НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда (Амурская область) от 21.03.2016 № 2А-158/2016

Дело а-158/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 21 марта 2016 г

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Шлома О.А.

с участием сторон:

ФИО1 административного ответчика Межрайонной ИФНС по <адрес>ФИО5, ФИО1 ФНС по <адрес>ФИО6

при секретаре ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Межрайонной инспекции ФИО1 налоговой службы России по <адрес>, ФИО1 налоговой службы России по <адрес> об оспаривании действий и решений налоговых органов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения и предоставить налоговый вычет, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции ФИО1 налоговой службы по <адрес>, ФИО1 налоговой службы по <адрес>.

Административный истец обосновал свои требования тем, что в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в служебной командировке в <адрес>, там исполнял служебные обязанности в составе коллективных сил по поддержанию мира. 02.03.2015г в уполномоченный налоговый орган им представлялась налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2014 год, а также заявление о возврате из бюджета налога на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> рублей с соответствующими документами. Решением об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.09.2015г., вынесенным начальником МИФНС России по <адрес> в возврате (зачете) налога на доходы физических лиц отказано. В установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке им подана жалоба на указанное решение, рассмотренная заместителем руководителя УФНС России по <адрес> решением от ДД.ММ.ГГГГ и оставлена без удовлетворения, т.е. в возврате (зачете) налога на доходы физических лиц было отказано. Не согласившись с действиями и решениями должностных лиц налоговых органов административный истец подал в суд настоящее исковое заявление. Просит признать действия и решения МИФНС России по <адрес>, выразившиеся в отказе предоставления налогового вычета не законным и не подлежащим применению с момента его принятия (решение от 11.09.2015г), признать действие и решение УФНС России по <адрес>, выразившиеся в отказе предоставления налогового вычета (решение от 14.12.2015г) незаконным и не подлежащим применению с момента его принятия, обязать административных ответчиков отменить указанные решения и предоставить налоговый вычет на сумму <данные изъяты> рублей, взыскать с административных ответчиков судебные издержки, связанные с уплатой государственной пошлины.

В судебное заседании административный истец ФИО2не явился, представил заявление, из которого следует, что требования полностью поддерживает, в судебном заседании присутствовать не может, просит дело рассмотреть в свое отсутствие.

ФИО1 административных ответчиков не возражают рассмотреть дело в отсутствие данного лица, в связи с чем дело подлежит рассмотрению при данной явке.

ФИО1 административного ответчика - Межрайонной инспекции ФИО1 налоговой службы России по <адрес>ФИО5, действующая по доверенности, в судебном заседании не согласилась с доводами административного искового заявления, пояснила, что оспариваемые решения вынесены в соответствии с установленными нормами НК РФ и действующим законодательством РФ, а действия Инспекции и ФИО1 об отказе в предоставлении вычета по НДФЛ являются законными. ФИО2 в указанный период находился в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, там выполнял задачи по восстановлению мира и поддержания правопорядка в зоне вооруженного конфликта в составе Миротворческих сил в должности военного наблюдателя группы военных наблюдателей воинского контингента Миротворческих сил РФ, соответственно являлся военнослужащим, проходящим службу за границей, то есть являлся налогоплательщиком НДФЛ, следовательно, его доходы подлежали налогообложению в РФ по ставке 13 процентов.

ФИО1 налоговой службы России по <адрес>ФИО6, действующая на основании доверенности, также считает заявленные доводы не обоснованными, а заявленные требования к ответчикам не подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку оспариваемые решения вынесены в соответствии с установленными нормами НК РФ и действующим законодательством РФ, а действия Инспекции и ФИО1 об отказе в предоставлении вычета по НДФЛ являются законными и обоснованными.

Согласно отзыва ФИО1 УФНС по <адрес>ФИО7 следует, что ФИО2 обратился с заявлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, где выполнял задачи по восстановлению мира и поддержания правопорядка в зоне вооруженного конфликта в составе Миротворческих сил в должности военного наблюдателя группы военных наблюдателей воинского контингента Миротворческих сил РФ.

Факт прохождения ФИО2 в указанный период службы в составе Коллективных сил по поддержанию мира подтверждается выписками из приказов старшего военного начальника воинского контингента миротворческих сил РФ в Приднестровском регионе Республики Молдова от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

За указанный период из денежного довольствия ФИО2, получаемого по постоянному месту военной службы (Войсковая часть 21720) и по месту выполнения миротворческих задач, производилось удержание НДФЛ в размере 13%, что, по мнению Заявителя, противоречит Международному и российскому законодательству (Протокол «О статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств» от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашение о группах военных наблюдателей "и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 7 НК РФ). Однако, административным истцом при предъявлении вышеуказанных требований о возврате НДФЛ за 2014 год и о признании незаконными действий и принятых решений административных ответчиков не учтено, что в рамках действия ст. 207, 209 Налогового кодекса РФ российские военнослужащие, проходящие службу за границей обязаны платить налог на доходы физических лиц в размере 13 %.

Статьей 84 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что все расходы по обеспечению национальной обороны, финансируются исключительно из ФИО1 бюджета. К таким расходам относятся расходы, связанные с содержанием, включая расходы на денежное довольствие и заработную плату военнослужащих и гражданского персонала российских воинских формирований, в том числе направленным на службу (работу) за границу.

Таким образом, финансирование ФИО2 осуществлялось за счет средств ФИО1 бюджета Российской Федерации, а не Республики Молдова.

В соответствии со ст.2 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид ФИО1 государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в частности, в Вооруженных Силах РФ.

Для всех категорий плательщиков НДФЛ, в том числе для физических лиц -военнослужащих и гражданского персонала объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил РФ, установлен единый порядок определения налоговой базы при получении физическим лицом доходов и уплаты налога с таких доходов.

В основе его лежат положения, предусмотренные ст. 57 Конституции РФ, а также ст.ст. 207 и 208 НК РФ, в соответствии с которыми плательщиками НДФЛ признаются физические лица, как являющиеся налоговыми резидентами РФ, так и не являющиеся таковыми, но получающие доходы от источников в РФ.

Функции ФИО1 Вооруженными Силами РФ нормами ст. 13 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне» возложены на Министерство обороны РФ. Порядок дислокации воинских формирований Вооруженных Сил РФ регламентируется ст. 16 Закона №61-ФЗ «Об обороне», согласно которой дислокация воинских формирований за пределами территории РФ допускается на основе международных договоров РФ.

При получении вознаграждения за государственную службу в воинских формированиях РФ, временно находящихся на территории других государств, налогообложение регулируется специальными соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными на межгосударственном или межправительственном уровне и ратифицированными парламентами.

Пунктом 1 статьи 18 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что вознаграждение за государственную службу, выплачиваемое органом власти России, созданным в <адрес>, или из его фондов любому физическому лицу за службу, осуществляемую для этого органа власти, облагается налогом только в России.

Аналогичные доводы следуют из отзыва на административное исковое заявление административного ответчика - Межрайонной инспекции ФИО1 налоговой службы России по <адрес>.

Согласно представленного отзыва ФИО1 УФНС по <адрес>ФИО8 следует, что Налогоплательщиком представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2013 и 2014 годы, в которых заявлен НДФЛ к возврату из бюджета, излишне удержанный с доходов, полученных в связи с участием в зоне вооруженного конфликта. Одновременно с налоговой декларацией представлены выписки из приказов и справка о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщик находился в зоне вооруженного конфликта, где выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в составе Миротворческих сил РФ, справки о доходах по форме 2-НДФЛ за 2013, 2014 годы. Основанием для возврата удержанного налога на доходы физических лиц, по мнению налогоплательщика, является ст. 11 Протокола «О статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств» от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Протокол). В соответствии со ст. 11 Протокола, участником которого является, в том числе, Российская Федерация, персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства - участника.

В связи с тем, что <адрес> не входит в перечень договаривающихся сторон по вышеуказанному протоколу, а также глава 23 Налогового кодекса РФ «Налог на доходы физических лиц» не содержит положений, освобождающих налогоплательщиков от уплаты НДФЛ по доходам, полученным в связи с выполнением задач по восстановлению мира в зонах вооруженных конфликтов, считает, что указанные доходы подлежат налогообложению на общих основаниях.

Выслушав доводы ФИО1 административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Условия пребывания Группы военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в государстве, на территории которого размещается Группа по поддержанию мира, определены в Протоколе о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира (далее КСПМ) в Содружестве Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном в соответствии с Соглашением о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с Протоколом государство, на территории которого будут развертываться операции по поддержанию мира (принимающее государство), подписавшее протокол, принимает на себя определенные международные обязательства.

В соответствии с п.1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст.209 НК РФ объектом налогообложения физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации.

В силу п.3 ст.207 НК РФ независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются, в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей.

Статус и социально-правовая защищенность личного состава Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств определены Положением о Коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ) в Содружестве Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным Российской Федерацией.

Пунктом 39 раздела 7 указанного Положения определено, что в период прохождения службы в составе КСПМ личный состав пользуется статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных наций, принятой Генеральной ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ и настоящим Положением.

В соответствии со статьей 11 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ, участником которого является, в том числе Российская Федерация, персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-участника. Кроме того, они освобождаются от уплаты всех других налогов за предоставляемые услуги, а также от всех регистрационных комиссионных платежей и сборов.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, предусмотренные данной договорной нормой международного права.

В силу ст. 6 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

В соответствии с выписками из приказов от ДД.ММ.ГГГГ N 58, от ДД.ММ.ГГГГ, выданными заявителю Штабом воинского контингента миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова, в период с 11.09 2013 года по ДД.ММ.ГГГГФИО2 проходил службу в составе воинского контингента миротворческих сил (в составе Коллективных сил по поддержанию мира) на территории, отнесенной п.3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 280 к зоне вооруженного конфликта и выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка.

Статьей 7 НК РФ установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО2 как военнослужащий, проходивший службу в составе Коллективных Сил по поддержанию мира в Приднестровском регионе Республики Молдова, в силу обязательности для Российской Федерации вышеприведенных норм международного права, освобождается от уплаты налогов на заработную плату и вознаграждение, полученные в указанный период, в связи с чем, оспариваемое решение налогового органа о возврате налога на доходы физических лиц в сумме 133 735 рублей нарушает законные права заявителя.

Доводы налогового органа о том, что <адрес> не входит в перечень государств, подписавших Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ, а потому положения Протокола на данную территорию не распространяются, суд находит необоснованными. Российская Федерация, являясь Государством-участником указанного Протокола, приняла на себя определенные данным актом международные обязательства, в том числе, установленные статьей 11 Протокола, по мнению суда, не обоснованы и ссылки ФИО1 налогового органа на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку вопросы налогообложения доходов, полученных военнослужащими Российской Федерации, участвовавшими в выполнении задач в составе Коллективных сил по поддержанию мира, регулируются специальными международными договорами Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, административный иск ФИО2 подлежит полному удовлетворению.

Суд признает обоснованными требования истца о взыскании судебных расходов в виде уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины. Квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается произведенная истцом оплата государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

В силу ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу ст.103 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ, взысканию с административных ответчиков в пользу административного истца подлежит государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО2 к Межрайонной инспекции ФИО1 налоговой службы России по <адрес>, ФИО1 налоговой службы России по <адрес> об оспаривании действий и решений налоговых органов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения и предоставить налоговый вычет, удовлетворить.

Признать незаконными решение Межрайонной инспекции ФИО1 налоговой службы России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» и решение ФИО1 налоговой инспекции по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении жалобы ФИО2 на решение МИФНС России по <адрес> от 11.09.2015г «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» без удовлетворения.

Обязать Межрайонную ИФНС России по <адрес> возвратить ФИО2 уплаченную сумму налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Межрайонной инспекции ФИО1 налоговой службы России по <адрес> в пользу ФИО2 сумму уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ФИО1 налоговой службы России по <адрес> в пользу ФИО2 сумму уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение месяца через Октябрьский районный суд <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Шлома О.А.