НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область) от 06.09.2011 № 2-4116

                                                                                    Октябрьский районный суд г.Архангельска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд г.Архангельска — ТЕКСТЫ СУДЕБНЫХ АКТОВ

Дело №2-4116/2011

6 сентября 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи: Роговой И. В.

при секретаре: Анисимовой О. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по заявлению Ч.А.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску о понуждении к выдаче копий деклараций и сведений об уплате налогов,

установил:

Ч.А.А. предъявил в суд иск к ИФНС по г. Архангельску о понуждении к выдаче копий деклараций и сведений об уплате налогов за 1999-2001гг. В обоснование требований указал, что при расчете пенсии Пенсионным Фондом не был зачтен период осуществления предпринимательской деятельности с 1999 по 2001гг., в связи с отсутствием деклараций и сведений об уплате налогов.

В судебном заседании Ч.А.А. требования поддержал.

ИФНС по  о дате и времени судебного разбирательства извещена, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

По инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Пенсионного Фонда по г. Архангельску, которое о дате и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников судебного производства.

Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела не находит оснований к удовлетворению требований.

Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Хозяйственная служба мэрии» архивный отдел, в документах архивного фонда имеются свидетельство серии С №, выданное Регистрационной палатой мэрии города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ Ч.А.А. о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица без срока; свидетельство серии С №, выданное Регистрационной палатой мэрии города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ Ч.А.А. о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица без срока.

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по г. Архангельску сообщило Ч.А.А. об отсутствии сведений о Ч.А.А. в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны: осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ "Об утверждении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методических указаний по ее заполнению".

Согласно пункту 3 Методических указаний при формировании справки запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций,

В силу пункта 4 Методических указаний при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 настоящих Методических указаний, при формировании справки делается запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".

Вместе с тем, истец просит обязать налоговый орган выдать декларации за период с 1999 по 2001гг, а также сведения об уплаченных в этот период налогах.

Однако, указанной обязанности налогового органа действующее налоговое законодательство не содержит.

В соответствии с пп. 4 - 6 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны: представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты); представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность; представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

При этом Кодексом прямо не установлена обязанность налоговых органов обеспечивать сохранность указанных документов.

При этом согласно п. 236 Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения (далее - Перечень), утвержденного Приказом МНС России от 21.04.2004 N САЭ-3-18/297@ и согласованного Протоколом ЦЭПК Росархива от 06.04.2004 N 1, срок хранения документов юридических лиц по налогам (бухгалтерские отчеты, расчеты, декларации) и приложений к ним составляет 5 лет.

Доводы заявителя о том, что вследствие отсутствия истребуемых документов, ему не включен период осуществления предпринимательской деятельности в страховой стаж, правового значения при разрешении настоящего иска значения не имеют.

Из письменного отзыва УПФ по г. Архангельску следует, что представление копий налоговых деклараций за период с 1995-2001 гг., не требуется. Для подтверждения страхового стажа заявителю необходимо представить справку из ИФНС с указанием дохода, а также сумм уплаченных ЕСН.

Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 статьи 10); при применении этого Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу названного Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 31.03.99 N 63-ФЗ) со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды.

На территории Архангельской области единый налог на вмененный доход введен Законом Архангельской области от 26.05.99 N 122-22-ОЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (в редакции от 24.05.2000). Согласно пункту 2 статьи 1 этого Закона с плательщиков единого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды.

С введением с 01 января 2001 года единого налога, установленного главой 24 части второй Налогового кодекса РФ, страховые взносы были включены в состав единого социального налога.

Федеральным законом от 31.07.1998 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (признан утратившим силу ФЗ от 24.07.2002 г. N 104-ФЗ с 01.01.2003 г.) предусматривалось, что свидетельство об уплате единого налога является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком этого налога.

Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 24.07.2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:

взносов на государственное социальное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

единого социального налога (взноса) за период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ - документами территориальных налоговых органов;

единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

В п. 14 названного действующего постановления Правительства РФ также указано о том, что периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выдаваемым территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

Таким образом за 1999 год уплата взносов на обязательное пенсионное страхование подтверждается документами территориальных органов Пенсионного фонда РФ, а не налоговыми органами. За 2001 год уплата единого социального налога (взноса) документами территориальных налоговых органов.

Вместе с тем, Налоговым кодексом Российской Федерации в пункте 3 статьи 44 установлено, что обязанность по уплате налогов прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком, в пункте 3 статьи 45 - обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств; с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства и др.

Таким образом, обязанность налогоплательщика считается исполненной с момента уплаты налога, а не с момента предъявления свидетельства об уплате соответствующего налога.

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации введена глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" признан утратившим силу с 1 января 2003 г., Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 г. №1028, которым были утверждены формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, фактически утратило силу.

Свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выдаваемое территориальными налоговыми органами, в силу статьи 8 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" являлось документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком указанного налога, и использовалось для целей, предусмотренных статьей 2 этого Федерального закона, в частности для ведения предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога.

Такое свидетельство выдавалось в рамках налоговых правоотношений и на отношения, связанные с включением периодов предпринимательской деятельности, за которые уплачивался единый налог на вмененный доход, в страховой стаж, не распространяется.

Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не препятствует подтверждать факт уплаты налога иными документами, даже если эта обязанность имела место до его вступления в законную силу.

Не содержит такого ограничения и Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Отсутствует и федеральный закон, которым бы ограничивалась возможность подтверждения для целей определения страхового стажа фактов уплаты единого налога на вмененный доход (единого социального налога) только свидетельством.

Согласно решения Верховного Суда РФ от 12.04.2011 №ГКПИ11-100, нормы, обязывающие индивидуальных предпринимателей представлять в Пенсионный фонд свидетельство об уплате ЕНВД, признаны недействующими.

Таким образом, факт уплаты налога (на вмененный доход, единого социального налога) может быть подтвержден любыми документами (платежными документами, справками и др.) при разрешении спора о праве на трудовую пенсию, и (или) её размере.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Ч.А.А. в удовлетворении иска к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску о понуждении к выдаче копий деклараций и сведений об уплате налогов, отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд города Архангельска.

Судья: И. В. Рогова

Решение в окончательной форме вынесено судом 12 сентября 2011 года.

Судья: И. В. Рогова