НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 13.02.2019 № 2А-566/19

дело № 2а-566/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Барнаул 13 февраля 2019 года

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Герлах Н.И.

при секретаре Шевченко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю к Усманову Евгению Камильевичу о взыскании недоимки по налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным иском к Усманову Е.К. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014-2016 год в размере 404847 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 13471,34 руб.

Заявленные требования обоснованы тем, что в соответствие со ст.ст. 399, 400, 408 Налогового Кодекса Российской Федерации ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц в 2014-2016г., поскольку ему на праве собственности принадлежали следующие объекты:

- здание трансформаторной подстанции ТП, адрес: <адрес> кадастровый , площадь 4 кв.м. дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- иные строения, помещения и сооружения, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый , площадь 216,80 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

- резервуар, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 26 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

- резервуар, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 11 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

- резервуар, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 26 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

- сооружение резервуара, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 57 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

- здание с пристроями, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 6807,80 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик налог на имущество в установленный законом срок не уплатил. Сумма задолженности за 2014-2016 год составляет 404847 руб. Ответчику было направлено почтой налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога на имущество физических лиц за 2015г. в отношении здания с пристроями, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый в размере 240411,00 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ и налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога на имущество физических лиц в отношении здание трансформаторной подстанции ТП, адрес: <адрес>, кадастровый за 2014г. в размере 2484 руб. и за 2016г. в размере 5942 руб.; иные строения, помещения и сооружения, расположенное по адресу: 656910, <адрес> городок, 48, кадастровый за 2014г. в размере 1090 руб.; здание с пристроями, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый за 2014г. в размере 116444 руб. и за 2016г. в размере 278558 руб.; резервуар, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый за 2014г. в размере 95 руб.; резервуар, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый за 2014г. в размере 95 руб.; резервуар, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый за 2014г. в размере 44 руб.; сооружение резервуара, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый за 2014г. в размере 95 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неуплатой в установленный срок налога должнику направлены требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списками почтовых отправлений, которые также не исполнены. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Октябрьского района г.Барнаула было возвращено заявление о вынесении судебного приказа.

Административный истец просил взыскать с ответчика недоимку по налогу и пени в указанном размере. Одновременно административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу настоящего иска.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, телефонограмма и заявление в деле.

Административный ответчик Усманов Е.К. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, по адресу, указанному в исковом заявлении, являющемуся местом регистрации.

Суд, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога на имущество предусмотрена ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу п.1,2 ст.402 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ – ст.404 Налогового Кодекса РФ.

Согласно п.п.1,3,5 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

Как следует из материалов дела, что в 2014-2016г. на имя Усманова Е.К. были зарегистрированы следующие объекты:

- здание трансформаторной подстанции ТП, адрес: <адрес>, кадастровый , площадь 4 кв.м., инвентаризационной стоимостью 6671,89 руб. (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ);

- иные строения, помещения и сооружения, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 216,80 кв.м., инвентаризационной стоимостью 1308486,79 руб. (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ);

- резервуар, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 26 кв.м., инвентаризационной стоимостью 113969,70 руб. (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ);

- резервуар, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 11 кв.м., инвентаризационной стоимостью 52773,30 руб. (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ);

- резервуар, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 26 кв.м., инвентаризационной стоимостью 113969,70 руб. (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ);

- сооружение резервуара, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый , площадь 57 кв.м., инвентаризационной стоимостью 113969,70 руб. (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ);

- здание с пристроями, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 6807,80 кв.м., инвентаризационной стоимостью 11644432,98 руб. (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 №685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год» установлен на 2015 год коэффициент-дефлятор равный 1,147, а приказом Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год» (в ред. от 18.11.2015) установлен на 2016 год коэффициент-дефлятор 1,329.

Таким образом, с учетом применения коэффициента-дефлятора налоговая база:

- на здание трансформаторной подстанции ТП, адрес: <адрес> кадастровый , площадь 4 кв.м. за 2014г. составляет 6671,89 руб., за 2015г. – 7652 руб. (6671,89х1,147), за 2016г. – 8866 руб. (6671,89х1,329);

- иные строения, помещения и сооружения, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 216,80 кв.м. за 2014г. составляет 1308486,79 руб.;

- резервуар, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 26 кв.м., за 2014г. составляет 113969,70 руб.;

- резервуар, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 11 кв.м., за 2014г. составляет 52773,30 руб.;

- резервуар, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 26 кв.м., за 2014г. составляет 113969,70 руб.;

- сооружение резервуара, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 57 кв.м., за 2014г. составляет 113969,70 руб.;

- здание с пристроями, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , площадь 6807,80 кв.м., за 2014г. составляет 11644432,98 руб., за 2015г. – 13356164 руб. (11644432,98х1,147), за 2016г. –15475451 руб. (11644432,98х1,329).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований – ст.406 Налогового Кодекса РФ.

Согласно п.1 Решения Барнаульской городской Думы от 28.09.2005 №185 «О ставках налога на имущество физических лиц на территории города Барнаула (2 чтение)» (ред. от 22.11.2013) налоговая ставка налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор свыше 3 000 000 рублей установлена в размере 1% и п.2 Решения Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 N 375 (ред. от 23.12.2014) "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края", на гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение свыше 800000 рублей ставка налога установлена в размере 1,8%.

Таким образом, размер налога на имущество:

1. на здание трансформаторной подстанции ТП, адрес: <адрес>, кадастровый составляет:

- за 2014г. 6671 * 1% *1 *12/12 = 66 руб.;

- за 2015г. 7652 * 1,8% *1 *12/12 = 137 руб.;

- за 2016г. 8866 * 1,8% *1 *12/12 = 159 руб.;

2. на иные строения, помещения и сооружения, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый составляет:

- за 2014г. 1308486 * 1% *1 *1/12 = 1090 руб.;

3. на резервуар, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый составляет:

- за 2014г. 113969 * 1% *1 *1/12 = 95 руб.;

4. на резервуар, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый составляет:

- за 2014г. 52773 * 1% *1 *1/12 = 44 руб.;

5. на резервуар, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый составляет:

- за 2014г. 113969 * 1% *1 *1/12 = 95 руб.;

6. на сооружение резервуара, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый составляет:

- за 2014г. 113969 * 1% *1 *1/12 = 95 руб.;

7. на здание с пристроями, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый составляет:

- за 2014г. 11644432 *1% *1 *12/12 = 116444 руб.;

- за 2015г. 13356164 *1,8% *1 *12/12 = 240411 руб.;

- за 2016г. 15475451 *1,8% * 1 *12/12 = 278558 руб.

Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии со ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты налога на имущество за 2014г. определен был до 1 октября года следующего за истекшим налоговым периодом, а за 2015 год и 2016 год – до 1 декабря года следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым органом Усманову Е.К. заказным письмом направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2015г. в размере 245540,00 руб. (5129,00 руб. + 240411,00 руб.) в срок до ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2014, 2016г. в размере 404847,00 руб. (2484,00 руб. + 5942,00 руб. + 1090,00 руб. + 116444,00 руб. + 278558,00 руб. + 95,00 руб. + 95,00 руб. + 44,00 руб. + 95,00 руб.) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неуплатой в установленные сроки указанных налогов в адрес Усманова Е.К. направлены почтой требования от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списками почтовых отправлений и соответственно, которые также не исполнены.

В связи с неисполнением требований об уплате недоимки и пени по налогу, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пени к мировому судье судебного участка Октябрьского района г.Барнаула, которым ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возврате заявления о вынесении судебного приказа, на основании ст.123.3, 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Определение о возврате от ДД.ММ.ГГГГ с материалами получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ.

Заявление о взыскании задолженности по налогу и пени в исковом порядке подано в Октябрьский районный суд г.Барнаула только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного законом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки, пени, учитывая, что в требовании от ДД.ММ.ГГГГ общая сумма задолженности ответчика по налогу превысила 3000 руб. и срок исполнения требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления о взыскании (также аналогичные положения ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в котором истец в качестве уважительных причин, по которым был пропущен срок на предъявление данного иска, указал на большое количество заявлений и ограниченный срок их оформления, а также на своевременное обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, которое ДД.ММ.ГГГГ возвращено, по причине наличия спора о праве.

Оценивая, вышеназванные обстоятельства в качестве причины пропуска срока суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Аналогичные положения закреплены в ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Подача административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций представляетсобой действие с целью своевременного и полного сбора, предусмотренных действующим законодательством налогов, которое должно совершаться в сроки, установленные федеральным законом.

Для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций статьей 286 части 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок, начало течения которого, исчисляется со дня, истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Гарантией для лиц, не имеющих возможности реализовать свое право на обращение в суд в установленный срок по уважительным причинам, является институт восстановления процессуальных сроков.

При этом установленный законодательством срок на обращение в суд за взысканием обязательных платежей и санкций имеет цель своевременного сбора указанных платежей, и может быть восстановлен в исключительных случаях, которые действительно препятствовали подаче административного иска.

К числу уважительных причин по общему правилу относятся болезнь, нахождение лица в командировке, семейные и иные обстоятельства, которые исключали, препятствовали или затрудняли исполнение обязанности или совершение действия в установленный законом срок.

Таким образом, этот срок может быть восстановлен только в случае установления обстоятельств, объективно исключавших возможность своевременного обращения в суд с иском и не зависящих от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока.

Между тем, в данной ситуации суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления заявления о вынесении судебного приказа в установленном законом порядке.

Доказательств принятия административным истцом мер для подачи искового заявления в суд в установленные в ст.48 Налогового кодекса РФ сроки (до ДД.ММ.ГГГГ), суду не представлено.

Тем более, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию недоимки по налогам и пени, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом срока, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления заявления о выдаче судебного приказа мировому судье в установленный законом срок с соблюдением положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе с приложением доказательств направления и вручения копии заявления о выдаче судебного приказа должнику, материалы дела не содержат.

Большое количество заявлений и ограниченный срок их оформления не являются уважительными причинами пропуска срока на подачу искового заявления.

Таким образом, учитывая, что доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением, Инспекцией не предоставлено, суд считает, что у административного истца существовала реальная возможность соблюдения сроков, предусмотренных налоговым законодательством для принудительного взыскания недоимки в судебном порядке, а, следовательно, в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с данным иском следует отказать.

Принимая во внимание, пропуск административным истцом срока на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, а также, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не установлено, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока оставлено без удовлетворения, учитывая указание Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться, суд считает, что несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством срока на обращение в суд с соответствующим заявлением, является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю к Усманову Е.К. о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обращение с административным исковым заявлением в суд.

Исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю к Усманову Евгению Камильевичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.И.Герлах

Мотивированное решение изготовлено 18.02.2019