НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Охинского городского суда (Сахалинская область) от 29.11.2021 № 650010-01-2021-001139-39

УИД № 65RS0010-01-2021-001139-39

Гражданское дело № 2-809/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2021 года город Оха Сахалинской области

Охинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Разяповой Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бочаровой Т.Ю., с участием:

представителя истца ФИО1 ФИО3,

рассмотрев в помещении Охинского городского суда Сахалинской области в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее ГУ -ОПФР по Сахалинской области) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Сахалинской области (далее ГУ -УПФР по <адрес> Сахалинской области) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части наступления у ФИО2 права для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ за работу в районах Крайнего Севера в возрасте 59 лет с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы электрогазосварщиком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды работы оператором по исследованию скважин в автоколонне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признании права ФИО2 на назначение досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 55 лет с ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в Охинский городской суд с исковым заявлением к ГУ-УПФР по <адрес> (оставлено без движения определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, после устранения недостатков принято к производству суда определением от ДД.ММ.ГГГГ), в котором просит признать незаконным решение ГУ - УПФР по <адрес> Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части наступления у ФИО2 права для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ за работу в районах Крайнего Севера в возрасте 59 лет с ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж периоды его работы электрогазосварщиком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды его работы оператором по исследованию скважин в автоколонне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанность назначить ему страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика ГУ -УПФР по <адрес> Сахалинской области, прекратившего деятельность ДД.ММ.ГГГГ, его правопреемником ГУ - ОПФР по Сахалинской области.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 представил уточненное исковое заявление к ГУ - ОПФР по Сахалинской области, в котором просит признать незаконным решение ГУ - УПФР по <адрес> Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части наступления у ФИО2 права для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ за работу в районах Крайнего Севера в возрасте 59 лет с ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж периоды его работы электрогазосварщиком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды его работы оператором по исследованию скважин в автоколонне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать право ФИО2 на назначение досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 55 лет с ДД.ММ.ГГГГ. В этом же заявлении об уточнении иска ФИО2 отказался от требования к ответчику о назначении ему страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, данный отказ истца определением суда принят и в указанной части иска производство по делу прекращено.

Свои требования ФИО2 мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой с тяжелыми условиями, которая включает спорные периоды работы электрогазосварщиком и оператором по исследованию скважин, однако решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия требуемого страхового стажа работы. Истец считает, что ответчик не включил спорные периоды в его специальный стаж незаконно, поскольку работа электрогазосварщика осуществлялась им на ручной сварке, работа оператора по исследованию скважин - на объектах добычи нефти и газа, в полевых условиях месторождений, эта работа предусмотрена Списком № 2, дает ему право на досрочное пенсионное обеспечение, при наличии у него необходимого общего страхового стажа более 30 лет и стажа работы в районах Крайнего Севера более 25 лет.

В настоящем судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по приведенным основаниям и просил удовлетворить.

Истец в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела по уважительным причинам не просил, в предыдущем судебном заседании иск поддерживал и настаивал на его удовлетворении.

Ответчик просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, с предъявленными истцом требованиями не согласен по основаниям, изложенным в представленном письменном отзыве. Полагает отказ истцу в назначении досрочной пенсии в виду отсутствия необходимого стажа работы с тяжелыми условиями законным и обоснованным, указывает на то, что этот стаж составил всего 5 лет 0 месяцев 14 дней, менее половины от требуемого по закону для мужчин - 12 лет 6 месяцев, при этом спорные периоды работы не были включены в страховой стаж истца, поскольку при обращении с заявление о назначении досрочной пенсии им не были представлены доказательства занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах и на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а должность оператора по исследованию скважин в автоколонне не предусмотрена подразделом 2 «Добыча нефти, газа и газового конденсата» раздела ХII Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, кроме этого истцом не были представлены доказательства занятости непосредственно на объектах добычи нефти и газа.

На основании положений статей 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика.

Выслушав представителя истца, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ-УПФР по <адрес> Сахалинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях, на основании пункта 2 части 1 статьи 30 и части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-УПФР по <адрес> Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу оказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа, дающего право на досрочное пенсионного обеспечение по пункту 2 части 1 статьи 30 «Федерального закона «О страховых пенсиях».

При оценке права истца на досрочное пенсионное обеспечение в его специальный страховой стаж не были зачтены заявленные в иске периоды работы в должностях электрогазосварщика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 7 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 24 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 13 дней) и оператора по исследованию скважин в автоколонне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев 6 дней), всего 2 года 5 месяцев 20 дней.

Трудовая книжка с записями о работе в указанные периоды времени утрачена истцом, вместе с тем его работа в спорные периоды в указанных должностях подтверждается архивными справками о работе, выданными правопреемниками работодателей, а также сведениями лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, при этом отказ в назначении пенсии не связан с неподтверждением самого факта работы в заявленные периоды времени.

Как указано в оспариваемом решении пенсионного органа, на день обращения за назначением пенсии общий страховой стаж ФИО2 составлял 30 лет 9 месяцев 15 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 25 лет 11 месяцев 3 дня, что не оспаривается, вместе с этим стаж работы по Списку № 2 - всего 5 года 0 месяцев 14 дней, то есть менее половины от установленного законом для мужчин 12 лет 6 месяцев.

В решении от ДД.ММ.ГГГГ основанием невключения спорных периодов работы истца в страховой стаж работы по Списку указано на неподтверждение особого характера работы электрогазосварщиком, а именно на резке, ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, и на то, что пунктом «а» «рабочие» подраздела 2 «Добыча нефти, газа и газового конденсата» раздела ХII Списка , утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, должность оператора по исследованию скважин в автоколонне не предусмотрена. Вместе с этим указано на то, что при имеющихся общем страховом стаже и стаже работы в районах Крайнего Севера право на страховую пенсию по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за работу в районах Крайнего Севера) наступит у истца в 59 лет с 27 июня 2026 года.

Невключение спорных периодов работы в льготный стаж и отказ в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа истец считает незаконным, ссылается на то, что был занят на ручной сварке, а также на обслуживании скважин на нефтегазодобывающих объектах в режиме полного рабочего дня, что подтверждается справками о работе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ).

Аналогичные положения содержались в подпункте 2 пункта 1 статьи 27, пункте 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2015 года, а также в статье 10 и пункте «б» статьи 12 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и в иных предшествующих ему законах.

Изменения, внесенные с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в Федеральный закон «О страховых пенсиях», в том числе в положения части 1 статьи 8, пункта 6 части 1 статьи 32 закона о возрасте, с которого наступает право на страховую пенсию, не повлекли повышения возраста, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 30 этого закона.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 26 января 1991 года);

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» (далее - Список № 2 от 22 августа 1956 года), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 г.

В разделе ХХХП «Общие профессии» Списка № 2 от 22 августа 1956 года предусмотрены «газосварщики и их подручные», а также «электросварщики и их подручные».

При этом, до 1 января 1992 года право на досрочную пенсию по старости по Списку № 2 от 22 августа 1956 года предоставлялось газосварщикам, электросварщикам и их подручным независимо от вида выполняемой сварки.

В пункте «а» «рабочие» параграфа 2 «Добыча нефти и газа» в разделе XIII «Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца» Списка № 2 от 22 августа 1956 года указаны операторы по исследованию скважин.

Согласно пункту 1 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года № 81/8 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 производств, цехов, профессий и должностей работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», Списки № 1 и № 2 должны применяться вне зависимости от ведомственного подчинения предприятий и учреждений, где работали или работают обратившиеся за пенсией рабочие и служащие, профессии или должности которых поименованы в этих списках по соответствующим производствам и цехам.

В соответствии с разделом XIII Разъяснений Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года № 5/8 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 производств, цехов, профессий и должностей работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года № 81/8, по Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, пенсии следует назначать, в том числе аппаратчикам по исследованию скважин как как операторам по исследованию скважин.

Список № 2 от 26 января 1991 года в разделе XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» в подразделе 2 «Добыча нефти, газа и газового конденсата» также предусматривает должность оператора по исследованию скважин (позиция 2130200а - 15832).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В пункте 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее восьмидесяти процентов рабочего времени.

Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 8 января 1992 года № 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР № 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 года № 235.

На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии с пунктом 4 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь приведенными положениями пенсионного законодательства, исходя из того, что заявленные в иске периоды работы истца электрогазосварщиком подтверждаются архивной справкой о работе в течение полного рабочего дня, при этом имели место до 01 января 1992 года, когда право на досрочное пенсионное обеспечение не было обусловлено определенным видом сварки и не требовало его документального подтверждения, вместе с этим объяснения истца о том, что он был занят на ручной сварке, не опровергнуты, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды его работы в указанной должности подлежали включению в специальный страховой стаж работы истца в тяжелых условиях при оценке его пенсионных прав и были исключены из этого стажа пенсионным органом необоснованно.

Как следует из архивной справки АООТ «Сахалинморнефтегаз» (правопреемник работодателя истца - Специализированного управления технологического транспорта (СУТТ)) от ДД.ММ.ГГГГ, основанием которой указаны личная карточка работника формы Т-2, приказы о приеме на работу, переводе и увольнении, а также личной карточки работника , выданной архивом ООО «РН-Сахалинморнетегаз», ФИО2 работал в СУТТ (<адрес> Сахалинской области - район Крайнего Севера) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оператора по исследованию скважин (без указания автоколонны). Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ и личной карточке работника , которые также выданы архивом ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», ФИО2 работал в Газодобывающем управлении «Сахалингаз» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оператором по исследованию скважин в структурном подразделении организации - автоколонна. Таким образом, в сведениях о работе истца в спорные периоды времени автоколонна указана в качестве места работы, не относится к наименованию самой должности, не свидетельствует о том, что истец работал в иной должности, не предусмотренной Списком .

Доводы истца о том, что работа оператором по исследованию скважин, которая подтверждена архивными справками о работе, осуществлялась им непосредственного на объектах добычи нефти и газа, в полевых условиях месторождений также не опровергнуты, согласуются с характером производственной деятельности организаций, в штате которых он состоял, и самим наименованием должности, поскольку газовая (нефтяная) скважина, являясь горной выработкой, сооружаемой на поверхности земли для освоения месторождений природного газа (нефти), по своему назначению может находится только на объектах добычи.

На основании изложенного, заявленные в иске периоды работы истца оператором по исследованию скважин также подлежат включению в его специальный страховой стаж по Списку , поскольку были исключены ответчиком из этого стажа необоснованно.

При установлении пенсий до 1 января 2002 года применялись нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которые в определенных случаях предусматривали возможность льготного исчисления общего и специального трудового стажа при определении права на пенсию. Так, в соответствии со статьей 94 данного Закона при подсчете общего трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчислялись в полуторном размере. Ни Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусматривают льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию. Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П установил, что нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Тем самым при определении права на трудовую (страховую) пенсию исчисление страхового стажа, имевшего место до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за ним Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования, в том числе в льготном порядке (независимо от продолжительности стажа на указанную дату).

При льготном исчислении в полуторном размере спорный стаж работы истца электрогазосварщиком и оператором по исследованию скважин составляет 03 года 08 месяцев 15 дней, специальный страховой стаж, учтенный ответчиком при оценке пенсионных прав истца, - 05 лет 00 месяцев 14 день (также исчисленный в полуторном размере, поскольку этот стаж имел место до 1 января 2002 года согласно данным о стаже от пенсионного органа), а в сумме - 8 лет 08 месяц 29 дней, то есть более половины от стажа, установленного для мужчин пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При таких данных, истец, при наличии у него указанного стажа работы с тяжелыми условиями и страхового стажа не менее 25 лет, на основании положений пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» об уменьшении возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года (60 лет для мужчин), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, а в данном случае - на три года, имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в 57 лет.

Вместе с этим, поскольку в рассматриваемом случае истец имеет необходимый общий страховой стаж, страховой стаж работы с тяжелыми условиями труда и стаж работы в районах Крайнего Севера (более 15 календарных лет), на основании части 2 статьи 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии (по пункту 2 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшается еще на 5 лет.

Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникло у истца со дня достижения возраста 52 лет (27 июня 2019 года), то есть на день обращения с заявлением о назначении пенсии 23 июня 2021 года такое право он уже имел.

С учетом того, что на день обращения в пенсионный орган истец имел необходимый страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», изложенный в решении об отказе в установлении пенсии от 19 августа 2021 года вывод о том, что право на страховую пенсию по старости у истца наступит в 59 лет с 27 июня 2026 года на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за работу в районах Крайнего Севера), не соответствует фактическим обстоятельствам дела и является незаконным.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой (страховой) пенсией считается день приема заявления о ее назначении (части 1, 2 и 3 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе «О страховых пенсиях» (статья 21, 22 закона) содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения.

При обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии истцом для подтверждения своего права были представлены необходимые документы, учитывая это, а также то, что решение суда должно быть понятным и исполнимым, обеспечивать реальное восстановление нарушенных прав заявителя, суд приходит к выводу о незаконности отказа в назначении пенсии истцу, возложении на пенсионный орган обязанности включить спорные периоды работы истца в тяжелых условиях в страховой стаж и назначить ему страховую пенсию по старости со дня его обращения с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку судом установлено право истца на страховую пенсию на день его обращения с заявлением о ее назначении, требование истца о признании права на назначение страховой пенсии по старости в возрасте 55 лет с 1 октября 2022 года подлежит отказу в удовлетворении. При этом, расчет стажа, произведенный истцом и приложенный к иску, суд находит неверным, поскольку он не соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в соответствии с которыми уменьшению подлежит возраст, предусмотренный статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один полный год за каждые полные 2 года и 6 месяцев работы с тяжелыми условиями, а в своем расчете истец уменьшает возраст, с которого по выводу пенсионного органа у истца наступит право на пенсию за работу в районах Крайнего Севера по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», и при этом не на полные годы, а еще и на месяцы и дни.

В соответствии с частью 5 статьи 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов.

Согласно статьям 88 и 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Истцом заявлены требования неимущественного характера, при подаче иска им уплачена госпошлину в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 300 рублей, что подтверждается платежным документом, представленным в дело.

На основании статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статья 98 ГПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»)

С учетом изложенного, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца возмещение расходов на уплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Сахалинской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в установлении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области включить в страховой стаж ФИО2 периоды его работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», электрогазосварщиком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оператором по исследованию скважин с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ФИО2 страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня его обращения с заявление о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 55 лет с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Взыскать с государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области в пользу ФИО2 возмещение расходов на уплату государственной пошлины при подаче иска в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Охинский городской суд в Сахалинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Охинского городского суда

Сахалинской области Разяпова Е.М.

Копия верна: Разяпова Е.М.