НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 13.05.2019 № 2А2034/19

решение в окончательной форме изготовлено 13 мая 2019 года

дело № 2а2034/2019

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Санкт-Петербург 24 апреля 2019 года

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Е.В. Николаевой,

при секретаре Коромзиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирнова Дмитрия Александровича к Комитету по строительству Санкт-Петербурга о признании незаконным решения,

установил:

Смирнов Д.А. 19.03.2019 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ Комитета по строительству Санкт-Петербурга от 11.12.2018 во включении ее в реестр пострадавших граждан – участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

В качестве мер по восстановлению нарушенного права административный истец просил возложить на Комитет по строительству Санкт-Петербурга обязанность включить его в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Свои требования административный истец мотивировал тем, что 20.11.2018 он обратился с заявлением в Комитет о включении ее в реестр пострадавших граждан, Комитет уведомлением от 11.12.2018 сообщил об отказе во включении ее в реестр пострадавших граждан по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 5 пункта 10 Правил. Данное уведомление было получено представителем административного истца 20.12.2018.

Представитель административного истца в судебное заседание явился, требования административного иска поддержал.

Административный ответчик Комитет по строительству Санкт-Петербурга в лице представителя, действующей на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явился, представитель административного ответчика против удовлетворения требований административного иска возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых указано, что НАО «Инвестиционно-строительная группа «Норманн», с которой истцом заключен договор участия в долевом строительстве от 24.06.2017, подтвержден прирост вложений в незавершенное строительство объекта в течение двух последних отчетных периодов, а также представленные истцом платежные документы содержат назначение платежа – оплата по предварительному договору долевого участия от 24.06.2017. Данные обстоятельства, по мнению Комитета по строительству Санкт-Петербурга, свидетельствуют о несоответствии истца критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан согласно Правилам ведения реестра пострадавших граждан, установленным приказом Минстроя России от 12.08.2016 г. N 560/пр.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Материалами дела подтверждено, что 24.06.2014 между ООО «Норманн-Центр», застройщиком, и Смирновым Д.А., участником долевого строительства, заключен договор №П9-3/15-ст-е участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, в соответствии с п. 1.1, п. 1.2 которого застройщик обязался в предусмотренный договором срок своими силами и с привлечением других лиц построить многоквартирный дом со встроено-пристроенными помещениями, надземным гаражом (автостоянка), подземным гаражом (автостоянка), трансформаторной подстанцией, 2 этап по адресу: <адрес>. <адрес>, Торфяное, Ольгинская дорога, участок 9 (северо-восточнее <адрес> лит.А по Заречной улице).

В соответствии с п. 1.4 договора плановый срок завершения строительных работ на Объекте – 29.02.2016.

Согласно п. 5.2.4 договора при надлежащем исполнении участником долевого строительства всех обязательств по настоящему договору застройщик обязуется передать участникам долевого строительства квартиру по акту приема-передачи в течение 10 месяцев с момента наступления последнего из следующих событий: получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и исполнения в полном объеме обязательств участниками долевого строительства по внесению денежных средств, указанных в разделе 4 (в том числе п. 4.2, п. 4.3) настоящего договора.

Из п. 4.1 договора размер денежных средств, подлежащих уплате участниками долевого строительства, составляет 1734575,23 руб.

Согласно п. 4.2 договора участник долевого строительства вносит денежные средства на расчетный счет застройщика в соответствии с графиком платежей (приложение №1 к настоящему договору).

Данный договор зарегистрирован Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу 07.10.2014 (л.д. 92-103).

При обращении в суд с настоящим административным иском Смирнов Д.А. представил также предварительный договор №П9-3/15-ст-е от 16.05.2014 участия в долевом строительстве., заключенный между ООО «Норманн-Центр», с одной стороны, и Смирновым Д.А.., с другой стороны, в соответствии с п. 1 которого ООО «Норманн-Центр» обязуется осуществить бронирование квартиры в подлежащем строительству многоквартирном доме со встроено-пристроенными помещениями, надземным гаражом (автостоянка), подземным гаражом (автостоянка), трансформаторной подстанцией, 2 этап по адресу: Санкт-Петербург. пос. Парголово, Торфяное, Ольгинская дорога, участок 9 (северо-восточнее дома 4 лит.А по Заречной улице) (л.д. 26-37).

В соответствии с п. 1, п. 4 предварительного договора стороны определили, что стоимость квартиры на момент заключения настоящего договора составляет 1734575,23 руб. Данная сумма подлежит внесению в качестве обеспечительного платежа в течение пяти банковских дней с момента подписания предварительного договора.

Согласно п. 5 предварительного договора в течение пяти дней после государственной регистрации договора участия в долевом строительстве обеспечительный платеж зачитывается в счет оплаты по договору участия в долевом строительстве.

Вместе с тем, административным истцом представлены платежные документы о внесении денежных средств по предварительному договору от 16.05.2014 в общей сумме 1734575,23 руб.

20.11.2018 Смирнов Д.А. обратился в Комитет по строительству Санкт-Петербурга с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан.

Согласно расписке от 20.11.2018 Смирновым Д.А. представлены следующие документы: паспорт, договор участия в долевом строительстве от 24.06.2014, квитанции от 19.05.2014, платежное поручение № 5 от 19.05.2014 (л.д. 9).

Решением от 11.12.2018 отказано Смирнову Д.А. во включении его в реестр пострадавших граждан по следующим основаниям:

- по данным, представленным обществом в Комитет по строительству Санкт-Петербурга, прирост вложений в незавершенное строительство объекта составил за 2 квартал 2018 года – 20448,37 рублей, за 3 квартал 2018 года – 13273,3 рублей, в связи с чем Обществом подтвержден прирост вложений в незавершенное строительство объекта в течение двух последовательных отчетных периодов;

- при рассмотрении документов установлено, что заявителем не представлены копии платежных документов, подтверждающих исполнение обязательств по договору (л.д. 86-87).

На основании вышеуказанного решения Комитетом по строительству Санкт-Петербурга сформировано уведомление от 11.12.2018 отказе во включении в реестр пострадавших граждан.

Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предметом его регулирования являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.

Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, предусматривает полномочия Минстроя России по утверждению критериев, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правил ведения контролирующим органом реестра таких граждан (пп. 5.2.36).

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 12.08.2016 г. издан приказ № 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".

В соответствии с п. 2 Приказа № 560/пр его действие распространяется на отношения, связанные с включением в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возникшие после вступления в силу настоящего приказа.

Согласно пунктам 5, 6, 7 Правил № 560/пр решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина.

К заявлению прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность;

2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);

3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);

4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.

При приеме документов заявителю выдается расписка о принятии документов к рассмотрению с указанием перечня представленных документов и количества листов.

Согласно пункту 2 приложения N 1 к Приказу № 560/пр критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан являются:

1) неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:

а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов;

б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;

в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;

г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;

2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;

3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;

4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;

5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;

6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;

7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта;

8) отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.

В соответствии с пунктами 10, 11 Правил № 560/пр заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:

1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу;

2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;

3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;

4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);

5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

Гражданин не подлежит включению в реестр на основании решения, принимаемого контролирующим органом в течение 14 рабочих дней с даты поступления заявления при наличии хотя бы одного из условий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.

Административным ответчиком представлены письма ООО «Норманн-Центр» в ответ на запрос Комитета по строительству Санкт-Петербурга, из которых следует, что прирост вложений в незавершенное строительство Объекта составил: за 2 квартал 2018 года - 20 448,37 млн. руб., за 3 квартал 2018 года - 13 273,3 тыс. руб.

Оценив указанные документы по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признаёт, что вышеуказанные доказательства с достоверностью не подтверждают факт прироста вложений в незавершенное строительство объекта в течение двух последовательных отчетных периодов, поскольку не подтверждены объективными доказательствами, в частности, бухгалтерской отчетностью организации-застройщика.

Анализ оспариваемого решения Комитета позволяет суду сделать вывод, что решение в части указания на наличие прироста вложений в незавершенное строительство объекта, не мотивировано, основано только на сведениях, указанных в бухгалтерском балансе застройщика по состоянию на названные периоды, а именно назначении разницы размеров внеоборотных средств, без учёта иных сведений о финансовом положении застройщика.

Вместе с тем, представленные застройщиком документы не позволяют достоверно сделать вывод, что отраженный в бухгалтерских балансах прирост вложений в незавершенное строительство объекта (прочие внеоборотные активы), свидетельствует о фактическом приросте вложений в незавершенное строительство спорного объекта.

Спорный объект является проблемным, что также административным ответчиком не оспаривалось.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение в указанной части не соответствует закону.

Вместе с тем суд находит обоснованным и соответствующим закону основание для принятия оспариваемого решения – непредставление заявителем документов, подтверждающих исполнение обязательств по оплате по договору участия в долевом строительстве от 24.06.2014, поскольку приложенные Смирновым Д.А. к заявлению от 20.112018 платежные документы содержат назначение платежа: оплата по предварительному договору долевого участия №П9-3/15-ст-е от 16.05.2014 (л.д. 104).

Предварительный договор долевого участия №П9-3/15-ст-е от 16.05.2014, из условий которого усматривается, что внесенные по нему денежные средства зачитываются в счет оплаты долевого взноса по договору участия в долевом строительстве от 24.06.2014, административным истцом в Комитет по строительству Санкт-Петербурга при его обращении 20.11.2018 не представлялся.

Суд также не принимает во внимание в качестве доказательства, свидетельствующего о наличии факта оплаты по договору долевого участия в строительстве от 24.06.2014, представленный административным истцом акт сверки по договору участия в долевом строительстве от 24.06.2014 за период с 01.01.2015 г. по 12.03.2019 г. (л.д. 41), поскольку данный акт составлен 12.03.2019 после принятия Комитетом по строительству Санкт-Петербурга оспариваемого решения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что данное основание для принятия оспариваемого решения соответствует закону, в связи с чем оснований для признания незаконным оспариваемого решения не имеется.

Вместе с тем, суд полагает необходимым указать, что Смирнов Д.А. вправе повторно обратиться в Комитет по строительству Санкт-Петербурга с аналогичным заявлением о включении ее в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, представив полный комплект документов, подтверждающих наличие оснований для включения его в данный реестр.

на основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Санкт – Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт – Петербурга.

Судья –