НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 07.10.2016 № 2-3105/2016

Дело № 2-3105/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Барнаул 07 октября 2016 г.

Октябрьский районный суд г. Барнаула в составе:

председательствующего судьи Авсейковой Л.С.

при секретаре Инюшиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску В. к ГУ МВД России по Алтайскому краю о взыскании суммы страховой выплаты по обязательному государственному страхованию,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд к ответчику с требованиями о В. к ГУ МВД России по Алтайскому краю о взыскании суммы страховой выплаты по обязательному государственному страхованию.

В обоснование исковых требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он проходит службу в ОВД РФ. С ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения ОВППСМ МО МВД России «Кулундинский».ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения службы в ОВД при падении он получил травму в виде закрытого перелома 11 ребра справа. Поскольку травма получена во время прохождения службы в органах внутренних дел, то она является страховым случаем. По факту получения истцом травмы, была проведена служебная проверка, по результатам которой установлено, что полученная им травма не находится в причинной связи с алкогольным, наркотическим или иным токсическим опьянением и согласно справе ВВК относится к легкому увечью. В связи с чем, истец просил взыскать с ответчика страховую выплату по факту получения травмы в сумме 50000 рублей с их индексацией с учетом уровня инфляции, а так же судебные расходы в размере 2000 рублей.

В судебное заседание В. не явился. Извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Просил о рассмотрении иска в его отсутствие.

Представитель ответчика ГУ МВД России по АК, Г., возражала против удовлетворения иска в полном объеме, пояснив, что не являются надлежащим ответчиком оп делу. Так же пояснила, что Главное управление договор о страховании не заключает, заключает непосредственно МВД. Договор страхования действовал до декабря 2015 года. В настоящее время организована работа по заключению договора страхования - объявлен конкурс, заявление об участие в конкурсе не поступило, в связи с чем, повторно был объявлен конкурс.

Суд с учетом мнения ответчика полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается справкой, выданной МО МВД России «Кулундинский» В. служит в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГВ. получена травма –легкое увечье в виде закрытого перелома 11 ребра слева.

ДД.ММ.ГГГГВ. обратился с заявлением в ООО СК «ВТБ Страхование» о производстве выплаты страховой выплаты, в связи с закрытым перелом одиннадцатого ребра справа.

Как следует из письма о возврате документов /ДД.ММ.ГГГГ./19160 от ДД.ММ.ГГГГ ООО СК «ВТБ Страхование» возвращает документы прапорщика полиции В. по страховому случаю 2016 года, в связи с тем, что на ДД.ММ.ГГГГ МВД России не заключило с ООО СК «ВТБ Страхование» государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета и подлежащих страхованию в 2016 году в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

Как указано в справке ВВК МСЧ МВД России по АК от ДД.ММ.ГГГГ увечье получено ДД.ММ.ГГГГ: «Упал на ступеньки крыльца, ударился правым боком, не при ИСО».

Из заключения по материалам служебной проверки обстоятельств получения увечья от ДД.ММ.ГГГГ проведенной командиром взвода ОВ ППСМ МО МВД России «Кулундинский» капитаном полиции К. следует, что травму В. признано считать полученной не при исполнении служебных обязанностей, не находящийся в прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или иным опьянением.

В связи с чем, из представленных документов следует, что страховой случай в отношении истца наступил ДД.ММ.ГГГГ Срок действия Государственного контракта истек в декабре 2015 года, после его прекращения истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в ООО СК «ВТБ Страхование» о производстве выплаты страховой выплаты, в связи с закрытым перелом одиннадцатого ребра справа, тогда, как срок действия обязательств по выплате страховой суммы истек.

В Типовом положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации", утвержденном Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 249 (ред. от 20.01.2015), на котором истец основывает свои исковые требования, предусмотрено что территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации. Территориальные органы входят в систему органов внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) и подчиняются МВД России. Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне (далее - подчиненные органы внутренних дел), подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов (далее также - подчиненные органы и организации). Основными задачами территориального органа являются: осуществление социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудники), федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России (далее - государственные служащие) и работников территориального органа, подчиненных органов и организаций, социальной защиты членов семей указанных сотрудников, государственных служащих и работников, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы во внутренних войсках МВД России (далее - внутренние войска).

Вместе с тем отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц не являются отношениями, вытекающими из обязательств причинения вреда (статьи 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации), регулируются специальным законом - Федеральным законом от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регламентированы Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ.

В статье 1 Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ указано, что объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).

В статье 1 Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ указано, что объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).

Согласно ст. 4 этого закона страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются: получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии).

Согласно ст. 6 названного закона договор обязательного государственного страхования (далее - договор страхования) заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - выгодоприобретателя и содержит положения, предусмотренные типовым договором обязательного государственного страхования, который утверждается Правительством Российской Федерации. Договор страхования заключается в письменной форме сроком не менее чем на один календарный год. Страховщик несет обязанность по выплате страховых сумм по страховым случаям, которые предусмотрены статьей 4 настоящего Федерального закона и наступили в период действия договора страхования. После заключения договора страхования страховщики уведомляют об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, в установленном им порядке.

Как указано в ст. 8 Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов.

Выполнение страхователем обязанностей по обязательному государственному страхованию урегулировано в ст.7 этого закона: если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными настоящим Федеральным законом, то при наступлении страхового случая он несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании.

Из приведенных нормативных положений следует, что в рамках отношений, возникающих в связи с обязательным государственным страхованием жизни, здоровья и имущества государственных служащих, обязанностью государства является выделение из бюджета средств на эти цели министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). На страхователей возлагается обязанность осуществить обязательное государственное страхование путем заключения договоров страхования со страховщиками (страховыми организациями). При этом объектом страхования является жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц, а не ответственность работодателя - федерального органа исполнительной власти, в котором застрахованный проходит службу. При этом суд обращает внимание, на то, что ст. 7 страхователь не выплачивает страховую сумму вместо страховщика, а несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании.

Согласно ст. 2 «Субъекты обязательного государственного страхования» названного закона предусмотрено, что страховщиками по обязательному государственному страхованию (далее - страховщики) могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования. Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Страхователями по обязательному государственному страхованию (далее - страхователи) являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба. 3. Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица.

Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 20.09.2016) "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации") предусмотрено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах. Основными задачами МВД России являются: обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности.

Согласно письму Департамента по финансово –экономической политике и обеспечению социальных гарантий Управления нормирования оплаты труда и социальных гарантий МВД России направленного в адрес Е., для осуществления страховых выплат по наступившим в 2016 году страховым случая, страховщик на основании статьи ФЗ № 52 –ФЗ, должен быть определен в порядке, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Объявленный МВД России в соответствии с Федеральным Законом от 05 апреля 2013 года № 44 –ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закрытый конкурс на оказание в 2016 году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие. В целях обеспечения страховой защиты военнослужащих и сотрудников и в соответствии со ст.55 ФЗ № 44 –ФЗ в июне текущего года, МВД России объявлен повторный закрытый конкурс по выбору страховщика на 2016 год. Информация об итогах повторного конкурса будет доведена до всех заинтересованных подразделений МВД РФ по завершении конкурсных процедур. При этом конкурсной документацией предусмотрены обязательства страховщика по осуществлению выплат страховых сумм по всем страховым случаям, наступившим в период с 01.01. по 31.12.2016 г.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что иск заявленный истцом к ГУ МВД России по Алтайскому краю о взыскании суммы страховой выплаты по обязательному государственному страхованию не подлежит удовлетворению, поскольку не основан на действующем законодательстве, так как ГУ МВД России по Алтайскому краю не осуществляет обязательное государственное страхование.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В иске В. к ГУ МВД России по Алтайскому краю о взыскании суммы страховой выплаты по обязательному государственному страхованию, отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 1 месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула.

Председательствующий: Л.С. Авсейкова