НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Одинцовского городского суда (Московская область) от 08.07.2021 № 2А-6597/2021

Дело №2а-6597/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«08» июля 2021г. г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Мироновой Т.В.,

при секретаре Шармолайкине М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Маркив Инны Владимировны к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации об оспаривании бездействий (действий), обязании совершить действия по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов,

УСТАНОВИЛ:

Маркив И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным действий (бездействий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и директора Департамента развития социального страхования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Чикмачевой Л.Ю., об обязании совершить действия по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов путем направления ее обращения в Государственную инспекцию труда, в Пенсионный Фонд РФ, с предоставлением письменного ответа о принятых мерах по устранению и выявлению причин нарушения, а также о направленных запросах.

В обоснование заявленных требований истец указала, что с целью защиты своих прав 12.03.2021 года направила в Министерство труда и социальной защиты РФ обращения по факту нарушения ФИО7 трудового и федерального законодательства, в ответ на который получила письмо Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ за подписью директора Департамента развития социального страхования Чикмачевой Л.Ю., согласно которому ее обращения были перенаправлены в Фонд социального страхования РФ вместо того, чтобы устранить нарушение законодательства РФ. Не согласившись с данным ответом, истец обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Административный истец в судебное заседание не явилась, направила представителя, которая административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административных исковых требований.

Заинтересованное лицо: Фонд социального страхования РФ представителя в суд не направило, извещено.

Исследовав материалы административного дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного производства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что с 06.05.2019г. административный истец трудоустроен в ФИО8

В 2020г и 2021г. административному истцу были оформлены листы нетрудоспособности по болезни.

Как указывает Маркив И.В., при подготовке документов в ФНС РФ на получение имущественного вычета было выяснено, что ФИО9 неправильно рассчитал пособия по временной нетрудоспособности за период с 09.07.2020г. по 07.04.2021г., поскольку неверно учтен общий трудовой стаж, страховой стаж, годовой доход и средний дневной заработок.

12 марта 2021 года на официальный сайт Минтруда России Маркив И.В. направила обращение, в котором просила провести проверку и принять меры к ФИО10, который неверно рассчитал пособия по временной нетрудоспособности, отказывается производить перерасчет, не реагируя на заявления, и выплачивать пособия.

Данное обращение было зарегистрировано 15.03.2021г. за №ОГ-13306.

Письмом за подписью Директора Департамента развития социального страхования Чикмачевой Л.Ю. от 15.03.2021г. за №17-1/ООГ-396 обращение Маркив И.В. было перенаправлено в Фонд социального страхования РФ для рассмотрения.

С вышеуказанным решением о перенаправлении обращения административный истец не согласна, ссылаясь на п.2 Постановления Правительства РФ от 31.05.2012г. №535 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации». Полагает, что перенаправление обращение нарушает ее законные права и интересы.

Вместе с тем, суд не может согласиться с указанными выше доводами административного истца, по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 №610, Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, оплаты труда, занятости населения и безработицы, пенсионного обеспечения, социального страхования, социальной защиты населения, социального обслуживания населения и не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (пункт 1, 7)

Согласно пункта 5.7.5. Положения о Министерстве, Минтруд России в рамках своих полномочий осуществляет прием граждан, своевременное и полное рассмотрение их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Согласно пункту 9 Положения о Министерстве, структурными подразделениями Минтруда России являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства.

В соответствии с пунктами 1, 3, 6.1, 6.48 Положения о Департаменте развития социального страхования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного приказом Минтруда России от 11.09.2012 № 179, департамент развития социального страхования является структурным подразделением Минтруда России и обеспечивает деятельность Министерства по обеспечению функции Министерства по нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, вырабатывает предложения по определению государственной политики в сфере обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по вопросам тарифной политики в отношении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, осуществляет рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, отнесенным к ведению Департамента.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской

Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом № 59-ФЗ.

В силу положений части 2 статьи 8, части 1 статьи 12 Федерального закона №59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

Действия государственного органа при рассмотрении обращения гражданина определены статьей 10 Федерального закона №59-ФЗ. По смыслу пункта 4 части 1 статьи 10 во взаимосвязи с пунктом 5 части 1 той же статьи и частью 3 статьи 8 Федерального закона №59-Ф, государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Обращение административного истца поступило на официальный сайт Минтруда России 12.03.2021 и было зарегистрировано в установленные Федеральным законом № 59-ФЗ сроки 15.03.2021 за № ОГ-13306.

В указанном обращении Маркив И.В. просила провести проверку и принять меры в отношении ФИО11, который, по ее мнению, неправильно рассчитал пособие по временной нетрудоспособности, а также отказываеся производить перерасчет пособия.

Как указано выше, Минтруд России в силу пункта 7 Положения о Министерстве не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона №59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 данного Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 4.2 Федерального закона № 255-ФЗ, страховщик имеет право проводить проверки правильности выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок, а также обязан бесплатно консультировать страхователей и застрахованных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Минтруд России в силу пункта 2 Положения о Министерстве осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Порядок осуществления Минтрудом координации и контроля деятельности, находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации установлен Регламентом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным приказом Минтруда России от 27.03.2013 № 123н).

В соответствии с пунктом 7.15. Регламента поступившие в Министерство обращения, относящиеся к вопросам деятельности федеральной службы или государственных внебюджетных фондов, директора департаментов Министерства направляют в федеральную службу или государственные внебюджетные фонды в соответствии с их компетенцией и информируют об этом заявителей.

Обращение административного истца о проверке правильности расчета пособия по временной нетрудоспособности было направлено по компетенции на рассмотрение в Фонд социального страхования Российской Федерации, о чем Маркив И.В. была проинформирована письмом Минтруда России от 15.03.2021 Х 17-1/ООГ-396.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что права Маркив И.В., гарантированные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом № 59-ФЗ не нарушены, поскольку ее обращение было рассмотрено Минтрудом России в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим данные правоотношения.

При этом, само по себе несогласие Маркив И.В. с содержанием ответа на свое обращение не может свидетельствовать о незаконности действий (бездействия) Минтруда России при рассмотрении ее обращений, поскольку суд не вправе осуществлять проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом, а также предрешать существо решения, которое должно быть принято государственным органом в связи с обращением гражданина.

Данная позиция отражена в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 27.09.2016 №236 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в котором указано, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в части признания незаконным действия (бездействий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и директора Департамента развития социального страхования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Чикмачевой Л.Ю.

Суд также не находит оснований для удовлетворения требования об обязании Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации совершить действия по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов путем направления обращения в Государственную инспекцию труда, в Пенсионный Фонд РФ, с предоставлением письменного ответа о принятых мерах по устранению и выявлению причин нарушения, а также о направленных запросах, по вышеизложенным основаниям, а также ввиду следующего.

Государственная инспекция труда в городе Москве не является территориальным органом Минтруда России или подведомственной Минтруду России организацией.

Государственная инспекция труда в городе Москве (далее - Инспекция) в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в городе Москве, утвержденным приказом Роструда от 31.03.2017 № 232, является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим ее полномочия, предусмотренные данным Положением, на территории города Москвы (пункт 2).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, согласно Положению о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), в полномочия которой входит осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний о6 устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона № 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Административный истец, в рамках реализации вышеуказанного права, вправе самостоятельно обратиться в Государственную инспекцию труда в городе Москве с соответствующим заявлением.

Руководствуясь ст. ст. 14, 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Маркив Инны Владимировны к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации об оспаривании бездействий (действий), обязании совершить действия по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов путем направления обращения в Государственную инспекцию труда, в Пенсионный Фонд РФ, с предоставлением письменного ответа о принятых мерах по устранению и выявлению причин нарушения, а также о направленных запросах – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд АДРЕС в течение месяца со дня постановления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.В. Миронова