначительным. Также по её ходатайству в судебном заседании 06.12.2018г. приобщена копия определения от 05.12.2018г. об исправлении описки в постановлении № 37/12-4204-18-И от 12.10.2018г.

Проверив доводы жалобы, заслушав объяснения, исследовав материалы дела об административном правонарушении (проверки ГИТ 37/6-384-18-1713), суд приходит к следующим выводам.

Ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.

Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения № 37/12-3510-18-И от 21 сентября 2018г. Государственной инспекцией труда в Ивановской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «<данные изъяты>», по результатам которой за нарушение требований ст. 212 ТК РФ, ст. 9, 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. №426-ФЗ, «Методик проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», утв. Приказом министерства труда и социальной защиты РФ орт 24.01.2014г. № 33н, а именно за не включение в комиссию при проведении специальной оценки условий труда специалиста по охране труда, а также за отсутствие в картах СОУТ №1 рабочего места начальника отдела метрологии, № 8 рабочего места инженера-метролога (лаборатория №3) даты подписи ознакомления с результатами проведенной специальной оценки условий труда Л.- директор ООО «<данные изъяты>» Н. привлечен к административной ответственности.

Согласно ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 426 от 28.12.2013г. «О специальной оценке условий труда», для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. (ч. 1) В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. (ч. 2) При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). (ч. 3)

Согласно положениям ст.217 ТК РФ, работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Согласно выписке из ЕРСМиСП от 3.10.18г., имеющегося в материалах проверки ГИТ, ООО «<данные изъяты>» отнесено к микропредприятиям.

Из документов (отчетов о застрахованных лицах – работниках ООО) представленных защитником в судебном заседании, данное юрлицо имеет численность работников мене 50 человек.

Таким образом законные условия для принятия самим работодателем решения о введении должности специалиста по охране труда либо осуществлении такой функции руководителем организации имеются

Согласно приказу № МК-01-14/001 от 14.01.2016г. обязанности специалиста по охране труда возложены на директора Общества Н.

В соответствии с приказом № МК-01-02/001 от 01.02.2018г. «О создании комиссии и проведении специальной оценки условий труда», для организации и проведения специальной оценки условий труда создана комиссия, с составе директора (специалиста по охране труда) Н.

Согласно протоколу № 321-15-1 от 14.01.2016г. ЧОУ ДПО «Ивановский учебный центр «Энергетик», и выданному удостоверению №3, Н. прошел обучение по дополнительной профессиональной программе и проверку знаний для руководителей и специалистов (РИС) по охране труда в объеме 40 часов.

Должностные обязанности специалиста по охране труда, а также требования к квалификации содержатся в Разделе III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н (в редакции от 20.02.2014): Специалист по охране труда: … либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы.

Аналогичные требования содержатся в профстандарте утв. Приказом Минтруда РФ от 4.08.14г. на который ссылается в возражениях ГИТ

Из копии должностной инструкции директора ООО «<данные изъяты>»,имеющейся в материала проверки ГИТ следует, что на такую должность назначается лицо, имеющее высшее образование, наличие которого у Н. не опровергнуто.

Таким образом Н., как прошедший переподготовку (обучение) по охране труда, и осуществляющий в силу ст. 217 ТК РФ функции специалиста по охране труда в ООО, правомерно, как специалист в этой области, включен в состав комиссии ООО для организации и проведения специальной оценки условий труда.

Поэтому состав административного правонарушения в этой части отсутствует.

Кроме того, в соответствии со ст. 15 ФЗ № 426 от 28.12.2013г. «О специальной оценке условий труда», Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчето ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда: 1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям; 2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах; и проч.. (ч. 1) Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. (ч. 2).Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 3).

Форма и инструкция по заполнению отчета о проведении специальной оценки условийтруда предусмотрены «Методиками проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», утв. Приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014г. № 33н.

Согласно п. 12 ч. 5 указанных Методик, в Карте СОУТ указывается дата ее составления. Карта подписывается председателем и членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда, экспертом (экспертами) организации. Карта также подписывается работниками, занятыми на данном рабочем месте. Разделом третьим приложения № 3 данных методик, которым утверждена форма Карт специальной оценки условий труда, графа ознакомления с результатами специальной оценки условий труда предусматривает также указание даты ознакомления.

Суд отмечает, что карты №1 и №8 СОУТ Л. подписаны, дата составления карт 4.05.18г. и подписания иными членами комиссии 7.05.18г. также на картах проставлены.

Тем самым основные требования, предусмотренные ст. 15 ФЗ № 426 от 28.12.2013г. и «Методик…» от 24.01.2014г. № 33н. были соблюдены.

Согласно ч. 4 ст. 8 ФЗ № 426 от 28.12.2013г. «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Такой отчет был утвержден членами комиссии 8.05.18г.

Тем самым все необходимые положения закона и нормативных актов, имеющих значение для соблюдения прав работников в сфере охраны труда работодателем выполнены.

Из материалов проверки ГИТ усматривается, что ООО были представлены карты других работников, подписанные ими после утверждения отчета (например 10.05.18г. - Л., 25.05.18г. – Г.). В этой части какого либо нарушения ГИТ не усмотрело. Тем самым признано, что дата подписания карты работником в т.ч. после утверждения отчета, не имеет юридического значения для Порядка проведения СОУТ.

Тем самым, исходя из вышеприведенных положений законодательства и обстоятельств дела, судом признается, что отсутствие даты подписания работником карты СОУТ является техническим недочетом (по заполнению формы бланка карты СОУТ, согласно приложению к «Методикам…»), не оказывающим влияние на обстоятельства, влекущие юридические последствия относительно соблюдения Правил проведения специальной оценки условий труда, и каким-либо нарушением прав работника в части охраны труда не может быть признан.

Следовательно суд приходит к выводу об отсутствии состава правонарушения и в этой части.

Поэтому обжалуемое постановление в силу п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Жалоба заявителя подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Жалобу директора ООО «<данные изъяты>» Н. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ в Ивановской области Л. от 12 октября 2018 года в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Н. по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение десяти суток со дня вручения или получения копии.

Судья И.В. Вьюгин