НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область) от 04.10.2018 № 2А-6110/18

Дело № 2а-6110/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 октября 2018 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Калашниковой А.В.,

при секретаре Яковлевой П.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Архангельской области» к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

при участии представителя административного истца Торопыгиной С.Н., представителя административного ответчика Плотниковой С.В.,

установил:

союз организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Архангельской области» (далее также - ФПАО) обратился в суд с административным иском к администрации МО «Город Архангельск» о признании незаконным решения от 01.10.2018 , возложении обязанности на администрацию МО «Город Архангельск» не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленные дату и время.

В обоснование требований указано, что 28.09.2018 в адрес администрации МО «Город Архангельск» административным истцом было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикета, проводимого группой лиц, 05.10.2018 с 14 часов до 18 часов на площадке на пересечении пр. Троицкий и ул. Поморская левее остановки «Поморская», с предполагаемым количеством участников до 5 человек. Цель публичного мероприятия - информирование жителей г. Архангельска о функциях и действиях профсоюзов в связи с проведением ежегодного Всемирного дня действий профсоюзов «За достойный труд!». Уведомлением от 01.10.2018 административному истцу было указано на нарушение им сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (пикета), в связи с чем административный истец не вправе проводить публичное мероприятие (пикет) 05.10.2018. Административный истец считает такое решение незаконным, поскольку административным ответчиком не принят во внимание характер проводимого мероприятия - пикетирование группой лиц, срок для подачи уведомления о проведении которого составляет иной период - не позднее трех дней до дня его проведения. В данном случае срок подачи уведомления административным истцом соблюден.

В судебном заседании представитель административного истца Торопыгина С.Н. требования поддержала. Указала, что общественное объединение вправе выступать организатором любого публичного мероприятия, включая пикет, иное толкование закона нарушило бы принцип равенства прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации, в том числе по принадлежности к общественным объединениям. Срок подачи уведомления поставлен в зависимость от участников публичного мероприятия, а не от статуса его организатора. Доводы административного ответчика о необходимости использования соблюдения всех требований для подачи уведомления за три дня до дня проведения мероприятия, в том числе, в части использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, необоснованны, поскольку требование в данной части распространяется лишь на пикетирование, осуществляемое одним участником, но не группой лиц. Проведение публичного мероприятия в указанную дату приурочено к проведению Всероссийской акции профсоюзов в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!» в 2018 году (07.10.2018), в связи с чем подача еще одного уведомления о проведении пикетировании 10.10.2018 не свидетельствует о согласии административного истца с решением административного ответчика от 01.10.2018. Подача уведомления именно общественным объединением, а не физическим лицом, обусловлена принятием Президиумом Федерации независимых профсоюзов России постановления от 28.09.2018 № 35-5. Просит обязать административного ответчика издать приказ о проведении публичного мероприятия в указанную в уведомлении дату.

Представитель администрации МО «Город Архангельск» Плотникова С.В. с административным иском не согласилась. Обращает внимание на то обстоятельство, что оспариваемое решение органа местного самоуправления не содержит запрета на проведение заявленного организатором публичного мероприятия. Организатору публичного мероприятия указано на нарушение им сроков подачи такого уведомления. Полагает, что уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения при одновременном соблюдении следующий условий: пикетирование группой лиц или одним участником (из уведомления следует, что организатором публичного мероприятия выступает одно юридическое лицо, что не является группой лиц), пикетирование должно проводиться с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств (конструкция административного истца не создает препятствий для транспортных средств). Указала на то, что о проведении публичного мероприятия с аналогичной целью и аналогичным числом участников, но в другую дату, в настоящее время обратилось физическое лицо, что свидетельствует о соблюдении конституционных прав граждан на мирные собрания. Ответ на уведомление датирован 01.10.2018, в указанную же дату направлен заявителю по почте и электронной почте для ознакомления.

Суд, заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно статьям 31, 55 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции;

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

В соответствии с ч.ч. 3, 4 указанной статьи организатор публичного мероприятия имеет право, в частности, проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания; уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению; а обязан, в частности, подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Статьей 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. … При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Указанной статьей определены требования к содержанию уведомления.

По смыслу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ форма публичного мероприятия может быть избрана его организатором самостоятельно, должна быть указана в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

На территории Архангельской области действует Закон Архангельской области от 28.02.2006 № 149-9-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Архангельской области», статьей 3 которого предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия, в том числе о проведении публичного мероприятия депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Архангельского областного Собрания депутатов, депутатом представительного органа муниципального образования Архангельской области в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) (далее также в настоящей статье - уведомление) подается организатором публичного мероприятия в местную администрацию городского округа Архангельской области - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории городского округа Архангельской области.

Как предусмотрено ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Из материалов дела следует, что 28.09.2018 в адрес администрации МО «Город Архангельск» поступило уведомление ФПАО о проведении публичного мероприятия 05.10.2018 с 14 до 18 часов - пикета на площадке на пересечении пр. Троицкий и ул. Поморская, левее остановки «Поморская», с предполагаемым количеством участников до 5 человек. Цель публичного мероприятия - информирование жителей г. Архангельска о функциях и действиях профсоюзов в связи с проведением ежегодного Всемирного дня действий профсоюзов «За достойный труд!».

Организатор отвечает предъявляемым к нему требованиям вышеприведенных норм Закона, что подтверждается Уставом, копия которого представлена в суд (организатор - территориальное общественное объединение).

Письмом директора департамента организационной работы и протокола администрации МО «Город Архангельск» от 01.10.2018 № 11-22/831 административному истцу указано на допущенное им нарушение сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (пикета). Указано, что организатором нарушено требование, установленное в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в соответствии с которым уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Указано на то, что в соответствии с п. 5 ст. 5 вышеуказанного закона организатор не вправе проводить публичное мероприятие (пикет) 05.10.2018, так как уведомление о его проведении не было подано в срок.

Указанное письмо направлено организатору почтовым отправлением 01.10.2018, для ознакомления по электронной почте - 01.10.2018, впоследствии повторно по электронной почте - 02.10.2018.

Полномочия директора департамента на принятие соответствующего решения подтверждено представленными в суд представителем административного ответчика документами.

Административный истец считает указанное решение незаконным. Ссылается на то, что уведомление о проведении публичного мероприятия подано его организатором в установленный срок, а именно не позднее трех дней до дня проведения публичного мероприятия. То обстоятельство, что администрацией принято оспариваемое решение по мотиву несоответствия критериям, являющимся основанием для возможности подачи организатором уведомления о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц, стало известно административному истцу только из устной беседы с руководителем департамента, в решении указанные обстоятельства своего отражения не нашли.

Гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.

Суд приходит к выводу о том, что уведомление ФПАО о проведении пикетирования группой лиц поступило с установленный ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ срок, а именно не позднее трех дней до дня проведения публичного мероприятия.

Довод представителя административного ответчика о том, что положение статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, предусматривающее сокращенный срок подачи уведомления для проведения пикетирования, распространяется на группу лиц, лицами в понимании гражданского законодательства являются как юридические лица, так и физические лица и публичные образования, а из уведомления о проведении публичного мероприятия следует, что организатором выступает одно лицо - юридическое лицо, которое не считается группой лиц, поэтому ТПАО нарушен срок подачи уведомления, является неверным.

Формулировка «при проведении пикетирования группой лиц» в данном случае касается не организаторов мероприятия, а его участников. Такое уточнение используется законодателем для разграничения пикетирования, проводимого одним участником (для чего не требуется подача уведомления), от пикетирования, проводимого группой лиц, то есть с участием двух и более человек.

Аналогичное толкование указанной нормы Федерального закона подтверждается положениями пункта 2 части 1 статьи 12 того же Закона, допускающими подачу уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения (но не позднее трех дней до дня его проведения).

По смыслу приведенных выше положений Закона совпадение организатора и участника в одном лице для целей проведения публичного мероприятия в любой его форме не требуется.

Организация публичного мероприятия одним лицом, в том числе, юридическим, путем проведения пикета с участием иных лиц (в данном случае, физических) Законом не запрещена, напротив, иное толкование приведенных норм права нарушало бы принцип равенства прав и свобод граждан и организаций при реализации права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированный Конституцией Российской Федерации.

Обязанность непосредственного участия организатора публичного мероприятия в пикетировании (в данном случае, группой лиц) Законом также не предусмотрена, в связи с чем доводы об обратном представителя административного ответчика суд во внимание не принимает.

Доводы представителя административного ответчика о несоответствии уведомления ФПАО критериям для возможности его подачи не позднее трех дней до дня проведения публичного мероприятия также в части использования организатором быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, суд находит неубедительными.

В силу буквального толкования положений ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения при проведении пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств.

Условие использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, предусмотрено лишь для одиночного пикета с целью разграничить возможность проведения одиночного пикета без какого-либо согласования с публичным органом (в случае, если такая конструкция не используется) от необходимости уведомления публичного органа о проведении одиночного пикета с использованием конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств.

Ограничений в части необходимости использования указанной конструкции при пикетировании группой лиц в Законе не содержится, от данного обстоятельства срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не зависит.

Более того, суд принимает во внимание, что суду в каждом конкретном случае надлежит исследовать выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства в право проведения мирных публичных мероприятий, при этом суд не вправе признать обоснованными доводы органа публичной власти со ссылкой на иные обстоятельства, не указанные в оспариваемом решении.

Из представленного в суд оспариваемого решения от 01.10.2018 следует, что вопрос о соответствии организатора и его уведомления критериям для возможности подачи уведомления в срок не позднее трех дней до дня проведения публичного мероприятия не оценивался. Указанным письмом организатор поставлен в известность о пропуске общего срока для подачи уведомлений - в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

При этом само уведомление поступило в администрацию МО «Город Архангельск», очевидно, с пропуском указанного срока, но с соблюдением иного специального срока для организации публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц, в связи с чем обстоятельства соблюдения условий подачи уведомления должны были найти свою оценку в решении.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели.

В данном случае, исследовав выдвигаемые представителем административного ответчика доводы и представленные им доказательства, оценив их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения.

Доводы представителя административного ответчика о подаче уведомления иным организатором - физическим лицом о проведении аналогичного публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствуют о согласии административного истца с оспариваемым решением и устранении допущенным организатором нарушений, поскольку в данном случае имеет место организация проведения другого публичного мероприятия - в иную дату и иным организатором.

Аналогичная позиция приведена и п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях».

Необходимость проведения публичного мероприятия именно 05.10.2018 обоснована административным истцом и приурочена к конкретной дате Всемирного дня действий «За достойный труд!» в 2018 году - 07.10.2018.

Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» при удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения органа публичной власти до даты проведения публичного мероприятия суд может обязать орган публичной власти не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время. В случае, если в судебном заседании административный ответчик представит доказательства, что после вынесения оспариваемого решения органа публичной власти возникли иные обстоятельства, объективно препятствующие проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время, суд может возложить на административного ответчика обязанность в установленный судом срок повторно рассмотреть вопрос о месте, времени и условиях проведения публичного мероприятия.

Поскольку в данном случае не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия письменного мотивированного решения о пропуске срока подачи уведомления его организатором, указанные судом нарушения со стороны административного ответчика предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях), суд находит необходимым возложить на администрацию МО «Город Архангельск» обязанность повторно рассмотреть вопрос о месте, времени и условиях проведения публичного мероприятия, заявленного в уведомлении от 28.09.2018.

При этом в данном случае суд не вправе предрешать вопрос о законности проведения публичного мероприятия при заявленных условиях, поскольку указанные обстоятельства администрацией МО «Город Архангельск» не оценивались, оснований для возложения обязанности на орган публичной власти не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время не имеется.

Полномочия по изданию приказа о проведении публичного мероприятия принадлежат администрации МО «Город Архангельск», вмешательство в деятельность органов публичной власти со стороны судов не допускается, в связи с чем доводы административного истца о необходимости возложения на административного ответчика обязанности издать соответствующий приказ несостоятельны.

В порядке ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Архангельской области» к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным решение директора департамента организационной работы и протокола администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 01.10.2018 , принятое по результатам рассмотрения уведомления союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Архангельской области» о проведении публичного мероприятия в форме пикета, проводимого группой лиц, 05.10.2018 с 14 часов до 18 часов на площадке на пересечении пр. Троицкий и ул. Поморская, левее остановки «Поморская» с предполагаемым количеством участников до 5 человек.

Возложить на администрацию муниципального образования «Город Архангельск» обязанность в срок до 17 часов 00 минут 04.10.2018 повторно рассмотреть вопрос о месте, времени и условиях проведения публичного мероприятия.

Решение суда в части возложения на администрацию муниципального образования «Город Архангельск» обязанности в срок до 17 часов 00 минут 04.10.2018 повторно рассмотреть вопрос о месте, времени и условиях проведения публичного мероприятия обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Архангельской области» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2018 года

Председательствующий А.В. Калашникова