НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область) от 08.02.2018 № 2А-260/2018Г

Р Е Ш Е Н И Е дело № 2а-260/2018 г.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«08» февраля 2018 года г. Белгород

Октябрьский районный суд города Белгорода (г.Белгород, ул.Сумская, д.76 «а», каб. № 210) в составе:

- председательствующего судьи………………………………………..Фурмановой Л.Г.,

- при секретаре…………………………………………………………...Иващенко А.М.,

- с участием административного истца - представителя ИФНС России по г.Белгороду Беденко К.А., действующего на основании доверенности <номер> от 26.09.2017 года,

- административного ответчика………………………………………….Рябикина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ИФНС России по г.Белгороду к Рябикину А.А. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц,

у с т а н о в и л:

административному ответчику Рябикину А.А. на праве собственности принадлежит квартира <адрес> и автомобиль марки «Опель Астра» государственный регистрационный знак <номер> а соответственно в силу положений ст.ст.357, 400 НК РФ он является плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога.

За налоговый период 2015 года за ним числится недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере <сумма> и недоимка по транспортному налогу в размере <сумма>. В связи с неуплатой указанных налогов в установленный законом срок ответчику начислена пеня, которая за период с 02.12.2016 года по 22.12.2016 года по недоимке по налогу на имущество физических лиц составила <сумма>, по недоимке по транспортному налогу составила <сумма>.

Также за ответчиком числится недоимка по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2012 года в размере <сумма> и пеня на данную недоимку за период с 01.11.2012 года по 12.12.2013 года в размере <сумма>, недоимка по указанному виду налога за налоговый период 2013 года в размере <сумма> и пеня на данную недоимку за период с 07.12.2013 года по 06.12.2014 года в размере <сумма>, недоимка по указанному виду налога за налоговый период 2014 года в размере <сумма> и пеня на данную недоимку за период с 12.12.2014 года по 10.11.2015 года в размере <сумма>, а всего недоимка по данному налогу составляет <сумма>, пеня - <сумма>.

Кроме того в связи с неоплатой транспортного налога за налоговый период 2011 года налоговым органом произведено начисление пени, которая за период с 03.11.2012 года по 12.12.2013 года составила <сумма>, за период с 29.04.2014 года по 29.10.2014 года - <сумма>, за период с 06.10.2014 года по 06.12.2014 года - <сумма>, за период с 19.12.2014 года по 18.05.2015 года - <сумма>, а всего в сумме <сумма>.

Дело инициировано административным исковым заявлением ИФНС России по г.Белгороду, представитель которой просит взыскать с Рябикина А.А. недоимку по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2013-2015 г.г. в <сумма>, пеню в <сумма>; недоимку по транспортному налогу за налоговый период 2015 года в размере <сумма>, пеню в сумме <сумма>.

В судебном заседании административный истец - представитель ИФНС России по г.Белгороду Беденко К.А. полностью поддержал заявленные налоговым органом требования по указанным в исковом заявлении основаниям, дополнений не имел.

Административный ответчик Рябикин А.А. заявленные ИФНС России по г.Белгороду требований не признал, указав на их необоснованность, сославшись на пропуск административным истцом срока принудительного взыскания недоимки по указанным видам налогов и пени.

Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, выслушав объяснения сторон по делу, суд приходит к следующим выводам.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.2 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Статьей 57 Конституции РФ, положениями п.1 ч.1 ст.23 НК РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены ст.44 НК РФ. Согласно п.1 данной правовой нормы, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.

Согласно п.3 ст.12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п.7 настоящей статьи.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

До 01.01.2015 года правоотношения в области налогообложения физических лиц регулировались Законом РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», с 01.01.2015 года - главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу положений ст.5 Закона РФ № 2003-1 от 09.12.1991 года «О налогах на имущество физических лиц» налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. При этом органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Федеральным законом № 306-ФЗ от 02.11.2013 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п.2 ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» внесены изменения, согласно которым налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.

Положения Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. Федерального закона № 306-ФЗ от 02.11.2013 года) применяются, начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 год. При этом, налог на имущество физических лиц за 2013 год исчисляется в порядке, установленном Законом РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», без учета коэффициента-дефлятора (ч.ч.5, 6 ст.8 Федерального закона № 306-ФЗ от 02.11.2013 года).

В соответствии с п.1 ст.2 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Пунктом 1 ст.3 указанного Закона РФ установлено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Ставки налога при стоимости имущества от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей установлена в размере от 0,1 до 0,3 процентов.

Решением Белгородского городского Совета депутатов от 22.11.2005 года № 196 «О налоге на имущество физических лиц» установлены ставки налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Статьей 2 указанного Решения Совета депутатов г.Белгорода установлены следующие ставки налога на имущество физических лиц: - на жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место: при стоимости объекта налогообложения от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - в размере 0,3%.

С 01.01.2015 года вступил в силу Федеральный закон от 04.10.2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 32 «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты Закон РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» утратил силу. Также изменен порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.

Согласно п.2 ст.402 НК РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 01.01.2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст.5 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, ст.3 Федерального закона от 04.10.2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 01.01.2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, с учетом положений Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, до принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости.

Вступившие в силу положения главы 32 части второй Налогового кодекса РФ определяют налоговую базу в отношении объектов налогообложения исходя из их кадастровой стоимости, после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, но не позже 01.01.2020 года.

До принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за отдельными исключениями, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п.1 ст.399 НК РФ).

В силу ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 НК РФ.

Объектом налогообложения в соответствии со ст.401 НК РФ (как и Законом РФ № 2003-1 от 09.12.1991 года), признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами (ст.409 НК РФ).

Согласно ст.404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013 года.

По смыслу приведенной нормы права, в случаях определения налоговой базы из инвентаризационной стоимости объекта, исчисляемой с учетом коэффициента-дефлятора, налоговый орган может лишь использовать последние данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013 года.

Возможности пересмотра (изменения) данных об инвентаризационной стоимости указанной нормой НК РФ не предусматривается.

В силу положений ст.ст.52-54, 409 НК РФ налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основе имеющихся у них данных исходя из налоговой базы, представляющей собой инвентаризационную стоимость имущества, и налоговой ставки, установленной представительным органом муниципального образования.

Сведения, необходимые для исчисления налога на имущество физических лиц, представляются в налоговые органы на основании ст.85 НК РФ органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Органы, указанные в п.4 ст.85 НК РФ, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон (п.11 ст.85 НК РФ).

Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03.09.2010 года № ММВ-27-11/9/37, а также Федеральным законом от 27.06.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен порядок обмена в электронном виде сведениями о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой.

Указанные сведения предоставляются до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм, следует, что при расчете налога соответствующий налоговый орган должен руководствоваться сведениями, представленными ему органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации.

Таким образом, исходя из приведенных положений закона и разъяснений порядка их применения, суд приходит к выводу об отсутствии у налоговых органов права на самостоятельный расчет инвентаризационной стоимости имущества.

Учитывая, что при расчете налога соответствующий налоговый орган должен руководствоваться сведениями, представленными ему органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации, налоговым органом расчет налога на имущество административного ответчика, являющегося объектом налогообложения, правомерно осуществлен исходя из инвентаризационной стоимости этого объекта.

При этом обязанность по проверке достоверности предоставляемых регистрирующими органами сведений об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, на налоговый орган не возложена. В связи с чем, доводы административного ответчика о необоснованности действий налогового органа при исчислении им налога на имущество физических лиц в спорный период, завышении налоговой базы, являются несостоятельными.

В силу п.1 ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п.5 настоящей статьи.

Пунктом 4 ст.406 НК РФ предусмотрено, что в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах: - суммарная инвентаризационная стоимость до 300 000 рублей включительно - 0,1 процента включительно; - суммарная инвентаризационная стоимость свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно - свыше 0,1 до 0,3 процента включительно; - суммарная инвентаризационная стоимость свыше 500 000 рублей - свыше 0,3 до 2 процентов включительно.

В соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации, содержащимися в письме от 13.01.2014 года № 120-СБ/д13и, коэффициент-дефлятор, применяемый в целях исчисления налога на имущество физических лиц, может быть установлен только в 2014 году на 2015 год и последующие годы.

Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 НК РФ). Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.409 НК РФ).

Из материалов дела следует, что Рябикину А.А. на праве собственности принадлежит квартира <адрес>, в связи с чем в силу положений ст.400 НК РФ он являлся плательщиком налога на имущество физических лиц.

Инвентаризационная стоимость указанного объекта недвижимости составляет <сумма>.

Также административному ответчику с 22.07.2015 года на праве собственности принадлежит автомобиль марки «Опель Астра», государственный регистрационный знак <номер> а, соответственно, в силу ст.357 НК РФ он является плательщиком транспортного налога.

Транспортный налог относится к региональным налогам (п.4 ст.14 НК РФ).

В соответствии с п.3 ст.12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п.7 настоящей статьи.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

В силу ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом порядок и сроки его уплаты.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч.1 ст.55 НК РФ).

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п.1 ст.360 НК РФ).

Из приведенных положений закона следует, что налоговая база определяется по окончании налогового периода, который по транспортному налогу составляет календарный год, сумма данного вида налога может быть исчислена только после его истечения, и окончательно уплачена в году, следующем за истекшим налоговым периодом, в порядке и сроки, устанавливаемые налоговым законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст.358 НК РФ).

Согласно п.п.1 п.1 ст.359 НК РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в п.п.1.1 настоящего кодекса), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В п.1 ст.361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Налоговые ставки, указанные в п.1 настоящей статьи могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз (п.2 ст.361 НК РФ).

Объем двигателя, принадлежащего административного истцу, являющегося объектом налогообложения, автомобиля составляет 140 л.с.

Статьей 1 Закона Белгородской области от 28.11.2002 года № 54 «О транспортном налоге» налоговая ставка на легковой автомобиль с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - в размере 25 рублей.

В соответствии с п.1 ст.362, п.п.1, 3 ст.363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно абз.2 п.2 ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.4 ст.52 НК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу положений ч.1 ст.70 НК РФ должно быть направлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Правила направления и исчисления срока получения требования об уплате налога установлены п.6 ст.69 НК РФ, являются аналогичными положениям п.4 ст.52 НК РФ, регламентирующей правила направления и исчисления срока получения налогового уведомления.

В силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) уведомления/требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.4 ст.69 НК РФ).

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.6 ст.45 НК РФ).

Согласно налоговому уведомлению <номер> от 25.08.2016 года Рябикину А.А. начислен налог на имущество физических лиц по объекту налогообложения (квартира <адрес>) за 12 месяцев налогового периода 2015 года в размере <сумма> (<сумма>,3%) и транспортный налог за 6 месяцев налогового периода 2015 года в размере <сумма> (140х25:12)х6), сроком уплаты до 01.12.2016 года (л.д.6).

Указанное налоговое уведомление направлено административному ответчику Рябикину А.А. в электронном виде посредством использования Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», и получено адресатом 05.10.2016 года (л.д.25).

Согласно п.29 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 года № БГ-3-21/177) месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с учета принимаются за полные месяцы.

Таким образом, налоговым органом верно произведен расчет транспортного налога с учетом периода владения административным ответчиком в отчетном 2015 году транспортным средством - с 22.07.2015 года по декабрь 2015 года, что составляет 6 месяцев.

Пунктом 1 ст.72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).

В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Поскольку обязанность налогоплательщика Рябикина А.А. по уплате налога на имущество физических лиц и транспортный налог за налоговый период 2015 года в установленный законом срок не выполнена, налоговым органом правомерно в соответствии с требованиями ст.75 НК РФ произведено начисление пени, которая за период с 02.12.2016 года по 22.12.2016 года на недоимку по налогу на имущество физических лиц составила <сумма>, на недоимку по транспортному налогу - <сумма>.

Проверив, представленный налоговым органом расчет недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу за налоговый период 2015 года, а также начисленной на недоимку по указанным видам налогов пени в период с 02.12.2016 года по 22.12.2016 года, суд признает его верным.

В связи с неисполнением Рябикиным А.А. вышеуказанного налогового уведомления, 23.12.2016 года ему выставлено требование <номер> об оплате в срок до 08.02.2017 года недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу <сумма> (<сумма> + <сумма>), а также пени на указанные виды налогов в <сумма> (<сумма> + <сумма>) (л.д.23).

Указанное требование также направлено административному ответчику посредством использования Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» и получено им в день отправки - 23.12.2016 года (л.д.25).

С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о соблюдении налоговым органом установленной процедуры уведомления налогоплательщика Рябикина А.А. о необходимости уплатить указанные виды налогов.

Кроме того материалами дела установлено, что за административным ответчиком числится недоимка по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2012 года в размере <сумма>, на которую за период с 01.11.2012 года по 12.12.2013 года начислена пеня в размере <сумма>; недоимка по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2013 года в размере <сумма>, на которую за период с 07.12.2013 года по 06.12.2014 года начислена пеня в размере <сумма>; недоимка по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2014 года в размере <сумма>, на которую за период с 12.12.2014 года по 10.11.2015 года начислена пеня в размере <сумма>; недоимка по транспортному налогу за налоговый период 2011 года в размере <сумма>, на которую за период с 03.11.2013 года по 18.05.2015 года начислена пеня в общей <сумма> (л.д.9-22).

Неисполнение налогоплательщиком требования об уплате налога, согласно п.1 ст.48 НК РФ является основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2 ст.48 НК РФ).

Таким образом, установленный ст.48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, является пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Ввиду неисполнения ответчиком вышеуказанных требований об оплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога и пени на указанные виды налогов в добровольном порядке административный истец обратился в мировой суд Западного округа г.Белгорода с заявлением о выдаче судебного приказа.

15.09.2017 года мировым судьей судебного участка № 9 Западного округа г.Белгорода принят судебный приказ о взыскании с Рябикина А.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2012-2015 г.г. в размере <сумма>, пеню по данному виду налога в размере <сумма>; недоимки по транспортному налогу за налоговый период 2015 года в размере <сумма>, пеню по недоимке по транспортному налогу, образованной за период 2011, 2015 г.г. в <сумма>.

В связи с поступившими от Рябикина А.А. возражениями указанный судебный приказ отменен, о чем 27.10.2017 года принято соответствующее определение (л.д.7).

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца с рассматриваемым иском.

Установленный абз.2 п.3 ст.48 НК РФ срок предъявления иска, а также срок и порядок обращения налогового органа с требованием о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2015 года, административным истцом соблюдены.

Таким образом, учитывая указанные обстоятельств и приведенные положения закона суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ИФНС России по г.Белгороду требований в части взыскания с Рябикина А.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2015 года в размере <сумма>, недоимки по транспортному налогу за налоговый период 2015 года в размере <сумма> и пени за период с 02.12.2016 года по 22.12.2016 года по недоимке по налогу на имущество физических лиц в размере <сумма>, по недоимке по транспортному налогу в размере <сумма>.

Требования ИФНС России по г.Белгороду о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2012-2014 г.г. в размере <сумма> и пени на указанную недоимку в размере <сумма>, а также пени на недоимку по транспортному налогу за налоговый период 2011 года в размере <сумма> удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу положений РФ п.п.5, 6 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст.46-48 НК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении № 11-П от 15.07.1999 года, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

Как следует из разъяснений, данных в п.57 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 57 от 30.07.2013 года «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой налогового кодекса Российской Федерации», при применении норм налогового законодательства (ст.ст.46-48, 75 НК РФ) судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Из приведенных норм права и разъяснений следует, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах противоречат положениям НК РФ.

Таким образом, из изложенного следует, что препятствием для взыскания пени является: - отсутствие обязанности по уплате суммы налога, - истечение сроков на принудительное взыскание налога, - отсутствие сведений о своевременном принятии мер к принудительному взысканию недоимки. При этом в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные НК РФ. В случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика взысканию не подлежат.

В силу вышеприведенных положений ст.ст.45, 48, 52, 69, 70 НК РФ исковое заявление о взыскании налога может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Возможность направления налогового требования по истечении установленного срока нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена.

Несоблюдение указанного срока не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени. В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст.70 НК РФ, исчисление срока принудительного взыскания налога с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, производится исходя из совокупности сроков, установленных в ст.48 НК РФ.

Доказательств, подтверждающих выполнение налоговым органом приведенных положений закона - принятия налоговым органом мер принудительного исполнения обязанности административного ответчика по уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2012-2014 г.г. в установленный законом срок - в соответствии с требованиями ст.48 НК РФ, не представлено.

Кроме того, положениями ч.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступившей в силу 29.12.2017 года) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Частью 3 ст.12 указанного Федерального закона предусмотрено, что решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в ч.ч.1.2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

Таким образом, недоимка по налогу на имущество физических лиц, а также транспортному налогу, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015 год, и начисленные на нее пени признаются безнадежными к взысканию, и подлежат списанию налоговым органом без участия физического лица - налогоплательщика.

С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений закона требования ИФНС России по г.Белгороду о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц за период 2012-2014 г.г. в размере <сумма> и пени на указанную сумму недоимки в размере <сумма>, а также пени по транспортному налогу за период 2011 года в размере <сумма>, подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования ИФНС России по г.Белгороду к Рябикину А.А. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, - удовлетворить частично.

Взыскать с Рябикина А.А. задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере <сумма>, задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере <сумма>, а также пеню за период с 02.12.2016 года по 22.12.2016 года по транспортному налогу в размере <сумма>, по налогу на имущество физических лиц в размере <сумма>.

В удовлетворении требований ИФНС России по г.Белгороду о взыскании с Рябикина А.А. пени по транспортному налогу в размере <сумма>, недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере <сумма> и пени в размере <сумма>, - отказать.

Взысканная сумма недоимки и пени по указанным видам налогов подлежат уплате по следующим реквизитам: Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Белгородской области, БИК 041403001, ОКТМО 14701000, получатель УФК по Белгородской области, ИНН 3123021768, КПП 312301001, счет № 40101810300000010002. Транспортный налог: КБК 18210604012021000110 - налог, КБК 18210604012022100110 - пеня. Налог на имущество физических лиц: КБК 18210601020041000110, КБК 18210601020042000110 - пеня.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: