Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Екатеринославка 19 октября 2018 года
Октябрьский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Новорецкой Е.П.,
при секретаре Рыбальченко Е.Н.,
с участием административного ответчика Муховиковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по платежам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № по <адрес> ( МИ ФНС России № по <адрес>) обратилась в суд с административным иском к ФИО1, указав, что на налоговом учете в МИ ФНС России № по <адрес> состоит в качестве налогоплательщика ФИО1 и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ обязана уплачивать законно установленные налоги. Ответчик в период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2016г. владела на праве собственности недвижимым имуществом: квартирой, расположенной по адресу: <адрес>; земельным участком, расположенным по адресу: пер. М.Горького, 6 а <адрес>, и, следовательно, на основании положений ст.400 НК РФ является плательщиком имущественного налога. В связи с неуплатой в установленный срок указанных в налоговом уведомлении за 2015,2016 гг. сумм налога на имущества в размере 2562 рублей, сумм земельного налога в размере 1209 рублей, на сумму недоимки по налогу исчислена сумма пени в размере 3,58 рублей по земельному налогу, 17,67 рублей по налогу на имущество физических лиц. В адрес должника направлены требования об уплате сумм налога, пени, штрафа, которые исполнены административным ответчиком частично, в части уплаты суммы задолженности по пени по налогу на имущество в размере 9,85 рублей. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей Октябрьского районного судебного участка <адрес> был вынесен приказ о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> Задолженности (недоимки) по имущественным налогам, который ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения. Согласно сведениям картотеки расчетов с бюджетом в настоящее время за ФИО1 числится задолженность в виде неуплаченных сумм налогов и пени. В связи с чем, просит суд взыскать с административного ответчика ФИО1 задолженность по платежам в бюджет в размере 3817,58 рублей, в том числе земельный налог в размере 1209 рублей, пени по земельному налогу в размере 3,58 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 2597,18 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 7,82 рублей.
В соответствие с определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело рассматривается по общим правилам административного судопроизводства.
В судебное заседание представитель административного истца МИ ФНС России № по <адрес> не явился, начальник ФИО4, действующий на основании приказа руководителя Федеральной налоговой службы № ММВ-10-4/1268@ от ДД.ММ.ГГГГ, просит рассмотреть данное дело без участия представителя инспекции. До начала судебного заседания от административного истца поступил отзыв на возражения административного ответчика, считает их необоснованными и неподлежащими удовлетворению, по тем основаниям, что предоставление льгот налогоплательщику носит заявительный характер, между тем от ФИО1 указанное заявление по установленной форме в Инспекцию не поступало, право административного ответчика на налоговую льготу в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п.3 ст. 361.1 НК РФ Инспекцией не подтверждено. Кроме того, налоговые льготы по земельному налогу установлены в ст. 395 НК РФ, категория налогоплательщиков «пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством» в ней отсутствует. Положением «О земельном налоге на территории Екатеринославского сельсовета», принятым решением Екатеринославского сельсовета народных депутатов от 24.10.2008г. №, льготы по уплате земельного налога категории налогоплательщиков «пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством» не предусмотрены.
В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ, с учетом мнения административного ответчика, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца.
В судебном заседании административный ответчик ФИО1 с административным иском согласилась частично, считает, что, поскольку является пенсионером, имеет право на освобождение от уплаты налога на имущество, поэтому согласна оплатить долг по земельному налогу, но не согласна с расчетом, свой расчет представить не может. При этом пояснила, что заявление о предоставление льгот как пенсионеру по уплате налога на недвижимое имущество подала налоговую инспекцию толь в августе 2018 года.
Выслушав ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
С ДД.ММ.ГГГГ обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 НК РФ.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 408, пунктам 1, 2 статьи 409 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Обязанность по уплате земельного налога установлена главой 31 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 396, пунктам 1, 4 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Порядок исчисления пени определен в статье 75 НК РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 в 2015,2016 годах являлась собственником квартиры и земельного участка.
Согласно представленным административным истцом сведений ФИО1 на праве собственности принадлежат квартира, площадью 66,9 кв.м., кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес>, и земельный участок, площадью 1689 кв.м., с кадастровым номером 28:19:11208:27, расположенный по адресу: пер.М.Горького, 6а <адрес>.
Следовательно, на ответчике лежит обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога.
В связи с чем, административным истцом МИ ФНС России № по <адрес> налогоплательщику ФИО1 начислены налог на имущество физических лиц за указанную квартиру и земельный налог за указанный земельный участок, и в установленный законом срок ей направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого за 2015 г. земельный налог начислен в размере 100 рублей, налог на имущество в размере 1027 рублей, со сроком уплаты налогов не позднее 01.12.2016г.; № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого за 2016 г. земельный налог начислен в размере 1109 рублей, налог на имущество в размере 1535 рублей, со сроком уплаты налогов не позднее 01.12.2017г.
В связи с неуплатой налогов в полном объеме в установленный срок, на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ налоговым органом в адрес ответчика направлены: требование № от 18.12.2016г. и предложено уплатить налог на имущество в сумме 1027 рублей, земельный налог в сумме 100 рублей, пени по налогу на имущество в размере 5,48 рублей, пени по земельному налогу в размере 53 копейки в срок до ДД.ММ.ГГГГ; требование № от 12.12.2017г. и предложено уплатить налог на имущество в сумме 1535 рублей, земельный налог в сумме 1109 рублей, пени по налогу на имущество в размере 4,22 рублей, пени по земельному налогу в размере 3,05 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно расшифровке задолженности налогоплательщика – физического лица, а также пени и штрафов с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной квалификации, расчета сумм пени, на дату подачи административного искового заявления в суд за налогоплательщиком числится задолженность за 2016,2015 гг. по налогу на имущество физических лиц в размере 2597,15 рублей, по земельному налогу в размере 1209 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 7,82 рублей, пени по земельному налогу в размере 3,58 рублей, доказательств уплаты которых материалы дела не содержат.
Довод административного ответчика о несогласии с расчетом недоимки по налогам суд не принимает во внимание, поскольку им не представлено доказательств, опровергающих правомерность начисления земельного налога, и подтверждающих исполнение обязательств по уплате указанных налогов в установленный законом срок.
Необоснованными являются доводы ответчика об отсутствии у нее обязанности по уплате имущественного налога в силу пп.10 п.1, п. 2, 3 статьи 407 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 27 мая 2003 года N 9-П, освобождение от уплаты налогов (налоговая льгота) по своей природе является исключением из вытекающих из Конституции принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.
Статьей 407 НК РФ установлены категории налогоплательщиков, включая пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, которым предоставляется налоговая льгота в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения.
Налоговая льгота предоставляется в отношении неиспользуемого в предпринимательской деятельности одного объекта налогообложения каждого вида (например, в отношении одной квартиры, одного жилого дома).
К объектам налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, отнесены: квартира или комната; жилой дом; помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи; хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи; гараж или машино-место (в редакции, действующей до 01.01.2017г.).
Вместе с тем, согласно п. 6 ст. 407 НК РФ физические лица имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Таким образом, предоставление льгот налогоплательщику носит заявительный характер.
Доказательств обращения ФИО1 в налоговый орган с заявлением о предоставлении налоговой льготы по уплате налога на имущество физических лиц не представлено.
Налоговые льготы по земельному налогу установлены в ст. 395 НК РФ, определен исчерпывающий перечень налогоплательщиков, освобожденных от налогообложения. В указанном перечне отсутствует категория налогоплательщиков пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
На территории муниципального образования Екатеринославский сельсовет действует Положение «О земельном налоге на территории Екатеринославского сельсовета», утвержденное решением Екатеринославского сельского Совета народных депутатов от 24.10.2008г. №28 (с изменениями и дополнениями). Согласно информации администрации Екатеринославского сельсовета решения об установлении налоговых льгот для пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, на территории сельсовета представительным органом муниципального образования не принимались.
Предусмотренный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок на обращение в суд с требованием о взыскании налогов и пени, административным истцом соблюден.
Поскольку в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение тот факт, что до настоящего времени задолженность за 2016,2015 гг. по налогу на имущество физических лиц в размере 2597,15 рублей, по земельному налогу в размере 1209 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 7,82 рублей, пени по земельному налогу в размере 3,58 рублей, должником не уплачена, доказательств обратного административным ответчиком представлено не было, суд полагает необходимым взыскать с ФИО1 задолженность по платежам в бюджет в размере 3817,58 рублей, в том числе земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 1209 рублей, пеня в размере 3,58 рублей, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам. Применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 2597,18 рублей, пеня в размере 7,82 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.
В соответствии со ст. 333.19, ст. 333.20 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 178-180, 290 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 удовлетворить.
Взыскать ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, в доход бюджета задолженность по земельному налогу за период 2016, 2015 гг. в размере 1209 (одна тысяча двести девять) рублей, пени по земельному налогу в размере 3 (три) рубля 58 копеек путем перечисления на расчетный счет УФК МФ РФ по <адрес> (МИ ФНС России № по <адрес>) ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес> БИК 041012001 Р/СЧ 40№ КОД ОКТМО 10638403 на КБК 18№ (земельный налог), на КБК 18№ (пени по земельному налогу), задолженность по налогу на имущество физических лиц за период 2016, 2015 гг. в размере 2597 (две тысячи пятьсот девяносто семь) рублей 18 копеек, пени в размере 7 (семь) рублей 82 копейки путем перечисления на расчетный счет УФК МФ РФ по <адрес> (МИ ФНС России № по <адрес>) ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес> БИК 041012001 Р/СЧ 40№ КОД ОКТМО 10638403 на КБК 18№ (налог на имущество), на КБК № (пени по налогу на имущество).
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд в течение месяца через Октябрьский районный суд Амурской области со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 24октября 2018 года.
Председательствующий:
Мотивированное решение принято 23 октября 2018 года.