НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область) от 12.04.2019 № 2-459/19

Дело № 2-459/2019

29RS0018-01-2018-007051-94

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2019 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Поздеевой Ю.М.,

при секретаре судебного заседания Костяевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному учреждению муниципального образования «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о понуждении выплатить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению муниципального образования «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» (далее по тексту – МУ «ИРЦ») о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, возложении обязанности на Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области выплатить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с августа 2018 года по ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указала, что обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и приложила необходимые документы. Решением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении субсидии в связи с тем, что не были представлены сведения о доходах за работу в ночное время, ФИО1 имеет дополнительный заработок.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Ответчики МУ «ИРЦ», Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, третье лицо Министерство финансов Архангельской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.

По определению суда, с учетом мнения истца, дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.

Положениями ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу ч. 1 ст. 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений (ч. 2 ст. 159 ЖК РФ).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч. 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

В соответствии с ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в МУ «ИРЦ» с заявлением о получении субсидии на оплату коммунальных услуг и приложила необходимые документы.

По итогам рассмотрения представленных документов ответчик МУ «ИРЦ» направил истцу уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указал об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с представлением сведений о доходах в неполном объеме. А именно, не указана доплата в ночное время.

Истец полагает данное решение незаконным и нарушающим ее права, в связи с чем обращается с иском в суд.

Разрешая исковые требования, суд учитывает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).

В соответствии с пп. «д» п. 8 Правил http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=210379&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_MAIN_BACKREFS&ts=283511486949427965&lst=0&REFDST=1для получения субсидии граждане, указанные в п. 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в п. 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, в том числе, документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.

Между тем, конкретный перечень документов, которыми могут быть подтверждены доходы заявителя, Правилами не определен.

Также не установлен он и в Методических рекомендациях по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, утв. Приказом Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30 декабря 2016 года (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с п. 45 Методических рекомендаций рекомендуется уполномоченным органам в качестве подтверждения доходов заявителя и всех членов семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии, рассматривать следующие документы:

а) справки с основного места работы и со всех мест дополнительной работы о доходах,

б) справки о размере социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников;

в) документы (заявление, копия договора и др.), содержащие сведения о размерах доходов от имущества, принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи;

г) справки, договоры возмездного оказания услуг и выполнения подрядных работ, другие документы или их копии о размерах других доходов;

д) заявления, копии договоров и др. документы, содержащие сведения о доходах, полученных от сдачи жилых помещений в поднаем;

е) справки органов, уполномоченных предоставлять компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о суммах выплаченных компенсаций;

ж) документы, подтверждающие размер денежных средств, выплачиваемых опекуну (попечителю) на содержание лиц, находящихся под опекой (попечительством);

з) документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации в зависимости от избранной индивидуальными предпринимателями системы налогообложения, которая удостоверяется документом налогового органа;

и) заявление о самостоятельно декларированных гражданами доходах, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, оформленные в произвольной форме, при отсутствии возможности подтвердить доходы документально и в случае, когда фактически полученные доходы выше, чем указано в документе;

к) иные документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, выданные в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно п. 46 Методических рекомендаций рекомендуется в справках, подтверждающих доходы граждан за расчетный период, отражать следующие сведения:

а) помесячные сведения о всех выплатах, предусмотренных трудовым законодательством и системой оплаты труда;

б) сведения о периоде, за который приходятся выплаты;

в) дата выдачи;

г) исходящий регистрационный номер документа (при наличии, а если это предусмотрено законодательством - обязательно);

д) сведения о полном наименовании и почтовом адресе выдавшего документ органа государственной власти, органа местного самоуправления или юридического лица, а для индивидуального предпринимателя или иного физического лица - фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), место жительства и данные документа, удостоверяющего личность;

е) подпись руководителя организации или иного уполномоченного лица;

ж) печать (наличие печати у индивидуального предпринимателя не является обязательным).

Таким образом, в Методических рекомендациях перечислены документы, которые рекомендуется принимать во внимание в подтверждение доходов заявителя. При этом отсутствует требование об обязательном представлении всех вышеуказанных документов.

Истец указывает, что в ночное время не работает, дополнительного заработка не имеет. Ответчиками, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, доказательств обратного не представлено.

Если у ответчика МУ «ИРЦ» имелись сомнения в достоверности представленных заявителем сведений, то в силу п. 11 Правил и п. 16 Методических рекомендаций он имел возможность провести их проверку, в том числе путем направления соответствующих запросов.

Таким правом ответчик МУ «ИРЦ» не воспользовался, неполноту предоставленных сведений о доходах ничем не подтвердил, проверку их достоверности не провел, в связи с чем, суждение о предоставлении неполной информации о доходах истца не могло послужить основанием отказа истцу в предоставлении субсидии.

При таких обстоятельствах, решение МУ «ИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является незаконным.

С ДД.ММ.ГГГГ МУ «ИРЦ» не является органом, принимающим решение о выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на основании постановления Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-п.

В соответствии с ч.4 постановления администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-па финансирование расходов на выплату гражданам субсидий осуществляется министерством финансов Архангельской области, а главным распорядителем средств, предусмотренных в областном бюджете на выплату субсидий, на основании ч.6 указанного постановления является Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области.

В целях восстановления нарушенного права истца суд полагает необходимым возложить на ответчика Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области обязанность предоставить ФИО1 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении квартиры по адресу: <адрес>, в соответствии с поданным ДД.ММ.ГГГГ заявлением, за счет финансирования, осуществляемого министерством финансов Архангельской области на выплату гражданам субсидий.

Также в силу ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по 150 рублей с каждого ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

иск ФИО1 к муниципальному учреждению муниципального образования «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о понуждении предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - удовлетворить.

Признать незаконным отказ муниципального учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области выплатить ФИО1 субсидию за период с августа 2018 года по январь 2019 года включительно на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: город Архангельск, <адрес>, в соответствии с поданным ДД.ММ.ГГГГ заявлением, за счет финансирования, осуществляемого министерством финансов Архангельской области на выплату гражданам субсидий.

Взыскать с муниципального учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 (Сто пятьдесят) рублей.

Взыскать с Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 (Сто пятьдесят) рублей.

Ответчики вправе подать в Октябрьский районный суд г.Архангельска заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г.Архангельска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 апреля 2019 года.

Судья Ю.М. Поздеева