НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Охинского городского суда (Сахалинская область) от 22.01.2014 № 2-1630/2013

 Дело № 2-94/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

 22 января 2014 года                      г. Оха Сахалинской области

     Охинский городской суд Сахалинской области в составе:

     председательствующего судьи Хаирова Ю.И.,

     при секретаре ФИО2,

     с участием прокурора ФИО3, истца М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Охинского городского прокурора в интересах М. к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании незаконными действий по включению в счет-квитанцию оплаты «компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях по решению Арбитражного суда <адрес>», возложении обязанности исключить из счет-квитанции указанную оплату,

 у с т а н о в и л:

 ДД.ММ.ГГГГ Охинский городской прокурор в интересах М. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», в котором просит: признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по включению в счет-квитанцию М. за апрель 2013 года оплаты «компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях по решению Арбитражного суда <адрес>» незаконными; возложить на ответчика обязанность исключить из счет-квитанции строку «компенсация потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях по решению Арбитражного суда <адрес>». В обоснование иска указано, что ответчик является управляющей организацией жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проведенной проверки установлено, что в мае 2013 года управляющей организацией в счет-квитанции за апрель 2013 года включена строка «компенсация потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях по решению Арбитражного суда <адрес>», размер оплаты которой составил <данные изъяты> рублей 58 копеек. Вместе с тем, очередное (внеочередное) собрание собственников жилых помещений многоквартирного дома по решению вопроса о включении в счет-квитанцию за апрель 2013 года оплаты по компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях по решению Арбитражного суда <адрес>, не проводилось и решения по данному вопросу собственниками не принималось. Кроме того, указанная плата была установлена без учета надлежащего расчета по каждому конкретному дому и занимаемых гражданами жилых помещений, при том, что размер потерь электроэнергии в каждом доме, находящемся в введении управляющей компании не может быть одинаковым. В связи с чем, на основании обращения М. в Охинскую городскую прокуратуру по вопросу незаконности действий ответчика по включению в счет-квитанцию указанной суммы, прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах истца.

 Определением Охинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено открытое акционерное общество «<данные изъяты>».

 В судебном заседании участвующий в деле прокурор ФИО3, истец М. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Ответчик ООО «<данные изъяты>» и представитель третьего лица ОАО «<данные изъяты>», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, об уважительных причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.

 Поэтому суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика и не явившегося представителя третьего лица.

 Выслушав объяснения прокурора ФИО3, истца М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Пунктами 1,3 статьи 541 Гражданского кодекса РФ установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

 В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

 В силу статьи 290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

 Статья 161 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

 По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

 Согласно статье 155 Жилищного кодекса РФ граждане (арендаторы, наниматели, в том числе по договору социального найма, либо собственники жилых помещений) и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

 Частью 13 указанной статьи предусмотрено, что наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

 В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.

 Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что размер оплаты за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

 Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306 утверждены Правила установления и определения нормативов коммунальных услуг, которые определяют порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе, электроснабжения.

 Согласно пункту 2 указанных Правил «норматив потребления коммунальных услуг» - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

 Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункт 3 Правил).Пунктами 27, 29 Правил установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды. Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.

 Таким образом, при отсутствии приборов учета электрической энергии при расчете размера платы учитываются не только объемы электрической энергии, потребляемой в индивидуальной квартире, но и потери электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях, а также объемы электрической энергии, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

 В соответствии с разделом 6 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, размер платы за коммунальную услугу предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулами, приведенными в приложении №2 этих Правил.

 Так, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.

 Из материалов дела следует, что М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, согласно договору управления многоквартирным домом № 1, управляющей организацией указанного жилого дома является ООО «<данные изъяты>». Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>» в пользу ОАО «<данные изъяты>» взыскан основной долг в размере 880 363 рублей 93 копеек, состоящий из денежной суммы, направленной на компенсацию потерь во внутридомовых сетях. Данная сумма согласно ответу директора ООО «Гарант» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № была разделена на количество лицевых счетов и выставлена в квитанции на оплату (л.д.13), в том числе истцу М. за апрель 2013 года в размере <данные изъяты> рублей 58 копеек с указанием в счет-квитанции строки «компенсация потерь электрической энергии по решению суда». При этом, коллективным (общедомовым) прибором учета указный жилой дом не оборудован и истица не была извещена ответчиком в установленном законом порядке о предстоящем включении в счет-квитанцию указанной выше строки.

 Разрешая заявленные Охинским городским прокурором требования, суд исходит из того, что согласно приведенным выше нормам собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме обязаны вносить плату за электроснабжение, в состав которой входит: электрическая энергия, потребленная гражданами в жилых помещениях, электрическая энергия, израсходованная на общедомовые нужды и потери в электрической сети. Вместе с тем, расчет потребленной электроэнергии, включая потери должен соответствовать действующему законодательству.

 Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Частью 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

 В соответствии с частью 2 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса РФ непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

 Ответчику неоднократно предлагалось представить в судебное заседание расчет компенсации потерь во внутридомовых сетях многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе составленный на жилое помещение, собственником которого является истица. Однако доказательств, свидетельствующих о правомерности включения в счет-квитанцию М. оплаты в размере <данные изъяты> рублей 58 копеек ответчиком не представлено.

 Суд учитывает, что наличие долга у ответчика за потребленную электроэнергию, взысканного по решению Арбитражного суда Сахалинской области правового значения для рассматриваемого дела в порядке статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ не имеет, поскольку данным решением разрешен спор между двумя хозяйствующими субъектами, коммерческими организациями, жители многоквартирных домов участия в этом деле не принимали, а поэтому никаких прав и обязанностей для граждан, тем более по оплате потерь во внутридомовых электрических сетях, исходя из какого-либо норматива потребления, оно не устанавливает.

 В то же время, суд полагает необходимым отметить, что поскольку управляющая организация ответственна за надлежащее содержание общего имущества в доме, решение вопроса пользования таким имуществом, предоставление коммунальных услуг (статьи 161, 162 Жилищного кодекса РФ), она осуществляет и использование электроэнергии на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии), а также несет ответственность перед собственниками жилых помещений за исправное состояние электросетей и энергоустановок, находящихся в общем пользовании жильцов дома, объем потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях находится в прямой зависимости от деятельности данной организации, следовательно управляющая организация несет ответственность за рациональное и обоснованное расходование данного коммунального ресурса перед собственниками жилых помещений, заключивших договор управления дома с такой организацией.

 В силу требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» именно управляющая организация как лицо ответственное за содержание многоквартирного дома в данном случае обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

 При таких обстоятельствах, учитывая, что в нарушение части 13 статьи 155 Жилищного кодекса РФ ответчик не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, не проинформировал собственника жилого помещения в многоквартирном доме о включении в счет-квитанцию оплаты за потери электрической энергии во внутридомовых сетях, а также не представил доказательств, свидетельствующих о правомерности выставления М. оплаты за потери во внутридомовых электрических сетях в размере <данные изъяты> рублей 58 копеек, заявленные Охинским городским прокурором требования подлежат удовлетворению.

 Поскольку требования Охинского городского прокурора, освобожденного от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, удовлетворены государственная пошлина, подлежащая взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ «Охинский» в соответствии с абзацем 3 пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, составляет <данные изъяты> рублей.

 Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 р е ш и л:

     исковые требования Охинского городского прокурора в интересах М. удовлетворить.

     Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» по включению в счет-квитанцию М. за апрель 2013 года оплаты «компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях по решению Арбитражного суда <адрес>».

     Возложить на общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» обязанность исключить из счет-квитанции М. за 2013 год строку «компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях по решению Арбитражного суда <адрес>».

     Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в бюджет муниципального образования городской округ «Охинский» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

 Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Охинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Решение в окончательной форме принято 27 января 2014 года.

 Судья Охинского городского суда Ю.И. Хаиров