НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область) от 13.10.2022 № 2А-4019/2022

Дело № 2а-4019/2022

29RS0018-01-2022-004723-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2022 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Машутинской И.В.,

при секретаре Мишуковой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания Полярное Сияние» к заместителю прокурора города Архангельска Михайлову А. И., Прокуратуре Архангельской области, прокуратуре г. Архангельска о признании незаконным представления об устранении нарушений трудового законодательства от 21 июля 2022 года № 6662ж-2021 в части, возложении обязанности совершить определённые действия,

при участии представителей административного истца Платонова А.К., Розановой А.В., административных ответчиков помощника прокурора города Архангельска Яковлевой Е.А.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Компания Полярное Сияние» (далее Общество, ООО «Компания Полярное Сияние») обратилось в суд с административным исковым заявлением прокуратуре г. Архангельска об оспаривании представления заместителя прокурора города Архангельска Михайлова А.И. об устранении нарушений трудового законодательства от 21 июля 2022 года № 6662ж-2021 в части требования произвести индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам Общества в период с 2020 – 2021 г., с учетом требований Отраслевого соглашения по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса РФ на 2020 – 2022 годы; возложении обязанности устранить нарушение прав, свобод и законных интересов истца.

В обоснование административного иска указано что, по результатам проведенной проверки прокуратурой г. Архангельска в отношении Общества вынесено представление от 21 июля 2022 года № 6662ж-2021 об устранении нарушений трудового законодательства, которым административному истцу необходимо принять конкретные меры по устранению нарушений трудового законодательства, а именно: рассчитать и выплатить работникам Общества денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы, в соответствие со ст. 236 Трудового кодекса РФ; выплатить компенсацию проезда к пункту сбора (в г. Усинск) за июнь 2022; произвести индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам Общества в период с 2020 – 2021 г., с учетом требований Отраслевого соглашения по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса РФ на 2020 – 2022 годы. С указанным представлением в части требования произвести индексацию заработной платы работникам не согласны, поскольку Общество в период с 2020 по 2021 г.г. проводило повышение уровня реального содержания заработной платы (индексацию) работникам ежегодно, посредством совокупной выплаты ежемесячных премий в соответствии с п. 3.6 Положения об оплате труда и премировании работников ОООО «Компания Полярное Сияние».

Определением суда в качестве административных ответчиков привлечены заместитель прокурора города Архангельска Михайлов А.И., Прокуратура Архангельской области.

В судебном заседании представители административного истца Платонов А.К., Розанова А.В. на удовлетворении требований настаивали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, письменных дополнениях к иску. Указали, что работники Общества обратились в прокуратуру Архангельской области с жалобой на нарушение их трудовых прав на ежегодную индексацию заработной платы 04.07.2022, то есть по истечении установленного Трудового кодекса РФ срока на обращение, а представление от 21.07.2022 в части произвести индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам Общества за 2020 год, вынесено в нарушение положений ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ.

Помощник прокурора города Архангельска Яковлева Е.А., действующая на основании доверенностей от Прокуратуры Архангельской области, заместителя прокурора города Архангельска Михайлова А.И. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Указала, что представление от 21.07.2022 вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленной процедуры, содержание представления соответствует нормативно правовым актам, регулирующие спорые правоотношения, прав и законных интересов административного истца не нарушает. Обращала внимание суда, что представленное в прокуратуру города Положение об оплате труда и премировании работников ООО «Компания Полярное Сияние», утверждённое Приказом Генерального директора ООО «Компания Полярное Сияние» от 01.12.2019 г. № 347-К, введённое в действие с 01.12.2019, пункт 3.6, на который ссылается административный истец, не содержало.

Заместитель прокурора города Архангельска Михайлов А.И. в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действие (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствии такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Как установлено пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Предметом надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 21); прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации приносит протест на противоречащий закону правовой акт, подлежащий обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления (пункт 3 статьи 22, пункты 1 и 2 статьи 23 названного Закона).

Наделяя прокуратуру полномочиями по проверке исполнения законов, положения пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не конкретизируют перечень поводов для проведения такой проверки.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 Постановления от 17 февраля 2015 года № 2-П разъяснил, что согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 2 февраля 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так и в любых открытых источниках.

С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Таким образом, представление, является одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Принимается на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях. Влечет для лица, в адрес которого оно объявлено, определенные правовые последствия в случае его неисполнения, является актом, проверка законности которого осуществляется в порядке производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений.

Судом установлено, прокуратурой города на основании обращений граждан проведена проверка исполнения трудового законодательства Общества, по итогам которой были выявлены нарушения требований трудового законодательства со стороны ООО «Компания Полярное Сияние», а именно: в нарушение ст. 136 ТК РФ, Положения об оплате труда и премировании работников ООО «Компания Полярное Сияние» заработная плата за период с июня 2021 по июнь 2022 выплачивалась с нарушением установленных сроков; в нарушение ст. 236 ТК РФ денежная компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы не начислялась и не выплачивалась; в нарушение ст. 164, 165 ТК РФ и Положения о вахтовом методе работы, утвержденного директором ООО «Компания Полярное Сияние» не была выплачена компенсация проезда к пункту сбора (в г. Усинск); в нарушение ст. 134 ТК РФ не производилась индексации заработной платы, в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам Общества за период 2020-2021 гг.

21.07.2022 заместителем прокурора г. Архангельска А.И. Михайловым в отношении ООО «Компания Полярное Сияние» вынесено представление, в котором указано на принятие конкретных мер к устранению выявленных нарушений требований законодательства, причин и условий, им способствующих: рассчитать и выплатить работникам Общества денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ; выплатить компенсацию проезда к пункту сбора в г. Усинск за июнь 2022 г.; произвести индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам Общества в период 2020 – 2021 гг. с учетом требований Отраслевого соглашения по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса РФ на 2020 – 2022 годы.

Не согласившись с представлением в части произвести индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам Общества в период 2020 – 2021 гг. с учетом требований Отраслевого соглашения по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса РФ на 2020 – 2022 годы, ООО «Компания Полярное Сияние» обратилось в суд с настоящим административным иском в установленный законом срок.

Административный истец выражает несогласие с оспариваемым представлением, указывая, что являются организацией, которая не получает бюджетного финансирования, в связи с чем, вправе избрать любой порядок индексации, и условия ее осуществления, в том числе, периодичность, величину, перечень выплат, подлежащих индексации, ссылается на п. 3.6 Положения об оплате труда и премировании работников ООО «Компания Полярное Сияние», согласно которому индексация фиксированного размера оплаты труда работника производится ежегодно за счет совокупной выплаты ежемесячных премий при условии их выплаты работнику в течение календарного года.

Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации в том числе включены меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, а также ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Согласно статье 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 4.2 «Отраслевого соглашения по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2020 - 2022 годы», утвержденное Общероссийским профсоюзом работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства, Общероссийским отраслевым объединением работодателей нефтяной и газовой промышленности 11.12.2019, установлено, что в целях повышения уровня реального содержания заработной платы проводится ее ежегодная индексация, в том числе с учетом прогнозного или фактического роста потребительских цен на товары и услуги либо мероприятия по ее ежегодной индексации.

Порядок индексации заработной платы устанавливается в коллективном договоре, локальном нормативном акте. Размер индексации устанавливается локальным нормативным актом, организационно-распорядительным документом организации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Предусмотренное статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года № 913-О-О, от 17 июля 2014 года № 1707-О, от 19 ноября 2015 года № 2618-О).

Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации установлена императивная обязанность работодателей, в том числе не относящихся к бюджетной сфере, осуществлять индексацию заработной платы работников в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности. При этом порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.

При этом, право работника на индексацию заработной платы не зависит от усмотрения работодателя, то есть от того, исполнена ли им обязанность по включению соответствующих положений об индексации в локальные нормативные акты организации. Работодатель не вправе лишать работников предусмотренной законом гарантии повышения уровня реального содержания заработной платы и уклоняться от установления порядка индексации. Поскольку индексация представляет собой не повышение размера заработной платы, а всего лишь приведение ее реального содержания в соответствие с происходящими инфляционными процессами, ростом потребительских цен на товары и услуги, в целях обеспечения поддержания определенного уровня жизни работника, в ее осуществлении не может быть отказано по причине плохого финансового положения работодателя.

С учетом изложенного, при разрешении вопроса об обеспечении работодателем реального содержания заработной платы работника юридически значимыми являются следующие обстоятельства: какая система оплаты труда (размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, доплаты надбавок стимулирующего характера, система премирования) установлена локальными нормативными актами работодателя и какой механизм индексации заработной платы работников установлен этими локальными нормативными актами: периодичность индексации, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации; предусмотрена ли локальными актами обязанность работодателя производить индексацию заработной платы работников путем повышения окладов, выплаты премий и т.п.

Из пояснений представителей Общества следует, что система оплаты труда ООО «Компания Полярное Сияние» регламентирована не только трудовыми договорами, заключаемыми с работниками, но и Положением об оплате труда и премировании работников ООО «Компания Полярное Сияние»; фактически реальное содержание заработной платы работников повышалось в том числе путем выплаты премий.

В период с 2020 года по 2022 год в Обществе действовали (действуют) различные положения об оплате труда.

Приказом генерального директора утверждено Положение об оплате труда и премировании работников ООО «Компания Полярное Сияние», введенное в действие с 01 ноября 2018 года.

В соответствии с Положением, премия это поощрительная выплата стимулирующего характера за своевременное, добросовестное и качественное выполнение работником своих трудовых обязанностей, производимая по инициативе работодателя при наличии предусмотренных Положением оснований и наличия финансовой возможности у общества; ежемесячная премия это текущая премия по итогам выполнения производственного плана за месяц и является вознаграждением за индивидуальные и коллективные результаты труда. Ежемесячная премия является переменной и негарантированной выплатой, размер которой может достигать 100% в месяц от месячной тарифной ставки (должностного оклада) за фактически отработанное время без учета персональных надбавок и других стимулирующих выплат (раздел 1).

Пунктом 3.1 положения предусмотрено, что в обществе применяется повременно-премиальная система оплаты труда, если трудовым договором с работником не предусмотрено иное.

Заработная плата работников общества состоит из основной (постоянной) и переменной частей (пункт 3.3).

Основная (постоянная) часть заработной платы работника включает в себя должностной оклад (тарифную ставку), а также доплаты и надбавки компенсационного характера, выплата которых предусматривается трудовым законодательством, трудовым договором, настоящим Положением и (или) иными локальными нормативными актами общества (пункт 3.3.1).

Переменная часть заработной платы включает в себя доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты, выплата которых предусмотрена трудовым договором, настоящим Положением, приказом руководителя общества и (или) иными локальными актами общества (3.3.2).

В соответствии с пунктом 6.1 для стимулирования работников общества в достижении основных показателей деятельности общества, повышения производительности труда, улучшения качества работы, создания условий для проявления деловой активности работников, в обществе осуществляется материальное стимулирование и поощрение работников. Настоящим положением предусматриваются следующие доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и поощрительные выплаты: дополнительная (единовременная) премия; ежемесячная премия (премия по результатам текущей деятельности общества); персональная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке); надбавка за профессиональное мастерство и высокую квалификацию.

Пунктом 6.2.1 положения предусмотрено, что начисление и выплата надбавок, доплат стимулирующего характера, премий и поощрительных выплат, установленных пунктом 6.1 положения, производится после принятия решения о их начислении и выплате генеральным директором общества в отношении каждого работника общества. Решение генерального директора о начислении и выплате вышеуказанных поощрительных выплат, а также об их размере, имеет преимущественной значение перед всеми установленными настоящим положением основаниями и условиями для выплаты поощрительных надбавок, не зависит от выполнения данных условий работниками общества и является окончательным.

Пунктом 6.4 установлено, что основанием для начисления ежемесячной премии по результатам текущей деятельности является выполнение показателей премирования и решение генерального директора о ее выплате. Показатели премирования работников всех структурных подразделений, согласно штатного расписания общества: выполнение графика добычи нефти по обществу согласно месячному графику ГТМ (80%), выполнение показателей личного трудового участия (20%). С учетом фактически обстоятельств, отраженных в приложении № 1, общество вправе выплатить работнику ежемесячную премию в меньшем размере.

Основанием для неначисления премии являются обстоятельства, перечисленные в пункте 6.4.1 Положения.

Согласно пункту 6.4.2 руководители структурных подразделений общества (служб, участков, цехов, департаментов) ежемесячно, не позднее 02 числа месяца, следующего за месяцем, в котором начисляется премия, предоставляет в отдел кадров, труда и заработной платы общества письменные справки о выполнении дополнительных показателей премирования, а также представления об обстоятельствах, влияющих на начисление ежемесячной премии в отношении конкретных работников, с приложением материалов, являющихся основанием для принятия руководителем общества соответствующего решения. На основании представленных справок отдел готовит общую справку о выполнении плановых заданий за отчетный месяц и определяет расчетный процент ежемесячной премии по каждому работнику. Назначение ежемесячной премии осуществляется на основании приказа руководителя общества.

Приказом генерального директора от 01 апреля 2021 года № 107-к утверждено Положение об оплате труда и премировании работников ООО «Компания Полярное Сияние», введенное в действие с 01 апреля 2021 года.

Положением предусмотрено, что премия это поощрительная выплата стимулирующего характера за своевременное, добросовестное и качественное выполнение работником своих трудовых обязанностей, производимая по инициативе работодателя при наличии предусмотренных Положением оснований и наличия финансовой возможности у общества; ежемесячная премия это текущая премия по итогам выполнения производственного плана за месяц является вознаграждением за индивидуальные и коллективные результаты труда. Ежемесячная премия является переменной и негарантированной выплатой за фактически отработанное время, без учета персональных надбавок и других стимулирующих выплат (раздел 1).

Пунктом 3.1 Положения установлено, что в обществе применяется повременно-премиальная система оплаты труда, если трудовым договором с работником не предусмотрено иное.

Указанная в пункте 3.1 Положения система оплаты труда предполагает, что к тарифной ставке (окладу) дополнительно начисляется премия в процентном соотношении от тарифной ставки (оклада) при наличии оснований, предусмотренных Положением или иными локальными актами общества (пункт 3.1.2).

В силу положений пункта 3.2 заработная плата работника состоит из основной (постоянной) и переменной части.

Основная (постоянная) часть заработной платы работника включает в себя должностной оклад (тарифную ставку), а также доплаты и надбавки компенсационного характера, выплата которых предусматривается трудовым законодательством, трудовым договором, настоящим Положением и (или) иными локальными нормативными актами общества (пункт 3.2.1).

Переменная часть заработной платы включает в себя доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты, выплата которых предусмотрена настоящим Положением, приказом руководителя общества и (или) иными локальными актами общества (3.2.2).

Пунктом 3.6 Положения установлено, что индексация фиксированного размера оплаты труда работника (тарифной ставки (часовой тарифной ставки, оклада (должностного оклада)) производится ежегодно за счет совокупной выплаты ежемесячных премий при условии их выплаты работнику в течение календарного года.

В соответствии с пунктом 6.1 для усиления материальной заинтересованности работников общества в достижении лучших результатов своей деятельности в обществе и деятельности самого общества, повышения производительности труда, улучшения качества работы, создания условий для проявления деловой активности работников, в обществе осуществляется материальное стимулирование и поощрение работников. По решению руководителя общество вправе производить следующие поощрительные (стимулирующие) выплаты: ежемесячная премия (премия по результатам текущей деятельности общества); дополнительная (единовременная) премия; персональная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке). Основания для начисления и выплаты премий и иных поощрительных выплат, а также условия, при которых они не начисляются и не выплачиваются, определяются положением.

Ежемесячная премия начисляется только за фактически отработанное время в отчетном периоде, которое определяется в соответствии с пунктом 4.22 (пункт 6.2). Ежемесячная премия является переменной частью заработной платы, вознаграждением за индивидуальные и коллективные результаты труда и выплачивается работнику с учетом финансовой возможности общества. Основанием для начисления премии по результатам текущей деятельности является выполнение показателей премирования (пункт 6.3).

Премирование руководителей, специалистов и рабочих производится по следующим показателям (сумма удельных весов всех показателей премирования составляет 100%: обеспечение плановой добычи 0,40, достижение плановых показателей средневзвешенной среднесуточной добычи 0,40, выполнение плана по закачке в систему ПДД 0,20 (пункт 6.4).

Размер премии для каждой должности устанавливается действующим штатным расписанием (пункт 6.4.1).

Ежемесячная премия начисляется на основную (постоянную) часть заработной платы работника, включающую в себя часовую тарифную ставку (должностной оклад) за фактически отработанное время в отчетном месяце с последующим начислением на сумму премии районного коэффициента и процентной надбавки, выплачиваемой лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. За работу в праздничные дни и за сверхурочную работу премия начисляется на двойной размер должностного оклада (тарифное ставки) (пункт 6.6).

С учетом фактических обстоятельств, ориентировочный перечень которых представлен в приложении № 1 к положению, общество вправе выплатить работнику ежемесячную премию в меньшем размере (пункт 6.7).

Вне зависимости от предусмотренного в Приложении № 1 к положению ориентировочного перечня производственных упущений, основанием для не начисления и невыплаты работникам общества ежемесячной премии на период до 6 месяцев являются поименованные обстоятельства (пункт 6.8).

Руководители структурных подразделений общества (служб, участков, цехов, департаментов) ежемесячно, не позднее 01 числа месяца, следующего за месяцем, в котором начисляется премия, предоставляют в отдел по управлению персоналом общества письменные справки о выполнении показателей премирования, а также представления об обстоятельствах, влияющих на начисление ежемесячной премии в отношении конкретных работников, с приложением материалов, являющихся основанием для принятия руководителем общества соответствующего решения (пункт 6.13).

На основании представленных справок отдел по управлению персоналом общества готовит общий приказ о выполнении показателей премирования за отчетный месяц и определяет расчетный процент премии по каждому работнику (пункт 6.15).

Назначение ежемесячной премии осуществляется на основании приказа руководителя общества, содержащего мотивы принятия соответствующего решения с указанием на имеющиеся документы основания (пункт 6.16).

Приказом генерального директора от 27 января 2022 года № 14-к утверждено Положение об оплате труда и премировании работников ООО «Компания Полярное Сияние», введено в действие с 01 февраля 2022 года.

Положением предусмотрено, что премия это поощрительная выплата стимулирующего характера за своевременное, добросовестное и качественное выполнение работником своих трудовых обязанностей, производимая по инициативе работодателя при наличии предусмотренных Положением оснований и наличия финансовой возможности у общества; ежемесячная премия это текущая премия по итогам выполнения производственного плана за месяц является вознаграждением за индивидуальные и коллективные результаты труда. Ежемесячная премия является переменной и негарантированной выплатой за фактически отработанное время, без учета персональных надбавок и других стимулирующих выплат (раздел 1).

Пунктом 3.1 Положения установлено, что в обществе применяется повременно-премиальная система оплаты труда, если трудовым договором с работником не предусмотрено иное.

Указанная в пункте 3.1 Положения система оплаты труда предполагает, что к тарифной ставке (окладу) дополнительно начисляется премия в процентном соотношении от тарифной ставки (оклада) при наличии оснований, предусмотренных Положением или иными локальными актами общества (пункт 3.1.2).

В силу положений пункта 3.2 заработная плата работника состоит из основной (постоянной) и переменной части.

Основная (постоянная) часть заработной платы работника включает в себя должностной оклад (тарифную ставку), а также доплаты и надбавки компенсационного характера, выплата которых предусматривается трудовым законодательством, трудовым договором, настоящим Положением и (или) иными локальными нормативными актами общества (пункт 3.2.1).

Переменная часть заработной платы включает в себя доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты, выплата которых предусмотрена настоящим Положением, приказом руководителя общества и (или) иными локальными актами общества (3.2.2).

Пунктом 3.6 Положения установлено, что индексация фиксированного размера оплаты труда работника (тарифной ставки (часовой тарифной ставки, оклада (должностного оклада)) производится ежегодно за счет совокупной выплаты ежемесячных премий при условии их выплаты работнику в течение календарного года.

В соответствии с пунктом 6.1 для усиления материальной заинтересованности работников общества в достижении лучших результатов своей деятельности в обществе и деятельности самого общества, повышения производительности труда, улучшения качества работы, создания условий для проявления деловой активности работников, в обществе осуществляется материальное стимулирование и поощрение работников. По решению руководителя общество вправе производить следующие поощрительные (стимулирующие) выплаты: ежемесячная премия (премия по результатам текущей деятельности общества); дополнительная (единовременная) премия; персональная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке). Основания для начисления и выплаты премий и иных поощрительных выплат, а также условия, при которых они не начисляются и не выплачиваются, определяются положением.

Ежемесячная премия начисляется только за фактически отработанное время в отчетном периоде (пункт 6.2).

Ежемесячная премия является переменной частью заработной платы, вознаграждением за индивидуальные и коллективные результаты труда и выплачивается работнику с учетом финансовой возможности общества. Основанием для начисления премии по результатам текущей деятельности является выполнение показателей премирования (пункт 6.3).

Премирование руководителей, специалистов и рабочих производится по следующим показателям (сумма удельных весов всех показателей премирования составляет 100%: обеспечение плановой добычи 0,40, достижение плановых показателей средневзвешенной среднесуточной добычи 0,40, выполнение плана по закачке в систему ПДД 0,20 (пункт 6.4).

Размер премии для каждой должности устанавливается действующим штатным расписанием (пункт 6.4.1).

Методика расчета размера ежемесячной премии за выполнение /невыполнение показателей, влияющих на начисление ежемесячной премии, указана в Приложении № 2, методика расчета заработной платы приведена в приложении № 3 (пункт 6.5).

Ежемесячная премия начисляется на основную (постоянную) часть заработной платы работника, включающую в себя часовую тарифную ставку (должностной оклад) за фактически отработанное время в отчетном месяце с последующим начислением на сумму премии районного коэффициента и процентной надбавки, выплачиваемой лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 6.6).

С учетом фактических обстоятельств, ориентировочный перечень которых представлен в приложении № 1 к положению, общество вправе выплатить работнику ежемесячную премию в меньшем размере (пункт 6.7).

Вне зависимости от предусмотренного в Приложении № 1 к положению ориентировочного перечня производственных упущений, основанием для не начисления и невыплаты работникам общества ежемесячной премии на период до 6 месяцев являются поименованные обстоятельства (пункт 6.8).

Руководители структурных подразделений общества (служб, участков, цехов, департаментов) ежемесячно, не позднее 01 числа месяца, следующего за месяцем, в котором начисляется премия, предоставляет в отдел по управлению персоналом общества письменные справки о выполнении показателей премирования, а также представления об обстоятельствах, влияющих на начисление ежемесячной премии в отношении конкретных работников, с приложением материалов, являющихся основанием для принятия руководителем общества соответствующего решения (пункт 6.13).

На основании представленных справок отдел по управлению персоналом общества готовит общий приказ о выполнении показателей премирования за отчетный месяц и определяет расчетный процент премии по каждому работнику (пункт 6.15).

Назначение ежемесячной премии осуществляется на основании приказа руководителя общества, содержащего мотивы принятия соответствующего решения с указанием на имеющиеся документы основания (пункт 6.16).

Приложение № 3 содержит расчет заработной платы для сотрудника, работающего на окладе, который включает в себя премию.

Согласно статье 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (части первая и вторая).

Реализация предусмотренных положениями этой статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомочий суда по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что не может рассматриваться как нарушение прав заявителя.

Из текста вышеуказанных Положений об оплате труда следует, что в обществе применяется повременно-премиальная система оплаты труда, если трудовым договором с работником не предусмотрено иное. Данная система оплаты труда предполагает, что к тарифной ставке (окладу) дополнительно начисляется премия. Заработная плата работника состоит из основной (постоянной) и переменной части. Основная (постоянная) часть заработной платы работника включает в себя должностной оклад (тарифную ставку), а также доплаты и надбавки компенсационного характера, выплата которых предусматривается трудовым законодательством, трудовым договором, положением и (или) иными локальными нормативными актами общества. Переменная часть заработной платы включает в себя доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты, выплата которых предусмотрена Положением, приказом руководителя общества и (или) иными локальными актами общества. При этом ежемесячная премия является переменной и негарантированной выплатой за фактически отработанное время, без учета персональных надбавок и других стимулирующих выплат. В положениях, введенных в действие с 01 апреля 2021 года, 01 февраля 2022 года установлено, что размер премии для каждой должности устанавливается действующим штатным расписанием.

Стороной административного истца в ходе рассмотрения дела штатные расписания с указанием размера премии по каждой должности не представлены.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела было достоверно установлено, что в рамках проведения проверки исполнения трудового законодательства прокуратурой г. Архангельска, административным истцом было представлено Положение об оплате труда и премировании работников ООО «Компания Полярное Сияние», утверждённое Приказом Генерального директора Общества от 01.12.2019 № 347-К, которое вводится в действие с 01.12.2019.

Из содержания поименованного Положения, а именно раздела 3 (Система оплаты труда) следует, что в обществе применяется повременно-премиальная система оплаты труда, если трудовым договором с работником не предусмотрено иное п. 3.1).

Заработная плата работников общества состоит из основной (постоянной) и переменной частей (пункт 3.2).

Основная (постоянная) часть заработной платы работника включает в себя должностной оклад (тарифную ставку), а также доплаты и надбавки компенсационного характера, выплата которых предусматривается трудовым законодательством, трудовым договором, настоящим Положением и (или) иными локальными нормативными актами общества (пункт 3.2.1).

Переменная часть заработной платы включает в себя доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты, выплата которых предусмотрена трудовым договором, настоящим Положением, приказом руководителя общества и (или) иными локальными актами общества (3.2.2).

При этом вопреки доводам стороны административного истца пункт 3.6 об индексации фиксированного размера оплаты труда работника (тарифной ставки (часовой тарифной ставки, оклада (должностного оклада)) данное Положение не содержит.

Как следует из представленных приказов о выплате ежемесячной премии, премировании работников, последним начислялась и производилась выплата ежемесячной премии по результатам производственно-хозяйственной деятельности.

Из представленных Положений об оплате труда, действующих у ответчика в период с 2020 года по апрель 2021 года, также не содержится указаний на индексацию заработной платы.

По указанным основаниям довод административного истца о том, что индексация осуществлялась, в том числе путем выплаты ежемесячных премий, суд полагает несостоятельным, относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждён.

Представленные приказы расцениваются судом как недопустимые доказательства. Суд также отмечает, что все приказы подписаны факсимиле, что также исключает возможность оценить их подлинность. Оригиналы приказов не представлялись и в ходе проверки прокуратурой г. Архангельска.

Не принимает во внимание суд и довод Общества о том, что порядок индексации заработной платы был определен ими в положениях, действующих в период с 01 апреля 2021 года по настоящее время.

Как следует из пунктов 3.6 Положений об оплате труда, введенных в действие с 01 апреля 2021 года, 01 февраля 2022 года индексация фиксированного размера оплаты труда работника (тарифной ставки (часовой тарифной ставки, оклада (должностного оклада) производится ежегодно за счет совокупной выплаты ежемесячных премий при условии их выплаты работнику в течение календарного года.

Суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что работникам Общества в оспариваемый период была установлена повременно-премиальная система оплаты труда, доказательств того, что трудовым договором установлено иное, не представлено. Изложенное свидетельствует о том, что фактически ежемесячная премия являлась частью заработной платы, выплачиваемой работодателем с учетом трудового договора, действующих положений об оплате труда.

Указание в приказах о выплате ежемесячной премии о том, что премия выплачивается с учетом Положения об оплате труда и в целях повышения реального уровня заработной платы, не опровергает вывода административного ответчика об отсутствии произведённой индексации.

Даннаяформулировка не содержит сроки выплаты индексации, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации. Более того, как установлено выше, положения об оплате труда содержат указание на то, что премии являются поощрительными выплатами стимулирующего характера за своевременное, добросовестное и качественное выполнение работником своих должностных обязанностей, при наличии оснований и финансовой возможности у общества, ежемесячная премия является вознаграждением за индивидуальные и коллективные результаты труда, является переменной и не гарантированной.

Соответственно, включение в Положения об оплате труда пункта 3.6 не может быть расценено как определение механизма индексации. При этом, выплата премии является правом работодателя, в то время как выплата индексации является его обязанностью в силу закона.

С учетом изложенного, все действия, совершенные административным ответчиком соответствуют требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Фактически комплекс всех необходимых и возможных надзорных действий, направленных на соблюдение административным истцом положений Трудового кодекса РФ производился надлежащим образом, какого-либо незаконного бездействия либо незаконных действий с его стороны в этой части не установлено.

По общему смыслу положений Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» исполнимость является важным требованием, предъявляемым к представлению, которое должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить и которые должны быть направлены на прекращение или устранение выявленного нарушения.

Оспариваемым представлением об устранении нарушений законодательства в сфере трудового законодательства от 21 июля 2022 года № 6662ж-2021 предписано принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, поскольку выплата работникам Общества ежемесячных премий не может быть расценена как мера, направленная на повышение уровня реального содержания заработной платы, а является стимулирующей выплатой за своевременное, добросовестное и качественное выполнение должностных обязанностей, за индивидуальные и коллективные результаты труда.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в определении от 24 февраля 2005 г. № 84-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п.2 ст. 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, так как преследует цель понудить указанные в п. 1 ст.21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушений закона, прежде всего в добровольном порядке.

Оспариваемые действия совершены административным ответчиком в целях понуждения административного истца к полному, правильному и своевременному исполнению требований трудового законодательства, что полностью соответствует изложенным выше целям и задачам надзорного производства.

Подлежат отклонению и доводы административного истца о пропуске срока для вынесения представления в части обязания произвести индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам Общества за 2020 год, в нарушение положений части 2 ст. 392 ТК РФ.

В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что в нарушение приведенных положений закона административным истцом не произведена индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам Общества.

При таких обстоятельствах, у прокурора имелись основания для принятия мер прокурорского реагирования путем вынесения представления в адрес Общества.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В данном случае действия административного ответчика направлены на защиту нарушенных Истцом трудовых прав работников. Правоотношения, связанные индексацией заработной платы носят длящийся характер, и данный срок не мог служить препятствием к вынесению прокурором оспариваемого представления.

Иных возражений административным истцом по существу не указано. В остальной части доводы административного истца не имеют правового значения для правильного разрешения спора.

Требование Общества о возложении обязанности устранить нарушение прав, свобод и законных интересов истца, заявлено как способ восстановления нарушенного права, в случае удовлетворения административного иска.

Учитывая, что представление об устранении нарушений трудового законодательства в адрес ООО «Компания Полярное Сияние» вынесено прокурором с соблюдением установленной процедуры, после проведения необходимой проверки, после получения достаточных данных нарушений трудового законодательства.

Прокурор - должностное лицо, действующее на основе закона, и никто, кроме уполномоченных органов и должностных лиц, не вправе вмешиваться в его профессиональную служебную деятельность, влиять на принятие им решения.

При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным представления об устранении нарушений трудового законодательства от 21 июля 2022 года № 6662ж-2021, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Компания Полярное Сияние» к заместителю прокурора города Архангельска Михайлову А. И., Прокуратуре Архангельской области, прокуратуре г. Архангельска о признании незаконным представления об устранении нарушений трудового законодательства от 21 июля 2022 года № 6662ж-2021 в части, возложении обязанности совершить определённые действия – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий И.В. Машутинская

Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2022 года.