НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область) от 07.02.2017 № 2А-6462/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2017 года г. Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Матвиенко О.А., при секретаре Чичигиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-809/2017 по административному иску ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска к Стрельниковой Е.А. о взыскании задолженность по налогам, пеней,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований указано, что Стрельникова Е.А. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, ИНН , с Дата до Дата являлась индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с положением Федерального закона РФ № 76-ФЗ от 23.06.2003 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» индивидуальным предпринимателям необходимо было пройти перерегистрацию в срок до Дата. Стрельникова Е.А. перерегистрацию в качестве индивидуального предпринимателя не прошла, соответственно утратила данный статус.

Стрельникова Е.А. осуществляла предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единым социальным налогом, налогом на добавленную стоимость.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налогов начисляются пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

Данная задолженность состоит из:

- ЕНВД: налог – ........ руб., пени – ........ руб.,

- ЕСН: налог – ........ руб., пени – ........ руб.,

- НДС: налог – ........ руб., пени – ........ руб.,

- налог с продаж: налог – ........ руб., пени – ........ руб.,

- пени по взносам в Пенсионный фонд – ........ руб.

В связи с неуплатой налогов в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено требование от Дата о необходимости уплаты задолженности по налогам и пеням.

В настоящее время сумма задолженности, подлежащая уплате в бюджет, составляет ........ руб.

Указанную сумму задолженности Стрельникова Е.А. не уплатила. Взыскание налоговым органом указанной задолженности в бесспорном порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, не производилось.

Просит взыскать со Стрельниковой Е.А. задолженность по ЕНВД: налог – ........ руб., пени – ........ руб., по ЕСН: налог – ........ руб., пени – ........ руб., по НДС: налог – ........ руб., пени – ........ руб., по налогу с продаж: налог – ........ руб., пени – ........ руб., по взносам в Пенсионный фонд – ........ руб., в общей сумме ........ руб.

Также просит суд восстановить пропущенный срок на обращение с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам, пеней со Стрельниковой Е.А.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик Стрельникова Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

При этом неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть преградой для рассмотрения судом дела по существу, что подтверждается положениями ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Суд рассматривает дело в отсутствие сторон в соответствии со ст. 289 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, изучив имеющиеся в нем доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

П. 1 ст. 12 НК РФ предусмотрено, что в РФ устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

В силу ст.ст. 346.28, 346.29 НК РФ налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в установленном порядке. Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

В силу ст.ст. 235, 236 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент срока уплаты налога), налогоплательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями), индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

В силу ст.ст. 143, 146 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле. Объектом налогообложения признаются операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав, передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

В силу ст.ст. 1, 2 Закона Иркутской области № 44-оз от 19.10.1998 «О налоге с продаж» (утратил силу 01.01.2004) плательщиками налога с продаж являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории области. Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

В силу ст.ст. 419, 420 НК РФ плательщиками страховых взносов (в том числе в Пенсионный фонд РФ) признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями), индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На уровне федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, в том числе Иркутской области, установлены сроки уплаты указанных налогов.

Согласно ст. 346.32 НК РФ, уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

В соответствии со ст. 243 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент срока уплаты налога) уплата ежемесячных авансовых платежей по ЕСН производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

Согласно ст. 174 НК РФ, уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области № 44-оз от 19.10.1998 «О налоге с продаж» (утратил силу 01.01.2004) уплата авансовых платежей налогоплательщиками производится не позднее 20 числа текущего налогового периода по итогам первого отчетного периода, 30 числа текущего налогового периода по итогам второго отчетного периода, 10 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам третьего отчетного периода.

Судом достоверно установлено, что Стрельникова Е.А. была зарегистрирована в качестве ИП, что подтверждается досье физического лица и выпиской из ЕГРИП от Дата, в связи с чем являлась плательщиком ЕНВД, ЕСН, НДС, налога с продаж, взносов в Пенсионный фонд, имеет задолженность по уплате данных налогов и пеней – ........ руб.

По правилам п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В силу п. 2 ст. 11 НК РФ, недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как видно из материалов дела, ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска направляла в адрес Стрельниковой Е.А. требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на Дата (недоимка по НДС в размере ........ руб. и пеня в размере ........ руб., недоимка по ЕНВД в размере ........ руб. и пеня в размере ........ руб., пеня по взносам в Пенсионный фонд в размере ........ руб., недоимка по ЕСН в размере ........ руб. и пеня в размере ........ руб.).

Исходя из обстоятельств дела, требования об уплате налогов в добровольном порядке не исполнены, обратного не доказано (ст.ст. 60-62 КАС РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

При этом срок на бесспорное взыскание сумм налога начинает течь с момента истечения срока на добровольную его уплату, исчисляемого с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику по правилам статьи 70 НК РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ, в случае направления требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

По правилам п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.

Таким образом, законом определены сроки, в течение которых налоговый орган обязан принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

В п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные для обращения налоговых органов в суд сроки, независимо от заявления о пропуске срока ответчиком, поскольку сроки являются пресекательными.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно штампу суда, административное исковое заявление поступило в суд Дата (вх. ), то есть срок для обращения в суд с административным исковым заявлением пропущен.

Вместе с тем административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд.

Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства в связи с тем, что административный истец как государственный орган, наделенный соответствующими полномочиями, имел реальную возможность обратиться в суд с настоящим административным иском в срок, установленный законом, при этом административным истцом не приведено доводов и аргументов о том, что пропуск срока для обращения в суд допущен по уважительным причинам.

Из определения Конституционного Суда РФ от № 422-О от 17.02.2015 усматривается, что в постановлении № 20-П от 17.12.1996 Конституционный Суд РФ указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

НК РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75).

Порядок исполнения обязанности по уплате налога предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (ст.ст. 45 и 52).

Принудительное взыскание налога с физического лица, по общему правилу, возможно лишь в судебном порядке в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 ст. 48).

С учетом изложенного законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

При таких обстоятельствах, учитывая, что оснований для восстановления срока для обращения в суд не имеется, суд полагает, что исковые требования о взыскании задолженности по налогам, пеней в размере ........ руб. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска к Стрельниковой Е.А. о взыскании задолженности по ЕНВД: налог – ........ руб., пени – ........ руб., по ЕСН: налог – ........ руб., пени – ........ руб., по НДС: налог – ........ руб., пени – ........ руб., по налогу с продаж: налог – ........ руб., пени – ........ руб., по взносам в Пенсионный фонд – ........ руб., в общей сумме ........ руб. – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 13 февраля 2017 года.

Судья: О.А. Матвиенко