Дело № 2а-180/2021
86RS0020-01-2021-000465-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гп. Приобье 07 июня 2021 года
Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующий судья Юсуфов Ш.М.
при секретаре Чупруновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по ХМАО-Югре к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
МИФНС № 3 по ХМАО-Югре обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивировав требования тем, что ФИО1, являясь налогоплательщиком имущественных налогов - не уплатила налог на имущество физических лиц за 2018 год, налоговым органом направлено требование, ответчиком добровольно задолженность не погашена. Определением мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского районного суда ХМАО-Югры от 14.09.2020 судебный приказ от 18.08.2020 о взыскании задолженности отменен. В связи с тем, что срок добровольного исполнения обязанности по уплате налогов истек, сумма налога и пени налогоплательщиком не уплачена, взыскание задолженности возможно лишь в судебном порядке, в связи с чем просит взыскать задолженность в размере 20 871,70 рублей.
В судебное заседание стороны не явились при надлежащем извещении, об уважительной причине неявки суд не сообщили.
ФИО1 в отзыве просит отказать в иск, в связи с тем, что истцом пропущен срок на предъявление иска, кроме того, истец не законный субъект правоотношения, она является гражданином СССР, и у нее отсутствует обязанность уплачивать налоги РФ.
Явка ответчика в судебное в заседание обязательной не признана, в связи с чем суд, руководствуясь ч.2 ст. 289 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Формируя структуру налоговой системы Российской Федерации, федеральный законодатель при установлении конкретного налога самостоятельно выбирает и определяет обусловленные экономическими характеристиками этого налога параметры его элементов, в том числе состав налогоплательщиков и объектов налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, а также порядок исчисления налога, обеспечивающий расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2).
Согласно п.3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административный истец обратился в суд с административным иском 04.03.2021, то есть в пределах шестимесячного срока после отмены судебного приказа 14.09.2020.
В силу положений ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса, к которым относят жилые дома, квартиры, комнаты, а также иные здания, строения, сооружения, помещения.
Налог на имущество физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 15 НК РФ относится к местным налогам и сборам.
Налог на имущество физических лиц вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Ставки налога установлены Решением Совета Депутатов гп. Приобье от 17.11.2014 № 33 "О налоге на имущество физического лица", с 2018 года решением Совета депутатов гп. Приобье внесены изменения ставки налога на имущество физических лиц.
Положениями п. п. 1, 3 ст. 363, п. п. 1, 4 ст. 397, п. п. 1, 2 ст. 409 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на имущество физических лиц, по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Указанные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Административный ответчик в 2018 году имела в собственности имущество: - квартиру, по адресу ХМАО-<адрес>;
-Строение (нежилое помещение), по адресу ХМАО-<адрес>Г (л.д. 26).
На основании п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Обязанность по уплате налогов в установленный срок налогоплательщиком не исполнена, в связи с чем, в соответствии с положениями ст. 75 НК РФ, были начислены пени.
Истец направил Скоротченко налоговое уведомление на уплату налога № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в котором представлен перерасчет налога за 2018 (л.д. 28), также по почте направлены требования на уплату налога № от ДД.ММ.ГГГГ, и от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-17).
Требование ответчиком исполнено не было, что послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье, мировым судьей судебного участка № Октябрьского судебного района вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности. В связи с поступившими возражениями ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен.
Доказательств оплаты просроченной задолженности пени, начисленных налога на имущество физических лиц в сумме 19 6187 руб., и пени в размере 1 559 рублей административным ответчиком не представлено.
С учетом приведенных положений закона, установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При этом, доводы Скоротченко относительно того, что она является гражданином СССР, о не имеет обязанностей по налогам, суд считает несостоятельными и не имеющими правового значения в рассматриваемом споре по существу заявленных исковых требований.
Довод ответчика о пропуске срока исковой давности обращения с указанным иском, суд считает несостоятельным в силу следующего.
Спор возник относительно сумм задолженности по уплате налога на имущество физических лиц. Статьей 286 КАС РФ и ст. 48 НК РФ предусмотрен порядок обращения в суд только после истечения сроков исполнения всех требований об уплате налога, пеней, в отношении которых подано заявление о взыскании недоимки.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 указанной статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налог, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб. (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ).
При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения.
Общая сумма налога и пени, подлежащая взысканию с административного ответчика превысила 3000 руб.
Таким образом, шестимесячный срок при обращении с заявлением о взыскании суммы недоимки подлежит исчислению со дня истечения добровольного срока исполнения вышеуказанного требования.
Материалами дела подтверждается, что с заявлением о выдаче судебного приказа ИФНС № обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах шестимесячного срока. После отмены судебного приказа налоговый орган также обратился в суд с настоящим иском в пределах шести месяцев с момента отмены приказа. Таким образом, нарушений срока для обращения в суд налоговой инспекцией не допущено.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска на основании пп. 19 п. 1 ст. 336.36 НК РФ согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ и п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ с административного ответчика, не освобожденного в силу закона от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета МО Октябрьский район подлежит взысканию государственная пошлина в размере 826, 15 рубля, рассчитанная по правилам абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 114, 175-177, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной ИФНС № 3 по ХМАО-Югре удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, 24 <данные изъяты> в доход бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 года в размере 19 618 рублей, пени в размере 1 253,70 рубля, всего 20 871 (двадцать тысяч восемьсот семьдесят один) рубль 70 копеек.
Сумму задолженность перечислить на отдельный лицевой счет, получатель: РКЦ Ханты-Мансийск /УФК по ХМАО - Югре г. Ханты-Мансийск (МИФНС России № 3 по ХМАО-Югре, ИНН <***>, КПП 861001001), р/с <***>, БИК 007162163, КБК (налог на имущество) 1821060130131000110, КБК (пени) 12820601030132001100, ОКТМО 71821156.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в бюджет МО Октябрьский район ХМАО-Югры в размере 826 (восемьсот двадцать шесть) рублей 15 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Октябрьский районный суд.
Судья Ш.М. Юсуфов