Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
25 ноября 2016 года г. Октябрьск Самарской области
Судья Октябрьского городского суда Самарской области Бодров Е.А., рассмотрев жалобу юридического лица - МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» на постановление Государственной инспекции труда в Самарской области от 3 ноября 2016 года о назначении административного наказания по ч.1 ст.5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2№ от 03.11.2016 года юридическое лицо - МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» (далее Учреждение) было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и в отношении него было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.
От юридического лица - МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» поступила жалоба на данное постановление, где указано, что оно незаконное, а дело об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Из жалобы следует, что фактически срок выплаты аванса установлен 30 числа каждого месяца, а поступление денежных средств на лицевые счета работников произошло 1 сентября 2016 года. Инспектор труда не выясняла причин образования задолженности и срока нарушения. МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме - муниципальное бюджетное учреждение, учредителем которой является г.о. Октябрьск, функции и полномочия учредителя возложены на МКУ «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту Администрации г.о. Октябрьск». В соответствии со ст.298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять платную деятельность (приносящую доходы деятельность) постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Таким образом, бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять направления и порядок осуществления только тех расходов, источником финансового обеспечения которого являются средства, полученные от приносящей доход деятельности. В учредительных документах МБУ указана деятельность, связанная с реализацией полномочий органа местного самоуправления г.о. Октябрьск в сфере предоставления транспортных услуг, организации благоустройства и озеленения территории городского округа, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Уставная деятельность финансируется согласно ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ путем получения субсидий на финансовое обеспечение выполнения МБУ муниципального задания от бюджета городского округа, в составе которого предусмотрены и средства на оплату труда работников МБУ. Для этого в финансовом управления для МБУ открыт лицевой счет. Приказом Финансового управления от 29.12.2010 года № утвержден Порядок проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений. При этом МКУ Финансовое управление осуществляет санкционирование оплаты расходов МБУ, то есть источником финансового обеспечения оплаты труда работников МБУ являются средства, полученные им в соответствии с муниципальным заданием. В задачи МКУ Финансового управления входит проверка соответствия операций, указанных в платежном документе, кодам Классификации операций сектора государственного управления в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете. Таким образом, процесс выдачи денежных средств на оплату труда проходит через шесть инстанций - финансовый органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, каждая из которых обладает своей правоспособностью и не может быть заменена другим органом. В ходе прокурорской проверки данному факту не дана соответствующая правовая оценка, а проведено обобщение виновности только одного лица - получателя бюджетных средств, без оценки действий иных лиц финансового оборота и специфики функционирования бюджетного учреждения как некоммерческой организации. Однако выплата заработной платы, которая производится в пределах субсидий, предоставленной МБУ на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг, санкционируется в пределах фонда оплаты труда в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Согласно данным МКУ Финансовое управление по состоянию на третий квартал уже была перерасходована МБУ за три первых месяца. Исходя из полученного ответа МКУ «Финансовое управление Администрации г.о. Октябрьск» видно, что имеющиеся локальные акты - Положение об условиях оплаты труда работников МБУ г.о. Октябрьск «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» и Приложение № «Положение о премировании работников МБУ», утвержденные Приказом директора от 22.10.2015 года и согласованные с учредителем, также корреспондируют с вышеизложенными доводами в части п.1.4 (Размеры должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах фонда оплаты груда Учреждения. Ответственным за перерасход фонда оплаты труда является директор Учреждения.), п.3 ч.4 (Выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда), п.11 (Экономия, образовавшаяся по фонду ежемесячного премирования, может расходоваться только по распоряжению (приказу) директора Учреждения исключительно на единовременные поощрительные премии работников за выполнение особо важных и сложных заданий и на выплаты, предусмотренные Коллективным договором Учреждения). При этом премирование работников должно составлять величину не более 25% от должностного вклада, а выплаты стимулирующего характера - до 60%. Премирование работников производится по конечным результатам работы каждого должностного лица, достигаемым за счет профессиональной компетенции при выполнении Учреждением муниципального задания, а также при осуществлении деятельности, приносящей ему доходы. За первый квартал деятельность Учреждения имела убыток. Отсутствие денежных средств на момент срока оплаты - 30 августа было вызвано нехваткой денежных средств на лицевом счете (дефицитом бюджета). Как отмечает в своем ответе руководитель МКУ «Финансовое управление» в силу ст.38 БК РФ целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов отражающих направление (цели) финансирования расходов бюджета. Таким образом, из-за дефицита бюджета, уже выбранного на погашение превышенных обязательств по оплате труда за первое полугодие по вине бывшего руководителя санкционирование авансовых платежей за сентябрь месяц со стороны финансового органа потребовало внесение изменений в статьи и коды расходов согласно утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Этот период занял одни сутки, на которые и произошла задержка оплаты труда, выявленная в ходе прокурорской проверки. Просит признать постановление от 03 ноября 2016 года № № о назначении административного наказания недействительным и прекратить дело об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель юридического лица - МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» по доверенности Фирьян Н.М. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе, и показала, что согласно коллективному договору МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» на 2015-2017 годы заработная плата работников выплачивается не реже двух раз в месяц, 30 и 15 числа каждого месяца. МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» 24 августа 2016 года в МКУ «Финансовое управление Администрации г.о. Октябрьск Самарской области» была подана заявка на финансирование на август 2016 года, в том числе заработной платы за первую половину августа 2016 года. В связи с отсутствием в бюджете г.о. Октябрьск денежных средств Администрация г.о. Октябрьск 26 августа 2016 года обратилась в министерство управления финансами Самарской области с просьбой осуществить единовременные перечисления дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в августе за счет сумм, предусмотренных в октябре, ноябре, декабре, для финансирования первоочередных расходов. Дотации поступили 31 августа 2016 года и 1 сентября 2016 года было осуществлено финансирование МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания». Просит признать постановление от 03 ноября 2016 года № о назначении административного наказания недействительным и прекратить дело об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть материал по жалобе юридического лица - МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» в ее отсутствие.
Заслушав представителя юридического лица - МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» Фирьян Н.М., поддержавшую жалобу по вышеизложенным основаниям, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Из материалов дела следует, что должностному лицу инкриминировано в вину нарушение им ч.6 ст.136 ТК РФ.
В соответствии с ч.6 ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Как следует из материалов дела 3 ноября 2016 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2 на основании постановления об административном правонарушении прокурора г. Октябрьска Зятчина И.В. от 07.09.2016 года рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении юридического лица - МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» и установлено, что прокуратурой г. Октябрьска по информации администрации г.о. Октябрьск об имеющейся на 31 августа 2016 года задолженности по заработной плате в отношении работников МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» проведена проверка исполнения трудового законодательства, в ходе которой выявлены грубые нарушения трудовых прав работников данной организации. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 37 Конституции РФ, ст.ст. 4, 21, 22, 136 ч.6 ТК РФ МБУ «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» допустило образование задолженности по выплате аванса работникам за август 2016 года на общую сумму 494 143,2 рубля, тогда как срок выплаты аванса установлен 30 числа каждого месяца.
По результатам проверки вынесено постановление № о назначении административного наказания от 3 ноября 2016 года.
Действия МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» государственным инспектором квалифицированы по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» является по отношению к работникам Учреждения работодателем. Согласно коллективному договору МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» на 2015-2017 годы заработная плата работников выплачивается не реже двух раз в месяц, 30 и 15 числа каждого месяца. Заявка на финансирование на август 2016 года, в том числе заработной платы за первую половину августа 2016 года была направлена МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» в МКУ «Финансовое управление Администрации г.о. Октябрьск Самарской области» 24 августа 2016 года. Из информации МКУ «Финансовое управление Администрации г.о. Октябрьск Самарской области», предоставленной директору МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» 24.11.2016 года, следует, что в августе 2016 года в г.о. Октябрьск Самарской области сложилась тяжелая финансовая ситуация, а именно отсутствие в бюджете г.о. Октябрьск денежных средств. Создалась ощутимая нагрузка на местный бюджет и ограничена возможность финансирования первоочередных расходных обязательств, в том числе по оплате труда работников. Администрация г.о. Октябрьск 26 августа 2016 года обратилась в министерство управления финансами Самарской области с просьбой осуществить единовременные перечисления дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в августе за счет сумм, предусмотренных в октябре, ноябре, декабре, для финансирования первоочередных расходов. Дотации поступили 31 августа 2016 года и 1 сентября 2016 года было осуществлено финансирование МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания».
Таким образом, учитывая выше изложенное, нельзя расценивать как ненадлежащее исполнение работодателем обязанности произвести выплату заработной платы работникам в конкретную дату, поскольку заявка на финансирование заработной платы за первую половину августа 2016 года была своевременно направлена в МКУ «Финансовое управление Администрации г.о. Октябрьск Самарской области».
Поскольку работодателем при выплате заработной платы не допущено нарушений норм трудового законодательства, оснований для привлечения юридического лица - МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется ввиду отсутствия в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях юридического лица - МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.30.7, п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Жалобу юридического лица - МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» удовлетворить.
Постановление Государственной инспекции труда в Самарской области № от 3 ноября 2016 года о назначении административного наказания по ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица - МБУ г.о. Октябрьск Самарской области «Служба благоустройства, озеленения, содержания дорог и транспортного обслуживания» отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по основаниям отсутствия состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения.
Судья: =Е.А. БОДРОВ=