НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 22.06.2021 № 2-1312/2021

Дело №2-1312/2021

УИД 22RS0067-01-2021-001469-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2021 года г. Барнаул

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Бабаскиной Н.В.,

при секретаре Коротцовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах ФИО2 к Алтайской таможне о взыскании задолженности по выплате компенсации при увольнении, компенсации за задержку выплаты заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Барнаульский транспортный прокурор, действуя в интересах ФИО2, обратился в суд с иском к Алтайской таможне (с учетом уточнения) о взыскании задолженности по компенсации при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 28167,30 руб., компенсации за задержку выплаты, причитающейся работнику при увольнении, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1875,01 руб.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 проходила государственную гражданскую службу в Алтайской таможне, уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы.

Истец полагал, что в период прохождения государственной гражданской службы ФИО1 представитель нанимателя в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил начисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» произвел начисление компенсации при увольнении в связи с сокращением без учета выплаты материального стимулирования, что повлияло на размер выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.

В судебном заседании процессуальный истец настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в иске, с учетом его уточнения.

Материальный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о его времени и месте надлежаще.

Представитель ответчика Алтайской таможни в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, пояснил, что перечень дополнительных выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, исходя из которого производится начисление компенсации при увольнении, является ограниченным, в ч.2 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, п.2 Правил перечислены дополнительные выплаты, входящие в денежное содержание, их перечень исчерпывающий, и его расширение не предусмотрено. Алтайской таможней при расчете компенсаций ФИО1 учтены все предусмотренные законом дополнительные выплаты. Другие выплаты, не включенные в этот перечень, которые упоминаются в ч.10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ, не могут учитываться при расчете компенсации при увольнении. Выплаты, указанные прокурором, являются единовременными поощрениями, носят характер материального стимулирования, они не входят в состав денежного содержания и не учитываются при расчете компенсаций, не могут быть оценены как премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Указанные выплаты не входят в фонд оплаты труда, они выплачиваются в соответствии с ежегодными решениями Правительства РФ как материальное стимулирование, и не являются гарантированными выплатами в структуре денежного содержания. В обоснование своей позиции представил письмо Минтруда России от 05.05.2021 №14-0/10/В-5300. Представленный прокурором расчет не оспаривал, полагал его верным.

Суд, в соответствие со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Барнаульской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу нарушения её трудовых прав Алтайской таможней.

Установлено, что ФИО2 по ДД.ММ.ГГГГ состояла на государственной гражданской службе в Алтайской таможне в должности главного государственного таможенного инспектора таможенного поста Аэропорт Барнаул.

Приказом начальника Алтайской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-ФИО1 освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №79- ФЗ).

Алтайской таможней при увольнении ФИО1 произведена выплата, причитающаяся ей в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная п3.1 ч.3 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ, в виде компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 151125,72 руб.

Однако при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением ФИО2 Алтайской таможней не учтены выплаты материального стимулирования, что повлияло на размер выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.

Федеральным законом №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона №79-Ф гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовым актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Пунктами 3.1, 3.2 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ предусмотрено, что в случае расторжения служебного контракта, в том числе при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе гражданском служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежной содержания, а также дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при наличии установленных Законом оснований.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч.2 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 (далее – Правила №562).

Пунктом 2 Правил №562 предусмотрено, что согласно ч.2 и 5 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем 1 п.8 Правил №562 определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абз.2 п.8 Правил №562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а»- «г» п.2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д»-«ж» п.2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.6 и 8 Правил №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст.50 Федерального закона №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Указ от 25.07.2006 №763) установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов, за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Пунктом 9 Указа от 25.07.2006 №763 предусмотрено, что фонд оплаты труда Федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз.8 подп. «р» п.2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Установлено, что во исполнение мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601, Минфин России ежегодно разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих. Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФТС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда, в том числе в 2019 году - постановление от 06.03.2019 №188-5, в 2020 году - постановление от 12.02.2020 №211-3.

В постановлениях предусмотрены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФТС России в общем годовом объеме, без распределения между управлениями ФТС, а также без деления по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской службы.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Приказами Сибирского таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ- от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ- утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе Алтайской таможни, на ДД.ММ.ГГГГ

Во исполнение данных приказов Алтайской таможней на основании изданных приказов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ-, от ДД.ММ.ГГГГ- от ДД.ММ.ГГГГФИО1 выплачены суммы материального стимулирования в сумме - 84502 руб. (22295 + 26425 + 16 107 + 19 675).

Однако данные суммы материального стимулирования не учитывались ответчиком при расчете денежного содержания ФИО1 для компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.

Вместе с тем, издание данных приказов свидетельствует о том, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих в соответствии с ч.10 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплаты стимулирующего характера, которые по своему назначению следует отнести к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, поскольку указанными приказами они отнесены к материальному стимулированию федеральных гражданских служащих за достижение показателей результативности и эффективности деятельности с учетом итоговых оценок деятельности таможенных органов. Регулярность таких выплат и их обусловленность результатами труда гражданских служащих соответствует сущности премирования как поощрения за достигнутый уровень (показатели) деятельности таможенных органов.

В этой связи, суд не соглашается с позицией ответчика о том, что вышеуказанные выплаты носят характер единовременных поощрений по аналогии с выплатами к юбилеям и иными подобными выплатами.

Суд принимает во внимание и то, что согласно позиции Министерства финансов РФ, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ, применительно к положениям ч.10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ о возможности осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также ч.3 ст.51 названного Федерального закона о формировании фонда оплаты труда гражданских служащих за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст.50 Федерального закона N79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, постановления Правительства РФ во исполнение мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусматривающие объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлениями правительства.

В указанном письме Минфин РФ отметил, что для исчисления денежного содержания (для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 Федерального закона N79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлениями Правительства РФ.

Кроме того, в ходе рассмотрения данного гражданского дела установлено, что стимулирующие выплаты в пределах выделенных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих носили систематический характер.

Доводы представителя ответчика основаны на ином толковании положений законодательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчиком допущено нарушение прав истца ФИО1 при исчислении компенсации при увольнении со службы, поскольку вышеуказанные ежеквартальные выплаты в расчет денежного содержания включены не были.

Проверив расчет недоплаченных сумм компенсации, представленный прокурором, суд с ним соглашается, поскольку он является арифметически верным, выполнен в соответствии с вышеизложенными положениями Порядка исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих для указанных целей. Представитель ответчика в судебном заседании расчет не оспаривал.

В этой связи, суд удовлетворяет исковые требования прокурора о взыскании с ответчика в пользу ФИО1 задолженности по компенсации при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 28167,30 руб. (с учетом заявленных требований) (1/12 от суммы материального стимулирования 84502 /12 = 7041,83 руб. х 4 месяца).

В соответствии со ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Учитывая допущенную ответчиком просрочку в выплате вышеуказанных сумм при увольнении ФИО1 размер денежной компенсации за невыплату в срок суммы компенсации при увольнении за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 1875,01 руб. (28167,30 руб. х 1/150 долю ключевой ставки Банка России в период задержки х (4,25 % ставки (ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ (172 дня) + 4,5 % ставки (ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ (35 дней) + 5 % ставки (ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ (22 дня). Указанная сумма компенсации также подлежат взысканию с ответчика в пользу материального истца.

Таким образом, исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Барнаульского транспортного прокурора в интересах ФИО2 к Алтайской таможне о взыскании компенсации при увольнении удовлетворить.

Взыскать с Алтайской таможни в пользу ФИО2 компенсацию при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 28167,30 руб., компенсацию за задержку выплаты заработной платы при увольнении за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1875,01 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Бабаскина