Дело № 2-459/2019 29RS0018-01-2018-007051-94 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 апреля 2019 года город Архангельск Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Поздеевой Ю.М., при секретаре судебного заседания Костяевой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному учреждению муниципального образования «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о понуждении выплатить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установил: ФИО1 обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению муниципального образования «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» (далее по тексту – МУ «ИРЦ») о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, возложении обязанности на Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области выплатить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с августа 2018 года по ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указала, что обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и приложила необходимые документы. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении субсидии в связи с тем, что не были представлены сведения о доходах за работу в ночное время, ФИО1 имеет дополнительный заработок. Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Ответчики МУ «ИРЦ», Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, третье лицо Министерство финансов Архангельской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили. По определению суда, с учетом мнения истца, дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства. Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему. Положениями ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты. Согласно ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. В силу ч. 1 ст. 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений (ч. 2 ст. 159 ЖК РФ). Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч. 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. В соответствии с ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в МУ «ИРЦ» с заявлением о получении субсидии на оплату коммунальных услуг и приложила необходимые документы. По итогам рассмотрения представленных документов ответчик МУ «ИРЦ» направил истцу уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором указал об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с представлением сведений о доходах в неполном объеме. А именно, не указана доплата в ночное время. Истец полагает данное решение незаконным и нарушающим ее права, в связи с чем обращается с иском в суд. Разрешая исковые требования, суд учитывает следующее. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила). В соответствии с пп. «д» п. 8 Правил http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=210379&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_MAIN_BACKREFS&ts=283511486949427965&lst=0&REFDST=1для получения субсидии граждане, указанные в п. 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в п. 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, в том числе, документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения. Между тем, конкретный перечень документов, которыми могут быть подтверждены доходы заявителя, Правилами не определен. Также не установлен он и в Методических рекомендациях по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, утв. Приказом Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30 декабря 2016 года (далее – Методические рекомендации). В соответствии с п. 45 Методических рекомендаций рекомендуется уполномоченным органам в качестве подтверждения доходов заявителя и всех членов семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии, рассматривать следующие документы: а) справки с основного места работы и со всех мест дополнительной работы о доходах, б) справки о размере социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников; в) документы (заявление, копия договора и др.), содержащие сведения о размерах доходов от имущества, принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи; г) справки, договоры возмездного оказания услуг и выполнения подрядных работ, другие документы или их копии о размерах других доходов; д) заявления, копии договоров и др. документы, содержащие сведения о доходах, полученных от сдачи жилых помещений в поднаем; е) справки органов, уполномоченных предоставлять компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о суммах выплаченных компенсаций; ж) документы, подтверждающие размер денежных средств, выплачиваемых опекуну (попечителю) на содержание лиц, находящихся под опекой (попечительством); з) документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации в зависимости от избранной индивидуальными предпринимателями системы налогообложения, которая удостоверяется документом налогового органа; и) заявление о самостоятельно декларированных гражданами доходах, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, оформленные в произвольной форме, при отсутствии возможности подтвердить доходы документально и в случае, когда фактически полученные доходы выше, чем указано в документе; к) иные документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, выданные в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно п. 46 Методических рекомендаций рекомендуется в справках, подтверждающих доходы граждан за расчетный период, отражать следующие сведения: а) помесячные сведения о всех выплатах, предусмотренных трудовым законодательством и системой оплаты труда; б) сведения о периоде, за который приходятся выплаты; в) дата выдачи; г) исходящий регистрационный номер документа (при наличии, а если это предусмотрено законодательством - обязательно); д) сведения о полном наименовании и почтовом адресе выдавшего документ органа государственной власти, органа местного самоуправления или юридического лица, а для индивидуального предпринимателя или иного физического лица - фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), место жительства и данные документа, удостоверяющего личность; е) подпись руководителя организации или иного уполномоченного лица; ж) печать (наличие печати у индивидуального предпринимателя не является обязательным). Таким образом, в Методических рекомендациях перечислены документы, которые рекомендуется принимать во внимание в подтверждение доходов заявителя. При этом отсутствует требование об обязательном представлении всех вышеуказанных документов. Истец указывает, что в ночное время не работает, дополнительного заработка не имеет. Ответчиками, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, доказательств обратного не представлено. Если у ответчика МУ «ИРЦ» имелись сомнения в достоверности представленных заявителем сведений, то в силу п. 11 Правил и п. 16 Методических рекомендаций он имел возможность провести их проверку, в том числе путем направления соответствующих запросов. Таким правом ответчик МУ «ИРЦ» не воспользовался, неполноту предоставленных сведений о доходах ничем не подтвердил, проверку их достоверности не провел, в связи с чем, суждение о предоставлении неполной информации о доходах истца не могло послужить основанием отказа истцу в предоставлении субсидии. При таких обстоятельствах, решение МУ «ИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является незаконным. С ДД.ММ.ГГГГ МУ «ИРЦ» не является органом, принимающим решение о выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на основании постановления Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п. В соответствии с ч.4 постановления администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ№-па финансирование расходов на выплату гражданам субсидий осуществляется министерством финансов Архангельской области, а главным распорядителем средств, предусмотренных в областном бюджете на выплату субсидий, на основании ч.6 указанного постановления является Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области. В целях восстановления нарушенного права истца суд полагает необходимым возложить на ответчика Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области обязанность предоставить ФИО1 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении квартиры по адресу: <адрес>, в соответствии с поданным ДД.ММ.ГГГГ заявлением, за счет финансирования, осуществляемого министерством финансов Архангельской области на выплату гражданам субсидий. Также в силу ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по 150 рублей с каждого ответчика. Руководствуясь ст.ст.194 - 199, 233-237 ГПК РФ, суд решил: иск ФИО1 к муниципальному учреждению муниципального образования «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о понуждении предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - удовлетворить. Признать незаконным отказ муниципального учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Обязать Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области выплатить ФИО1 субсидию за период с августа 2018 года по январь 2019 года включительно на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: город Архангельск, <адрес>, в соответствии с поданным ДД.ММ.ГГГГ заявлением, за счет финансирования, осуществляемого министерством финансов Архангельской области на выплату гражданам субсидий. Взыскать с муниципального учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 (Сто пятьдесят) рублей. Взыскать с Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 (Сто пятьдесят) рублей. Ответчики вправе подать в Октябрьский районный суд г.Архангельска заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г.Архангельска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Решение в окончательной форме изготовлено 17 апреля 2019 года. Судья Ю.М. Поздеева |