НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда (Приморский край) от 03.12.2018 № 2-487/18

Дело № 2-487\2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Покровка 3 декабря 2018 года

Октябрьский районный суд Приморского края в составе: председательствующего Севостьяновой Е.Н.

при секретаре Петлеван О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.О. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району Приморского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Решением №6 от 24 января 2018 г. ГУ «Управление пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району Приморского края» было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости М.О.. При этом в специальный стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии по старости не были включены отдельные периоды работы М.О.. Истец обратилась в суд с требованиями о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании М.О. исковые требования поддержала и пояснила, что с 1988 г. работала в Покровской центральной районной больнице медицинской сестрой. В 1995 г. уволилась и работала медицинской сестрой детского сада. При этом продолжала работу по совместительству в Покровской ЦРБ медицинской сестрой операционного блока, палатной операционной медсестрой. С 9 до 15 часов работала в детском саду, а с 15 часов 30 минут до 8 часов следующего дня находилась на работе в центральной районной больнице. Если рабочий день в больнице приходился на выходной день, то работала в ЦРБ с 9 часов 00 минут до 9 часов 00 минут следующего дня. 6 декабря 2017 года обратилась в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии. В назначении пенсии было отказано. В период с 5 сентября 1988 г. по 10 июля 1989 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком; с 1 марта 1993 г. по 30 апреля 1993 г. направлялась работодателем на первичную учебу в онкологический диспансер <адрес>, где ежедневно получала теоретическое обучение, в также практику в операционных. Без обучения на данных курсах не могла продолжать работу в операционном блоке по месту работы; с 23 января 2012 г. по 22 февраля 2012 г. направлялась работодателем в командировку в <адрес>, где проходила обучение (сертификационный цикл), которое проводится каждые 5 лет работы и отсутствие которого не позволяет продолжить работу; Считает, что к периодам её работы необходимо применить коэффициенты 1,6 и 1,25 в связи с работой в сельской местности и работой на определенной должности (операционной медицинской сестрой, медсестрой реанимационного отделения). Полагает, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии имела стаж около 28 лет при требуемом 25-летнем стаже. Просит удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика Довгулева Е.А., действующая по доверенности, иск не признала и пояснила, что решение от 24 января 2018 г. об отказе М.О. в установлении досрочной страховой пенсии по старости является законным и обоснованным в связи с тем, что общая продолжительность специального стажа по состоянию на 6 декабря 2017 года составила 20 лет 11 месяцев 22 дня при требуемом 25-летнем стаже. Период работы с 5 сентября 1988 г. по 11 июля 1989 г. (отпуск без содержания по уходу за ребенком) не подлежит включению в специальный стаж в соответствии с Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г. « Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Нахождение на курсах повышения квалификации и периоды нахождения в командировках не включены в специальный стаж, поскольку в такой стаж включаются периоды работы на соответствующих видах работ, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня, за которые уплачиваются страховые взносы в ПФ РФ. Для медицинских работников это означает непосредственное выполнение трудовых обязанностей согласно занимаемой должности в течение полного рабочего времени, норма которого устанавливается на ставку заработной платы. Кроме того, курсы повышения квалификации и командировки входят в периоды деятельности, которые не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №516. По аналогичным доводам отсутствуют основания для применения к вышеуказанным периодам работы коэффициента 1,25. В соответствии с п.4 и.5 вышеуказанных Правил не подлежит включению в специальный стаж период работы истца по совместительству, так как отсутствуют данные о выполнении в этот период работы на полную ставку. Просит отказать в удовлетворении исковых требований М.О. в полном объеме.

Оценив заявленные требования, выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С 01.01.2015 г. вступил в законную силу Федеральный закон №400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».

Согласно ч.3 ст.36 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. №3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 года №1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Доводы истца о её нахождении в спорный период в отпуске по уходу за ребенком нашли свое подтверждение в судебном заседании. Так, свидетельством о рождении подтверждается, что 11 июля 1988 года у М.О. родился сын М.Д.( л.д.27). Из свидетельства о заключении брака следует, что при вступлении брак ДД.ММ.ГГГГМ.О. присвоена фамилия М.О. (л.д.26). Согласно приказу по Покровской центральной районной больнице от 9 сентября 1988 г. (параграф 2) медсестре М.О. предоставлен « отпуск без содержания по уходу за ребенком до 1,5 лет с 5.09.88 года по 11.07.89 г. частично оплачиваемый до одного года; с 11.07.89 года по 10.01.1990». Приказом от 12 января 1990 г. М.О. надлежит «считать приступившей к работе после выхода из отпуска без содержания по уходу за ребенком с 11.01.90 года».

Согласно трудовой книжке, М.О. в период с 6 июня 1988 г. по 11 января 1990 г. работала медицинской сестрой хирургического отделения Покровской центральной районной больницы. Оценивая вышеуказанные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что в период с 5 сентября 1988 года по 10 января 1990 г. М.О. фактически находилась в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им трех лет, в силу чего данный период подлежит включению в специальный стаж. Реализация пенсионных прав истца не может быть поставлена в зависимость от того обстоятельства, что работодатель при издании приказа от 9 сентября 1988 года и приказа от 12 января 1990 г. указал иную формулировку.

Оценивая исковые требования в части включения в специальный стаж времени нахождения М.О. в командировках и на курсах повышения квалификации, суд исходит из следующего.

В соответствии с требованиями ст. 187 Трудового кодекса РФ период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 4 вышеуказанного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно справке Октябрьской ЦРБ от 28 декабря 2017 года М.О. с 1 марта 1993 г. по 30 апреля 1993 г. в соответствии с приказом от 25 февраля 1993 г. находилась на курсах операционных медицинских сестер; с 23 января 2012 г. по 22 февраля 2012 г. в соответствии с приказом -к от 16 января 2012 г. проходила сертификационный цикл «Сестринское дело в хирургии» <адрес>; 11 октября 2013 г., 18 октября 2013 г., 15 ноября 2013 года, 6 декабря 2013 г. находилась в командировках (однодневных) в связи с транспортировкой анализов на неонатальный скрининг в «Центр охраны материнства и детства» <адрес> в соответствии с приказами -к от 10 октября 2013 г., -к от 18 октября 2013 г., -к от 14 ноября 2013 года, -к от 5 декабря 2013 г..

Изложенное свидетельствует о том, что обучение истца на курсах повышения квалификации было непосредственно связано с медицинской деятельностью, проводилось в специализированном медицинском учреждении, кроме того, повышение квалификации было вызвано необходимостью осуществления лечебной деятельности, а пребывание в однодневных командировках было связано с непосредственным выполнением трудовых обязанностей М.О..

Как следует из выписки из лицевого счета застрахованного лица, работодатель (Октябрьская ЦРБ) производила отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе и в период нахождения истицы на курсах и в командировке.

Исходя из приведенных выше установленных в судебном заседании и подтвержденных письменными доказательствами обстоятельств, суд на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" удовлетворяет требования М.О. о включении в специальный стаж периодов: с 1 марта 1993 г. по 30 апреля 1993 г. - нахождение на курсах операционных медицинских сестер; с 23 января 2012 г. по 22 февраля 2012 г. прохождение сертификационного цикла «Сестринское дело в хирургии» <адрес>; 11 октября 2013 г., 18 октября 2013 г., 15 ноября 2013 года, 6 декабря 2013 г. – нахождение в командировках.

При разрешении вопроса о включении в специальный стаж периодов деятельности, включавшихся в специальный стаж в соответствии с законодательством, действовавшим на период исполнения М.О. такой работы, суд исходит из Постановлений Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П и от 3.06.2004 г. №11-П, согласно которым принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 г. №2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" "по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)". Из указанного Постановления КС РФ от 29.01.2004 г. №2-П следует, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы законодательства, действовавшего до введения нового правового регулирования.

В соответствии с п.п.н п.1 Постановления Правительства РФ №665 от 16 июля 2014 г. при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: 1) Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; 2) Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; 3) Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; 4) Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

В соответствии с п.п.в п.3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются: Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.; постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" и от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17 декабря 1959 г. "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшим до 1 октября 1993 года, пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначались (п.б) врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках), и не менее 30 лет в городах. Указанным постановлением СМ СССР №1397 утверждено прилагаемое "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" (далее Положение).

В соответствии с п.п.ж п.1 Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

В «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет», прилагаемый к Постановлению Совета Министров СССР №1397 от 17 декабря 1959 г. "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", включены все медицинские сестры - независимо от наименования должности, больничные учреждения всех типов и наименований, амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований.

Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 №464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Пунктом 2 вышеуказанного постановления №464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии (и т.д.) - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В «Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденный постановлением №464 от 06.09.1991 г., включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066"Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" утверждены прилагаемые Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Данные Список и Правила, применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В соответствии с п.1 Правил в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее именуется - Список), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.

Согласно п.2 Правил врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца. В соответствии с п.3 Правил врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

Приложением к Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения является Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право 1 год работы считать за 1 год 6 месяцев. В указанный Перечень (в числе прочих) включены должности операционной медицинской сестры, включая старших, в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений.

Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 г. "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанный Список включены средний медицинский персонал, в том числе старшие медицинские сестры, медицинские сестры больниц и поликлиник всех наименований.

Утвержденные постановлением №781 Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно п.2 Правил при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется - стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

Как следует из п.3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с п.5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

В «Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев» (Приложение к Правилам) включены операционные медицинские сестры отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6,8,12,15,20 21,27-30 Списка.

Исходя из записей в трудовой книжки, из справки от 28 декабря 2017 года, выданной КГБУЗ «Октябрьская центральная районная больница», учитывая приведенное выше законодательство, действовавшее в соответствующие периоды работы М.О., суд приходит к выводу о том, что периоды работы М.О. медицинской сестрой хирургического отделения, старшей медицинской сестрой реанимационно-анестезиологического отделения подлежит включению в специальный стаж из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев; остальные периоды работы на основной работе в Октябрьской (Покровской) ЦРБ, подлежат исчислению как 1 год за 1 год 3 месяца.

Давая оценку требованиям истца о включении с льготный стаж периодов работы по совместительству, суд исходит из следующего.

Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правила устанавливают порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно п.1 Правил, наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным настоящими Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке Списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений.

Согласно Постановлению Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 (редакция от 03.08.1972, с изменениями от 12.04.1984) "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения") пенсии за выслугу лет врачам и другим работникам здравоохранения во всех случаях надлежит исчислять из ставки заработной платы или оклада по последней перед обращением за пенсией должности, дающей право на пенсию за выслугу лет. При исчислении пенсий за выслугу лет, назначаемых согласно настоящему Постановлению, надлежит учитывать основную ставку заработной платы (оклад) или фактически получаемую часть ставки (оклада) без надбавок и дополнительных оплат. Если работник по основной должности не получал полного должностного оклада (ставки) и работал по совместительству на работе, дающей право на пенсию за выслугу лет, то пенсию надлежит исчислять из общей суммы его заработка, но не более, чем из полной ставки по высшей из занимаемых должностей.

Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", подлежащее применению в части положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 (для учета соответствующей трудовой деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно) не содержит в себе положений, позволяющих включить в льготный стаж работников здравоохранения периоды работы по совместительству.

Из системного толкования норм закона, действовавших на период выполнения М.О. работы по совместительству, следует, что включение в льготный стаж работы по совместительству допускалось при условии наличия основной лечебной работы по должности, включенной в соответствующие Списки, а также дополнительной работы по совместительству на соответствующих должностях.

Из трудовой книжки М.О. следует, что в период с 23 октября 1995 г. по 4 февраля 1997 г. основным местом её работы являлся детский сад . Данный период основной работы М.О. не подлежит включению в льготный стаж. С 5 февраля 1997 г. истица принята на работу в Покровскую ЦРБ (л.д.13-145). Согласно справки КГБУЗ «Октябрьская центральная районная больница» от 28.12.2017 года медицинская сестра операционного блока М.О. уволена с работы по совместительству с 6 февраля 1996 года приказом от 7 мая 1996 года.

Исходя из этого, период работы, выполнявшейся М.О. по совместительству с 23 октября 1995 г. по 6 февраля 1996 г., не может быть включен в специальный стаж, а потому суд отказывает в удовлетворении данной части исковых требований.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

Исходя из совокупности доказательств, исследованных в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что при обращении М.О. 6 декабря 2017 года с заявлением в Управление пенсионного фонда России по Октябрьскому району у неё имелся необходимый льготный стаж, общая продолжительность которого (с учетом исчисления 1 года соответствующей работы за 1 год и 3 месяца и 1 год 6 месяцев) составляла 25 лет 2 месяца 11 дней, что превышало требуемый 25-летний стаж, дающий истцу право в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ "О страховых пенсиях" на досрочную страховую пенсию по старости.

С учетом этого решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 24 января 2018 года является незаконным.

Таким образом, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.197-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования М.О. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району Приморского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии по старости – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району Приморского края от 24 января 2018 года об отказе в назначении М.О. досрочной страховой пенсии по старости.

Включить в специальный стаж, дающий М.О. право на установление досрочной трудовой пенсии по старости, с применением коэффициента 1,25 периоды с 5 сентября 1988 года по 10 июля 1989 года; с 1 марта 1993 года по 30 апреля 1993 года, с 23 января 2012 года по 22 февраля 2012 года; с 11 октября 2013 года по 11 октября 2013 года, с 18 октября 2013 года по 18 октября 2013 года, с 15 ноября 2013 года по 15 ноября 2013 года, с 6 декабря 2013 года по 6 декабря 2013 года.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края в течение 30 дней после принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 07 декабря 2018 года.

Судья Е.Н.Севостьянова