НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского городского суда (Самарская область) от 16.05.2022 № 2-188/2022

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2022 г. г. Октябрьск

Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Воробьева С.А.,

при секретаре Молодкиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Федерального казенного учреждения «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» к Бордун В.А., Бордун А.А. о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам при перевозке тяжеловесного груза,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» (далее ФКУ ДСД «Дальний Восток», истец) обратилось в суд с иском к Бордун В.А., Бордун А.А. о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам при перевозке тяжеловесного груза, мотивировав свои требования тем, что 17 февраля 2019 г. в 13 час. 21 мин. на стационарном пункте весового контроля км <данные изъяты>» <данные изъяты> (10 т/ось), принадлежащего ФКУ ДСД «Дальний Восток», путем статического взвешивания посредством весов (свидетельство о поверке БА от 18.09.2018), государственными инспекторами Восточно-Сибирского МУГАДН ФИО6 и ФИО7 выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесного груза, о чем составлен Акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства от 17.02.2019 . Согласно указанному акту у автопоезда, состоящего из грузового автомобиля - грузовой тягач седельный <данные изъяты>, государственный номер и полуприцепа , государственный номер , было зафиксировано превышение осевых нагрузок транспортного средства. Копия акта от 17.02.2019 была вручена Бордун А.А., акт подписан без возражений. Факт принадлежности грузового автомобиля - грузовой тягач седельный , государственный номер , ответчику Бордун В.А. на праве собственности подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства от 13.11.2018 серии . Факт принадлежности полуприцепа <данные изъяты>, государственный номер , ответчику Бордун А.А. на праве собственности подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства от 26.09.2017 серии . При измерении весовых и габаритных параметров автопоезда договора аренды или иного документа о переходе во временное пользование между владельцами транспортных средств не представлено. Путевой лист отсутствовал. Товаросопроводительные документы на груз (автомобили 8 шт.): свидетельства о регистрации транспортных средств от 02.11.2017 серии , от 13.03.2018 серии , от 05.10.2016 серии , от 02.11.2017 серии , от 06.12.2017 серии , от 18.01.2019 серии , от 24.02.2018 серии , от 11.05.2018 серии . Согласно пункту 11 акта от 17.02.2019 водитель Бордун А.А. на указанном автопоезде осуществлял перевозку груза (автомобили 8 шт.) по маршруту движения: <адрес>, автомобильной дороги общего пользования федерального значения, находящейся в оперативном управлении истца. В силу закона именно собственники тягача и прицепа обязаны возместить вред, причиненный автомобильной дороге. При измерении весовых и габаритных параметров автопоезда документов о переходе во временное пользование от владельцев транспортных средств к третьим лицам не представлено. На момент причинения вреда, зафиксированного актом от 17.02.2019 № 37, законными владельцами спорного автопоезда являются ответчики. Ответчики несут солидарную ответственность за ущерб, причиненный автомобильной дороге федерального значения, находящейся в оперативном управлении истца. В соответствии с п. 1.3 Устава, утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 № 801, истец является подведомственным учреждением Федерального дорожного агентства. Согласно пункта 3.3.11 Устава истец осуществляет предоставление государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации в рамках предоставлении Федеральным дорожным агентством полномочий. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. На момент осуществления перевозки такое разрешение отсутствовало. Факт осуществления перевозки груза с нарушением установленных требований, а также в отсутствие разрешения на перевозку тяжеловесного груза, полученного в порядке, установленном нормативным актом, подтвержден документами. Правилами № 934 установлен расчет размера вреда, в соответствии с которым размер суммы за провоз тяжеловесного груза с начислением базового компенсационного индекса текущего года составил 59 602 рублей 49 копеек. 26 мая 2021 г. в адрес ответчиков были направлены претензии от 28.04.2021 № и от 28.04.2021 № с требованием в добровольном порядке солидарно возместить ущерб. Претензии получены, однако денежные средства в возмещение ущерба уплачены не были.

С учетом изложенного, ФКУ ДСД «Дальний Восток» просило взыскать солидарно с Бордун В.А. и Бордун А.А. в пользу ФКУ ДСД «Дальний Восток» ущерб, причиненный транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге федерального значения, в размере 59 602 рубля 49 копеек.

Истец, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя, заявленные требования поддерживает.

Ответчики Бордун В.А. и Бордун А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Возражений по существу исковых требований истца не представили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает иск, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненной личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно п.п. 1, 3 ст.1079 ГК РФ, обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

В силу пункта 23.5 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»(ред. от 04.12.2018), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

В силу ч. 2 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с ч.11 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

На основании ч.1 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией.

Согласно п. 2 ч.1, п.6 ч.2 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. 13.07.2015),пользователям автомобильными дорогами запрещаетсяосуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.

Согласно ч.2 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015), движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда установлен Правилами о возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, утврежденными Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 (ред. от 27.12.2014) (далее Правила №934).

Согласно п.п. 2, 5 Правил №934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно приложению и рассчитывается в зависимости от превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 «Ограничение массы» и (или) 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», значений: допустимой массы транспортного средства; допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

В пункте 3 Правил №934 установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Приказом Минтранса России от 29.03.2018 N 119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2018 N 51026) утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (далее Порядок).

Согласно п. 4 Порядка, пункты весогабаритного контроля могут быть: стационарными (далее - СПВГК).

При фиксации весогабаритных параметров транспортных средств на СПВГК: отмечаются измеренные весовые и габаритные параметры транспортного средства; осуществляется вычет инструментальной погрешности измерения (инструментальная погрешность измерения параметра вычитается из измеренной величины параметра и вычисляется применяемая величина для определения наличия превышения параметра); осуществляется сравнение применяемой величины с допустимым параметром, установленным законодательством Российской Федерации (или с разрешенным параметром в случае наличия специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (п.15 Порядка).

По результатам инструментального контроля должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа или владельцем автомобильной дороги или оператором СПВГК составляется акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства (п.21 Порядка).

Должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа осуществляется анализ и сравнение результатов инструментального контроля, оформленного в виде акта результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства на наличие или отсутствие превышений фактически измеренных весовых и габаритных параметров транспортного средства над допустимыми весовыми и габаритными нормами, установленными Правилами, применительно к конкретному участку автомобильной дороги, на котором осуществлялся инструментальный контроль (п.30 Порядка).

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, которые устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки (далее Правила №272).

Согласно п.5 Правил №272 (ред. от 12.12.2017) тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению N 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению N 2.

В приложении N 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом №272 определена допустимая нагрузка на ось транспортного средства.

В судебном заседании установлено, что 17.02.2019 в 13 час. 21 мин. при осуществлении весового контроля на стационарном пункте <данные изъяты> км <данные изъяты> «<данные изъяты>» <данные изъяты> (10 т/ось), расположенном на федеральной автодороге <адрес>, балансосодержателем которого является ФКУ ДСД «Дальний Восток», государственными инспекторами Восточно-Сибирского МУГАДН было произведено взвешивание транспортных средств: тягача марки <данные изъяты>, модели <данные изъяты>, государственный регистрационный номер , принадлежащего ответчику Бордун В.А., и полуприцепа марки <данные изъяты>, модели <данные изъяты> государственный регистрационный номер , принадлежащего ответчику Бордун А.А., под управлением водителя Бордун А.А..

Водитель, управлявший указанными транспортными средствами, Бордун А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о смерти от 06.04.2021).

В ходе проверки выявлено превышение осевой нагрузки транспортных средств, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза.

Установлено, что Бордун В.А. является собственником тягача марки <данные изъяты>, модели , государственный регистрационный номер (свидетельство о регистрации транспортного средства от 13.11.2018 серии ), Бордун А.А. является собственником полуприцепа марки , модели , государственный регистрационный номер (свидетельство о регистрации транспортного средства от 26.09.2017 серии ).

По результатам взвешивания государственными инспекторами Восточно-Сибирского МУГАДН был составлен акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства от 17.02.2019.

Указанный акт составлен в присутствии водителя, один экземпляр вручен водителю под роспись, возражений в части взвешивания не поступало.

ФКУ ДСД «Дальний Восток» в соответствии с п. 3.3.18. Устава, утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 №801, Учреждение осуществляет проведение соответствующей претензионно-исковой работы по взысканию с владельцев тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, не уплаченной в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, платы в счет возмещения вреда, причиненного тяжеловесными транспортными средствами.

В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортных средств, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения <адрес> по расчету истца составила 59 602 рубля 49 копеек. Указанная сумма в добровольном порядке уплачена не была, на претензии и от 28.04.2021 ответчики не ответили.

Суд соглашается с указанным расчетом, поскольку он составлен на основе соответствующих норм, формул и методик Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, проверен судом и считается выполненным верно. Возражений на расчет ответчиками суду не представлено.

Таким образом, с учетом норм ч.1 ст.1064 ГК РФ, ч. 3 ст.1079 ГК РФ, в рассматриваемом случае ответственность за ущерб, причиненный федеральной автодороге <адрес>, должна быть возложена солидарно на Бордун В.А., как владельца транспортного средства - тягача марки <данные изъяты>, модели <данные изъяты>, государственный регистрационный номер и Бордун А.А., как владельца транспортного средства - полуприцепа марки <данные изъяты>, модели <данные изъяты>, государственный регистрационный номер

При установленных обстоятельств, суд считает исковые требования ФКУ ДСД «Дальний Восток» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Истец от уплаты государственной пошлины освобожден в силу закона. Таким образом, государственная пошлина в размере 1988 рублей подлежит взысканию с ответчиков, по 994 рубля с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Федерального казенного учреждения «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» удовлетворить.

Взыскать солидарно с Бордун В.А., Бордун А.А. в пользу Федерального казенного учреждения «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» ущерб, причиненный автомобильным дорогам при перевозке тяжеловесного груза, в размере 59 602 (пятьдесят девять тысяч шестьсот два) рубля 49 копеек.

Взыскать с Бордун В.А., Бордун А.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 994 рубля с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 мая 2022 г.

Судья