. 2-3960-2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Белгород 10 августа 2015 года
Октябрьский районный суд г.Белгорода в составе:
председательствующего судьи Лопыревой С.В.,
при секретаре Семейкиной С.А.,
с участием истца Р.О.В.
в отсутствие представителя ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.О.В. к ООО «"А"» о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
дата г. истцом для себя и сына М.Л.дата1 г.рождения забронированы места в салоне номер и номер1 на рейс номер2 с датой вылета дата2 г. в 10 час. 50 минут по маршруту Белгород – Москва (Внуково).
В связи с отсутствием мест в салоне воздушного судна, вылет истца с ребенком состоялся на следующий день дата3 г.
Дело инициировано иском Р.О.В.., обратившейся с требованиями о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере сумма руб., ссылаясь на оказание услуг ненадлежащего качества.
В судебном заседании истец требования поддержала. Пояснила, что из-за переноса даты вылета были нарушены планы по пребыванию в г.Москве; ребенок был расстроен. До судебного заседания стороной ответчика по телефону был предложен в виде компенсации билет в г.Москву, от чего она отказалась.
Явка ответчика в судебное заседание не обеспечена. Согласно представленному Отзыву на исковое заявление, нарушение обязательств по договору было вызвано техническим сбоем системы регистрации пассажиров и багажа в аэропорту г.Белгорода.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п.1 ст.786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
В силу ст.792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В соответствии с положениями утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату (далее - бронирование) является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа, груза (п.8). Бронирование пассажирского места и провозной емкости для пассажира предполагает перевозку пассажира и его багажа в дату, рейсом и по маршруту, на которые было произведено бронирование (п.11).
Факт бронирования истцом мест номер и номер1 в салоне на рейс номер2 с датой вылета дата2 г. в 10 час. 50 минут по маршруту Белгород – Москва (Внуково) подтверждается представленной суду маршрут-квитанцией и не оспаривается стороной ответчика.
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В судебном заседании установлено, что обязательства по перевозке истца с сыном дата2 г. ответчиком не исполнены.
На основании п.1 ст.793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Положения ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривают возможность компенсации причиненного потребителю морального вреда причинителем вреда при наличии его вины.
Как следует из отзыва стороны ответчика нарушение обязательств имело место в связи с техническим сбоем системы регистрации пассажиров и багажа в аэропорту г.Белгорода.
Однако отвечающих требованиям допустимости доказательств в подтверждение указанных причин, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ сторона ответчика не представила, как не представила и доказательства вины иных юридических лиц в срыве полета истца.
В соответствии с положениями п.227 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете является вынужденным отказом пассажира от перевозки. А указываемая стороной ответчика причина, приведшая к вынужденному отказу истца от перевозки дата2 г., не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными и основанными на законе.
При определении размера подлежащей взысканию компенсации морального вреда суд принимает во внимание заблаговременное бронирование истцом мест в салоне, поездку не только истца, но и ее малолетнего сына; убедительными являются и доводы истца о нарушении планов пребывания в г.Москве.
Принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд считает возможным на основании ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в заявленном ко взысканию размере – 15 000 руб., полагая, что данная сумма будет являться достаточной компенсацией причиненных ответчиком истцу неудобств.
Что касается доводов в отзыве о несоразмерности требований стоимости воздушной перевозки, не принятии истцом мер к досудебному урегулированию спора, то суд обращает внимание сторону ответчика на то, что согласно разьяснениям, содержащимся в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.
Необходимость возмещения причиненного морального вреда является мерой ответственности, экономические результаты применения которой должны побудить причинителя вреда к соблюдению прав потребителя, а в данном случае авиакомпанию к контролю за объёмом продаваемых билетов.
Досудебный порядок урегулирования спора для требований о компенсации морального вреда Законом РФ «О защите прав потребителей» не предусмотрен.
Доводы о нарушении правил подсудности принятием к производству районного суда иска со стоимостью требований 15 000 руб., основаны на неверном толковании положений п.5 ст.23 ГПК РФ, не ознакомлении с разъяснениями, содержащимися в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" и Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2002 г.
В силу ст.ст. 333.17, 333.36 НК РФ с ответчика в бюджет городского округа «Город Белгород» подлежит взысканию госпошлина в размере сумма1. в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения (п.2 ч.1 ст.333.18 НК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковые требования Р.О.В. к ООО "А" о взыскании компенсации морального вреда признать обоснованными, их удовлетворить.
Взыскать с ООО "А" в пользу Р.О.В. компенсацию морального вреда в размере сумма рублей.
Взыскать с ООО "А" государственную пошлину в бюджет городского округа «Город Белгород» в размере сумма1 рублей.
Решение в части взыскания государственной пошлины подлежит исполнению в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.
Судья .
.