Дело № 2-2053/2018 31 мая 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи А.А. Токарь,
при секретаре А.М. Волковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юшинской Анны Юрьевны к Санкт-Петербургскому государственному автономному учреждению «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» о постановке на учёт в качестве впервые ищущей работу, назначении пособия по безработице,
у с т а н о в и л:
Юшинская А.Ю. обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга, указав, что 18.04.2017 подала заявление в агентство занятости населения Невского района Санкт-Петербурга - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» о постановке на учет как впервые ищущей работу, признании безработной и выплате пособия по безработице в течение шести месяцев в размере среднемесячной начисленной заработной платы в Санкт-Петербурге, к поданному заявлению приложила необходимые для постановки на соответствующий учёт документы: паспорт, документы об образовании; справку о статусе, справку о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица из Пенсионного фонда РФ. Однако в постановке на учёт в качестве безработной, впервые ищущей работу истице отказано со ссылкой на то, что по сведениям Пенсионного фонда РФ на её лицевом счёте отражены сведения о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в связи с чем истица с 18.04.2017 зарегистрирована в агентстве занятости населения Невского района Санкт-Петербурга только в целях поиска подходящей работы, без выплаты пособия. Действия ответчика истица считала необоснованными, так как она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом факт работы в свободное от учёбы время, по мнению истицы, не лишает её права на получение гарантированных государством мер социальной поддержке детей-сирот, впервые ищущих работу. По изложенным основаниям Юшинская А.Ю. просила признать её безработной, впервые ищущей работу, обязать ответчика поставить на учет, как впервые ищущую работу с 18.04.2017, назначить и выплатить пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в городе Санкт-Петербурге с 18.04.2017, а также взыскать с ответчика в её пользу расходы, понесённые на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Ответчик просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что при обращении Юшинской А.Ю. в службу занятости из Управления Пенсионного фонда РФ (форма СЗИ-6) были получены сведения о том, что истица имеет периоды работы, засчитываемые в страховой стаж, при этом работу в свободное от учёбы время она осуществляла не по направлению органов службы занятости, выполняемая ею работа не относилась к общественным работам и не являлась работой в период прохождения производственной практики. И, хотя Юшинская А.Ю. имеет право на дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вышеуказанные обстоятельства препятствовали признанию истцы ищущей работу впервые и регистрации её в органах государственной службы занятости в статусе безработной как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с выплатой пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Санкт-Петербурге. Также ответчик полагал, что выплата государственного пособия по безработице, не является гарантированной выплатой, кроме того, не подлежит взысканию применительно к положениям ст. 396 Трудового кодекса РФ, как компенсация за период вынужденного прогула, поскольку спорные отношения не являются трудовыми. По этим же основаниям ответчик считал, что Юшинская А.Ю. не может быть поставлена на соответствующий учёт с 18.04.2017, так как законодательство о занятости в отличие от трудового не предусматривает «восстановление» на учёте в качестве безработного.
В судебное заседание истица и её представитель не явились, просили заявленные требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика, уведомленный о месте и времени слушания дела в соответствии с требованиями, установленными ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, признавая неявку указанного лица неуважительной, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 7 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Юшинская А.Ю., 06.08.1997 года рождения, осталась без попечения родителей, которые на основании решения Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 26.03.2012 по гражданскому делу № 2-1812/2012 лишены в отношении неё родительских прав (л.д. 7 с оборотом).
В 2014 году Юшенкова А.Ю. окончила ГБОУ Центр образования № 133 Невского района Санкт-Петербурга, получила основное общее образование, профессионального образования и специальности не имеет (л.д. 13).
18.04.2017 Юшенкова А.Ю., которой на тот момент не исполнилось 23 лет, в связи с чем она, применительно к положениям ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" являлась лицом, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом, обратилась в агентство занятости населения Невского района Санкт-Петербурга - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» с заявлением о постановке на учет, как впервые ищущую работу, признании безработной и выплате пособия по безработице в течение шести месяцев в размере среднемесячной начисленной заработной платы в Санкт-Петербурге.
В соответствии с п. 5 Правил регистрации безработных граждан, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт, документ об образовании, для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
Руководствуясь данными правилами, истица с заявлением предоставила ответчику паспорт, диплом об образовании, справку о том, что она имеет право на льготы, предусмотренные для лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и справку из Пенсионного фонда РФ о состоянии индивидуального лицевого счета, но была зарегистрирована лишь в целях поиска подходящей работы, в регистрации в качестве лица, впервые ищущего работу, и постановке на учёт в качестве безработной с выплатой соответствующего пособия было отказано по мотиву наличия на её индивидуальном лицевом счёте в системе персонифицированного учёта сведений о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж.
Из материалов дела следует, что на индивидуальном лицевом счёте истицы отражены сведения о работе в периоды с 22.08.2016по 04.10.2016, с 13.10.2016 по 31.12.2016 и с 01.10.2017 по 26.02.2017 в ООО «АВС-Решение», общий период работы 05 мес. 28 дней, согласно сведения о доходах истицы в указанный период, представленных МИФНС № 24 по Санкт-Петербургу, сумма полученных доходов до удержания налогов составила в 2016 году 1407 рублей 04 копейки, в 2017 – 285 рублей 78 копеек (л.д. 10 – 12, 28, 29).
В силу ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми считаются граждане, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения.
В периоды с 22.08.2016по 04.10.2016, с 13.10.2016 по 31.12.2016 и с 01.10.2017 по 26.02.2017 Юшенкова А.Ю. была не занятой, однако на учёте в службе занятости в качестве безработной не состояла, с учётом размера полученного дохода суд оценивает её трудовую деятельность, продолжительностью 05 месяцев и 28 дней в ООО «АВС-Решение» как трудовую адаптацию, испытание способности к работе, приобретение трудовых навыков, и приходит к выводу, что Юшенкова А.Ю. фактически на дату обращения к ответчику, равно как и в настоящее время, является лицом, впервые ищущим работу.
Доводы представителя ответчика о том, что на истицу не могли распространяться льготы, предусмотренные Законом РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" так как в периоды, отражённые на индивидуальном лицевом счёте, она не была временно трудоустроена в свободное от учёбы время по направлению органов службы занятости, не участвовала в общественных работах и не предоставляла документы, подтверждающие прохождение производственной практики суд отклоняет как несостоятельные, поскольку направления на работу органы службы занятости вправе выдавать лишь гражданам, зарегистрированным в установленном порядке в целях поиска подходящей работы и безработных, в то время, как Юшенкова А.Ю. впервые обратилась к ответчику лишь 18.04.2017.
В силу ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Аналогичные правила закреплены в ст. 34.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при этом в п. 3 названной статьи закреплено право на получение указанных выплат и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет.
Неправомерный отказ ответчика в регистрации в качестве безработной, впервые ищущей работу при обращении Юшенковой А.Ю. 18.04.2017, повлёк нарушение её прав, в том числе на получение пособия по безработице в установленном вышеуказанными правовыми нормами размере. При этом доводы ответчика о том, что выплата пособия по безработице не является обязательной суд считает ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права, так как положения ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 34.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" носят императивный характер, не допускают усмотрения чиновников службы занятости, поскольку являются гарантированной государством дополнительной мерой социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 17, ст. 18).
Статья 1 (п. 1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст. 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)
Материалами дела подтверждено, что истица на дату обращения в службу занятости, 18.04.2017, являлась лицом, впервые ищущим работу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имела право на льготы, предусмотренные ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", неправомерные действия ответчика лишили её установленного законом права на получение гарантированных государством мер социальной поддержки, суд считает необходимым в соответствии с требованиями ст. 11 ГК РФ признать Юшенкову А.Ю. безработной, впервые ищущей работу и обязать поставить её на учёт, как впервые ищущую работу с 18.04.2017, а также назначить и выплатить ей пособие по безработице в размере, установленном ч. 5 ст. 9 упомянутого Закона.
Приходя к такому выводу, суд принимает во внимание, что на дату рассмотрения дела Юшенкова А.Ю. не достигла возраста 23 лет, что подтверждает её право на получение гарантированных законом мер социальной поддержки.
Одновременно суд отклоняет доводы ответчика о невозможности восстановления права истицы по мотиву отсутствия трудовых прав между истицей и ответчиком, поскольку требования о взыскании компенсации за период вынужденного прогула истицей не заявлено.
При разрешении спора по существу суд обязан разрешить вопрос о распределении судебных расходов, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, которым законодатель относит суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы (ст.ст. 88, 94 ГПК РФ).
Принимая во внимание, что при подаче настоящего искового заявления истица понесла расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, с ответчика в соответствии с правилами ст. 98 ГПК РФ в её пользу подлежит взысканию 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать Юшинскую Анну Юрьевну, 06.08.1997 года рождения, безработной впервые ищущей работу и обязать Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» поставить Юшинскую Анну Юрьевну на учёт, как впервые ищущую работу с 18.04.2017, назначить и выплатить Юшинской Анне Юрьевне пособие по безработице в размере средней месячной заработной платы в городе Санкт-Петербурге за шесть месяцев с 18.04.2017.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» в пользу Юшинской Анны Юрьевны расходы, понесённые на оплату государственной пошлины, в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский суд Санкт-Петербурга.
Мотивированное решение составлено 29.09.2018.
Судья: (подпись)