Дело № 2а-552/2020
25RS0022-01-2020-001052-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Покровка 22 декабря 2020 года
Октябрьского района Приморского края
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Севостьяновой Е.Н.,
при секретаре Слепченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю к Шерстюк О.Е. о взыскании налога на имущество и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю обратилась в суд с административным иском к Шерстюк О.Е. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени, по тем основаниям, что административный ответчик, являясь плательщиком налога, не произвела его оплату в установленные сроки.
В обоснование административного иска указано, что на налоговом учете в МИФНС №9 по Приморскому краю в качестве налогоплательщика с ДД.ММ.ГГГГ состоит Шерстюк О.Е., проживающая по адресу: <адрес>. Шерстюк О.Е. является плательщиком налога на имущество физических лиц, имеет в собственности объект налогообложения: объект незавершенного строительства общей площадью 0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированный на праве собственности ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 408 НК РФ налоговым органом начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2018 год в размере 31011 рублей. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Шерстюк О.Е. налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 31011 рублей, не уплатила, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 113,19 рублей. В порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ№ с предложением добровольно уплатить налог до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, до момента подачи административного искового заявления данные требования не исполнены. Налоговым органом мировому судье подавалось заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Шерстюк О.Е. задолженности в сумме 31124,19 рублей. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ по делу № 2а-1034/2020 о взыскании с Шерстюк О.Е. суммы задолженности. ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен по причине поступивших возражений Шерстюк О.Е.
Истец просит взыскать с Шерстюк О.Е. задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2018 год в сумме 31011 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 113,19 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания.
Ответчик Шерстюк О.Е. надлежащим образом и своевременно извещена о времени и месте рассмотрения дела, адресовала суду ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
В письменных возражениях на административное исковое заявление Шерстюк О.Е. указал, что требования о взыскании с неё задолженности по налогу на имуществе физических лиц за 2018 года и пени не признает. Считает, что при исчислении налога учитывались сведения об инвентаризационной и кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, вместо объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Данные сведения поступили в МИФНС из отделения № филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ по Приморскому краю». В соответствии с ними по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ инвентаризационная стоимость не принадлежащего Шерстюк О.Е. объекта недвижимости составляла 1 046 967 рублей. При этом объект принадлежащий ей на праве собственности недвижимости с кадастровым номером № (<адрес>) поставлен на кадастровый учет только ДД.ММ.ГГГГ без определения площади, инвентаризационной и кадастровой стоимости. Именно этот объект недвижимости приобрела в 2015 году. Считает, что правовая база для определения инвентаризационной стоимости строящихся объектов отсутствует. Согласно пункту 2.1 раздела «Объекты оценки» Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№, оценке подлежат строения, помещения и сооружения определенного функционального значения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные в делопроизводстве органов исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований как принадлежащие гражданам на праве собственности. Согласно пункту 2.2. Порядка, для целей налогообложения оценке не подлежат строящиеся и самовольно возведенные строения, помещения и сооружения. Указанный объект незавершенного строительства приобрела ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировала в Росреестре ДД.ММ.ГГГГ. При обращении в налоговую инспекцию была ознакомлена с письмом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№, информационным письмом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ и приказом Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. В настоящее время фактически величина стоимости объекта незавершенного строительства не определена. На сайте Росреестра в отношении адресу: <адрес> предоставляется информация по двум объектам: с кадастровыми номерами № и №. Считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Оценив заявленные требования, возражения административного ответчика, изучив представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании содержится в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая сумма задолженности Шерстюк О.Е. по налогу и пени превысила 3000 рублей. В требовании № установлен срок для добровольной оплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.8).
Административный истец направил заявление о выдаче судебного приказа мировому судье судебного участка № 80 Октябрьского судебного района Приморского края. Заявление поступило мировому судье ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 88 судебного района г. Уссурийска и Уссурийского района Приморского края, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 80 Октябрьского судебного района Приморского края, вынесен судебный приказ по административному делу № 2А-1034/2020 по заявлению МИФНС России № 9 по Приморскому краю к Шерстюк О.Е. о взыскании с нее задолженности по налогу на имущество за 2018 год в размере 31011 рублей, и пени по налогу на имущество в размере 113, 19 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 567 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № 88 судебного района г. Уссурийска и Уссурийского района Приморского края, края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 80 Октябрьского судебного района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ по административному делу № 2А-1034/2020, в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения (л.д.5).
В соответствии с ч.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, пеней может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Административный истец направил в суд административное исковое заявление ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, административный истец обратился в суд в срок, установленный ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ, то есть в течение шести месяцев со дня истечения срока для добровольной уплаты налогов и пени, с момента, когда общая сумма задолженности превысила 3000 рублей и не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с главой 32 НК РФ Шерстюк О.Е. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ. Согласно ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается, в числе прочего, объект незавершенного строительства.
Административный ответчик Шерстюк О.Е., имея в собственности объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: Приморский край, Октябрьский район, с. Покровка, ул.Коммунальная, д.3, в установленные законом порядке и сроки не произвела оплату налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 31011 рублей, в связи с чем ей начислена пени по налогу на имущество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 113,19 рублей.
Оценивая доводы Шерстюк О. Е., изложенные возражениях, суд исходит из следующего.
Административный ответчик ссылается на информационное письмо федеральной налоговой службы от 31 мая 2017, письмо Минфина России от 14.12.2017 N 03-05-06-01/83522 и приказ Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №87 от 4 апреля 1992 г.
В соответствии с приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №87 от 4 апреля 1992 г. «Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» оценке для целей налогообложения не подлежат строящиеся строения, помещения и сооружения (п.2.2). Оценке подлежат строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные в делопроизводстве органов исполнительной власти национально-государственных и административно - территориальных образований как принадлежащие гражданам на праве собственности (п.2.1).
Вместе с тем, указанные письма не являются нормативно правовыми актами и, кроме того, согласно письму Минфина России от 14.12.2017, по вопросам, касающимся установления налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов незавершенного строительства, следует обращаться в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества.
Кроме того, содержание приказа Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №87 от 4 апреля 1992 г. не свидетельствует о необоснованности начисления налога на имущество физического лица, являющегося собственником объекта незавершенного строительства, поскольку в соответствии с ч.1 ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее налог) устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой (ч.2 ст.399 НК РФ).
Как следует из ч.1 ст.401 НК РФ, объектом налогообложения признаются (в числе прочего имущества) расположенные в пределах муниципального образования объекты незавершенного строительства.
Согласно требованиям ч.2 ст.402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Как следует из п.3 ст.5 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", начиная только с 1 января 2020 года, определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, не производится.
Согласно ст.404 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
В соответствии с ч.1 ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Согласно решению муниципального комитета Покровского сельского поселения Октябрьского района Приморского края №22-НПА от 18 ноября 2015 г. «О налоге на имущество физических лиц на территории Покровского сельского поселения» (действовавшему в указанный в иске налоговый период), налоговая база определяется в соответствии со статьей 404 "Порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения" главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Ставки налога на имущество физических лиц, взимаемого на территории Покровского сельского поселения устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), и вида объекта налогообложения. Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в следующих размерах: суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов). При суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения свыше 500000 рублей, умноженной на коэффициент-дефлятор, ставка налога составляет 2,0.
Указанным решением муниципального комитета налог вводился в действие на территории Покровского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд не принимает доводы административного истца о расчете налога на имущество на иной объект недвижимости, не принадлежащий Шерстюк О.Е. на праве собственности. При этом суд исходит из следующего.
Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11) содержит в себе указание о сроках уплаты налога (до ДД.ММ.ГГГГ), сумме налога (31 011 рублей), а также сведения о его расчете, согласно которым расчет произведен в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № находящегося по адресу: <адрес>. Для расчета налоговой базы использовалась инвентаризационная стоимость объекта (1 550 558 руб.) с учетом коэффициента – дефлятора, утвержденного на соответствующий налоговый период. Налоговая ставка при расчете составляла 2%.
Таким образом, расчет налога произведен административным истцом в соответствии с решением муниципального комитета Покровского сельского поселения Октябрьского района Приморского края №-НПА от ДД.ММ.ГГГГ «О налоге на имущество физических лиц на территории Покровского сельского поселения» и в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №, находящегося в собственности административного ответчика Шерстюк О.Е.. Расчет пени соответствует требованиям ст.75 НК РФ.
Признавая произведенный административным истцом расчет задолженности по налогу и пени правильным, соответствующим требованиям налогового законодательства и решению муниципального комитета Покровского сельского поселения Октябрьского района Приморского края №-НПА от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления и взыскании с административного ответчика Шерстюк О.Е. задолженности по налогу и пени в общей сумме 31124 руб. 19 коп..
В силу части 1 статьи 114 КАС РФ пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, согласно абз. 9 п. 2 ст. 61.1 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.
Как следует из пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного, в связи с удовлетворением требований административного истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с Шерстюк О.Е. в доход бюджета Октябрьского района Приморского края суд в соответствии с абз. 9 п. 2 ст. 61.1 БК РФ взыскивает государственную пошлину, которая в силу ст. 333.19 НК РФ составляет 1134 рубля.
Руководствуясь ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю к Шерстюк О.Е. о взыскании налога на имущество и пени, - удовлетворить.
Взыскать с Шерстюк О.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю 31 124 рубля 19 копеек, в том числе:
- налог на имущество физических лиц в размере 31011 рублей (за 2018 год);
- пени по налогу на имущество за период с 03.12.2019 по 19.12.2019 в размере 113 рублей 19 копеек.
Реквизиты для перечисления: получатель ИНН 2511015850, КПП 251101001 УФК по Приморскому краю (Межрайонная ИФНС России № 9 по Приморскому краю), код налогового органа 2511, расчетный счет № 40101810900000010002 в Дальневосточное ГУ Банка России, г. Владивосток, БИК 040507001.
Взыскать с Шерстюк О.Е.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес> доход бюджета Октябрьского района Приморского края государственную пошлину в размере 1134 рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края в течение одного месяца, со дня вынесения.
Судья Е.Н.Севостьянова