НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область) от 19.03.2019 № 2А-1678/19

Дело № 2а-1678/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 марта 2019 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Калашниковой А.В.,

при секретаре Яковлевой П.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к Сметанину В. Е. о взыскании недоимки по налогу, пени,

установил:

ИФНС России по г. Архангельску обратилась в суд с иском к Сметанину В.Е. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 708 руб. за 2014 год, пени по транспортному налогу в сумме 242 руб. 59 коп. за период с 26.05.2015 по 29.10.2015.

В обоснование требований указано, что налогоплательщик является собственником транспортного средства, в связи с чем является плательщиком транспортного налога. Налоговым органом был произведен расчет налога за 2013-2014 годы, в адрес налогоплательщика направлено соответствующее уведомление, налог уплачен несвоевременно и не в полном объеме. В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговым органом были начислены пени, ответчику выставлены требования об уплате налога, пени, которые последним не исполнены. Выданный судебный приказ отменен по заявлению должника.

Административный истец просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В суд представлен расчет пени, из которого следует, что пени начислены на недоимку по транспортному налогу за 2013 год, уплаченную позже установленных законом сроков, а также за 2014 год. Уточнен период начисления пени.

Административный ответчик Сметанин В.Е. в суд не явился, просил рассмотреть дело без своего участия, представил документы об уплате спорных сумм на основании предъявленных к нему требований об уплате.

Исследовав материалы дела, обозрев дело № 2а-2018/2018, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Судом установлено, что в связи с неуплатой налогов в установленный срок налоговый орган произвел начисление пени на недоимку по транспортному налогу и направил налогоплательщику требования:

- от 26.01.2015 об уплате налога в сумме 38 руб. 38 коп., пени в сумме 452 руб. 46 коп., срок исполнения – до 02.03.2015,

- от 25.05.2015 об уплате пени в сумме 464 руб. 56 коп., срок исполнения – до 16.06.2015,

- от 29.10.2015 об уплате налога в сумме 708 руб., пени в сумме 856 руб. 29 коп.

По сведениям налогового органа за налогоплательщиком числится недоимка по транспортному налогу за 2014 год в сумме 708 руб., пени по налогу за 2013, 2014 годы в указанной в административном иске сумме.

Разрешая требование административного истца о взыскании с ответчика недоимки по налогу, пени, суд приходит к следующему.

Как следует из представленных истцом материалов, судебный приказ о взыскании спорной недоимки выдан 20.07.2018, впоследствии отменен 09.08.2018 по заявлению должника, ссылавшегося на исполнение требований судебного приказа.

Настоящее исковое заявление поступило в суд 29.01.2019.

Недоимка по транспортному налогу за 2014 год погашена налогоплательщиком в полном объеме 03.08.2018 – 708 руб., по пени погашена 03.08.2018 – 1 773 руб. 31 коп. на основании направленных налоговым органом в адрес налогоплательщика квитанций об оплате, а также на основании судебного приказа, выданного мировым судьей, с указанием в нем спорных сумм задолженности.

Копии квитанций представлены административным ответчиком мировому судье при подаче заявления об отмене судебного приказа, а также в суд.

При разрешении спора суд учитывает произведенную ответчиком оплату недоимки по налогу и пени, заявленных в исковом заявлении, а ранее в заявлении о выдаче судебного приказа.

Копии квитанций от 03.08.2018, на основании которых произведена оплата налога и пени (с указанием верных реквизитов для оплаты, КБК, реквизитов получателя платежа) в указанных в требованиях об уплате налога и пени суммах представлены в материалы дела. Оплата произведена в соответствии с направленными налогоплательщику квитанциями об оплате самим налоговым органом, а также на основании судебного приказа, в связи с чем относить произведенные платежи в счет погашения предыдущей (иной) недоимки у налогового органа не имелось. Уточнение исковых требований в суд от истца не поступало, сведения об остатке задолженности с учетом произведенных ответчиком оплат некорректны.

Кроме того, из расчета пени следует, что пени начислены, в том числе, на недоимку по налогу за 2013 год.

При разрешении данного спора суд принимает во внимание положения вступившего в законную силу на дату рассмотрения дела Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», частью 2 статьи 12 которого установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

Факт отсутствия по состоянию на 01.01.2015 недоимки по налогу, подлежащей списанию (в связи с ее погашением должником ранее), не свидетельствует о том, что пени на недоимку по налогу за 2013 год подлежат взысканию с налогоплательщика.

Из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.

Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

При указанных обстоятельствах оснований для взыскания пени, начисленных на недоимку по налогу за 2013 год, у суда не имеется. Более того, налог за 2013 год погашен налогоплательщиком лишь 17.11.2015, а не ранее.

Оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика недоимки по налогу, пени, в том числе, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2013 год, суд не находит, в удовлетворении иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к Сметанину В. Е. о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 708 руб. за 2014 год, пени по транспортному налогу в сумме 242 руб. 59 коп.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2019 года

Председательствующий А.В. Калашникова