НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область) от 11.09.2020 № 2-3300/20

Дело №2-3300/2020

31RS0016-01-2020-004358-16

Решение

Именем Российской Федерации

11 сентября 2020 года г.Белгород

Октябрьский районный суд г.Белгорода в составе:

председательствующего судьи Ковригиной М.В.,

при секретаре Уваровой Ю.Е.,

с участием представителя истца,

в отсутствие ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО СК «Гайде» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

АО СК «Гайде» обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором просит взыскать 100000 рублей- сумму неосновательного обогащения.

В обоснование заявленных требований указано на следующие обстоятельства. 21 января 2019 года в АО СК «Гайде» обратился с заявлением о выплате страхового возмещения ФИО1. В обоснование заявления представил извещение о ДТП, из которого следует, что 18.12.2018 года в г.Орел, на перекрестке <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей Jeep Grand Cherokee GZR под управлением водителя ФИО1 и ГАЗель 3302 государственный регистрационный знак под управлением водителя К.С. принадлежащего на праве собственности М. При рассмотрении заявления о выплате страхового возмещения установлено, что ФИО1 владеет автомобилем Jeep Grand Cherokee GZR на основании договору купли-продажи от 06.12.2018 года. На момент ДТП ответственность при использовании автомобиля Jeep Grand Cherokee GZR была застрахована по Зеленой карте сроком действия с 07.12.2018 года по 06.03.2019 года. По договору ОСАГО автомобиль застрахован не был. Автомобиль ГАЗель 3302 государственный регистрационный знак был застрахован в АО СК «Гайде» по полису сроком действия с 05.11.2018 года по 04.11.2019 года с неограниченным числом лиц, допущенных к управлению. При этом договор ОСАГО был заключен с собственником автомобиля Х.. При этом из извещения о ДТП следовало, что собственником является М. Данное обстоятельство указывало на несоответствие лиц, застраховавших свою ответственность в АО СК «Гайде», и использовавших транспортное средство в момент ДТП. В последствие от водителя К.С. в адрес АО СК «Гайде» поступило объяснение о том, что при оформлении извещения о ДТП была допущена ошибка в написании собственника автомобиля ГАЗель 3302 государственный регистрационный знак Автомобиль был приобретен по договору купли-продажи, застрахован новым собственником, но на учете в ГИБДД Х.. его не поставил, и данные о собственнике были вписаны в извещение о ДТП согласно данных свидетельства о регистрации транспортного средства. Дорожно-транспортное происшествие было оформлено в соответствии со ст. 11.1 ФЗ- 40 от 25.04.2002 года «Об Обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Так как автомобиль ФИО1 на момент ДТП не был застрахован в соответствии с Законом «Об ОСАГО», то ДТП должно было оформляться с участием уполномоченных сотрудников полиции. Документы из компетентных органов не были представлены заявителем при обращении в АО СК «Гайде», в связи с чем основания для выплаты страхового возмещения отсутствовали. 28.01.2019 года ФИО1 был направлен отказ в выплате страхового возмещения. Не согласившись с отказом в выплате страхового возмещения ФИО1 обратился в АО СК «Гайде» с претензией, на которую 19.06.2019 года ему также был направлен отказ. 06.03.2020 года ФИО1 перечислено 100000 рублей. Основания для выплаты страхового возмещения ФИО1 отсутствовали, выплата была проведена ошибочно.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.

Ответчик извещался о дате, времени и месте судебного заседания по известному суду месту жительства, не явился, причину неявки не сообщил, представил письменные возражения, в которых просил иск оставить без удовлетворения, указывая на то, что произведенная выплата является надлежащим исполнением договора страхования. Довод истца о невозможности оформления ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции противоречит Методическим рекомендациям по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции, утвержденного постановлением Президиума РСА от 15.02.2012 года в редакции от 19.12.2019 года. Если одно из транспортных средств застраховано в иностранном государстве, и ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой «Зеленая карта», то данный случай также подпадает под критерии упрощенного оформления ДТП, и участники могут оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД. Событие ДТП 18.12.2018 года оформлено надлежащим образом, в соответствии с законодательством РФ.

Третье лицо ФИО2 извещался о дате, времени и месте судебного заседания по известному суду месту жительства, не явился, причину неявки не сообщил, возражений не представил.

Исследовав доказательства, представленные в судебное заседание, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.1102ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со ст. 1103ГК РФ поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям:

1) о возврате исполненного по недействительной сделке;

2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения;

3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством;

4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.

В соответствии со ст.1109ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:

1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;

2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;

3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

В соответствии со ст.11.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" настоящего пункта;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, заполненном водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

Положения настоящей статьи распространяются на дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства, которое зарегистрировано в иностранном государстве и гражданская ответственность владельца которого застрахована в рамках международных систем страхования, с учетом особенностей, установленных в соответствии с подпунктом "ж" пункта 9 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции извещение о дорожно-транспортном происшествии, заполненное в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, если иное не установлено настоящим пунктом, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

В извещении о дорожно-транспортном происшествии указываются сведения об отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо о наличии и сути таких разногласий.

В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, извещение о дорожно-транспортном происшествии может быть составлено водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в виде электронного документа. Извещение о дорожно-транспортном происшествии в виде электронного документа составляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, установленной Банком России.

В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи.

При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.

Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 6 настоящей статьи.

Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховом возмещении и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в случае временного использования транспортного средства, зарегистрированного в Российской Федерации, на территории иностранного государства, в котором применяются международные системы страхования, владелец такого транспортного средства до пересечения Государственной границы Российской Федерации обязан застраховать риск своей гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории указанного иностранного государства, на срок временного использования транспортного средства, но не менее чем на 15 дней, посредством заключения со страховщиком, включенным в перечень, указанный в пункте 5 настоящей статьи, договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования.

Условия, на которых в рамках международных систем страхования осуществляется страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных на территориях иностранных государств и временно используемых на территории Российской Федерации, должны соответствовать законодательству Российской Федерации о страховании, нормативным актам Банка России, а также правилам профессиональной деятельности, принятым профессиональным объединением страховщиков в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи.

Условия, на которых в рамках международных систем страхования осуществляется страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации и временно используемых на территориях иностранных государств, устанавливаются профессиональным объединением страховщиков в правилах страхования в рамках международных систем страхования в соответствии с требованиями и правилами таких международных систем.

Координация действий по участию профессионального объединения страховщиков в международных системах страхования осуществляется Банком России.

Страховщик имеет право осуществлять операции по страхованию в рамках международных систем страхования в случае, если этот страховщик включен в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования. Ведение указанного перечня осуществляется профессиональным объединением страховщиков.

Для включения в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, страховщик должен:

а) являться членом профессионального объединения страховщиков;

б) соответствовать требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков в правилах профессиональной деятельности в соответствии с правилами международных систем страхования;

в) внести в фонд текущих обязательств, формируемый профессиональным объединением страховщиков в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи, взнос в размере, эквивалентном 500 тысячам евро по курсу Банка России, установленному на день платежа.

Сведения о страховщиках, включенных в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, направляются в Банк России в течение 30 календарных дней со дня включения страховщика в указанный перечень.

Профессиональное объединение страховщиков обязано размещать перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Деятельность профессионального объединения страховщиков и его членов в рамках международных систем страхования регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, правилами международных систем страхования и устанавливаемыми в соответствии с ними профессиональным объединением страховщиков правилами профессиональной деятельности, содержащими требования в отношении:

а) порядка включения страховщика в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, и исключения страховщика из указанного перечня;

б) размера взносов и порядка их уплаты страховщиками в профессиональное объединение страховщиков, формирования и использования фонда текущих обязательств;

в) предельных (минимальных и максимальных) размеров страховых тарифов и порядка их применения при определении страховой премии, структуры страховых тарифов, включая долю страховой премии, предназначенную для вознаграждения за заключение договора страхования в рамках международных систем страхования, а также порядка уплаты страховой премии;

г) страховщиков для включения их в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования;

д) организаций, осуществляющих урегулирование требований, возникающих в связи со страхованием в рамках международных систем страхования, на территории Российской Федерации;

е) организации заключения страховщиками договоров страхования в рамках международных систем страхования, а также размещения рекламы услуг конкретных страховщиков и (или) лиц, действующих от их имени, в рамках международных систем страхования;

ж) правил урегулирования требований, возникающих в связи со страхованием в рамках международных систем страхования.

(п. 9 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

В целях исполнения финансовых обязательств перед участниками международных систем страхования профессиональное объединение страховщиков формирует фонд текущих обязательств.

Единственным основанием для утверждения о невозможности оформления ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции истец указывает на не страхование ответственности автомобиля ФИО1 на момент ДТП в соответствии с Законом «Об ОСАГО».

Суд полагает, что данное утверждение истца несостоятельно по следующим основаниям.

Гражданская ответственность ФИО1 на момент ДТП застрахована по полису международного страхования системы «Зеленая карта» YB№.

Положения ст. 31 ФЗ от 25.04.2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривают страхование в рамках международных систем страхования.

При таких обстоятельствах ответственность автомобиля под управлением ФИО1 на момент дорожно-транспортного происшествия была застрахована в соответствии с положениями ФЗ от 25.04.2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В результате ДТП, произошедшего 18.12.2018 года вследствие действий К.С.., управлявшего транспортным средством ГАЗ 3302, государственный регистрационный знак , принадлежащим на праве собственности М. был причинен вред принадлежавшему ФИО1 транспортному средству Jeep Grand Cherokee GZR

Гражданская ответственность заявителя на момент ДТП застрахована по полису международного страхования системы «Зеленая карта» YB№.

Гражданская ответственность К.С.. на момент ДТП застрахована в АО «СК ГАЙДЕ» по договору страхования ОСАГО серии ХХХ № со сроком страхования 05.11.2018 года по 04.11.2019 года.

Ввиду причинения вреда в результате произошедшего ДТП только транспортным средствам, а также отсутствия разногласий участников в отношении характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, документы о ДТП были оформлены его участниками без уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения извещения о ДТП.

21.01.2019 года в АО «СК ГАЙДЕ» поступило заявление ФИО1 о страховом возмещении убытков по договору ОСАГО, с приложением всех документов, предусмотренных Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Положением Банка России от 19.09.2014 года №431-П.

29.01.2019 года АО «СК ГАЙДЕ» организовано проведение осмотра транспортного средства заявителя и составлен акт осмотра.

АО «СК ГАЙДЕ» отказало заявителю в выплате страхового возмещения в связи с тем, что произошедшее ДТП должно было оформляться только сотрудниками ГИБДД, а также по договору ОСАГО застрахована ответственность иного владельца, чем в предоставленных документах о ДТП.

06.03.2020 года АО «СК ГАЙДЕ» произвело выплату страхового возмещения в размере 100000 рублей, что подтверждается платежным поручением №.

13.04.2020 года заявитель обратился в АО «СК ГАЙДЕ» в претензией с требованием о выплате неустойки в размере 251000 рублей.

Гражданская ответственность причинителя вреда ФИО2 на момент ДТП застрахована в АО «СК ГАЙДЕ» по договору страхования ОСАГО серии ХХХ №. Собственником транспортного средства ГАЗ 3302, государственный регистрационный знак является М.

Из документов, предоставленных АО «СК ГАЙДЕ», договора ОСАГО серии ХХХ № АО «СК ГАЙДЕ» следует, что собственником транспортного средства ГАЗ 3302, государственный регистрационный знак , является Х.

Такое основание для отказа в выплате страхового возмещения как смена собственника транспортного средства не предусмотрено.

Согласно имеющейся информации на сайте Российского союза автостраховщиков, гражданская ответственность в связи с использованием транспортного средства ГАЗ 3302, государственный регистрационный знак на момент ДТП 18.12.2018 года была застрахована в АО «СК ГАЙДЕ» по договору страхования ОСАГО серии ХХХ №0062579057 со сроком страхования с 05.11.2018 года по 04.11.2019 года. Договор ОСАГО серии ХХХ № АО «СК ГАЙДЕ» на момент ДТП от 18.12.2018 года действовал.

При таких обстоятельствах отказ АО «СК ГАЙДЕ» в осуществлении выплаты страхового возмещения является необоснованным, а произведенная выплата осуществлена в соответствии с положениями ФЗ об ОСАГО, Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и не может быть оценена как неосновательное обогащение.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования АО СК «Гайде» к ФИО1 о взыскании 100000 рублей- суммы неосновательного обогащения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по граждански мделам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.